Историко-краеведческая викторина на тему «Симбирский край — наш край родной»
ОГКОУ СКО школа-интернат № 26 V вида г.Ульяновска
МО учителей гуманитарного цикла
Конспект проведения
историко-краеведческой викторины
на тему
«Симбирский край – наш край родной»
Учитель истории и граждановедения
Тулупова Лариса Сергеевна
Ульяновск, 2015
Аннотация
Данное мероприятие было подготовлено и проведено в рамках недели предметов гуманитарного цикла, организованной в школе с 10.03.2014 по16.03.2015 г. Выбор данной тематики мероприятия обусловлен его взаимосвязью с работой 5 классов в 2014-2015 уч.году над проектом «Легенды Симбирского края», а также необходимостью изучения в школе краеведческого компонента в рамках преподавания курса истории.
Кроме того, данная историко-краеведческая викторина является частью такого актуального направления воспитательной работы, как патриотическое воспитание учащихся.
Тема мероприятия: «Симбирский край – наш край родной».
Форма мероприятия: историко-краеведческая викторина.
Дата проведения: 11.03.2015
Место проведения: ОГКОУ СКО школа-интернат № 26 V вида
Цель: обобщить, систематизировать и обогатить знания учащихся об истории родного края.
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания учащихся об истории Ульяновской области;
- обогатить знания учащихся о символике, достопримечательностях, топонимике Ульяновской области;
- воспитывать интерес к истории родного края;
- развивать чувство любви к своей Малой Родине.
Учебно-наглядный комплекс:
- мультимедийный проектор;
- экран;
- компьютер;
- тексты задания «Письмо из прошлого»;
- листы А2 для работы над заданием «Достопримечательности Ульяновска», фотографии достопримечательностей (2 комплекта);
- ручки (4 шт.);
- набор фломастеров и карандашей (2 комплекта).
Ход мероприятия:
1. Организационный момент (30 сек.)
Приветствие, эмоциональный настрой.
2. Чтение учащимися 5 а класса отрывка из стихотворения П.Александрова «Симбирск» (3 мин.).
(Учащиеся 5 а класса по очереди читают наизусть первые 5 четверостиший - по одному четверостишию стихотворения:
Он стоит в красоте живописной своей
Высоко над окрестными селами.
Только крыши домов, да макушки церквей
Поднялись над садами веселыми.
Величавая Волга, царица-река,
И Свияга лазурная, чистая
Близ него проложили свои берега,
И зеркальна их гладь серебристая...
Чуть займется заря - оне обе в огне,
И краса его в них отражается,
И, ласкаясь, его обнимают оне,
Эти тихие реки-красавицы.
За Свиягой деревни, а дальше - луга
В безраздельном просторе теряются.
Их зеленый ковер разорвала река
И капризно течет, извивается.
Как гляжу я на город с соседних лугов
Под лучами заката румяными,
Вспоминаю я были минувших годов
И беседы веду с поселянами.
Чтение стихотворения сопровождается презентацией с видами старого Симбирска).
- Спасибо, ребята, садитесь.
3. Постановка цели (1 мин.)
- Наше мероприятие мы начали отрывком из стихотворения Петра Александрова, которое было написано поэтом к 250-летию Симбирска в далёком 1898 году. Много времени прошло с тех пор: и выглядит наш город теперь по-другому, да и называется не Симбирск, а … (Ульяновск).
Давайте же сегодня вспомним, как сказал поэт, «были минувших годов» - вспомним историю нашего родного Симбирского края.
4. Викторина «Знаешь ли ты историю родного края?» (10 мин.).
- А начнём мы с разминки - викторины «Знаешь ли ты историю родного края?». И пройдёт она в форме соревнования команд 5 а и 5 б классов.
(Проводится викторина, сопровождаемая презентацией. Команды отвечают по очереди.
Вопросы викторины:
В каком году был основан наш город? (в 1648 году).
Какое название раньше носил Ульяновск? (Синбирск (с 1780 года - Симбирск).
Что означает первое название нашего города – Синбирск? («Священная гора»).
Кто был основателем нашего города? Назовите имя и фамилию. (Бодан Хитрово).
В каком году Симбирск был переименован в Ульяновск? (в 1924 году).
В честь какого политического деятеля Симбирск был переименован в Ульяновск? (В память об уроженце нашего города Владимире Ульянове (Ленине).
Вспомните, сколько рек и речушек (наземных и подземных) протекает по территории Ульяновской области? (158 рек)
Вспомните название реки, вытекавшей из озера, на месте которого сейчас бьёт Маришкин родник. (Река Симбирка, озеро Маришкино)
Вопрос на знание внешнего вида флага Ульяновской области.
Вопрос на знание внешнего вида герба Ульяновской области.
Вопрос на знание внешнего вида Николиной горы и её истории.
Вопрос на знание внешнего вида флага Ульяновска.
Вопрос на знание внешнего вида герба Ульяновска.
Вспомните название посёлка в Ульяновской области, означающего, в переводе с татарского, «десять лекарств» («Ун-дару» - Ундоры).
- Молодцы, ребята!»
5. Выполнение задания «Письмо из прошлого» (12 мин.)
- В моих руках оказалось вот такое вот старинное письмо – написано на бересте – коре берёзы, как когда-то писали наши предки. Это письмо якобы написано 12-летним мальчиком Алёшей, жившим в нашем городе в далёком 19 веке. Пишет он своему другу Коле в Москву. Вот содержание письма. (Учитель читает письмо под сопровождение мелодии из к/ф «Белое солнце пустыни»:
Здравствуй, Коля!
Пишет тебе твой друг Алёша из Симбирска. Я учусь, по-прежнему живу на ул.Ленина, в самом центре нашего старинного города. Сейчас идёт 1848 год, поэтому совсем скоро наш город будет праздновать свой 300-летний юбилей.
Давненько ты к нам не приезжал, хотя здесь ехать не так уж и долго: сел вечером в Москве на поезд – и утром ты уже в Ульяновске! Ну, да ладно, скоро лето, надеюсь, увидимся. Снова вместе пойдём купаться на Волгу, прогуляемся по городу – пройдёмся по нашим любимым улицам Полбина, Толбухина, Матросова… Сходим к памятнику основателя нашего города Бориса Хитрово, съездим в Ундоры (говорят, там недавно был найден скелет древнего ящера – кажется, Симбирозавра). Съездим на Николину гору (она ведь потому так и называется, что приезжают отдыхать Николаи со всей страны). Так что жду тебя с нетерпением.
Чуть не забыл! Нам, наконец-то, провели Интернет, и теперь мы можем общаться по «Скайпу».
Твой друг Алёша.
11 марта 1848 года
- Ну, как вам письмо? Как вы думаете, оно настоящее? А вот и задание. Вам сейчас нужно будет ещё раз перечитать текст этого письма и найти в нём ошибки: каких фактов, изложенных в письме, не могло быть? Что в письме является выдумкой и чего не могло происходить в то время, когда якобы было написано это письмо. Обратите внимание: письмо было написано в 1848 году. Ошибки вам нужно будет подчеркнуть красным фломастером и подготовить развёрнутый ответ: почему это ошибка? Как должно быть на самом деле? И т.д. А затем мы проверим, как вы справились с заданием.
(Учащиеся выполняют задание, подчёркивая в тексте исторические неточности и фактические ошибки, подготавливают аргументированный ответ. Затем команды по очереди отвечают. Сопровождаю ответы учащихся презентацией, иллюстрирующей достоверные сведения:
- ул.Ленина в 1848 году не было, т.к.Ленин только родился в 1870 году;
- в 1848 году Симбирску было 200 лет, т.к.основан он был в 1648 году;
- на поезде в 1848 году Коля не мог бы приехать, т.к., хотя в России железная дорога появилась в 1837 году, железнодорожная линия через Симбирск была открыта только в 1898 году;
- Ульяновском город стал в 1924 году, до этого был Симбирском;
- в 1848 году не могло быть улиц Полбина, Матросова и Толбухина, т.к. эти улицы получили своё название только в 20 веке в честь героев ВОВ;
- основателя Симбирска звали Богдан Хитрово;
- древнего ящера, чей скелет был найден в Ундорах, учёные назвали Ундорозавром,;
- Николина гора так названа потому, что в 1522 году на ней явился старец Николай Чудотворец, спасший тогдашнее Промзино (ныне Сурское) от набега кочевников;
- конечно же, ни Интернета, ни «Скайпа» в 19 веке не было).
6. Задание «Достопримечательности Ульяновска» (10 мин.).
- Ну, что же, вы довольно хорошо знаете историю нашего родного края. А знаете ли вы достопримечательности нашего города? И вот последнее на сегодня задание. Вам предстоит создать плакат, рекламирующий достопримечательности нашего города. Представьте, что вы работаете в туристической фирме и вам нужно привлечь в наш город как можно больше туристов. Поэтому на этом плакате вы должны будете не только правильно разместить фотографии с достопримечательностями нашего города под названия этих достопримечательностей, но и подобрать такие слова о родном городе, которые прославляли бы его, воспевали его красоту и историю и привлекли бы в наш город как можно больше гостей. Итак, выполняем.
(Учащиеся выполняют работу на отдельных листах формата А2, затем по одному из представителей группы презентуют свою работу).
7. Итоги мероприятия (1 мин.).
- Молодцы, ребята, вы замечательно сегодня поработали, показали себя настоящими знатоками истории родного края и патриотами. Что нового вы узнали об Ульяновске? (…). Напоминаю вам, что мы с вами продолжаем нашу работу по проекту «Легенды Симбирского края», ищем легенды о нашей Малой Родине, которые дадут нам ещё больше знаний о нашем родном Симбирском крае.
8. Прослушивание Гимна Ульяновской области (2 мин. 30 сек.)
- И закончить наше мероприятие я хотела бы презентацией с видами нашего Ульяновского – Симбирского – края и Гимном Ульяновской области. Мы уже с вами смотрели эту презентацию, поэтому, кто помнит слова нашего с вами гимна, – подпевайте. А как нужно слушать Гимн? (стоя). (Учащиеся слушают аудиозапись хорового исполнения Гимна Ульяновской области, сопровождаемую презентацией с видами Ульяновской области).
- На этом наше мероприятие закончено. До свидания!