Эссе «История и мифы: проблема создания у учащихся объективной картины Великой Отечественной войны»

3
0
Материал опубликован 13 September 2019

Никитина Надежда Александровна,

учитель истории и обществознания

МКОУ Садовская СОШ № 2,

Аннинского района,

Воронежской области

Эссе: «История и мифы: проблема создания у учащихся объективной картины Великой Отечественной войны».


«История нужна нам не для того, чтобы разобраться, что и как происходило в прошлом, а для того, чтобы ожившее прошлое объяснило нам, кто мы есть, и открыло бы путь в будущее».

Аллан Блум

Современная эпоха выдвигает новые проблемы и вопросы. Изменившееся общество по-новому относится к прошлому, отдельным его событиям. Наиболее уязвимой школьной дисциплиной является история. Шире стала предметно-информационная среда. Содержание предмета выходит за рамки учебных пособий: телевидение, радио, интернет за последнее время значительно увеличили поток информации. Появились разные точки зрения на одни и те же события. Доступность получения и передачи сведений порождает, порой, возникновение недостоверных знаний, выдаваемых за истину. Раскрываются архивы, находятся новые свидетельства, позволяющие пересмотреть ход события, изменить отношение к нему и его роли в ходе общеисторического процесса. Некоторые политические круги преднамеренно фальсифицируют отдельные события прошлого. Так постепенно рождаются мифы, претендующие на господство в официальной истории. А задача профессионального историка, в том числе и школьного учителя, который сеет первые ростки исторических знаний, уметь преподнести историю объективно.

Одним из событий XX века, породившим множество мифов, стала Великая Отечественная война. В чем причины столь пристального внимания к данному периоду? Кто заинтересован в пересмотре событий героического прошлого нашей страны? Причин, на мой взгляд, несколько:

во-первых, рост международного авторитета и престижа России вызывает опасение у некоторых западных политиков и стремление принизить ее роль в мировой истории;

во-вторых, стремление зарубежных оппонентов к разобщению российского общества, что должно привести, по их мнению, в конечном счете, к его ослаблению;

в-третьих, желание Запада оправдать собственное, порой агрессивное поведение по отношению к России.

Как же сформировать в сознании современной молодежи, и прежде всего школьников, объективную картину, создать верное представление о вкладе советского народа в освобождение мира от фашизма, о героизме и мужестве советского солдата, о самоотверженном труде стариков, женщин и подростков, ковавших победу в тылу? Для учеников первых десятилетий послевоенного времени такими уроками были рассказы ветеранов, участников или очевидцев сражений или оккупации, кадры кинохроники или художественные фильмы, созданные вчерашними фронтовиками. Сегодня отечественный кинематограф предлагает новые художественные ленты о войне, где, по большей части, на первый план выходят спецэффекты, мощь военной техники, сила оружия как основа превосходства над противником.

Для успешного освоения любого школьного исторического материала необходима система действий:

    Возрождение и сохранение существующих семейных традиций и ценностей. Становление и развитие личности происходит, прежде всего, в семье. Каждый ребенок и взрослый должен знать свои корни, историю жизни предков, их вклад в развитие Отечества. И если ребенок с детства слышал рассказы о жизни своих дедов и прадедов, подкрепленные фотографиями, письмами, наградами и иными вещественными источниками, то он никогда не поверит ни в один миф, предлагаемый даже самым публичным и официальным источником.

    Особые требования к педагогу. Современный учитель должен обладать всеми возможными компетенциями для успешной педагогической деятельности, уметь применять разнообразные педагогические средства и технологии, способные пробудить у детей интерес к отечественной и мировой истории, стремление к поиску, открытиям, желание стать активным членом социума.

    Важнейшим каналом социализации индивида и развития личности является школа. Современная школа призвана обеспечить сотрудничество и диалог учителя и учеников, тесное взаимодействие и взаимное стремление к достижению общей цели: познанию истины и конкретных исторических фактов, которые должны стать достоянием большинства членов современного общества, и прежде всего молодежи. Одним словом, нынешнее образование должно использовать деятельностные подходы в обучении и воспитании на основе учета возможностей и потребностей личности ребенка.

Таким диалогом для педагогов нашей школы и для меня лично стала педагогика сотрудничества, которая предусматривает формирование активности, любознательности, творчества учащихся, умения в любой сложившейся ситуации принять правильное решение, привитие на основе исторического опыта России нравственных ценностей, побуждающих совершать добрые поступки, не оставаться равнодушным к проблемам окружающих людей, родного края, страны.

В нашей школе на всех ступенях обучения реализуются проекты, связанные с разными сферами деятельности семьи: экономика и творчество, досуг, семейные традиции и ценности, история семьи. Данные проекты направлены на активное вовлечение родителей в педагогическую практику. Под руководством учителей и при содействии родителей ребята создают семейные летописи, открывают неизвестные страницы истории своего рода и семьи.

К сожалению, школьная программа не обеспечивает глубокого изучения событий Великой Отечественной войны. Выход из данной ситуации мы находим во внедрении элективных и внеурочных курсов «Великая Отечественная война в истории моей семьи», «Спорные вопросы Второй мировой и Великой Отечественной войны», «Источники великой Победы», позволяющих подробнее изучить отдельные темы и интересующие детей вопросы, связанные с указанной темой. Данные курсы обеспечивают получение глубоких знаний о событиях Великой Отечественной войны, выяснить причины неоднозначности их оценок отечественными и зарубежными историками и политиками, воспитывать патриотизм и гражданскую ответственность.

Проблема воспитания гражданственности и патриотизма в настоящее время становится одной из актуальных в российском образовании. Государство всегда нуждалось в социально активных гражданах и поколении с высоким уровнем правосознания, готовым принимать непосредственное участие в решении важных общественных проблем, включая сохранение исторической памяти.

Подрастающее поколение должно не только владеть современными методами в решении социальных проблем, но и выполнять роль волонтёров, вовлекающих в эту деятельность широкие слои населения. В нашей школе действует волонтерский отряд «Спектр», одной из целей деятельности которого является стремление внести свой вклад в сохранение памяти о событиях Великой Отечественной войны и земляках, отдавших жизни на ратных полях.

В 2018 году нами был реализован проект «Свеча в ладони», призванный сохранению памяти об односельчанах, отдавших жизнь за свободу своей Родины, финалом которого стало траурное шествие и митинг памяти у мемориала воинам-односельчанам, погибшим в годы войны. Актуальность данного проекта для всех была очевидна. Кроме того, участие в проекте позволило каждому школьнику окунуться в социальную практику.

Для прочного усвоения учебного материала, урочную деятельность необходимо строить с применением разнообразных форм и методов, в ходе которой ребята в большей степени осуществляют исследовательскую работу, проводят анализ и сравнение, погружаются в события, благодаря чему легко могут разоблачить фальсификацию и воссоздать объективную картину событий. Это уроки-презентации, уроки-диспуты, «круглые столы», пресс-конференции, практикумы. Такие уроки имеют и большой воспитательный потенциал, рождают чувство гордости за героическое прошлое своего народа.

Важной и неотъемлемой составляющей изучения Великой Отечественной войны является посещение мест великих сражений. Летом 2018 года, накануне годовщины Курской битвы, группа наших ребят при поддержке настоятеля Богоявленского храма села Садовое отца Ярослава посетила пос. Прохоровку.

Ребята прикоснулись своими руками к Великой истории. Благодатная и многострадальная земля, политая кровью тысяч защитников! Третье ратное поле. Стройными рядами стоят танки на постаментах, и, глядя на них, невольно сознание воссоздает картину боя – кровопролитного и беспощадного. Вот она – живая нить, связующая поколения: тех, кто ценой собственных жизней отстоял свободу и независимость Родины, и тех, кто сегодня чтит память своих предков.

В храме Петра и Павла некоторые из ребят пытались найти имена своих близких, среди высеченных на мраморных плитах фамилий погибших в Курской битве.

Подобно Прохоровке, мы посетили места боевой славы города Воронежа: Песчаный лог, Чижовский плацдарм, памятник Славы, где находятся братские могилы, в одной из которых захоронено десять тысяч защитников города. Такие поездки оставляют неизгладимый след в сознании и душах детей.

Вера, духовность, патриотизм всегда были и остаются самыми надежными ориентирами в жизни. События Великой Отечественной войны объединяют народ России, укрепляют гражданское самосознание. Память о Великой войне, переданная потомкам - основа мирного сосуществования разных наций и народностей, развития диалога и сотрудничества всех стран земного шара.































Приложение


Сталинград на Дону – так называют битву за Воронеж.

Экскурсия по местам боевой славы Воронежской земли.


Траурный митинг «Свеча в ладони» у памятника воинам-односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Май, 2018 г.

Экскурсия в Прохоровку.

Музей Боевой славы Третьего ратного поля России

Музей бронетанковой техники


Звонница на Прохоровском поле

В храме Святых Апостолов Петра и Павла

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.