История Липецкой области в примерах и задачах

1
1
Материал опубликован 12 January 2016

Цикл уроков математики в 5 классе по истории Липецкой области

Урок № 2

ТЕМА УРОКА: История Липецкой области годы Великой Отечественной войны в примерах и задачах

ЦЕЛЬ УРОКА: Официальный сайт SMART BoardЗдесь будет файл: /data/edu/files/k1452546404.notebook (Презентация для интерактивной доски)

Получить новые знания об истории Липецкой области

Уметь применять комбинированные знания в области математики, истории, краеведения.

Задачи:

Формирование гражданских качеств личности посредством решения задач, содержащих историко-краеведческую информацию.

Привить интерес к достопримечательностям и истории родного края.

Развитие математической логики и мышления.

Воспитывать целеустремленность, организованность, ответственность.

образовательные (формирование познавательных УУД):  

научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «правила выполнения действий с натуральными и дробными числами»,

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность.

развивающие (формирование регулятивных УУД)

умение обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Оборудование: доска, проектор, сборник заданий «60 задач к 60-летию Липецкой области», пульты для голосования.

ХОД УРОКА:

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас.

Каждый человек должен обязательно знать историческое прошлое своей страны, того места, где родился и вырос. Мы должны помнить и ценить историю своей малой родины, а главное – делать всё, чтобы она жила и процветала. Кто-то из великих сказал: «Без прошлого нет будущего, без традиций нет народа».

Вы все знаете, что 2014 г. – юбилейный для нашей области. Скажите, какую дату совсем недавно отметила наша область?

Ответ детей: 60 лет (6 января)

Учитель:

Но изучать историю родного края мы можем не только на уроках истории и географии, а также на урокам математики, решая задачи, примеры, уравнения.

Учитель: Мы с вами учимся делать первые шаги в науку, первые открытия. Темой нашей проектно-исследовательской работы стала история Липецкой области. Проект, который выполнен учащимися вашего класса Наумовым Артёмом и Кукушкиной Аминой, так и называется «60 задач, посвящённых 60- летию Липецкой области». Напоминаю вам, что результатом проектной работы ребят стал сборник задач и интерактивная презентация. Решая задачи из этого сборника, мы с вами на одном из уроков познакомились с историей образования Липецкой области. Но прежде всего, давайте вспомним, что же вы узнали из прошлых наших уроков.

Отвечают дети

Учитель: На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с некоторыми фактами из истории нашей родной Липецкой области в годы Великой Отечественной войны. Но мы не только узнаем историю Липецкой области, так же повторим правила действия с натуральными и дробными числами. Вспомним правила решения уравнений.

Подумайте, как должна звучать тема нашего урока?

Ответ детей.

Учитель: Откройте свои тетради и запишите тему нашего урока:

«История Липецкой области в годы Великой Отечественной войны в примерах и задачах»

Учитель: Наш урок – это путешествие во времени. Давайте попробуем повернуть время вспять и вернуться в сороковые годы?

(Звук, слайд)

 Учитель: Как и вся страна, города и села Липецкой области во время войны понесли невосполнимые потери. Из 246 тыс. жителей Липецкой области, призванных на войну, больше половины этого количества не вернулись с неё.

Перед вами 3 направления. Каждому направлению соответствует своя цель, для достижения которой вам необходимо выполнить соответствующие задания. Я прошу вас разделиться на 3 группы в соответствие с вашими местами.

Выбираем направления.

Я прошу вас открыть свои сборники, найти и прочитать ваши задания и ответить, какая же цель стоит перед вашей группой.

Дети читают и ставят для себя цели.

----------------------------

Учитель: Но у нас всех есть одна общая цель, какая? (Получить новые знания по истории Липецкой области)

Итак, задание для каждой группы получено, цели поставлены. У вас есть 2 минуты на поиск решения. Начинаем работу.

Дети работают в группах.

Учитель: Ребята закончили работу.

В годы Великой Отечественной войны гитлеровцы дважды вторгались в пределы нашего края. Первый раз — при наступлении на Москву осенью 1941 года, когда они оккупировали Елец и были разгромлены в Елецкой наступательной операции. Второй раз — в июле 1942 г. при наступлении на Сталинград. Окончательно захватчики были изгнаны с нашей земли в 1943 г

Задача первой группы заключалась в том, чтобы узнать на какое расстояние продвинулись наши войска в ходе Елецкой операции. Для этого вам необходимо было решить уравнение. Ваша группа справилась с заданием?

Я приглашаю к доске представителя первой группы.

(у доски 1 человек с тетрадью решает уравнение с комментированием: Решим уравнение и узнаем, на сколько километров продвинулись наши войска в ходе Елецкой операции.

(х + 231) 6 – 178 = 1748)

Ответ: 90 км.

Учитель: Действительно, в результате Елецкой операции войска правого крыла Юго-Западного фронта продвинулись на 90 км, ликвидировали Елецкий выступ, окружили и уничтожили более 2 дивизий, тем самым нанесли серьёзное поражение 2-й немецкой армии. 

--------------------------------------------------------

Учитель: (Представитель второй группы выходит к доске). Ваша задача? (ответ пишут на Интерактивной доске маркером)

Узнайте, в честь кого из командующих группой войск во время Елецко-Ливенской наступательной операции была переименована улица Комсомольская площадь в г. Липецке. Для этого впишите буквы в таблицу в соответствие с ответами.

5767

615

23

1884

120200

25

5767

615

               

а) 682+1202 = /Т

б) 7045-1278= / К

в) 3005 40= /Е

г) 15375: 25= /О

д) 23 1+ 0 110 = /С

е) 46 – (12 -5) 3= /Н

Ответ: Костенко

Учитель: Фёдор Яковлевич Костенко возглавлял оперативную группу войск фронта в период Елецкой наступательной операции. Войска под командованием Костенко сражались под Киевом, Москвой, участвовали в Барвенково-Лозовской и Харьковской операциях. На слайде вы видите портрет Фёдора Яковлевича Костенко, карту Липецка, где показана улица, названная в честь него, табличку с названием улицы.

Учитель: Мало кто знает, что в 20-х годах в Липецке была организована секретная авиационная школа. Лётная школа в Липецке предназначалась для обучения русских лётчиков лётному военному искусству с помощью немецких военных специалистов. Втрой группе было дано следующее задание: На подготовку летного состава вооружённых сил Германии ежегодно выделялось 10 млн. марок, в среднем пятая часть из них шла на содержание липецкой авиашколы. Сколько марок выделялось немецкой стороной для содержания Липецкой секретной авиашколы? И кроме того перевести эту сумму в русские рубли по курсу на данный момент времени.

Решение задачи у доски. ( 1 марка – 82,17 рублей)

Ответ: 2 млн. марок (164 340 000 рублей)

Учитель: Ребята как вы думаете это много или мало?

Какую информацию вам необходимо было получить в Интернете, чтобы решить эту задачу? (узнать курс марки на данный момент времени).

Учитель: О высокой оценке ратных подвигов наших земляков говорит тот факт, что за подвиги в Великой Отечественной войне более 100 человек Липецкой области были удостоены звания Героя Советского Союза.

Давайте узнаем, точное количество лебедянцев получивших звание Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны.

Я попрошу вас приготовить пульты для голосования. Перед вами задача для самостоятельного решения.

Задания № 23. (решают устно, отвечают применяя пульты)

Ответ: 8 человек.

Проверка результатов.

Учитель. Ребята, скажите, что для вас значит Родина? (дети отвечают). Родина – это место, где мы родились, выросли, живём. Это наше село, наш район, наш край, а в широком понимании – это наша страна – Россия.

(видеоролик, на фоне учитель читает стихотворение)

Липецкий мой край (Павел Стеблецов)

Где вырос , где первые шаги
Я сделал поступью неровной
С малиной бабки пироги
Ел с молоком коровьим.

Край тонких липок и берез
Лугов, прудов, полей,
Край первых детских грез,
Тебя мне нет родней!

Куда б не занести судьбе
Меня порой, ты знай,
Что лучше просто места нет,
Чем Липецкий мой край!

На сегодня наш экскурс в историю Липецкой области закончен. Я надеюсь, что вам понравился наше путешествие во времени. Я хотела бы напомнить  вам, что в нашей школьной библиотеке имеются книги, из которых вы можете почерпнуть много полезной и интересной информации об истории нашего края (обзор литературы). Но наше путешествие не закончилось, впереди ещё много интересного. В следующий раз мы с вами совершим экскурсию по послевоенной Липецкой области.

Давайте подведём итог. Скажите, что же нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Дети отвечают.

Как вы думаете, мы с вами достигли поставленной в начале урока цели? Решили задачи?

(Оценки за урок)

Домашнее задание:

№ 20, 15 (найти второй способ решения уравнения) из сборника; творческое задание: найти информацию о том, сколько лебедянцев было призвано на фронт и сколько из них погибло и составить с этими данными математическую задачу.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо.

9 February 2016

Интересный урок

10 February 2016

Я тоже за то, чтобы дети знали историю своего края, а у Вас ещё эти знания расширяются на уроках математики.

12 February 2016

Спасибо за отзывы.

13 June 2016

Похожие публикации