История Липецкой области в примерах и задачах
Цикл уроков математики в 5 классе по истории Липецкой области
Урок № 2
ТЕМА УРОКА: История Липецкой области годы Великой Отечественной войны в примерах и задачах
ЦЕЛЬ УРОКА: Официальный сайт SMART BoardЗдесь будет файл: /data/edu/files/k1452546404.notebook (Презентация для интерактивной доски)
Получить новые знания об истории Липецкой области
Уметь применять комбинированные знания в области математики, истории, краеведения.
Задачи:
Формирование гражданских качеств личности посредством решения задач, содержащих историко-краеведческую информацию.
Привить интерес к достопримечательностям и истории родного края.
Развитие математической логики и мышления.
Воспитывать целеустремленность, организованность, ответственность.
- образовательные (формирование познавательных УУД):
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «правила выполнения действий с натуральными и дробными числами»,
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
умение обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Оборудование: доска, проектор, сборник заданий «60 задач к 60-летию Липецкой области», пульты для голосования.
ХОД УРОКА:
Учитель: Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас.
Каждый человек должен обязательно знать историческое прошлое своей страны, того места, где родился и вырос. Мы должны помнить и ценить историю своей малой родины, а главное – делать всё, чтобы она жила и процветала. Кто-то из великих сказал: «Без прошлого нет будущего, без традиций нет народа».
Вы все знаете, что 2014 г. – юбилейный для нашей области. Скажите, какую дату совсем недавно отметила наша область?
Ответ детей: 60 лет (6 января)
Учитель:
Но изучать историю родного края мы можем не только на уроках истории и географии, а также на урокам математики, решая задачи, примеры, уравнения.
Учитель: Мы с вами учимся делать первые шаги в науку, первые открытия. Темой нашей проектно-исследовательской работы стала история Липецкой области. Проект, который выполнен учащимися вашего класса Наумовым Артёмом и Кукушкиной Аминой, так и называется «60 задач, посвящённых 60- летию Липецкой области». Напоминаю вам, что результатом проектной работы ребят стал сборник задач и интерактивная презентация. Решая задачи из этого сборника, мы с вами на одном из уроков познакомились с историей образования Липецкой области. Но прежде всего, давайте вспомним, что же вы узнали из прошлых наших уроков.
Отвечают дети
Учитель: На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с некоторыми фактами из истории нашей родной Липецкой области в годы Великой Отечественной войны. Но мы не только узнаем историю Липецкой области, так же повторим правила действия с натуральными и дробными числами. Вспомним правила решения уравнений.
Подумайте, как должна звучать тема нашего урока?
Ответ детей.
Учитель: Откройте свои тетради и запишите тему нашего урока:
«История Липецкой области в годы Великой Отечественной войны в примерах и задачах»
Учитель: Наш урок – это путешествие во времени. Давайте попробуем повернуть время вспять и вернуться в сороковые годы?
(Звук, слайд)
Учитель: Как и вся страна, города и села Липецкой области во время войны понесли невосполнимые потери. Из 246 тыс. жителей Липецкой области, призванных на войну, больше половины этого количества не вернулись с неё.
Перед вами 3 направления. Каждому направлению соответствует своя цель, для достижения которой вам необходимо выполнить соответствующие задания. Я прошу вас разделиться на 3 группы в соответствие с вашими местами.
Выбираем направления.
Я прошу вас открыть свои сборники, найти и прочитать ваши задания и ответить, какая же цель стоит перед вашей группой.
Дети читают и ставят для себя цели.
----------------------------
Учитель: Но у нас всех есть одна общая цель, какая? (Получить новые знания по истории Липецкой области)
Итак, задание для каждой группы получено, цели поставлены. У вас есть 2 минуты на поиск решения. Начинаем работу.
Дети работают в группах.
Учитель: Ребята закончили работу.
В годы Великой Отечественной войны гитлеровцы дважды вторгались в пределы нашего края. Первый раз — при наступлении на Москву осенью 1941 года, когда они оккупировали Елец и были разгромлены в Елецкой наступательной операции. Второй раз — в июле 1942 г. при наступлении на Сталинград. Окончательно захватчики были изгнаны с нашей земли в 1943 г
Задача первой группы заключалась в том, чтобы узнать на какое расстояние продвинулись наши войска в ходе Елецкой операции. Для этого вам необходимо было решить уравнение. Ваша группа справилась с заданием?
Я приглашаю к доске представителя первой группы.
(у доски 1 человек с тетрадью решает уравнение с комментированием: Решим уравнение и узнаем, на сколько километров продвинулись наши войска в ходе Елецкой операции.
(х + 231) 6 – 178 = 1748)
Ответ: 90 км.
Учитель: Действительно, в результате Елецкой операции войска правого крыла Юго-Западного фронта продвинулись на 90 км, ликвидировали Елецкий выступ, окружили и уничтожили более 2 дивизий, тем самым нанесли серьёзное поражение 2-й немецкой армии.
--------------------------------------------------------
Учитель: (Представитель второй группы выходит к доске). Ваша задача? (ответ пишут на Интерактивной доске маркером)
Узнайте, в честь кого из командующих группой войск во время Елецко-Ливенской наступательной операции была переименована улица Комсомольская площадь в г. Липецке. Для этого впишите буквы в таблицу в соответствие с ответами.
5767 |
615 |
23 |
1884 |
120200 |
25 |
5767 |
615 |
а) 682+1202 = /Т
б) 7045-1278= / К
в) 3005 40= /Е
г) 15375: 25= /О
д) 23 1+ 0 110 = /С
е) 46 – (12 -5) 3= /Н
Ответ: Костенко
Учитель: Фёдор Яковлевич Костенко возглавлял оперативную группу войск фронта в период Елецкой наступательной операции. Войска под командованием Костенко сражались под Киевом, Москвой, участвовали в Барвенково-Лозовской и Харьковской операциях. На слайде вы видите портрет Фёдора Яковлевича Костенко, карту Липецка, где показана улица, названная в честь него, табличку с названием улицы.
Учитель: Мало кто знает, что в 20-х годах в Липецке была организована секретная авиационная школа. Лётная школа в Липецке предназначалась для обучения русских лётчиков лётному военному искусству с помощью немецких военных специалистов. Втрой группе было дано следующее задание: На подготовку летного состава вооружённых сил Германии ежегодно выделялось 10 млн. марок, в среднем пятая часть из них шла на содержание липецкой авиашколы. Сколько марок выделялось немецкой стороной для содержания Липецкой секретной авиашколы? И кроме того перевести эту сумму в русские рубли по курсу на данный момент времени.
Решение задачи у доски. ( 1 марка – 82,17 рублей)
Ответ: 2 млн. марок (164 340 000 рублей)
Учитель: Ребята как вы думаете это много или мало?
Какую информацию вам необходимо было получить в Интернете, чтобы решить эту задачу? (узнать курс марки на данный момент времени).
Учитель: О высокой оценке ратных подвигов наших земляков говорит тот факт, что за подвиги в Великой Отечественной войне более 100 человек Липецкой области были удостоены звания Героя Советского Союза.
Давайте узнаем, точное количество лебедянцев получивших звание Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны.
Я попрошу вас приготовить пульты для голосования. Перед вами задача для самостоятельного решения.
Задания № 23. (решают устно, отвечают применяя пульты)
Ответ: 8 человек.
Проверка результатов.
Учитель. Ребята, скажите, что для вас значит Родина? (дети отвечают). Родина – это место, где мы родились, выросли, живём. Это наше село, наш район, наш край, а в широком понимании – это наша страна – Россия.
(видеоролик, на фоне учитель читает стихотворение)
Липецкий мой край (Павел Стеблецов)
Где вырос , где первые шаги
Я сделал поступью неровной
С малиной бабки пироги
Ел с молоком коровьим.
Край тонких липок и берез
Лугов, прудов, полей,
Край первых детских грез,
Тебя мне нет родней!
Куда б не занести судьбе
Меня порой, ты знай,
Что лучше просто места нет,
Чем Липецкий мой край!
На сегодня наш экскурс в историю Липецкой области закончен. Я надеюсь, что вам понравился наше путешествие во времени. Я хотела бы напомнить вам, что в нашей школьной библиотеке имеются книги, из которых вы можете почерпнуть много полезной и интересной информации об истории нашего края (обзор литературы). Но наше путешествие не закончилось, впереди ещё много интересного. В следующий раз мы с вами совершим экскурсию по послевоенной Липецкой области.
Давайте подведём итог. Скажите, что же нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Дети отвечают.
Как вы думаете, мы с вами достигли поставленной в начале урока цели? Решили задачи?
(Оценки за урок)
Домашнее задание:
№ 20, 15 (найти второй способ решения уравнения) из сборника; творческое задание: найти информацию о том, сколько лебедянцев было призвано на фронт и сколько из них погибло и составить с этими данными математическую задачу.
Ольга
Горбачева Вера Александровна
Котухова Любовь Павловна
Ирина