Урок по географии в 6 классе «Природный комплекс на примере Липецкой области»

0
0
Материал опубликован 9 April 2016

Тема «Природный комплекс на примере Липецкой области» 6 класс

Цель: сформировать представление о природном комплесе на примере Липецкой области

Задачи:

  • сформировать понятие о ПК и его уровнях, понятие компонента, географической оболочки и биосферы;
  • развивать умение логически мыслить, анализировать, делать выводы, умение получать и осмысливать информацию из различных источников;
  • формируя знания о взаимосвязях в любом ПК, воспитывать бережное отношение к ПК.

Оборудование:

схема масштабов ПК,

картины о природе,

мультимедийное оборудование,

карта « Природные зоны».

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1.Фронтальный опрос:

- Какая бывает природа?

- Чем отличается живая природа от неживой?

- Взаимодействуют ли они?

- Везде ли природа может быть одинаковой? Почему?

-Перечислите оболочки Земли.

- Что называется атмосферой? Литосферой? Гидросферой?

- Как вы думаете, взаимодействуют ли между собой оболочки или существуют обособленно?

2. пересказ $49.

III.Сообщение темы и цели урока.

а) Эмоциональный настрой:

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм…

Немного хотелось бы сказать о планете Земля. Это уникальная планета, неповторимая по красоте своей природы.

Есть мать одна по имени природа!

У ней для всех хватает доброты,

И мы живем, запечатлев навеки

В душе ее прекрасные черты:

Поля, луга, леса, моря и реки.

Природа! Вода, воздух, яркий ковер лугов, тихий всплеск волны родной речки… Все это и есть природа.. « Кладовая солнца» - назвал ее М.Пришвин. Природа не только « колыбель» и поэтическая « школа» многих поэтов, писателей. Она душа стихов, без нее они не могут существовать, утрачивая всю свою неповторимость и очарование. Природа - источник, питающий и поэзию и лирические чувства поэта. Она рождает» песни дождей и черемух» и стихи « вишневым соком брызнувших в небо» и « чувственную вьюгу и « журавлиную тоску сентября».Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, оказывает благотворное влияние на его душу.

Лес: и он усталость снимет как рукой!

Когда не в силах совладеть с тоской

Побудь в лесу на солнечной поляне,-

И все печали снимет как рукой!

Когда мечтаешь о грядущем ты

И окрылит он все твои мечты.

Природа - это и арктические пустыни, леденящие душу, это и дремучие леса и бескрайние степи и раскаленные пески, это и голубые реки и огромные океаны, горы, водопады, балки, ручьи. Все это природа и человек часть ее.

IV.Изучение нового материала.

Какие фрагменты природы изображены. (слайд)

Попробуем описать эти картины.

По какому признаку вы определили, что это лес? Пустыня?

- Покажите на карте, где располагается зона лесов? Зона пустынь?

1.Для каждой территории земного шара можно указать, из каких присущих только ей « кирпичиков», т.е. компонентов она построена.

- Работа с учебником, стр. 154.!

Как называется часть природы? (компоненты).

- Перечислим компоненты природы (вода, воздух, рельеф, горные породы, растения, животные, почва)

- Могут ли компоненты находится изолированно или они взаимосвязаны?

(слайд, после картинки леса и пустыни)

Все природные компоненты взаимосвязаны и образуют природный комплекс. Различия между ПК проще всего заметить, наблюдая за растительностью. Она создает внешний облик ПК. Часто, когда человек рассказывает свои впечатления от природы какой либо местности и говорит о ее пейзажах, он, сам не подозревая, описывает именно ПК. Взаимодействуя, они формируют в каждой точке земного шара свой, неповторимый природный комплекс (от лат. complexus – «связь, сочетание»), или ландшафт.

2. Знакомство с ландшафтоведением (слайд).

Ландшафты Земли изучает специальная наука ландшафтоведение.

В его основе – учение о ландшафтах, созданное русским учёным Львом Семёновичем Бергом (1876—1950). Во многих ВУЗах России существуют кафедры ландшафтоведения. Элементы этой науки присутствуют и в школьной географии.

3. Что такое природный комплекс.

- Попробуем разорвать взаимосвязанную цепочку, будет ли у нас ПК.

-( ответы уч-ся)

Как все взаимосвязано в природе,

Разумно и неразделимо.

Вот ландыши- они не в поле бродят,

А с тенью лип нерасторжимы

И с шелестом берез зеленодымным

И с колокольчиком лиловым

И с флейтой иволги, и свистом соловьиным,

И с влажным воздухом медовым.

Мы еще раз подтверждаем, что все компоненты взаимосвязаны и при изменении 1 компонента ПК изменяется весь ПК.

ВЫВОД: В природе нет « вредных» и «полезных» организмов, каждый из них является необходимым компонентом ПК.

- Так, что же такое природный комплекс? Давайте прочитаем определение в учебнике и запишем его в тетрадь.

ПК – это закономерное сочетание компонентов природы: горных пород, воздуха, вод, растений, животных и почв на определённой территории.

 

4.Схема масштабов ПК. (слайд)

А) схема природного комплекса: заполнить самостоятельно.

Б)Природные комплексы отличаются по размеру: лес, луг, море, горы, океан, материк – всё это ПК.

Какие ПК встречаются в нашей местности? (локальные)

5. Знакомство с географической оболочкой.

Крупнейшим ПК Земли является Г.О. ( слайд «Глобальный ПК.»)

- Что является компонентами Г.О.

Три внешние оболочки Земли- литосфера, гидросфера и атмосфера- всегда были тесно взаимосвязаны. Теснее всего эти связи проявляются там, где существует жизнь. « Солнечная энергия» - основной « двигатель»процессов, происходящих в Г.О. В результате такого взаимодействия верхние слои литосферы, вся гидросфера и нижние слои атмосферы образовали единое целое- Г.О. Условия в г.о. оказались благоприятными для развития жизни. Появившиеся в ней миллиарды лет назад организмы начали развиваться и быстро распространяться. Они воздействовали на все компоненты географической оболочки. Живые организмы сами стали важнейшим компонентом Г.О. Они создали «живую» оболочку Земли- биосферу.

ГО – это оболочка, в которой взаимодействуют верхние слои литосферы, вся гидросфера, нижние слои атмосферы и вся биосфера. (запись в тетрадь)

6. Биосфера ( понятие биосферы): растения, животные, человек.

Биосфера – часть ГО, заселённая организмами и преобразованная в результате их жизнедеятельности. (запись в тетрадь)

Учение о биосфере создал наш соотечественник, выдающийся натуралист – мыслитель, академик Владимир Иванович Вернадский (1863 -1945). Он включал в биосферу все живущие на Земле живые организмы, а также неживое вещество, созданное или переработанное организмами. Биосфера непрерывно расширяется. Большая часть уже преобразована живыми организмами и превращена в биосферу.

- сообщение «Биография В.И. Вернадского»

Вывод: Природа очень сложный организм. Все ее элементы, живые и неживые, - одно целое, сложная система приспособленных друг к другу взаимодействующих и взаимосвязанных процессов. Они уравновешивают друг друга, пока эта система не нарушена.

7. Крупные ПК – материки и океаны. (слайд)

- Какие материки изображены на слайде? Показ на карте.

- Чем природные комплексы материков отличаются друг от друга?

- На каком материке представлен ПК нашей местности?

- Опишите природный комплекс нашей местности по плану.

 

План описания ПК.

1. Географическое положение местности.

2. Рельеф местности.

3. Климат.

4. Внутренние воды.

5. Почвы.

6. растительный и животный мир.

7. Природные зоны.

8. « С появлением человека на Земле

возникла сила, деятельность которой сравнима

по масштабам с естественным процессом.»

В. И. Вернадский

- Что подразумевал великий ученый.

Итак, человек является частью природы. Этот великий закон связи, дает широту действий человеку как +, так и -.

- В каком П.К. мы живем.( зона лесостепей). Показ на карте.

- Что можно сказать об этой зоне? (сообщение)

Лесостепь

Лесостепь — одна из зон, входящих в состав умеренного пояса. Главная особенность лесостепной зоны — это наличие полей и лесополос.

Климат лесостепи, как правило, умеренно-континентальный. Годовое количество осадков 600 мм в год. Иногда испаряемость практически равна осадкам. Зима в лесостепи умеренно мягкая, на долготе Москвы средняя температура января составляет −7 градусов в городе Харькове, Украина (южная граница лесостепи) примерно до −10 градусов в Орле, где начинается зона смешанных лесов. Иногда же в лесостепи зимой могут свирепствовать и суровые морозы, и мягкие зимы. Абсолютный минимум в зоне лесостепи обычно равен −36… −40 градусов.

Лето в лесостепи часто бывает жаркое и засушливое, особенно на юге лесостепи, однако в среднем оно всё же менее жаркое, чем в степной зоне. Иногда же оно может быть холодным и дождливым, но это редко. Чаще всего лето характерно непостоянной, нестабильной погодой, которая может быть самой разной, в зависимости от активности тех или иных атмосферных процессов. Средняя температура июля в зависимости от места расположения колеблется приблизительно от 18,5 градусов до 23 градуса Цельсия, однако вполне возможны сильные отклонения от этих величин в отдельные годы. Абсолютный максимум в лесостепи в зависимости от широты обычно составляет чуть ниже или около 40 °C в тени. Однако жара в лесостепи случается реже, чем сильные холода, в то время как в степной зоне — наоборот.

Одна из особенностей лесостепи в том, что флора и фауна лесостепи является средним между флорой и фауной зоны смешанных лесов и степной зоны. В лесостепи растут и засухоустойчивые растения, и растения, характерные для лесной, более северной, зоны. Это же касается и животного мира.

Растительный мир

Характерно сложное чередование на водоразделах живописных массивов лиственных лесов с участками разнотравных степей. В Европейской части России типичны светлые широколиственные леса из дуба (дубравы), липы, каштана, ясеня и др. В Сибири распространены островные мелколиственные березово-осиновые рощи.

Животный мир

В лесостепи нет особых, свойственных только ей видов животных. Типично степные виды (суслик, сурок, дрофа и др.) сочетаются и сосуществуют здесь с типично лесными представителями (белка, куница, лось) и тому подобное. Видовой состав меняется от степного к лесному при движении на север.

Охрана лесостепи

Природные ландшафты лесостепи подвергались очень сильному и длительному антропогенному воздействию, главным образом из-за плодородных почв. Большая часть лесостепи распахана и интенсивно используется под земледелие — традиционное занятие коренного населения. Местами ещё можно встретить отдельные уцелевшие участки лесостепи (см. Красноярская лесостепь). Для охраны и изучения лесостепи созданы национальные парки и заповедники, в том числе Приволжская лесостепь, Галичья гора, Воронинский заповедник и др.

Сообщение «Далёкое прошлое нашей области».

В далеком прошлом территория нашей области наполовину, если не более, была покрыта лесом.

Происхождение современной фауны области - сложный, длитель­ный процесс, связанный с теологической историей Земли, историей фор­мирования современных ландшафтов и их изменения в связи с ходом человеческой деятельности.

Животный мир области представляют свыше 60 видом млекопи-тающих,более 250 видов птиц, 30 видов рыб, 8 видов пресмыкающихся, ' тысяч видов насекомых и 8 видов земноводных. В 1987 году на территории области обитало около 100 лосей, 80 благородных оленей и косуль, '000 кабанов, около 1300 речных бобров. Есть и животные, занесенные в Международную «Красную книгу». Это - хорь, гладконосые летучие мы­ши, из птиц - дрофа, стрепет, орлы, краснозобая казарка и др.

Промысловое значение липецкой фауны невелико: рыбная ловля, охота на копытных и птиц строго ограничены.В наши дни лесные угодья занимают лишь 227,2 тысяч га oбщей площади области. Леса имеются во всех районах, но основная часи. и» средоточена в долинах Дона и Воронежа.

На территории области немало мест, где участки земной коры с присущим только им рельефом, так гармонично сочетаются с поверхностными водами, почвами и сообществами флоры и фауны, что невольно вызывают у нас восхищение и гордость. В науке такие места именую» природным комплексами. Животный мир.

Видовой состав фауны области многообразен. (Происхождение временной фауны области - сложный, длительный процесс, связанный геологической историей Земли, историей формирования современных ландшафтов и их изменения в связи с ходом человеческой деятельно», и» | На момент освобождения территории от ледникового покрова в нашей области жили животные тундры. Позднее, когда появились древесная растительность и луга, на территорию с юга и юго-востока пришли лесные животные. А когда с юго-запада и запада мигрировали широколистве нные леса, вместе с ними - и животные этих лесов. В леса пришли животные тайги. Лоси, кабаны, бобры, медведи, куницы, лисы, олени и др. млекопитающие населяли местность в изобилии. В связи с охотой и увеличен! площади их угодий, уменьшалось количество видов. Но эти же условия оказались благоприятными для обитания насекомых, грызунов.

На открытых местах (полях, лугах) обитают зайцы-русаки, мыши, землеройки. Поля привлекают много птиц (жаворонок, серая куропатка, перепел и др.). Множество насекомых лугов и полей являются кормом для них.

В лесах и кустарниковых зарослях, на вырубках животный мир разнообразен. Здесь обитают белка, заяц-беляк, много птиц (рябчик, теп глухарь, дятел, сова, синица, воробей, ворона).

Земноводных на территории области немного: тритоны, лягушки жабы. Распространена гадюка обыкновенная, из других пресмыкающихся обитают ужи и ящерицы.

В большом количестве и разнообразные насекомые (стрекозы, тли,мухи, комары, муравьи, бабочки).

V. Закрепление.

VI. Домашнее задание:

п.50, вопросы и задания на стр.155

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации