Урок по географии в 6 классе «Природный комплекс на примере Липецкой области»
Тема «Природный комплекс на примере Липецкой области» 6 класс
Цель: сформировать представление о природном комплесе на примере Липецкой области
Задачи:
- сформировать понятие о ПК и его уровнях, понятие компонента, географической оболочки и биосферы;
- развивать умение логически мыслить, анализировать, делать выводы, умение получать и осмысливать информацию из различных источников;
- формируя знания о взаимосвязях в любом ПК, воспитывать бережное отношение к ПК.
Оборудование:
схема масштабов ПК,
картины о природе,
мультимедийное оборудование,
карта « Природные зоны».
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1.Фронтальный опрос:
- Какая бывает природа?
- Чем отличается живая природа от неживой?
- Взаимодействуют ли они?
- Везде ли природа может быть одинаковой? Почему?
-Перечислите оболочки Земли.
- Что называется атмосферой? Литосферой? Гидросферой?
- Как вы думаете, взаимодействуют ли между собой оболочки или существуют обособленно?
2. пересказ $49.
III.Сообщение темы и цели урока.
а) Эмоциональный настрой:
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм…
Немного хотелось бы сказать о планете Земля. Это уникальная планета, неповторимая по красоте своей природы.
Есть мать одна по имени природа!
У ней для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки
В душе ее прекрасные черты:
Поля, луга, леса, моря и реки.
Природа! Вода, воздух, яркий ковер лугов, тихий всплеск волны родной речки… Все это и есть природа.. « Кладовая солнца» - назвал ее М.Пришвин. Природа не только « колыбель» и поэтическая « школа» многих поэтов, писателей. Она душа стихов, без нее они не могут существовать, утрачивая всю свою неповторимость и очарование. Природа - источник, питающий и поэзию и лирические чувства поэта. Она рождает» песни дождей и черемух» и стихи « вишневым соком брызнувших в небо» и « чувственную вьюгу и « журавлиную тоску сентября».Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, оказывает благотворное влияние на его душу.
Лес: и он усталость снимет как рукой!
Когда не в силах совладеть с тоской
Побудь в лесу на солнечной поляне,-
И все печали снимет как рукой!
Когда мечтаешь о грядущем ты
И окрылит он все твои мечты.
Природа - это и арктические пустыни, леденящие душу, это и дремучие леса и бескрайние степи и раскаленные пески, это и голубые реки и огромные океаны, горы, водопады, балки, ручьи. Все это природа и человек часть ее.
IV.Изучение нового материала.
Какие фрагменты природы изображены. (слайд)
Попробуем описать эти картины.
По какому признаку вы определили, что это лес? Пустыня?
- Покажите на карте, где располагается зона лесов? Зона пустынь?
1.Для каждой территории земного шара можно указать, из каких присущих только ей « кирпичиков», т.е. компонентов она построена.
- Работа с учебником, стр. 154.!
Как называется часть природы? (компоненты).
- Перечислим компоненты природы (вода, воздух, рельеф, горные породы, растения, животные, почва)
- Могут ли компоненты находится изолированно или они взаимосвязаны?
(слайд, после картинки леса и пустыни)
Все природные компоненты взаимосвязаны и образуют природный комплекс. Различия между ПК проще всего заметить, наблюдая за растительностью. Она создает внешний облик ПК. Часто, когда человек рассказывает свои впечатления от природы какой либо местности и говорит о ее пейзажах, он, сам не подозревая, описывает именно ПК. Взаимодействуя, они формируют в каждой точке земного шара свой, неповторимый природный комплекс (от лат. complexus – «связь, сочетание»), или ландшафт.
2. Знакомство с ландшафтоведением (слайд).
Ландшафты Земли изучает специальная наука ландшафтоведение.
В его основе – учение о ландшафтах, созданное русским учёным Львом Семёновичем Бергом (1876—1950). Во многих ВУЗах России существуют кафедры ландшафтоведения. Элементы этой науки присутствуют и в школьной географии.
3. Что такое природный комплекс.
- Попробуем разорвать взаимосвязанную цепочку, будет ли у нас ПК.
-( ответы уч-ся)
Как все взаимосвязано в природе,
Разумно и неразделимо.
Вот ландыши- они не в поле бродят,
А с тенью лип нерасторжимы
И с шелестом берез зеленодымным
И с колокольчиком лиловым
И с флейтой иволги, и свистом соловьиным,
И с влажным воздухом медовым.
Мы еще раз подтверждаем, что все компоненты взаимосвязаны и при изменении 1 компонента ПК изменяется весь ПК.
ВЫВОД: В природе нет « вредных» и «полезных» организмов, каждый из них является необходимым компонентом ПК.
- Так, что же такое природный комплекс? Давайте прочитаем определение в учебнике и запишем его в тетрадь.
ПК – это закономерное сочетание компонентов природы: горных пород, воздуха, вод, растений, животных и почв на определённой территории.
4.Схема масштабов ПК. (слайд)
А) схема природного комплекса: заполнить самостоятельно.
Б)Природные комплексы отличаются по размеру: лес, луг, море, горы, океан, материк – всё это ПК.
Какие ПК встречаются в нашей местности? (локальные)
5. Знакомство с географической оболочкой.
Крупнейшим ПК Земли является Г.О. ( слайд «Глобальный ПК.»)
- Что является компонентами Г.О.
Три внешние оболочки Земли- литосфера, гидросфера и атмосфера- всегда были тесно взаимосвязаны. Теснее всего эти связи проявляются там, где существует жизнь. « Солнечная энергия» - основной « двигатель»процессов, происходящих в Г.О. В результате такого взаимодействия верхние слои литосферы, вся гидросфера и нижние слои атмосферы образовали единое целое- Г.О. Условия в г.о. оказались благоприятными для развития жизни. Появившиеся в ней миллиарды лет назад организмы начали развиваться и быстро распространяться. Они воздействовали на все компоненты географической оболочки. Живые организмы сами стали важнейшим компонентом Г.О. Они создали «живую» оболочку Земли- биосферу.
ГО – это оболочка, в которой взаимодействуют верхние слои литосферы, вся гидросфера, нижние слои атмосферы и вся биосфера. (запись в тетрадь)
6. Биосфера ( понятие биосферы): растения, животные, человек.
Биосфера – часть ГО, заселённая организмами и преобразованная в результате их жизнедеятельности. (запись в тетрадь)
Учение о биосфере создал наш соотечественник, выдающийся натуралист – мыслитель, академик Владимир Иванович Вернадский (1863 -1945). Он включал в биосферу все живущие на Земле живые организмы, а также неживое вещество, созданное или переработанное организмами. Биосфера непрерывно расширяется. Большая часть уже преобразована живыми организмами и превращена в биосферу.
- сообщение «Биография В.И. Вернадского»
Вывод: Природа очень сложный организм. Все ее элементы, живые и неживые, - одно целое, сложная система приспособленных друг к другу взаимодействующих и взаимосвязанных процессов. Они уравновешивают друг друга, пока эта система не нарушена.
7. Крупные ПК – материки и океаны. (слайд)
- Какие материки изображены на слайде? Показ на карте.
- Чем природные комплексы материков отличаются друг от друга?
- На каком материке представлен ПК нашей местности?
- Опишите природный комплекс нашей местности по плану.
План описания ПК.
1. Географическое положение местности.
2. Рельеф местности.
3. Климат.
4. Внутренние воды.
5. Почвы.
6. растительный и животный мир.
7. Природные зоны.
8. « С появлением человека на Земле
возникла сила, деятельность которой сравнима
по масштабам с естественным процессом.»
В. И. Вернадский
- Что подразумевал великий ученый.
Итак, человек является частью природы. Этот великий закон связи, дает широту действий человеку как +, так и -.
- В каком П.К. мы живем.( зона лесостепей). Показ на карте.
- Что можно сказать об этой зоне? (сообщение)
Лесостепь
Лесостепь — одна из зон, входящих в состав умеренного пояса. Главная особенность лесостепной зоны — это наличие полей и лесополос.
Климат лесостепи, как правило, умеренно-континентальный. Годовое количество осадков 600 мм в год. Иногда испаряемость практически равна осадкам. Зима в лесостепи умеренно мягкая, на долготе Москвы средняя температура января составляет −7 градусов в городе Харькове, Украина (южная граница лесостепи) примерно до −10 градусов в Орле, где начинается зона смешанных лесов. Иногда же в лесостепи зимой могут свирепствовать и суровые морозы, и мягкие зимы. Абсолютный минимум в зоне лесостепи обычно равен −36… −40 градусов.
Лето в лесостепи часто бывает жаркое и засушливое, особенно на юге лесостепи, однако в среднем оно всё же менее жаркое, чем в степной зоне. Иногда же оно может быть холодным и дождливым, но это редко. Чаще всего лето характерно непостоянной, нестабильной погодой, которая может быть самой разной, в зависимости от активности тех или иных атмосферных процессов. Средняя температура июля в зависимости от места расположения колеблется приблизительно от 18,5 градусов до 23 градуса Цельсия, однако вполне возможны сильные отклонения от этих величин в отдельные годы. Абсолютный максимум в лесостепи в зависимости от широты обычно составляет чуть ниже или около 40 °C в тени. Однако жара в лесостепи случается реже, чем сильные холода, в то время как в степной зоне — наоборот.
Одна из особенностей лесостепи в том, что флора и фауна лесостепи является средним между флорой и фауной зоны смешанных лесов и степной зоны. В лесостепи растут и засухоустойчивые растения, и растения, характерные для лесной, более северной, зоны. Это же касается и животного мира.
Растительный мир
Характерно сложное чередование на водоразделах живописных массивов лиственных лесов с участками разнотравных степей. В Европейской части России типичны светлые широколиственные леса из дуба (дубравы), липы, каштана, ясеня и др. В Сибири распространены островные мелколиственные березово-осиновые рощи.
Животный мир
В лесостепи нет особых, свойственных только ей видов животных. Типично степные виды (суслик, сурок, дрофа и др.) сочетаются и сосуществуют здесь с типично лесными представителями (белка, куница, лось) и тому подобное. Видовой состав меняется от степного к лесному при движении на север.
Охрана лесостепи
Природные ландшафты лесостепи подвергались очень сильному и длительному антропогенному воздействию, главным образом из-за плодородных почв. Большая часть лесостепи распахана и интенсивно используется под земледелие — традиционное занятие коренного населения. Местами ещё можно встретить отдельные уцелевшие участки лесостепи (см. Красноярская лесостепь). Для охраны и изучения лесостепи созданы национальные парки и заповедники, в том числе Приволжская лесостепь, Галичья гора, Воронинский заповедник и др.
Сообщение «Далёкое прошлое нашей области».
В далеком прошлом территория нашей области наполовину, если не более, была покрыта лесом.
Происхождение современной фауны области - сложный, длительный процесс, связанный с теологической историей Земли, историей формирования современных ландшафтов и их изменения в связи с ходом человеческой деятельности.
Животный мир области представляют свыше 60 видом млекопи-тающих,более 250 видов птиц, 30 видов рыб, 8 видов пресмыкающихся, ' тысяч видов насекомых и 8 видов земноводных. В 1987 году на территории области обитало около 100 лосей, 80 благородных оленей и косуль, '000 кабанов, около 1300 речных бобров. Есть и животные, занесенные в Международную «Красную книгу». Это - хорь, гладконосые летучие мыши, из птиц - дрофа, стрепет, орлы, краснозобая казарка и др.
Промысловое значение липецкой фауны невелико: рыбная ловля, охота на копытных и птиц строго ограничены.В наши дни лесные угодья занимают лишь 227,2 тысяч га oбщей площади области. Леса имеются во всех районах, но основная часи. и» средоточена в долинах Дона и Воронежа.
На территории области немало мест, где участки земной коры с присущим только им рельефом, так гармонично сочетаются с поверхностными водами, почвами и сообществами флоры и фауны, что невольно вызывают у нас восхищение и гордость. В науке такие места именую» природным комплексами. Животный мир.
Видовой состав фауны области многообразен. (Происхождение временной фауны области - сложный, длительный процесс, связанный геологической историей Земли, историей формирования современных ландшафтов и их изменения в связи с ходом человеческой деятельно», и» | На момент освобождения территории от ледникового покрова в нашей области жили животные тундры. Позднее, когда появились древесная растительность и луга, на территорию с юга и юго-востока пришли лесные животные. А когда с юго-запада и запада мигрировали широколистве нные леса, вместе с ними - и животные этих лесов. В леса пришли животные тайги. Лоси, кабаны, бобры, медведи, куницы, лисы, олени и др. млекопитающие населяли местность в изобилии. В связи с охотой и увеличен! площади их угодий, уменьшалось количество видов. Но эти же условия оказались благоприятными для обитания насекомых, грызунов.
На открытых местах (полях, лугах) обитают зайцы-русаки, мыши, землеройки. Поля привлекают много птиц (жаворонок, серая куропатка, перепел и др.). Множество насекомых лугов и полей являются кормом для них.
В лесах и кустарниковых зарослях, на вырубках животный мир разнообразен. Здесь обитают белка, заяц-беляк, много птиц (рябчик, теп глухарь, дятел, сова, синица, воробей, ворона).
Земноводных на территории области немного: тритоны, лягушки жабы. Распространена гадюка обыкновенная, из других пресмыкающихся обитают ужи и ящерицы.
В большом количестве и разнообразные насекомые (стрекозы, тли,мухи, комары, муравьи, бабочки).
V. Закрепление.
VI. Домашнее задание:
п.50, вопросы и задания на стр.155