Выступление «История одной сказки» (сказки в деятельности детей раннего дошкольного возраста)
история одной сказкиPPTX / 12.7 Мб
/data/files/h1678028824.pptx (история одной сказки)«История одной сказки»
(сказки в деятельности детей раннего дошкольного возраста)
СЛАЙД 1
Добрый день! Меня зовут Наталья Алексеевна, я воспитатель 1 квалификационной категории общеобразовательной группы для детей раннего возраста (1,5 года) в МБДОУ «Детский сад №16».
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Ранний возраст – удивительное время, когда большинство детей произносит свои первые слова, переходит от первых слов к настоящей разговорной речи. Художественная литература отлично помогает расширить их словарный запас и обогатить речь новыми выражениями.
Методика знакомства детей с произведениями художественной литературы подразумевает многократное повторение этих произведений в сопровождении наглядного материала. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Например, произведения разных жанров: народные сказки («Репка», «Колобок»), небольшие стихотворения («Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» З. Александровой), песенки, потешки, загадки.
Учу детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действий в сказке, сочувствовать положительным героям. Свои эмоции дети с удовольствием отражают в других видах деятельности в течение всего пребывания в детском саду.
На примере одной сказки «Репка» я хочу познакомить вас с моим опытом работы. Условно работу по сказке можно разделить на 3 этапа:
1 этап – «Знакомство со сказкой».
2 этап – «Сказки в играх и повседневной деятельности детей».
3 этап – «Рассказывание эпизодов сказки».
СЛАЙД 2
1 этап – Знакомство со сказкой «Репка»
Первое знакомство происходит на занятиях по развитию речи.
Знакомство с русской народной сказкой «Репка» происходит с помощью чтения и рассказывания:
в сопровождении иллюстраций, различных видов театра;
совместное рассказывание с побуждением проговаривать слова и фразы сказки.
СЛАЙД 3
Рассматривая иллюстрации к сказке побуждаем детей находить на картинке и называть героев сказки, в соответствии с их возрастом и полом, описывать их действия и позы; называть признаки Репки, контрастные размеры, цвет, форму. Учить детей выражать свои эмоции с помощью жестов, мимики, сопереживать героям.
Слушая аудиосказки, учим детей слушать произведения устного народного творчества и понимать их смысл, называть и описывать персонажей. Развиваем артикуляционный аппарат, умение усваивать разнообразные интонации, произносить звукоподражание разной силой голоса (громко – тихо).
СЛАЙД 4
Беседуя про «Овощи на грядке» и рассматривая муляжи овощей, ведем диалог, уточняя размер, форму, цвет. Продолжаем развивать у детей понимание речи.
СЛАЙД 5
Применяя пальчиковое рисование «Репка с листочками» обогащаем и систематезируем знания о репке, указывая размер, форму и цвет овоща.
СЛАЙД 6
Следующий вид деятельности - лепка «Репка на грядке».
Здесь мы уточняем знания о репке, как о овоще. Стимулируем речь, произнося слова: репка, круглая, хвостик, желтая, листочек, зеленый, овощ. Расширяем понимание слов, обозначающих ярко выраженные признаки предмета (круглый, длинный, желтый, зеленый, большой, маленький)
СЛАЙД 7
Не забываем про физкультминутки. Вот одна из них: «Как мы рады!»
Способствуем накоплению словаря. Восстанавливаем работоспособность детей; улучшаем общее состояние; переключаем внимание с одной деятельности на другую.
СЛАЙД 8
Утренняя гимнастика «В огороде репка».
Укрепляем здоровье детей; учим выполнять движения и действия по подражанию действиям взрослого; учим детей выполнять действия по образцу и речевой инструкции. Расширяем запас понимаемых слов (огород, круглый, желтый, тянем, сочная)
СЛАЙД 9
2 этап – Сказки в играх и повседневной деятельности детей.
СЛАЙД 10
Подвижная игра «Репка - репонька».
Учим детей ходить по кругу, развиваем двигательную активность, выполнять движения в соответствии с текстом, воспитываем интерес к игре. Развиваем речь ребёнка, знакомим с новыми словами: посадили, вытащили, тянули и др.
СЛАЙД 11
Пальчиковая игра «Компот»
Развиваем мелкую моторику пальцев рук; создаем положительно-эмоциональный фон; поднимаем настроение.
СЛАЙД 12
Песня с движениями «Огородная – хороводная»
Учим детей ходить по кругу, развиваем двигательную активность, побуждая слушать текст песни и выполнять движения в соответствии с ним, воспитывать интерес к игре.
СЛАЙД 13
Наблюдение за посадкой лука
Знакомим с трудом людей. Формируем первоначальные представления об огороде (сажаем в землю, поливаем и т.д). Исследуем луковицу (где вершки, где корешки). Так как луковица похожа на репку, то делаем сравнение по форме, цвету.
СЛАЙД 14
Дидактические игры: С помощью игр «Чудесный мешочек», «Овощи», «Что растет в огороде» закрепляем понимание новых слов.
СЛАЙД 15
Через игру «Расставь по порядку» запоминаем последовательность появления персонажей; побуждаем понимать предложения и выполнять соответствующие действия: «поставь внучку за бабкой»; активизируем речь детей.
СЛАЙД 16
Дети очень любят играть в игру «Кто герой?». Активизируем в речи слова, обозначающие действия животных, подражаем их голосам; учим детей запоминать содержание сказки «Репка».
СЛАЙД 17
Настольно – печатные игры. Одна из них «В гостях у сказки» - побуждаем находить детей предметы и показывать их изображения, устанавливая ассициативные и смысловые связи.
СЛАЙД 18
3 этап – Рассказывание эпизодов сказки «Репка»
СЛАЙД 19
Занятия по развитию речи
Пересказ русской народной сказки «Репка»
совместное рассказывание с использованием персонажей настольного театра с побуждением проговаривать слова и фразы сказки
Инсценировка сказки «Репка»
Формируем любовь к сказкам, бережное отношение к животным.
СЛАЙД 21
Ранний возраст – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача – сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.
СЛАЙД 22