Статья «Мои инновации в обучении и воспитании детей раннего дошкольного возраста. Техника "Шерстяная сказка"»
Мои инновации в обучении и воспитании детей раннего дошкольного возраста.
«Все, что ребенок делает руками, — рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу — развивает его интеллект и творческие задатки». Масару Ибука
Ранний возраст – это время чудес и неожиданных открытий, ведь характерной особенностью этого периода жизни является высокая познавательная активность, развитие инициативных предметных действий. Каждый предмет обладает для ребенка огромной притягательной силой. Ребенок активно познает не только разнообразные предметы, но и их основные свойства – форму, цвет, величину, фактуру, вес, назначение, способы использования и др.
Л.С. Выготский разработал теорию, показывающую, как «через других мы становимся самими собой» , и сформулировал чрезвычайно важный тезис о том, что развитие ребенка направляет не «сила вещей», а «связь людей». Людей связывает деятельность, в недрах которой формируются отношения. При этом в деятельности важна не столько внешняя сторона процесса, сколько внутреннее содержание. По мысли Л.С. Выготского, содержанием образовательной деятельности является создание или преобразование материального объекта, в котором отражены все «страсти» деятельности (отношения между людьми) и «сгустки» культуры, воплощенные в объекте – амплификаторе развития. (Лыкова И.А., Кожевникова В. )
Именно таким амплификатором развития в нашем случае послужила шерсть
Во первых – это природные, экологически чистые материалы, общаясь с которыми детки получают тактильное удовольствие. У шерсти благоприятная энергетика. Она похожа на энергетику матери. Шерсть лечит человека. Шерсть – это практически единственный материал, который люди берут от природы, не нарушая при этом тонкой гармонии с ней, то есть, никого не убивая, и ничего не разрушая. Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. С первых дней жизни информацию о мире малыш получает от прикосновений своей мамы. Он трогает предметы, ощущая их фактуру, температуру. Накапливается опыт тактильной чувствительности, развивается тактильное восприятие, что, в свою очередь, стимулирует его умственную деятельность .
Инновационная составляющая Работа с шерстью всегда считалась прерогативой взрослых детей или в крайнем случае – старших дошкольников. Мы ввели этот материал в работу с детьми раннего возраста.
Проект реализуется через специально разработанные занятия. мы проводим по 1 занятию в месяц с подгруппой детей от 2 до 3 лет. Темами занятий были: «Угощение для птички», «Мячик для куклы Кати», «Рябинка», «Снеговик». В планах изготовить «Воробья», «Солнышко», «Гусеницу и жучка»
Основной прием – катание шариков, «колбасок» и соединение их в предметы. Еще один приятный бонус для ребенка в этой технике – возможность повозиться в воде, а ведь это любят все дети. Захватывающим моментов для детей является соединение взрослым частей, которые они сделали в одну фигуру, используя сухое валяние, специальные иголки. Всего несколько движений и на глазах детей возникает из «снежных» комков, которые они скатали сами снеговик или из шариков и «лепешек» - птица.
Но нам и этого показалось мало, и мы замахнулись на картины, нарисованные шерстью. Получились чудесные изображения! Вот опять чудо – 2-3 летние дети не могут нарисовать зимний или осенний лес красками или карандашами, а шерстью – легко.
Родители малышей тоже открыли для себя эту технику и дома с детьми выполнили поделки.
В заключении хотелось бы сказать, что работа с шерстью помогает обогащать тактильные ощущения, развивать мелкую моторику, фантазию и творчество, а также воспитывать интерес к творческим занятия.
Фролова Елена Николаевна
Кияйкина Наталья Федоровна