История развития психодиагностики
Тема : «История развития психодиагностики как науки в России и зарубежом»
2022
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………. 1. Истоки психодиагностики…………………………………………………. 2. Исторические аспекты развития психодиагностики в зарубежных странах………………………………………………………………………… 3. Развитие психодиагностики как науки в России: история и перспективные направления…………………………………………………. Заключение …………………………………………………………………… Список использованной литературы…………………………………............ | 3 5
8 12 1516 |
ВВЕДЕНИЕ
Изучение исторического пути науки – необходимое условие понимания ее современного состояния и актуальных задач, прогноза ее перспективных тенденций. Возникновение и развитие психодиагностики не может быть объяснено, исходя из самой по себе внутренней логики разработки общепсихологических проблем. Общественные запросы стимулировали появление и быстрое распространение прикладной психологии (и психодиагностики как ее составной части), острый интерес к методам, перспективным с точки зрения практика.
История науки – это и история изменений социально-экономических условий жизни людей; наука вплетена в жизнь общества, она представляет собой одну из форм человеческой деятельности и детерминируется развитием общества. Это относится и к психологической диагностике.
Актуальность темы связана с тем, что знания об истоках психологической диагностики, причинной обусловленности ее этапов и закономерностях исторического пути приводят к осознанию главных направлений ее развития, характера происходящих изменений и адекватной оценки ее возможностей в решении разных практических задач. Историческое видение, включение современных знаний в исторический контекст поможет новым поколениям ученых не повторять старых ошибок, избавляться от прошлых заблуждений и эффективно использовать те перспективные идеи и разработки, которые имелись у предшественников.
Объект исследования – теоретические основы психодиагностики.
Предмет исследования – исторические аспекты развития психодиагностики как науки.
Целью работы является рассмотрение исторических аспектов развития психодиагностики как науки в России и за рубежом.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- изучить истоки психологической диагностики;
- рассмотреть исторические аспекты развития психодиагностики за рубежом;
- провести анализ особенностей становления психодиагностики как науки в России и оценить перспективные направления ее развития.
В работе использованы такие методы исследования, как теоретический анализ литературных источников, систематизация, синтез и обобщение.
Истоки психодиагностики
Предпосылки психодиагностики как науки заложены в объективно существующих между людьми индивидуальных различиях, выделять и учитывать которые необходимо было даже нашим далеким предкам. Ведь для проведения, скажем, успешной охоты на крупного зверя требовалось известное распределение обязанностей между ее участниками исходя из их физических возможностей. В Библии отражены способы диагностики по особенностям поведения.
С давних времен люди пытаются создать упорядоченную систему для описания множества индивидуальных проявлений. Из античной эпохи до нас дошла работа Теофраста «Характеры» (372–287 гг. до н. э.), в которой описываются «типы», т. е. присущие некоторому множеству людей формы проявления личностных особенностей. Образно и лаконично представлены типы «скупого», «лгуна», «хвастуна» и др. Такие типологии выполняли диагностическую функцию, позволяя относить того или иного человека, в зависимости от его характерных черт, к определенному типу и в конечном счете прогнозировать его поведение.
Различные типологии, разрабатывающиеся с древних времен, несомненно, сыграли свою роль в появлении научной психодиагностики, путь развития которой: от типов темперамента Гиппократа – к Галену, который наделяет их нравственными характеристиками; затем к Канту, стремившемуся отделить свойства темперамента от других психических особенностей; и наконец – к таким современным типологиям, которые разрабатывались другими исследователями.
История древних цивилизаций представляет нам немало свидетельств использования разнообразных, порой весьма изощренных, способов обнаружения индивидуальных различий. Так, в Древнем Китае за 2200 лет до нашей эры уделялось значительное внимание вопросам отбора чиновников. Созданная в то время система отбора охватывала разные «способности» – от умения писать и считать до особенностей поведения в быту. Эти «тесты» совершенствовались на протяжении нескольких столетий.
Хорошо известно, что разного рода испытания широко практиковались в Древней Греции, Спарте, рабовладельческом Риме. В 413 г. до н. э. примерно 7000 уцелевших солдат Афинской армии, потерпевшей поражение на Сицилии, были брошены в каменные карьеры возле Сиракуз: для многих из них жизнь и освобождение из плена зависели от их способности повторить стихи Еврипида.
Приведем еще один пример, относящийся к Древней Греции. Выдающийся философ и математик того времени Пифагор в основанную им школу допускал лишь тех, кто прошел через череду сложных испытаний. Он придавал особое значение смеху и походке, полагая, что они отражают характер человека. Желающий учиться у Пифагора попадал (разумеется, не случайно) в разные экстремальные ситуации. Он должен был продемонстрировать присутствие духа, достоинство и ночью в страшной пещере, и выставленный на всеобщее осмеяние.
Стремление к обнаружению и учету индивидуальных различий в истории человечества прослеживается с незапамятных времен. Конечно, не все индивидуальные различия (например, физические, физиологические) изучаются психологической наукой. Предметом ее интереса являются в первую очередь индивидуально-психологические различия. Разумеется, будет явным преувеличением сказать, что в столь отдаленные от нас времена индивидуально-психологические качества служили основой отбора людей для той или иной деятельности. Однако, как ни парадоксально это звучит, именно тогда реализовался целостный подход, к которому мы стремимся и которого не можем достичь сегодня, глубоко «увязнув», например, в анализе взаимодействия физиологического и психологического. Вместе с тем нельзя забывать о том, что эта целостность была следствием несовершенства знания о человеке.
Таким образом, необходимость испытывать и оценивать индивидуально-психологические особенности людей для решения разнообразных практических задач была понята на заре истории человечества, однако история научной психодиагностики началась значительно позже. Психодиагностика как прикладная наука сформировалась не сразу, а прошла значительный путь развития и становления.
2. Исторические аспекты развития психодиагностики в зарубежных странах
Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX в. под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии. Первым ее источником стала экспериментальная психология, поскольку экспериментальный метод лежит в основе психодиагностических методик, разработка которых и составляет одну из задач психодиагностики. Психодиагностика выросла из экспериментальной психологии. А ее возникновение в 50-70-е гг. XIX в. связано с возросшим влиянием естествознания на область психических явлений, с процессом «физиологизации» психологии, состоявшим в переводе изучения психических фактов в русло эксперимента и точных методов естественных наук.
Понятие «тест» было введено английским психологом Френсисом Гальтоном. Именно его принято считать родоначальником психологического тестирования, так как с него начались массовые психодиагностические исследования. Чтобы избежать неточных учительских оценок, Ф. Гальтон пытался более точно измерить интеллект. Он разработал несколько несложных заданий (тестов). Результаты выполнения заданий, по его мнению, свидетельствовали об общем интеллектуальном развитии индивида. Однако эти задания с точки зрения практики оказались не совсем удачными, и даже сам Ф. Гальтон в дальнейшем признал этот факт.
Для обозначения именно психодиагностических методик слово «тест» впервые употребил американский психолог Джеймс Кеттел в своей статье «Умственные тесты и измерения» в 1890 г. Дж. Кеттел разработал большое количество различных тестов. Наиболее активно его тесты использовались в образовании, однако очень скоро выяснилось, что фактически отсутствует связь между результатами оценки интеллекта, полученными с помощью тестов, и независимой оценкой интеллектуального уровня учащихся педагогами.
Тестовые данные не согласовывались с успехами в обучении, что способствовало активизации поиска новых методов другими исследователями. В то же время Дж. Кеттел заслуженно считается основателем использования статистических (количественных) методов в психологии и, в частности, в психодиагностике, которые позволили этой отрасли опереться на точно измеренные знания.
Благодаря организаторской деятельности Дж. Кеттела в США начали создаваться специальные диагностическое комитеты, обусловившие развитие тестов в этой стране и мире в целом.
В 1897 г. по инициативе американского врача и психолога Йозефа Майера Райса было реализовано широкомасштабное использование учебных тестов в школах США. По результатам этого исследования был сделан вывод о том, что детей нужно не столько учить, сколько развивать их ум. Однако работы Й. М. Райса, несмотря на их новаторский характер, не были достойно оценены его современниками.
Американец Вильям Андерсон Макколл разделил тесты на педагогические и психологические. Психологические тесты были направленные на определение уровня интеллектуального развития.
Многие исследователи отдают пальму первенства в развитии тестов как методов диагностики французскому ученому Альфреду Бине. В 1896 г. им был описан тест интеллектуальных способностей, который, пусть и в измененном виде, но дошел до наших дней и широко используется во всем мире. По заказу правительства Франции А. Бине разрабатывал тестовые задания для дифференциации детей на способных и неспособных обучаться в массовой школе.
В сотрудничестве с Анри Симоном он провел серию испытаний по диагностике сложных интеллектуальных способностей – внимания, памяти, мышления – у детей разного возраста, начиная с трех лет, результаты которых легли в основу первой шкалы интеллектуального развития (1905). Тем не менее, самое большое развитие получила вторая редакция шкалы А. Бине, в которой был расширен возрастной диапазон, увеличено количество заданий и введено понятие «умственный возраст» как показатель интеллектуального развития (1908).
В 1916 г. Бине усовершенствовал шкалу измерения интеллекта, ставшую впоследствии стандартной и получившей название «Стенфорд-Бине».
В начале XX в. Гуго Мюнстенберг, работая по заказам крупных американских комиссий, создал тесты, которые стали в США, а затем и в Европе главным средством при отборе рабочих и служащих. Используя экспериментальные методы, Г. Мюнстенберг изучал утомление рабочих и школьников, вопросы профориентации, профотбора, особенности воздействия на личность.
Главным направлением развития тестологии были статистические исследования, построенные на выявлении взаимосвязи показателей, полученных с помощью широкого диапазона тестов.
Английский психолог Чарлз Спирмен разработал цикл статистических методов для измерения структуры интеллекта, а затем и других психических качеств.
Успехи в психологической и педагогической диагностике в 20–30-е гг. XX в. привели мир к «тестовому буму», когда диагностике интеллекта подвергался каждый учащийся в школе. Измерение интеллекта с помощью тестов рассматривалось как средство, позволяющее научно, а не эмпирически подойти к вопросам эффективного обучения, оценке достижений, профессионального отбора и т. п.
В 1960–70-х гг. в системе образования США возникли критериально-ориентированные тесты (КОРТы), которые позволяют оценивать, в какой степени испытуемые овладели необходимым учебным материалом. Этот вид тестов относится к тестам достижений.
В 1963 г. Роберт Гласер первым использовал термин «критериально-ориентированное измерение». В 1968 г. были описаны способы конструирования критериально-ориентированных тестов. В начале 1970-х гг. усилился интерес к практике критериально-ориентированного измерения. КОРТы отражали, что и как усвоено в процессе программированного обучения. С помощью КОРТа можно оценить, насколько человек готов к выполнению какой-либо деятельности, справится ли человек с определенной деятельностью и на каком уровне может быть выполнена определенная деятельность.
Таким образом, в зарубежной психологической литературе в настоящее время нет четко составленной периодизации развития психодиагностического направления, однако его появление принято связывать с созданием экспериментальной психологии. Несмотря на это, существуют описания последовательности развития психодиагностики как научной отрасли через вклад конкретных ученых, чья деятельность соотнесена с конкретным историческим временем.
3. Развитие психодиагностики как науки в России: история и перспективные направления
В отечественной психологии представлены 4 периода истории психодиагностики в России (рисунок 1).
Рисунок 1 – История психодиагностики в России
Наибольшее внимание в описании истории психодиагностики уделяется периодам конца XIX в. и 1920-1930 гг. Эти периоды рассматриваются в большинстве изученных источников. Почти половина найденной информации (42 % публикаций) относится к периоду 1920-1930 гг. и 25 % - к периоду конца XIX в (рисунок 2).
Рисунок 2 – Представленность разных периодов в истории России по количеству работ в области психодиагностики
Необходимо отметить, что первый период (конец XIX в.) не является собственно историей психодиагностики, он относится к ее предыстории и представлен в основном в работах по отечественной истории психологии.
Как уже говорилось выше, особенностью развития психологии в последней четверти XIX в. было внесение в нее экспериментальных методов исследования. Эта черта характерна и для русской психологии того времени.
В трудах И. М. Сеченова, начиная с 1863 г., последовательно формируется материалистическое понимание психической деятельности. Изучая материальный субстрат психических процессов, Сеченов построил рефлекторную теорию психической деятельности. Продолжателем его дела был И. П. Павлов, создавший теорию условных рефлексов и проложивший путь от объективных исследований по физиологии центральной нервной системы к изучению материальных основ психических явлений.
Взгляды И. М. Сеченова и И. П. Павлова оказали решающее воздействие на мировоззрение видного представителя естественно-научного направления в психологии В. М. Бехтерева (1857-1927). В. М. Бехтерев стремился выявить связь психической деятельности с мозгом, с нервными процессами, называл психические процессы «невропсихикой». По его мнению, изучение психики не может быть ограничено одной ее субъективной стороной.
Одна из первых значительных дореволюционных отечественных работ по психологическому тестированию, представляющая законченное самостоятельное исследование, была выполнена Г. И. Россолимо (1860-1928) в 1909 г. в Московском университете.
Определенный интерес с точки зрения развития новых форм тестирования представляет Измерительная шкала ума И. П. Болтунова (1928), положившего в основу своей работы шкалу Бине-Симона. Несмотря на известную аналогию со шкалой Бине-Симона, шкала Болтунова имеет специфические особенности: в ней модифицировано большинство заданий, введены совершенно новые задания, предложена новая инструкция и форма ее использования, определено время решения тестовых заданий, разработаны показатели возрастных ступеней.
Особое место в отечественных тестологических исследованиях замимают работы М. Ю. Сыркина, специально изучавшего проблему сопряженности показателей тестов одаренности и признаков социального положения.
Большой резонанс со стороны отечественных психологов получила публикация в 1982 г. перевода книги ведущего американского психодиагноста А. Анастази «Психологическое тестирование». В связи с этим, в это же время стали появляться адаптированные версии западных методик (Ф. Б. Березин, И. Н. Гильяшева, М. К. Акимова, Е, М. Борисова с соавт.). Стали разрабатываться оригинальные отечественные методики (Л. А. Венгер, А. Е. Личко, Д. Б. Богоявленская, К. М. Гуревич с соавт.).
Новый статус получила прикладная психология, и все возрастающее число практических психологов испытывают острую нужду в диагностических методиках, стимулируя развитие психологической диагностики.
Ближайшие перспективы развития отечественной психодиагностики состоят в дальнейшей разработке теоретических основ и принципов нормативной содержательной диагностики, а также в создании системы возрастной диагностики и коррекции психического и личностного развития, охватывающей весь период обучения ребенка в школе (принцип непрерывности). При этом требует специального внимания проблема «преемственности» диагностики развития, которая предполагает сопоставимость результатов тестирования, полученных на любом возрастном срезе, друг с другом с помощью специально разработанных единиц анализа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ни одна наука не возникает внезапно, на пустом месте. Еще задолго до ее появления образуется совокупность идей, представлений и суждений, основанных на вековом человеческом опыте познания себя самого и окружающего мир. Предпосылки психодиагностики как науки заложены в объективно существующих между людьми индивидуальных различиях, выделять и учитывать которые необходимо было даже нашим далеким предкам.
Зарубежная история психодиагностики с конца XIX века и по настоящее время изобилует работами в области тестологии, экспериментальной психологии и создании новых методик. В то время как известно, после 1936 г. отечественные исследования по психодиагностике были свернуты на несколько десятилетий, а новый всплеск интереса к проблемам психодиагностики наблюдался только в 60 – 80-е гг.
Несмотря на это, отечественные ученые внесли широкий вклад в развитие психодиагностики. Так, в период возрождения отечественной психодиагностики происходит развитие методологических основ психодиагностики, появляются публикации методологического характера, создаются наработки в области психометрики и статистики в психодиагностике.
Таким образом, становление и развитие психологического тестирования не оставалось без внимания российских психологов.
Сегодня, развитие привело исследователей к осознанию необходимости пересмотра ключевых понятий психодиагностики, разработки новых теоретических основ и принципов психологического тестирования. Следует отметить, что происшедшие за последние изменения в психодиагностике настолько существенны, что, по сути, мы можем говорить о ее обновлении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акимова, М. К. Психологическая диагностика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.
2. Батурин, Н. А. Современная психодиагностика России: преодоление кризиса и решение новых проблем [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-psihodiagnostika-rossii-preodolenie-krizisa-i-reshenie-novyh-problem?ysclid=la0zadu5hz672256637 (Дата обращения: 03.11.2022).
3. Борисова, Е. М. Современные тенденции развития психодиагностики // Педагогические науки и образование. – 2017. – № 2. С. 18.
4. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006. – 351 с.
5. Дудина, М. М. Основы психолого-педагогической диагностики: учебное пособие / М. М. Дудина, Ф. Т. Хаматнуров. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2016. – 190 с.
6. Пичугова, А. В. История психодиагностики в России // Психология. Психофизиология. – 2010. – № 3. – С. 32.
7. Психодиагностика: учеб.-метод. комплекс / авт.-сост. С. И. Баляев. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2018. – 221 с.