История русской ложки

0
0
Материал опубликован 22 October в группе

Исследовательский проект в младшей группе «История русской ложки»

Паспорт проекта:

1. Название проекта : «История русской ложки»

2. Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий.

3. Продолжительность проекта : краткосрочный.

4. Участники проекта : дети младшей группы, воспитатель, родители.


 Предполагаемый результат:

-Повышается познавательная активность детей;

-Проявляется интерес к предметам окружающего мира;

-Развивается мыслительная активность и творческие способности.


Актуальность проекта:

Каждый день мы встречаемся с ложкой. За завтраком, обедом, ужином. Есть немало поговорок о ложке: «Дорога ложка к обеду», «Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь», «У богатого ложка ковшом, у убогого ложка веселком», «Был бы обед, а ложка сыщется». Но так ли проста функция и история ложки? И мы с детьми решили побольше узнать о ложке.


Цель:

Формировать и развивать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке. Узнать историю происхождения русской ложки. Развитие любознательности, творческих способностей, эстетического восприятия.


Задачи:

1. Обогатить представления детей об истории возникновения ложки, ее видах и функциях.

2. Познакомить с ложкой как музыкальным инструментом.

3. Развивать творчество и фантазию детей.

4. Совершенствовать умения сравнивать и выделять нарядную ложку (цвет, узор). Учить находить признаки отличия ложки.


Проблемное поле:

Ежедневно мы используем ложки для приема пищи и не подозреваем сколько разной информации несёт этот столовый прибор. Важно обращать внимание детей на обычные вещи, например простую ложку, вызвать интерес к ней и желание узнать о ней как можно больше. Предложить им подумать«Как произошла ложка«Из чего она сделана?»

Данный проект позволяет расширить представление о ложке, как о многофункциональном предмете, связанном с историей и культурой нашей страны.



Определение приёмов и методов:

-Наглядные

-Словестные

-Познавательные

-Исследовательские

-Творческие


Виды деятельности, используемые при реализации проекта :

-Познавательно-исследовательская

-Коммуникативная

-Игровая

-Восприятие художественной литературы

-Изобразительная.




Этапы реализации проекта.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Познакомить детей с историей изобретения ложки. Подобрать художественную литературу для чтения. Подобрать ложки, картинки, иллюстрации для рассматривания с детьми. Задать вопросы детям : «Какие ложки есть в их семьях «Хранятся ли в их семьях расписные деревянные ложки «Есть ли у детей их личные ложки

ОСНОВНОЙ ЭТАП.

Вовлечение детей в различные виды деятельности: сбор коллекции разных ложек (совместно с родителями)

Аппликация «Укрась ложку», Лепка «Ложка для Жихарки», Рисование «В гостях у деревянной ложки».

Презентация сказки «Жихарка», чтение и заучивание стихов о ложке.

Дидактические игры«Разложи ложки по назначению»«Из чего сделаны ложки«Четвертый лишний».

Игры забавы«Пронеси-не урони!»«Передай ложку другу».

Детское экспериментирование с ложками : «Какая ложка холоднее«Какая ложка легче«Какая ложка не утонет

Слушание музыкальных народных произведений в исполнении ложкарей.

Игра на деревянных ложках.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Дети обогатили представление об истории возникновения ложек, о их функциях и разнообразии.

Познакомились с ложкой как музыкальным инструментом.

Выставка творческих детских работ по теме: «Ложка точеная, ручка золоченая».

В группе был создан с помощью родителей и педагогов мини-музей ложек.

На родительском собрании была показана презентация проекта.





История деревянной ложки.

Ложка – очень важный предмет в нашей жизни и без него невозможно обойтись. За завтраком или обедом вы берете в руки ложку, и никто, наверное, не задумывался, когда впервые появилась ложка и какой она была. А вы хотите узнать, что-то интересное о ложках? Тогда я приглашаю вас отправиться вместе со мной в путешествие «В историю деревянной ложки».

Ложки появились на Руси очень давно, еще за 3000 лет до нашей эры. Сначала их лепили из глины или выпиливали из костей животных, рогов баранов и козлов. В ход шли и морские раковины, и рыбьи кости. Ложки, сделанные из глины, были непрочные, они ломались и крошились, ложки, сделанные из камня, были тяжелыми и неудобными

Но самый распространенный материал для изготовления ложки – древесина. История деревянной ложки насчитывает много столетий и даже тысячелетий.

С древнейших времен в крестьянском быту до 20-х годов ХХ века деревянная ложка была основным столовым прибором, а также музыкальным инструментом или персонажем кукольного театра.

Деревянные ложки – Постучи-ка немножко.

Хочешь – вальс играй,

А хочешь суп – хлебай.

В самом начале мастера-ложкари или ложечники заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Ребята, вы слышали выражение – бить баклуши? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял ее часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится или бездельничает, говорят: «Бьет баклуши!»

А вот у опытного мастера процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки – «баклуши», занимал 20 минут. Изделия ложкарей пользовалось большим спросом. Для изготовления ложек использовали древесину липы, яблони, рябины и других деревьев.

На Руси деревянная ложка появилась по приказу князя Владимира в 988 году сразу же после крещения Руси.

Впервые деревянные ложки упоминаются в «Повести временных лет» в 996 году.

Ели деревянной ложкой не только бедные люди, но и купцы и бояре. В старину люди носили ложки в особых футлярах, за поясом или голенищем сапога. Без своей ложки в гости не ходили. Когда в дом входил гость, хозяин не спешил дать ему ложку, гость должен был достать свою ложку.

Матера-ложкари были в особом почете на Руси. Они делали ложки и продавали их на торгах. Конечно же, они были людьми состоятельными: тот, кто заполучить именную ложку, платил тройную цену. Гораздо больше ценились мастера, которые могли вырезать на ложке семейный герб.

Ложкарное мастерство передавалось из поколения в поколение, и каждая семья свято хранила секреты обработки древесины. Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали резьбой. Деревянные изделия на Руси были не только красивы, но и полезны. Считается, пища станет на много вкуснее и ароматнее, если ее есть деревянными ложками. К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время трапезы, то вы никогда не сможете обжечься горячей пищей. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровыми до самой старости.

Ложки для растирания пищи не покрывали лаком. Ложку дарили на новоселье, вместе с караваем хлеба с солью.

Ложками ели не только суп и кашу, а еще шалунов усмиряли. Когда кто-то из детей толкаться за столом начнет, разговаривать с набитым ртом или раньше отца в чугунок за едой полезет, тогда возьмет отец да своей ложкой прямо озорнику по лбу тихонько стукнет. Чтобы неповадно было за столом шалить. То есть в старину, как и сейчас, существовали особые правила поведения за столом. После каждого зачерпывания еды из общей миски ложку облизывали с обеих сторон и снова опускали на стол; лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола. Тот, кто не выпускал ложку из рук, считался прожорливым.

Соблюдались различные приметы, связанные с ложками. Нельзя было ставить ложку, так, чтобы она опиралась черенком на стол, а другим концом на тарелку, так как по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила. Нельзя класть на стол лишнюю ложку, иначе будет лишний рот или сядет за стол нечистая сила. К ложкам относились бережно.

Широко применялась ложка и в обрядовых действиях: в родильной обрядности, на поминках и разумеется во время свадебного ритуала ложка играла главенствующую роль. В календарной обрядности тоже использовали ложку. По традиции серебряную или золотую ложку дарили малышу на первый зубок.


Детское экспериментирование с ложками.

Эксперимент №1«Какая ложка горячее

Наливаем в ёмкость горячую воду и кладём туда ложки. Металлическая ложка быстро стала горячей, а деревянная нет. Это свойство называется теплопроводимость, то есть проводит тепло.

Вывод: Есть деревянной ложкой лучше, так как суп в ней будет быстрее остывать, и мы не обожжёмся.


Эксперимент №2 «Какая ложка не утонет

Кладем ложки в тазик с водой. Деревянная ложка осталась плавать, а металлическая утонула.

Вывод: Деревянная ложка легче металлической.


Эксперимент№3 «Какая ложка легче

Дети взвешивают деревянные и металлические ложки на руках и высказывают свои предположения.

Вывод: Деревянная ложка легче, так как дерево легче металла.


Дидактические игры:

«Разложи ложки по назначению»

Цель:

Формировать у детей умение применять столовую посуду по назначению.

Формировать представления детей о видовом многообразии однородных

предметов (ложек) - разных по размеру, форме. Развивать способы

ориентировки в пространстве (на бумаге) с помощью и предлогов (за, на); совершенствовать коммуникативные навыки в процессе взаимодействия взрослого с ребенком. Закреплять умение выстраивать сериационный ряд.

Закреплять знания определений: большой, средний (по меньше,

маленький (еще меньше).

Материал: карточки, ложки разной длины.


«Из чего сделаны ложки

Цель: Обогащение представлений детей о разных материалах, из которых изготовили ложки (дерево, пластмасса, железо)


«Четвертый лишний»

Цель: учить детей выделять из группы предметов лишний и доказывать правильность своего решения.

Задачи:

- закреплять умение классифицировать предметы и подбирать к ним обобщающие слова:

- обогащать знаний о предметном окружении;

- развивать память, внимание, мышление;

- воспитывать внимательность, умение соблюдать правила игры.

Материалы: конверт с карточками и фишками, магнитная доска, одна карточка и фишка с магнитной лентой.



Игры забавы:

«Пронеси-не урони!»

Цель: учить детей держать равновесие, работать в команде.


«Передай ложку другу»

Учить детей бегать, не наталкиваясь друг на друга.

ООД

Аппликация «Укрась ложку»

Цель: Учить детей украшать изображение ложки готовыми формами, располагать аппликацию в центре и на конце ручки;

Закреплять умение детей аккуратно работать с клеем, пользуясь клеенкой и салфеткой;

Материалы к занятию : силуэты ложек для украшения, формы для украшения ложки, клей, клеенки, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Маленький черпачок,

Красненький колпачок.

Три раза в день берется

И опять на место кладется.

- Трудная загадка?

А ответ на нее находится в волшебном мешочке. Дети на ощупь определяют, что находится в мешке.

Дети: Это ложка.

Воспитатель: Верно, это ложка. А из чего сделана эта ложка? Значит эта ложка какая?

Дети: Она сделана из дерева. Она деревянная.

Воспитатель: Для чего мы используем ложки?

Дети: С ее помощью мы едим.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения К. Нефедова «Ложка».

Я ложкой люблю, есть пирожное.

Варенье, повидло, мороженое,

Рассольник и кашу, бульон и окрошку.

Вот сколько всего можно вычерпать ложкой.

Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем с нашими красивыми ложками.

Игра «Постучи в ложки»

Дети бегают по кругу, ложки лежат на ковре в центре (на 2 меньше, чем детей). По сигналу взрослого дети берут две ложки и стучат в них. Кому ложек не хватило, становится в круг и танцует.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам стать художниками и самостоятельно украсить деревянную ложку.

Дети проходят на свои места к столику и украшают шаблоны готовыми узорами.

Рефлексия:

- Ребята, в старину к ложкам относились очень бережно: их берегли и передавали по наследству. Так же ложки дарили на праздники. И сегодня вы сможете подарить ложки своим близким.


Рисование «В гостях у деревянной ложки»

Цели: Учить детей расписывать ложки.

Задачи: Закрепить умение рисовать штампом. Учить детей рисовать узор в круге. Передавать сочетание цвета, фона и элементов узора. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции. Воспитывать любовь и уважение к людям труда.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие,

Все нарядные такие!

Проходите, не стесняйтесь,

Комфортно все располагайтесь,

Вот уже мы начинаем.

Чудо-ложку украшаем»

Дед с бабкой сидят за пустым столом

Дед: Есть охота, уж спросонок

в животе воркует голод.

Бабка достает кастрюлю и ставит перед дедом

Бабка: Вот те щи, да нету ложки,

поломались все немножко.

Дед: Я не буду не могу,

видно с голода помру.

Бабка: Ты когда- то молодой,

делал их на лад любой,

И теперь не поленись

в ножки дубу поклонись.

Дед: Делать не чего пойду,

не то с голода помру.

Дед уходит, возвращается с огромной ложкой

Бабка открывает рот пытается есть этой огромной ложкой, но не получается

Бабка: Эта ложка в рот не лезет,

старый, не смеши соседей,

Сделай хоть еще одну,

Не то со свету сживу.

Входит дед с новой нормальной деревянной ложкой.

Бабка: Эта ложка красота,

жаль, что белая она

ее надо расписать.

Дед: Это я не буду мать.

Я не стану не умею,

краской, кистью не владею.

Бабка: Так иди тогда к людям,

а еще лучше к детям,

Дед: Делать нечего, пойду,

Хоть покой я свой найду,

Загрызет меня старуха,

Если краски не найду.

Дед идет к детям и показывает им ложку.

Дед: Эй, ребята помогите,

Деду ложку распишите,

Не то с горя я помру.

Воспитатель: — Ребята, сможем мы помочь дедушке? А что мы можем сделать, как поможем?

Дети: украсить, расписать, раскрасить.

Воспитатель: -Ребята, проходите в нашу творческую мастерскую.

Воспитатель: Сегодня мы с вами мастера-художники по росписи ложек. Нужно постараться выполнить свою работу красиво, аккуратно. У каждого из вас плоскостная форма ложки.

Воспитатель: -Выберите, для себя ложку, которую хотите украсить для дедушки.

Воспитатель: -Постарайтесь пожалуйста, чтобы ложка получилась красивая, яркая., все необходимое для работы есть на столе.

Дед садится с ребятами за стол.

Воспитатель: — Какие вы молодцы ребята, теперь у дедушки будет много красивых, замечательных ложек: для супа, каши, компота и для других блюд.

Дед: Пойду бабку позову

Пусть увидит красоту.

Приходят дед с бабкой.

Дед: Ай, да ложка -красота,

Уж уважить старика,

Вы смогли ребята,

Бабка: Как из русской сказки ложка,

Хочешь щи, а хоть окрошку,

Будем ей мы дед хлебать,

Да детишек вспоминать.

Рефлексия.

Воспитатель: Чудо-сказку завершили,

Чудо-ложку подарили.


Лепка «Ложка для Жихарки»

Цель: Продолжать знакомить детей с предметами народного творчества, развивать творческое воображение.

Задачи: Формировать первичное представление об объектах окружающего мира.

Стимулировать интерес к работе; оценивать правильность предложения по схеме; следовать инструкциям воспитателя; использовать схемы в лепке поэтапно.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, я получила письмо от Жихарки для вас, давайте откроем и прочитаем письмо (читает письмо).

Здравствуйте, ребята! Я потерял свою любимую ложку, мне без нее никак не обойтись. Я прошу вас смастерить мне новую ложку

Воспитатель: Ребята, поможем Жихарке?

Дети: Да.

-Чтобы вылепить красивую ложку, нужно расправить ладошки, вот так (показ, взять пластилин, положить его на ладошку, другой ладошкой прикрыть (имитирует движение, раскатывает, и раскатать палочки.

Покажите мне, как вы будете раскатывать.

-А сейчас я раздам пластилин и мы будем работать (раздает пластилин).

Воспитатель показывает, как раскатывать, выполняет вместе с детьми. Затем после окончания работы, вместе с детьми вставляет черпачок, получается ложка.

Воспитатель: Как вы думаете, Жихарка обрадуется нашим ложкам? Теперь у него будет не одна любимая ложечка, а много.





Стихи про ложку

В. Берестов

А у нас есть ложка

Волшебная немножко.

На тарелочке – еда.

Не оставит и следа!

Кликнем ложку нашу –

Подберет всю кашу!

Это - ложка,

Это - чашка.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала –

Кашки гречневой не стало!


И. Храмова

Ложка – труженик простой,

Кран подъёмный городской.

Набирай скорей на ложку

Кашу, суп или картошку.

Поднимай быстрее грузы,

Отправляй их прямо в пузо.

Доедай всё сам до крошки,

Чтоб быстрей бежали ножки,

Чтобы ручки, глазки, ушки

Подрастали у Андрюшки.


Л. Разумова

Я дружу немножко

Со столовой ложкой.

Только ротик открываю,

Ложка с кашей заезжает,

Плюх! Ко мне на язычок,

Щёчки дружно чмок-чмок-чмок!

Все довольны: я, мой ротик

И мой сытенький животик!


Т. Цыбульская

- Вот и сладкий творожок,

Сьешь-ка ложечку, дружок!

- Творожок, конечно, сьем!

А вот ложки я не ем!


В. Левин

Стоял кораблик-ложка

В Картофельном порту.

Ушёл кораблик-ложка

С картошкой на борту.

Поплыл кораблик-ложка

С картошкой по волнам.

Плывёт кораблик-ложка,

А Лешка его:АМ

Стихотворение из сборника

Если Вас не посетит

За обедом аппетит

Надо вызвать ложку

Ложку-неотложку

Ложка мигом прилетит

В ароматной дымке

В ней приедет аппетит

В шапке-невидимке

А теперь нельзя зевать!

Постарайся поспевать!

За волшебной ложкой.

Рот пошире открывай

И смелее управляй!

Ложкой неотложкой :)

Посадим на ложку

Капустку, картошку — и спрячем!

Попробуй найди!

Не видно на ложке

Капустки, картошки.

И нет на тарелке — гляди!

Ну давай, Алешка!

Поработай ложкой!

Скушай все до крошки

И еще немножко.


С. Русановская

Серебряная ложка

Помятая немножко,

Блестящая и чёрная,

На талии узорная-

Старинная серебряная ложка.

Среди своих подружек-

Весёлых шумных ложек

Она всегда принцесса

И королева тоже.

И маленького Мишу

Всё кормит понемножку,

Всё королевской кашей

Серебряная ложка.

Кто у нас любимый самый?

Ложку первую за маму,

А вторую за кого?

- Да за папу твоего,

За кого же третью ложку?

- За веселую матрешку,

Сьешь за бабу,

Съешь за деду,

За мальчишку - за соседа,

За подружек и друзей,

Съешь побольше не жалей!

Съешь за праздник, шумный, яркий,

За гостей и за подарки,

За котёнка, за Тимошку

Эту маленькую ложку

И за рыжего кота,

Вот тарелка и пуста!

От обеда до обеда

Сева сущий непоседа.

Вот его мы отловили,

Усадили, закрепили,

Дали в руки три игрушки

(Уточку и погремушки).

Предлагаю Севе кашу

Головой в ответ он машет:

"Нет, мамаша, Вашу кашу

Вы себе на хлеб намажьте,

Дайте мне большую ложку,

Съем-ка я котлет с картошкой. ".

Обещанья, уговоры,

Пляски, игры, разговоры:

"Эту ложечку за маму,

Голову держи-ка прямо,

Эту ложечку за папу,

Все вокруг уже уляпал,

Эта ложка за соседа,

Эта ложечка за деда,

Две последних за бабулю. "

Так и съели всю кастрюлю.


О. Богдан

Я сегодня всем сама

Ложки к ужину дала.

Ложка первая себе,

Маме дам – их будет две.

Третью папе я кладу

Привыкаю так к труду.

Ложка бабушке – четыре,

Нет бабули лучше в мире.

Пятую котёнку дам,

Но Василий наш упрям.

Кот лакает молоко,

Кушать ложкой нелегко!

Он её не хочет знать,

Как его мне воспитать?

Ложку в лапы не берёт,

В молоке усы и рот.


Загадки про ложку

Я похожа чуть-чуть на лопатку,

На весло я похожа немножко,

Помогаю есть кашу ребяткам,

А сестра у меня — поварёшка.

(ложка)


Долго черпал экскаватор

Суп, картошку и салаты.

(ложка)


По моей тарелке

Лодочка плывёт.

Лодочку с едою

Отправляю в рот.

(ложка)


Не лопата, не совок,

Что захватит, то в роток;

Кашу, суп или окрошку…

Вы узнали? Это

(ложка)


Утром, вечером и днём

Соберёмся за столом.

Ждут нас каша, суп, окрошка.

А поможет есть их

(ложка)


Наварила мама кашки.

Положила кашку в чашки.

Будем кушать понемножку.

Только дайте, дайте

(ложку)

Чтоб есть суп – она большая.

И для каши есть такая.

Меньше чайная немножко.

Что это? Конечно …

(ложка)


Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю,

Но когда несу еду –

Мимо рта я не пройду.

Есть поменьше, есть большая,

Есть для кофе, есть для чая.

Чтоб поесть, хотя б немножко,

Мне нужна, конечно, ….

(ложка)


Море — мелко.

Берега — тарелка.

Посреди кипучих вод

В море тонет пароход.

Зачерпнул картошку-

Накормил Антошку.

Ура! Мель видна!

Море выпито до дна!

(ложка)


За обедом подают

Много вкусных, первых блюд —

Борщ, бульон и суп с горошком…

Их едят столовой (ложкой)


В руку мы её берём,

С супом в рот себе несём.

Только ешьте осторожно,

Суп горячий невозможно,

Ешьте, дети,понемножку,

Помогает есть нам…

(ложка)


За обедом суп едят,

К вечеру «заговорят»

Деревянные девчонки,

Музыкальные сестренки.

Поиграй и ты немножко

На красивых ярких.

(Ложках)


Пословицы и поговорки

Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама.

Без ложки и добрый едок станет.

Ложка не кошка, рта не оцарапает.

Ложку за окошко даром не выкинешь.

Красна ложка едоком, а лошадь ездоком.

Ложку за окошко даром не выкинешь.

Без ложки и добрый едок станет.

Богатого ложка ковшом, бедного - веселком.

Дорога ложка к обеду.

Не хлебать, так и ложки не держать.

Пришлась ложка по рту, да есть нечего.

Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама.

Кто хочет кашу есть, тот приготовь ложку.

Богатого ложка ковшом, бедного - веселком.

Кто хочет кашу есть, тот приготовь ложку.



Используемая литература:

3. Веракса Н. Е, Веракса А. Н «Проектная деятельность дошкольников»

4. Русская народная сказка «Жихарка»

5. Кристиан Пино «История Ложки»

6. К. Чуковский «Федорино горе»



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.