Исследовательский проект в младшей группе «История русской ложки»
Паспорт проекта:
1. Название проекта : «История русской ложки»
2. Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий.
3. Продолжительность проекта : краткосрочный.
4. Участники проекта : дети младшей группы, воспитатель, родители.
Предполагаемый результат:
-Повышается познавательная активность детей;
-Проявляется интерес к предметам окружающего мира;
-Развивается мыслительная активность и творческие способности.
Актуальность проекта:
Каждый день мы встречаемся с ложкой. За завтраком, обедом, ужином. Есть немало поговорок о ложке: «Дорога ложка к обеду», «Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь», «У богатого ложка ковшом, у убогого ложка веселком», «Был бы обед, а ложка сыщется». Но так ли проста функция и история ложки? И мы с детьми решили побольше узнать о ложке.
Цель:
Формировать и развивать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке. Узнать историю происхождения русской ложки. Развитие любознательности, творческих способностей, эстетического восприятия.
Задачи:
1. Обогатить представления детей об истории возникновения ложки, ее видах и функциях.
2. Познакомить с ложкой как музыкальным инструментом.
3. Развивать творчество и фантазию детей.
4. Совершенствовать умения сравнивать и выделять нарядную ложку (цвет, узор). Учить находить признаки отличия ложки.
Проблемное поле:
Ежедневно мы используем ложки для приема пищи и не подозреваем сколько разной информации несёт этот столовый прибор. Важно обращать внимание детей на обычные вещи, например простую ложку, вызвать интерес к ней и желание узнать о ней как можно больше. Предложить им подумать: «Как произошла ложка?», «Из чего она сделана?»
Данный проект позволяет расширить представление о ложке, как о многофункциональном предмете, связанном с историей и культурой нашей страны.
Определение приёмов и методов:
-Наглядные
-Словестные
-Познавательные
-Исследовательские
-Творческие
Виды деятельности, используемые при реализации проекта :
-Познавательно-исследовательская
-Коммуникативная
-Игровая
-Восприятие художественной литературы
-Изобразительная.
Этапы реализации проекта.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Познакомить детей с историей изобретения ложки. Подобрать художественную литературу для чтения. Подобрать ложки, картинки, иллюстрации для рассматривания с детьми. Задать вопросы детям : «Какие ложки есть в их семьях?» «Хранятся ли в их семьях расписные деревянные ложки?» «Есть ли у детей их личные ложки?»
ОСНОВНОЙ ЭТАП.
Вовлечение детей в различные виды деятельности: сбор коллекции разных ложек (совместно с родителями)
Аппликация «Укрась ложку», Лепка «Ложка для Жихарки», Рисование «В гостях у деревянной ложки».
Презентация сказки «Жихарка», чтение и заучивание стихов о ложке.
Дидактические игры: «Разложи ложки по назначению», «Из чего сделаны ложки?», «Четвертый лишний».
Игры забавы: «Пронеси-не урони!», «Передай ложку другу».
Детское экспериментирование с ложками : «Какая ложка холоднее?», «Какая ложка легче?», «Какая ложка не утонет?»
Слушание музыкальных народных произведений в исполнении ложкарей.
Игра на деревянных ложках.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Дети обогатили представление об истории возникновения ложек, о их функциях и разнообразии.
Познакомились с ложкой как музыкальным инструментом.
Выставка творческих детских работ по теме: «Ложка точеная, ручка золоченая».
В группе был создан с помощью родителей и педагогов мини-музей ложек.
На родительском собрании была показана презентация проекта.
История деревянной ложки.
Ложка – очень важный предмет в нашей жизни и без него невозможно обойтись. За завтраком или обедом вы берете в руки ложку, и никто, наверное, не задумывался, когда впервые появилась ложка и какой она была. А вы хотите узнать, что-то интересное о ложках? Тогда я приглашаю вас отправиться вместе со мной в путешествие «В историю деревянной ложки».
Ложки появились на Руси очень давно, еще за 3000 лет до нашей эры. Сначала их лепили из глины или выпиливали из костей животных, рогов баранов и козлов. В ход шли и морские раковины, и рыбьи кости. Ложки, сделанные из глины, были непрочные, они ломались и крошились, ложки, сделанные из камня, были тяжелыми и неудобными
Но самый распространенный материал для изготовления ложки – древесина. История деревянной ложки насчитывает много столетий и даже тысячелетий.
С древнейших времен в крестьянском быту до 20-х годов ХХ века деревянная ложка была основным столовым прибором, а также музыкальным инструментом или персонажем кукольного театра.
Деревянные ложки – Постучи-ка немножко.
Хочешь – вальс играй,
А хочешь суп – хлебай.
В самом начале мастера-ложкари или ложечники заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Ребята, вы слышали выражение – бить баклуши? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял ее часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится или бездельничает, говорят: «Бьет баклуши!»
А вот у опытного мастера процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки – «баклуши», занимал 20 минут. Изделия ложкарей пользовалось большим спросом. Для изготовления ложек использовали древесину липы, яблони, рябины и других деревьев.
На Руси деревянная ложка появилась по приказу князя Владимира в 988 году сразу же после крещения Руси.
Впервые деревянные ложки упоминаются в «Повести временных лет» в 996 году.
Ели деревянной ложкой не только бедные люди, но и купцы и бояре. В старину люди носили ложки в особых футлярах, за поясом или голенищем сапога. Без своей ложки в гости не ходили. Когда в дом входил гость, хозяин не спешил дать ему ложку, гость должен был достать свою ложку.
Матера-ложкари были в особом почете на Руси. Они делали ложки и продавали их на торгах. Конечно же, они были людьми состоятельными: тот, кто заполучить именную ложку, платил тройную цену. Гораздо больше ценились мастера, которые могли вырезать на ложке семейный герб.
Ложкарное мастерство передавалось из поколения в поколение, и каждая семья свято хранила секреты обработки древесины. Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали резьбой. Деревянные изделия на Руси были не только красивы, но и полезны. Считается, пища станет на много вкуснее и ароматнее, если ее есть деревянными ложками. К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время трапезы, то вы никогда не сможете обжечься горячей пищей. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровыми до самой старости.
Ложки для растирания пищи не покрывали лаком. Ложку дарили на новоселье, вместе с караваем хлеба с солью.
Ложками ели не только суп и кашу, а еще шалунов усмиряли. Когда кто-то из детей толкаться за столом начнет, разговаривать с набитым ртом или раньше отца в чугунок за едой полезет, тогда возьмет отец да своей ложкой прямо озорнику по лбу тихонько стукнет. Чтобы неповадно было за столом шалить. То есть в старину, как и сейчас, существовали особые правила поведения за столом. После каждого зачерпывания еды из общей миски ложку облизывали с обеих сторон и снова опускали на стол; лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола. Тот, кто не выпускал ложку из рук, считался прожорливым.
Соблюдались различные приметы, связанные с ложками. Нельзя было ставить ложку, так, чтобы она опиралась черенком на стол, а другим концом на тарелку, так как по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила. Нельзя класть на стол лишнюю ложку, иначе будет лишний рот или сядет за стол нечистая сила. К ложкам относились бережно.
Широко применялась ложка и в обрядовых действиях: в родильной обрядности, на поминках и разумеется во время свадебного ритуала ложка играла главенствующую роль. В календарной обрядности тоже использовали ложку. По традиции серебряную или золотую ложку дарили малышу на первый зубок.
Детское экспериментирование с ложками.
Эксперимент №1. «Какая ложка горячее?»
Наливаем в ёмкость горячую воду и кладём туда ложки. Металлическая ложка быстро стала горячей, а деревянная нет. Это свойство называется теплопроводимость, то есть проводит тепло.
Вывод: Есть деревянной ложкой лучше, так как суп в ней будет быстрее остывать, и мы не обожжёмся.
Эксперимент №2 «Какая ложка не утонет?»
Кладем ложки в тазик с водой. Деревянная ложка осталась плавать, а металлическая утонула.
Вывод: Деревянная ложка легче металлической.
Эксперимент№3 «Какая ложка легче?»
Дети взвешивают деревянные и металлические ложки на руках и высказывают свои предположения.
Вывод: Деревянная ложка легче, так как дерево легче металла.
Дидактические игры:
«Разложи ложки по назначению»
Цель:
Формировать у детей умение применять столовую посуду по назначению.
Формировать представления детей о видовом многообразии однородных
предметов (ложек) - разных по размеру, форме. Развивать способы
ориентировки в пространстве (на бумаге) с помощью и предлогов (за, на); совершенствовать коммуникативные навыки в процессе взаимодействия взрослого с ребенком. Закреплять умение выстраивать сериационный ряд.
Закреплять знания определений: большой, средний (по меньше,
маленький (еще меньше).
Материал: карточки, ложки разной длины.
«Из чего сделаны ложки?»
Цель: Обогащение представлений детей о разных материалах, из которых изготовили ложки (дерево, пластмасса, железо)
«Четвертый лишний»
Цель: учить детей выделять из группы предметов лишний и доказывать правильность своего решения.
Задачи:
- закреплять умение классифицировать предметы и подбирать к ним обобщающие слова:
- обогащать знаний о предметном окружении;
- развивать память, внимание, мышление;
- воспитывать внимательность, умение соблюдать правила игры.
Материалы: конверт с карточками и фишками, магнитная доска, одна карточка и фишка с магнитной лентой.
Игры забавы:
«Пронеси-не урони!»
Цель: учить детей держать равновесие, работать в команде.
«Передай ложку другу»
Учить детей бегать, не наталкиваясь друг на друга.
ООД
Аппликация «Укрась ложку»
Цель: Учить детей украшать изображение ложки готовыми формами, располагать аппликацию в центре и на конце ручки;
Закреплять умение детей аккуратно работать с клеем, пользуясь клеенкой и салфеткой;
Материалы к занятию : силуэты ложек для украшения, формы для украшения ложки, клей, клеенки, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Маленький черпачок,
Красненький колпачок.
Три раза в день берется
И опять на место кладется.
- Трудная загадка?
А ответ на нее находится в волшебном мешочке. Дети на ощупь определяют, что находится в мешке.
Дети: Это ложка.
Воспитатель: Верно, это ложка. А из чего сделана эта ложка? Значит эта ложка какая?
Дети: Она сделана из дерева. Она деревянная.
Воспитатель: Для чего мы используем ложки?
Дети: С ее помощью мы едим.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения К. Нефедова «Ложка».
Я ложкой люблю, есть пирожное.
Варенье, повидло, мороженое,
Рассольник и кашу, бульон и окрошку.
Вот сколько всего можно вычерпать ложкой.
Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем с нашими красивыми ложками.
Игра «Постучи в ложки»
Дети бегают по кругу, ложки лежат на ковре в центре (на 2 меньше, чем детей). По сигналу взрослого дети берут две ложки и стучат в них. Кому ложек не хватило, становится в круг и танцует.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам стать художниками и самостоятельно украсить деревянную ложку.
Дети проходят на свои места к столику и украшают шаблоны готовыми узорами.
Рефлексия:
- Ребята, в старину к ложкам относились очень бережно: их берегли и передавали по наследству. Так же ложки дарили на праздники. И сегодня вы сможете подарить ложки своим близким.
Рисование «В гостях у деревянной ложки»
Цели: Учить детей расписывать ложки.
Задачи: Закрепить умение рисовать штампом. Учить детей рисовать узор в круге. Передавать сочетание цвета, фона и элементов узора. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции. Воспитывать любовь и уважение к людям труда.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие,
Все нарядные такие!
Проходите, не стесняйтесь,
Комфортно все располагайтесь,
Вот уже мы начинаем.
Чудо-ложку украшаем»
Дед с бабкой сидят за пустым столом
Дед: Есть охота, уж спросонок
в животе воркует голод.
Бабка достает кастрюлю и ставит перед дедом
Бабка: Вот те щи, да нету ложки,
поломались все немножко.
Дед: Я не буду не могу,
видно с голода помру.
Бабка: Ты когда- то молодой,
делал их на лад любой,
И теперь не поленись
в ножки дубу поклонись.
Дед: Делать не чего пойду,
не то с голода помру.
Дед уходит, возвращается с огромной ложкой
Бабка открывает рот пытается есть этой огромной ложкой, но не получается
Бабка: Эта ложка в рот не лезет,
старый, не смеши соседей,
Сделай хоть еще одну,
Не то со свету сживу.
Входит дед с новой нормальной деревянной ложкой.
Бабка: Эта ложка красота,
жаль, что белая она
ее надо расписать.
Дед: Это я не буду мать.
Я не стану не умею,
краской, кистью не владею.
Бабка: Так иди тогда к людям,
а еще лучше к детям,
Дед: Делать нечего, пойду,
Хоть покой я свой найду,
Загрызет меня старуха,
Если краски не найду.
Дед идет к детям и показывает им ложку.
Дед: Эй, ребята помогите,
Деду ложку распишите,
Не то с горя я помру.
Воспитатель: — Ребята, сможем мы помочь дедушке? А что мы можем сделать, как поможем?
Дети: украсить, расписать, раскрасить.
Воспитатель: -Ребята, проходите в нашу творческую мастерскую.
Воспитатель: Сегодня мы с вами мастера-художники по росписи ложек. Нужно постараться выполнить свою работу красиво, аккуратно. У каждого из вас плоскостная форма ложки.
Воспитатель: -Выберите, для себя ложку, которую хотите украсить для дедушки.
Воспитатель: -Постарайтесь пожалуйста, чтобы ложка получилась красивая, яркая., все необходимое для работы есть на столе.
Дед садится с ребятами за стол.
Воспитатель: — Какие вы молодцы ребята, теперь у дедушки будет много красивых, замечательных ложек: для супа, каши, компота и для других блюд.
Дед: Пойду бабку позову
Пусть увидит красоту.
Приходят дед с бабкой.
Дед: Ай, да ложка -красота,
Уж уважить старика,
Вы смогли ребята,
Бабка: Как из русской сказки ложка,
Хочешь щи, а хоть окрошку,
Будем ей мы дед хлебать,
Да детишек вспоминать.
Рефлексия.
Воспитатель: Чудо-сказку завершили,
Чудо-ложку подарили.
Лепка «Ложка для Жихарки»
Цель: Продолжать знакомить детей с предметами народного творчества, развивать творческое воображение.
Задачи: Формировать первичное представление об объектах окружающего мира.
Стимулировать интерес к работе; оценивать правильность предложения по схеме; следовать инструкциям воспитателя; использовать схемы в лепке поэтапно.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, я получила письмо от Жихарки для вас, давайте откроем и прочитаем письмо (читает письмо).
“Здравствуйте, ребята! Я потерял свою любимую ложку, мне без нее никак не обойтись. Я прошу вас смастерить мне новую ложку.»
Воспитатель: Ребята, поможем Жихарке?
Дети: Да.
-Чтобы вылепить красивую ложку, нужно расправить ладошки, вот так (показ, взять пластилин, положить его на ладошку, другой ладошкой прикрыть (имитирует движение, раскатывает, и раскатать палочки.
Покажите мне, как вы будете раскатывать.
-А сейчас я раздам пластилин и мы будем работать (раздает пластилин).
Воспитатель показывает, как раскатывать, выполняет вместе с детьми. Затем после окончания работы, вместе с детьми вставляет черпачок, получается ложка.
Воспитатель: Как вы думаете, Жихарка обрадуется нашим ложкам? Теперь у него будет не одна любимая ложечка, а много.
Стихи про ложку
В. Берестов
А у нас есть ложка
Волшебная немножко.
На тарелочке – еда.
Не оставит и следа!
Кликнем ложку нашу –
Подберет всю кашу!
Это - ложка,
Это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала –
Кашки гречневой не стало!
И. Храмова
Ложка – труженик простой,
Кран подъёмный городской.
Набирай скорей на ложку
Кашу, суп или картошку.
Поднимай быстрее грузы,
Доедай всё сам до крошки,
Чтоб быстрей бежали ножки,
Чтобы ручки, глазки, ушки
Подрастали у Андрюшки.
Л. Разумова
Я дружу немножко
Со столовой ложкой.
Только ротик открываю,
Ложка с кашей заезжает,
Плюх! Ко мне на язычок,
Щёчки дружно чмок-чмок-чмок!
Все довольны: я, мой ротик
И мой сытенький животик!
Т. Цыбульская
- Вот и сладкий творожок,
Сьешь-ка ложечку, дружок!
- Творожок, конечно, сьем!
А вот ложки я не ем!
В. Левин
Стоял кораблик-ложка
В Картофельном порту.
Ушёл кораблик-ложка
С картошкой на борту.
Поплыл кораблик-ложка
С картошкой по волнам.
Плывёт кораблик-ложка,
А Лешка его:АМ
Стихотворение из сборника
Если Вас не посетит
За обедом аппетит
Надо вызвать ложку
Ложку-неотложку
Ложка мигом прилетит
В ароматной дымке
В ней приедет аппетит
В шапке-невидимке
А теперь нельзя зевать!
Постарайся поспевать!
За волшебной ложкой.
Рот пошире открывай
И смелее управляй!
Ложкой неотложкой :)
Посадим на ложку
Капустку, картошку — и спрячем!
Попробуй найди!
Не видно на ложке
Капустки, картошки.
И нет на тарелке — гляди!
Ну давай, Алешка!
Поработай ложкой!
Скушай все до крошки
И еще немножко.
С. Русановская
Серебряная ложка
Помятая немножко,
Блестящая и чёрная,
На талии узорная-
Старинная серебряная ложка.
Среди своих подружек-
Весёлых шумных ложек
Она всегда принцесса
И королева тоже.
И маленького Мишу
Всё кормит понемножку,
Всё королевской кашей
Серебряная ложка.
Кто у нас любимый самый?
- Ложку первую за маму,
А вторую за кого?
- Да за папу твоего,
За кого же третью ложку?
- За веселую матрешку,
Сьешь за бабу,
Съешь за деду,
За мальчишку - за соседа,
За подружек и друзей,
Съешь побольше не жалей!
Съешь за праздник, шумный, яркий,
За гостей и за подарки,
За котёнка, за Тимошку
Эту маленькую ложку
И за рыжего кота,
Вот тарелка и пуста!
От обеда до обеда
Сева сущий непоседа.
Вот его мы отловили,
Усадили, закрепили,
Дали в руки три игрушки
(Уточку и погремушки).
Предлагаю Севе кашу
Головой в ответ он машет:
"Нет, мамаша, Вашу кашу
Вы себе на хлеб намажьте,
Дайте мне большую ложку,
Съем-ка я котлет с картошкой. ".
Обещанья, уговоры,
Пляски, игры, разговоры:
"Эту ложечку за маму,
Голову держи-ка прямо,
Эту ложечку за папу,
Все вокруг уже уляпал,
Эта ложка за соседа,
Эта ложечка за деда,
Две последних за бабулю. "
Так и съели всю кастрюлю.
О. Богдан
Я сегодня всем сама
Ложки к ужину дала.
Ложка первая себе,
Маме дам – их будет две.
Третью папе я кладу
Привыкаю так к труду.
Ложка бабушке – четыре,
Нет бабули лучше в мире.
Пятую котёнку дам,
Но Василий наш упрям.
Кот лакает молоко,
Кушать ложкой нелегко!
Он её не хочет знать,
Как его мне воспитать?
Ложку в лапы не берёт,
В молоке усы и рот.
Загадки про ложку
Я похожа чуть-чуть на лопатку,
На весло я похожа немножко,
Помогаю есть кашу ребяткам,
А сестра у меня — поварёшка.
(ложка)
Долго черпал экскаватор
Суп, картошку и салаты.
(ложка)
По моей тарелке
Лодочка плывёт.
Лодочку с едою
Отправляю в рот.
(ложка)
Не лопата, не совок,
Что захватит, то в роток;
Кашу, суп или окрошку…
Вы узнали? Это
(ложка)
Утром, вечером и днём
Соберёмся за столом.
Ждут нас каша, суп, окрошка.
А поможет есть их
(ложка)
Наварила мама кашки.
Положила кашку в чашки.
Будем кушать понемножку.
Только дайте, дайте
(ложку)
Чтоб есть суп – она большая.
И для каши есть такая.
Меньше чайная немножко.
Что это? Конечно …
(ложка)
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду –
Мимо рта я не пройду.
Есть поменьше, есть большая,
Есть для кофе, есть для чая.
Чтоб поесть, хотя б немножко,
Мне нужна, конечно, ….
(ложка)
Море — мелко.
Берега — тарелка.
Посреди кипучих вод
В море тонет пароход.
Зачерпнул картошку-
Накормил Антошку.
Ура! Мель видна!
Море выпито до дна!
(ложка)
За обедом подают
Много вкусных, первых блюд —
Борщ, бульон и суп с горошком…
Их едят столовой (ложкой)
В руку мы её берём,
С супом в рот себе несём.
Только ешьте осторожно,
Суп горячий невозможно,
Ешьте, дети,понемножку,
Помогает есть нам…
(ложка)
За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких.
(Ложках)
Пословицы и поговорки
Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама.
Без ложки и добрый едок станет.
Ложка не кошка, рта не оцарапает.
Ложку за окошко даром не выкинешь.
Красна ложка едоком, а лошадь ездоком.
Ложку за окошко даром не выкинешь.
Без ложки и добрый едок станет.
Богатого ложка ковшом, бедного - веселком.
Дорога ложка к обеду.
Не хлебать, так и ложки не держать.
Пришлась ложка по рту, да есть нечего.
Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама.
Кто хочет кашу есть, тот приготовь ложку.
Богатого ложка ковшом, бедного - веселком.
Кто хочет кашу есть, тот приготовь ложку.
Используемая литература:
3. Веракса Н. Е, Веракса А. Н «Проектная деятельность дошкольников»
4. Русская народная сказка «Жихарка»
5. Кристиан Пино «История Ложки»
6. К. Чуковский «Федорино горе»