Методическая разработка НОД в подготовительной к школе группе «Посуда. История ложки»
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности
по теме: «Посуда. История ложки»
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Лукина Татьяна Федоровна
воспитатель,
МКДОУ ШР «Детский сад комбинированного вида
№12 «Солнышко».
Аннотация: Мероприятие проводится в рамках тематической недели «Мой дом. Посуда» и предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Мероприятие построено в соответствии с требованиями системно – деятельностного подхода. Цель мероприятия - ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей ложки. Задачи способствуют достижению цели и содержанию НОД. При выборе мотивации воспитатель опирается на возрастные, психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Педагог ориентируется на познавательный интерес детей, сосредотачивает внимание воспитанников на принятии решений, создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. Выбранная педагогом технология познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие по «реке времени» позволяет решать такие задачи ФГОС ДО, как овладение основными культурными способами деятельности, проявлением инициативности и самостоятельности в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности. Занимаясь исследовательской деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками использования вещей, но и узнает их историю через пособие – панно «река времени», расширяет кругозор, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.
Наименование ОО МКДОУ ШР Детский сад комбинированного вида № 12 «Солнышко» | |||||||||
Раздел 1. | |||||||||
1.1. | Ф.И.О. | Лукина Татьяна Федоровна, воспитатель, первая квалификационная категория | |||||||
1.2. | группа | Подготовительная к школе | |||||||
1.3. | дата | Февраль, 4 неделя | продолжительность | 30 мин | |||||
Раздел 2. Содержание Комментарии | |||||||||
2.1. | тема | «Посуда. История ложки» | |||||||
2.2. | цель | Знакомство с историей ложки. | |||||||
2.3. | задачи | обучающие | -формировать представления об истории возникновения ложки, ее разновидностях, качествах и свойствах (ОО «ПР»); -формировать навыки исследовательской работы (узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в историческом времени) (ОО «ПР»); -обогащать словарь детей через знакомство с фразеологическим оборотом «бить баклуши», через работу с пословицами (ОО «РР») | ||||||
развивающие | - развивать умение делать выводы, заключения, устанавливать причинно-следственные связи между фактами исторического времени (ОО «ПР», «РР»); | ||||||||
воспитательные | - воспитывать интерес к истории (ОО «ПР», «С-КР»); - воспитывать понимание того, что трудом людей создано богатство окружающего мира (ОО «С-КР»); - воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения задачи (ОО«С-КР»); - воспитывать аккуратность при работе с мукой, водой, солью (ОО «ПР») | ||||||||
2.4. | образовательные области | приоритетная | познавательное развитие | ||||||
в интеграции | речевое развитие, социально-коммуникативное развитие | ||||||||
2.5. | виды детской деятельности | познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая
| |||||||
2.6. | Форма организации НОД | фронтальная | |||||||
2.7. | методы и приемы, используемые в НОД | Методы: Словесные (беседа, проблемные вопросы) Наглядные (рассматривание ложек, иллюстраций). Практические (проведение опытов, изготовление подарка мамам) Приемы активизации детей: –деятельностные (проблемные вопросы: «А почему ты так думаешь?», «А другие что об этом думают?», «А что ты думаешь об этой идее?», моделирование: работа с мнемотаблицей, опыты: «Удобно ли пользоваться палочками для еды?», «Нужна ли мерная ложка?») – репродуктивные (рассказ, объяснение, показ) | |||||||
2.8. | предварительная работа | с детьми | Чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Федорино горе», Л. Лихачёва «Уроки этикета»; загадки о посуде, русские народные сказки: «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин» рассказы: «Мишкина каша» Н. Носов, В. Осеева «Почему? » Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», Пино Кристиан «История деревянной ложки»; работа над фразеологизмами, пословицами о ложке, сайт «Пословицы.ру» http://poslovicy.ru/pro-lozhki/. Просмотр видеофрагмента об изготовлении ложки https://www.youtube.com/watch?v=qEkP-tU3a6o | ||||||
с родителями | Оформление мини-музея «Эти удивительные ложки», изготовление лепбука «Мой дом. Посуда», игры по лексической теме | ||||||||
с литературой и интернет источниками | Дыбина О. В., Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов.- М.: ТЦ Сфера, 1999.- 160с., «Сказка про ложку, которая спасла мальчика», сайт «Подрасту.ру» https://podrastu.ru/skazki/lozhka.html Презентация «Путешествие в прошлое ложки», сайт Социальная сеть работников образования https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/05/27/puteshestvie_v_proshloe_lozhki_8_gr.pptx | ||||||||
2.9. | оборудование | для педагога | для педагога: ноутбук | ||||||
для детей | для детей: пособие (макет) «Река времени». Ложки, деревянные, металлические, пластиковые, ложки, рубашки, головные уборы для игры «Ложкари», карточка с ритмическим рисунком. Для опыта: китайские деревянные палочки, емкости с фруктами, крупой, водой. На каждого ребенка: карточки - схемы, мерные ложки, емкость с водой, солью, мукой. | ||||||||
Раздел 3. | |||||||||
3.1. Структура НОД | |||||||||
Деятельность педагога | Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов | Целевые ориентиры | Комментарии (методические указания) | Прогнозируемый результат | |||||
Вводная часть (Продолжительность 2-3 мин.) | |||||||||
Звучит аудиозапись «Звук работающих часов» - Ребята, как вы думаете, что это? Воспитатель показывает большие часы на слайде (слайд 1) - Что показывают часы? - Что можно сказать о времени - что оно «делает»? (Мы стоим, а время…) - А ещё говорят: «Время течет». А как вы думаете, про что ещё можно сказать: «Течет»? - А вы когда-нибудь путешествовали по «реке времени»? - Хотите отправиться в путешествие по «реке времени»? | Дети свободно располагаются в группе, заинтересовавшиеся присоединяются, отвечают на вопросы педагога, изъявляют желание отправиться в путешествие по «реке времени». | ребенок проявляет инициативу, обладает установкой положительного отношения к миру | Воспитатель использует сюрпризный момент (аудиозапись) с целью переключения внимания детей на предстоящую деятельность. Педагог обеспечивает активность ребёнка в деятельности через - сюжетную мотивацию. | Организация и настрой детей на познавательно-исследовательскую деятельность. | |||||
3.2. Основная часть (продолжительность 22-24 мин.) | |||||||||
Беседа -«Река времени» – не просто река, по ней можно «путешествовать» во времени. «Путешествуя» по «реке времени», можно увидеть то, что было за долго до появления нас с вами. - Из чего же можно изготовить «реку времени» прямо здесь, в группе? - Кто-нибудь думает по-другому? - А может быть, подходящие предметы есть у нас в группе? ( В группе разложены: отрез синей ткани, канат, скакалки и др.) | Дети высказывают предположения о том, из чего можно сделать макет «реки времени» в группе. | ребенок проявляет любознательность | Педагог побуждает детей к решению проблемы, дети сталкиваются с необходимостью осознания цели, осуществления практического действия. | Дети проявляют интерес к теме беседы. | |||||
Изготовление макета «Река времени» Дети, совместно с воспитателем, организуют в группе макет «реки времени» (обсудив место, выбрав самое удобное, по мнению ребят), используют материалы, которые можно применить для изготовления макета: отрез синей ткани, камешки, канат, скакалки и другое (материалы дети также выбирают из имеющихся в группе). Выкладывают в виде реки. | ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности | Технология «Путешествие по «реке времени» не преследует цели снабдить детей детальными географическими и историческими сведениями. Главное здесь — создать в воображении ребенка целостные образы истории человечества через «метки»- символы материальной цивилизации. Детям предоставляется возможность свободно передвигаться по группе. Педагог организует образовательное пространство таким образом, чтобы оно было безопасно, оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими возрасту, интересам детей, эстетическим и санитарным требованиям. | Дети учатся подбирать необходимый материал для решения поставленной задачи. | ||||||
Беседа - Сегодня мы отправляемся в далёкое прошлое, чтобы узнать историю…. О чем пойдет речь, вы узнаете, если отгадаете загадку: Есть поменьше, есть большая, (2 слайд) На экране появляется древний человек, пещера) - Смотрите – пещера, костёр горит… - Кто здесь живёт? - Ребята, где мы с вами оказались? - Почему вы так решили? - Когда люди жили в пещерах, то все ели руками, ложек не было. - Мясо жарили на костре. Мясо горячее! Чем его можно взять, чтобы не обжечься? (3 слайд) Вот и древний человек однажды уронил горячее мясо, и оно упало на острую палочку. Тут древний человек и понял, что с палочки есть удобней и пальцы не жжёт. С тех пор люди стали пользоваться палочками. - У нас в группе есть предмет, похожий на острую палочку? | Дети отгадывают загадку. Дети высказывают свои предположения о том, где они оказались. Дети проговаривают свои версии, чем можно взять кусок горячего мяса. Дети находят в группе маленькую палочку с заостренным концом. | ребенок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать | Дети вовлечены в диалог, проявляют интерес к теме беседы. | ||||||
Работа с макетом «Река времени» - Куда нам нужно поместить заостренную палочку? В начале «реки времени» или в конце? Почему? - Как мы можем обозначить начало «реки времени»? -Чтобы нам не заблудиться во времени, давайте мы обозначим наши остановки. - Первая остановка – это древность, вторая – это старина, третья - это современность. - А всегда ли было удобно пользоваться палочкой? Почему? | Дети располагают палочку в начале макета «реки времени», возле метки «древность» Дети высказывают свои предположения | ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания в ситуации общения. | Воспитатель обсуждает детские «версии» не в жёстко-оценочной форме (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым. | Дети проявляют инициативу | |||||
- Как вы думаете, а сейчас используют палочки для еды? - Как вы думаете, а палочками удобно принимать пищу? Давайте проверим, верны ли наши предположения. Опыт «Удобно ли пользоваться палочками для еды?» -Какие правила техники безопасности при работе с острыми предметами вы знаете? - Перед вами лежат деревянные палочки и кусочки яблок на тарелках. Попробуйте взять кусочки яблок при помощи палочек. Что произошло? - А теперь попробуйте взять крупу при помощи палочки и перенести в другую емкость. Что произошло? - А можно ли взять воду палочками? Почему? - Какой вывод можно сделать? - Иначе говоря, чтобы зачерпнуть воду, необходима….. (ложка, так как вода жидкая). | Дети говорят, что в данное время палочки для еды используют в Японии и Китае и в кафе китайской кухни. Дети вспоминают, что палочки острые и можно пораниться, размахивать в разные стороны ими нельзя. Дети отмечают, что деревянными палочками кусочки яблок взять можно. Можно наколоть на палочку, а крупу взять невозможно, потому, что крупинки маленькие, палочками удержать очень трудно. Воду взять палочками невозможно, потому, что она жидкая. | ребенок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать | Для проведения опыта необходимо приготовить китайские деревянные палочки, небольшие емкости с нарезанными фруктами, емкости с сыпучими веществами: крупа, емкость с водой. Воспитатель побуждает детей делать выводы. | Дети знают и соблюдают правила безопасности при работе с острыми предметами, делают вывод. Дети делают вывод о том, что палочками есть можно, но только твердую пищу. | |||||
-А из чего древние люди изготавливали ложки? (Слайд 4) -Однажды человек нашел палку с углублением на конце и заметил, что жидкую пищу ей брать удобнее и стал изготавливать ложки самостоятельно из дерева или из глины (слайд 5) - А некоторые народности жили у моря, как вы думаете, из чего они могли сделать ложку? (Слайд 6) - Найдите глиняную ложку в группе и разместите её на макете «реки времени» | Дети высказывают свои предположения о том, из чего древний человек мог изготовить ложку. Находят предмет, похожий на глиняную ложку и размещают его на макете «реки времени». | ребенок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать | Воспитатель добивается от детей предполагаемого ответа. Если дети затрудняются, помогает им наводящими вопросами: «Да, это интересная мысль…», «А почему ты так думаешь?», «А другие что об этом думают?», «А что ты думаешь об этой идее?» | Дети формулируют свои предположения, формулируют речевое высказывание. | |||||
- Время шло.. Теперь перед нами не древность, а уже старина. - Как вы думаете, из чего могли изготовить ложку люди? (Слайд 7) Простые русские люди ели щи и кашу деревянными ложками. Их вырезали из липы, березы, дуба. Ложка получалась легкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи. - А может кто-нибудь из вас знает, как изготовить ложку? (воспитатель предлагает детям карточки, на которых изображены операции изготовления ложки, но последовательность нарушена) Работа с мнемотаблицей (слайд 8) а) раскалывали полено на чурбаки, б) разбивали чурбаки на мелкие чурочки – баклуши в) снимали все ненужное (сучки, неровности, горбыльки), г) придавали ложке окончательную форму, украшали резьбой или узорами. - Найдите в группе деревянную ложку и разместите на «реке времени»
| Дети сообщают, что делалась ложка из дерева, но она уже была намного красивее. Дети совместно с воспитателем по мнемотаблице восстанавливают порядок изготовления ложки. Дети находят в группе деревянную ложку и размещают на макете. | ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания в ситуации общения | Воспитатель побуждает детей делать выводы самостоятельно, если дети затрудняются, помогает им наводящими вопросами. | Дети используют мнемотаблицу, как опору для составления рассказа. | |||||
Работа с фразеологизмом - Ребята, кто из вас слышал выражение «Бить баклуши»? -Что такое «баклуша»? Кто знает, что означает это выражение? -(Слайд 9-10) Работа по изготовлению деревянной домашней утвари считалась легкой. Ей занимались старые люди и подростки, которые не могли справиться с тяжелой работой в поле. Но вырезать посуду было не так уж легко, тут требовалось умение и сноровка. А вот бить баклуши, то есть делать заготовки для ложки (деревянные чурочки), считалось делом совсем уж несерьезным, чуть ли не образцом безделья. Эту работу иногда доверяли даже детям. | Дети выдвигают гипотезы, демонстрируют знания, формулируют умозаключения («Бить баклуши» -значит делать легкую работу). | может использовать речь для выражения своих мыслей | Фразеологизм, несмотря на миниатюрность «жанра», обладает многими ценными качествами, так необходимыми в работе с детьми. Используя фразеологизмы, ребёнок оттачивает ум, развивает способность к анализу, умозаключению. | Дети понимают скрытый смысл фразеологизмов. | |||||
Динамическая пауза - игра «Ложкари» (Слайд 11) -А еще ложки бывают не простые, а музыкальные. Ведь ложками можно не только принимать пищу, но и играть и даже танцевать с ложками. Еще в старину ложки на Руси использовали, как музыкальный инструмент. Музыкантов, играющих на ложках, называют ложкарями. - А вы хотите превратиться в ложкарей. У меня есть русские рубахи, головные уборы. (Помогает детям «превратиться» в ложкарей. Показывает как можно играть на ложках, отбивать ритмический рисунок, опираясь на карточку - схему.) | Дети надевают рубахи, «превращаются» в ложкарей. Берут по две ложки, выполняют движения с ложками под музыку, опираясь на ритмический рисунок, который был предложен педагогом. | у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими. | Динамическая пауза - переход между видами деятельности, снятие физического и эмоционального напряжения. Игра направлена на развитие чувства ритма, фонематического слуха. Детям предлагается карточка с ритмическим рисунком (2 больших ложки- «та», 2 маленькие ложки «ти», 1 большая ложка- «та»; 4 маленьких ложки «ти», 2 больших ложки –«та») Заранее приготовлены русские народные рубашки, головные уборы по количеству детей. Каждому ребенку дается по две ложки. Ложки зажимаются в правой руке. Чтобы ложки «заиграли», необходимо ими ударить по левой ладошке. | Соблюдают ритмический рисунок с опорой на схему. | |||||
Работа с макетом «Река времени» Беседа - Время шло. Люди стали использовать металл для изготовления ложек. - Как вы думаете, из какого металла были изготовлены ложки богатых людей? - Из какого металла были изготовлены ложки у бедных людей? (Слайд 12) | Дети размещают металлические ложки на макете «реки времени» | ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения | Воспитатель добивается от детей предполагаемого ответа. Если дети затрудняются, помогает им наводящими вопросами. | Дети вовлечены в диалог, проявляют интерес к теме беседы. | |||||
- А сейчас из каких материалов делаются ложки? - Вид ложки изменился, стал простым и удобным. Но на этом человек не останавливается, и материалы, из которых их делают, тоже меняются (слайд 12) - Назовите какие ложки? Упражнение «Назови, какая ложка?» Цель: подбор признаков к предмету. -Ложка из металла, какая? -Ложка из дерева, какая? -Ложка из пластика, какая? -Ложка из кости, какая? -Ложка из серебра, какая? -Ложка из золота, какая? -Ложка из алюминия, какая? Воспитатель дает соответствующую ложку ребенку. -Разместите современные ложки на макете «реки времени» | Дети рассказывают, из каких материалов изготавливают ложки. Дети подбирают определения к слову «ложка». Дети размещают современные ложки на макете у метки «современность» | ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью | Актуализация словаря – образование относительных прилагательных. Воспитатель добивается от детей предполагаемого ответа. Если дети затрудняются, помогает им наводящими вопросами. | Дети образуют относительные прилагательные из имен существительных. | |||||
Беседа - Какими ложками мы пользуемся сегодня и для чего они нужны. - Для создания в группе мини-музей «Эти удивительные ложки», вы принесли очень много ложек. Посмотрите, какие они все разные, очень красивые. - Ребята, расскажите о своей ложке, которую вы принесли. (Слайд 12) -Как вы понимаете выражение «Дорога ложка к обеду»? -А какие пословицы и поговорки вы знаете о ложке? Расскажите, как вы понимаете их значение? - Для чего нужны мерные ложки? Где мы можем их применить? - Что произойдет, если не пользоваться мерной ложкой? | Дети отвечают на вопросы воспитателя о разнообразии ложек. Рассказывают каждый о своей ложке, которую принесли в дар для создания мини-музея. Дети сообщают, что мерные ложки можно использовать при приготовлении разных блюд. Дети делают вывод о том, что если не пользоваться мерной ложкой, то блюдо не получится. Дети вспоминают и проговаривают пословицы о ложке, делают свои предположения о том, что может обозначать та или иная половица. | ребенок любознателен, склонен наблюдать | Мини-музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям; Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка - это что-то свое, родное, так как многие дети принимают участие в его создании. | У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. | |||||
Опыт «Нужна ли мерная ложка?» -Ребята, а что здесь на столе? (на столе стоит мука, соль, вода) -Как вы думаете, что из этого можно сделать? - А вы знаете, как можно сделать тесто? Что нужно знать? - Как вы думаете, что изображено у вас на карточках? - Чем вы будете отмерять нужные ингредиенты? - А что произойдет, если не использовать мерную ложку? - А вы хотите проверить, что же произойдет? - Как мы можем проверить? - У вас на столах одинаковые ингредиенты, но у одной команды есть мерные ложки и карточка с рецептом, а у другой нет мерных ложек и карточек с рецептом. | Дети высказывают свои предположения, что из воды, муки и соли можно замесить тесто. Сообщают, что на карточках нарисован рецепт теста. Дети проговаривают свои предположения о том, что может произойти, если не пользоваться мерной ложкой. Дети делятся на группы. В первой группе дети замешивают тесто, работают со схемой, отсчитывают необходимое количество муки, соли и воды в соответствии со схемой, используя мерную ложку. Во второй группе дети пытаются самостоятельно замесить тесто без рецепта и мерной ложки. | ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; у ребенка сформированы представления о трудовых действиях; ребенок знаком с составом числа из единиц в пределах десяти, у ребенка сформированы навыки ориентировки по простейшей схеме, плану | Ингредиенты для приготовления соленого теста (мука, соль, вода) находятся на двух столах, так же на столе лежат влажные салфетки для рук. Одной группе детей предлагается изготовить тесто с использованием мерной ложки и карточки с рецептом, а другой группе предлагается замесить тесто без мерной ложки и без карточки с рецептом. Каждая группы детей располагается вокруг своего стола. У каждого ребенка индивидуальная пластиковая тарелка с высокими краями. Педагог предлагает посильную помощь воспитанникам. | У детей развиты умения, связанные с осуществлением совместного поиска. Дети умеют пользоваться алгоритмом. | |||||
3.3. Заключительная часть (продолжительность 2-3мин) | |||||||||
- Вот мы и совершили путешествие по «Реке времени». - Вы узнали что-то новое, интересное? А может вы узнали что-то, чего не знали раньше? - Что-то вас удивило? - Мы изготовили тесто. Что вы можете сделать из теста, которое у вас получилось? - Можно изготовить ложку будущего? А что можно изготовить из теста для игрового уголка? (Дети переходят к столам или в уголок изо- деятельности для создания своих поделок) | Дети говорят о том, что узнали о том, что первой ложкой была простая палочка, что «баклуша» – это заготовка для ложки. Что ложки бывают не только для еды, но и музыкальные. Удивило то, как можно просто замесить тесто при помощи мерной ложки. Что без рецепта тесто не получилось. Дети начинают по желанию изготавливать ложку будущего или предметы обихода для игрового уголка. | способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. | В заключительной части ННОД со старшими детьми формируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждает их к эмоциональной оценке деятельности. Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу) | Формируются предпосылки рефлексивных навыков. Испытывают удовлетворение от выполненной познавательной деятельности |
Литература и интернетисточники:
1. Дыбина О.В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов.- М.: ТЦ Сфера, 1999.- 160 с.
2. Потапова, Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях / Т. В. Потапова. – М.: ТЦ "Сфера", 2003. – 64с.
3. сайт «Пословицы.ру» http://poslovicy.ru/pro-lozhki/.
4. https://www.youtube.com/watch?v=qEkP-tU3a6o
5. сайт «Социальная сеть работников образования» https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/05/27/puteshestvie_v_proshloe_lozhki_8_gr.pptx
Шабанова Алёна