Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «История деревянной ложки»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «История деревянной ложки».
Цель: Формировать интерес к русскому народному творчеству к народным промыслам. Задачи: Познакомить детей с историей возникновения ложки, с процессом ее преобразования человеком. Активизировать познавательную деятельность, вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого. Воспитывать уважение к людям труда и предметам народного творчества.
Ход занятия:
-Здравствуйте ребята! Я сегодня нарядилась в сарафан. Посмотрите, какой он красивый. Это старинная, русская женская одежда. Так раньше люди на Руси наряжались.
-Посмотрите, сколько света и улыбок у детей!
Это – добрая примета – в дом сегодня жду гостей.
- А вы любите в гости ходить? Я вас приглашаю. - Проходите гости дорогие. Усаживайтесь по удобнее. Я и стол для вас накрыла. Самовар вскипятила, посуду расписную поставила. Угощение для вас приготовила - и варенье, и медок.
Предлагаю ребенку попробовать варенье.
-Угощайся, не стесняйся. Почему ты не ешь? – Ложки нет.
- И правда, ложки нет, забыла положить. Так вот они у меня.
Достаю разные деревянные ложки из коробочки. Рассматриваем ложки. Предлагаю детям поговорить о прошлом ложки.
- Ребята, каждый день, садясь завтракать или обедать, вы берете в руку ложку, которая всегда лежит возле тарелки, на своем привычном месте и конечно не задумываетесь о том, когда же впервые люди стали есть пищу ложкой. А ведь раньше ели руками. Я вам расскажу, как появилась самая первая ложка.
Показ презентации «История одной ложки».
Первая ложка была сделана из камня, она была тяжелая и сильно нагревалась, поэтому была неудобной.
Затем человек сделал ложку из кости животного - эта ложка была легче каменной.
Прошло много лет, прежде чем человек решил, что деревянная ложка удобнее – она легкая и не нагревается от горячей еды.
На Руси, простые люди ели щи да кашу деревянными ложками.
Конечно, деревянная ложка была сделана из чего?- из дерева.
Русь всегда славилась мастерами обработки дерева. Ложки изготавливали из осины, березы, липы, клена.
Дерево рубили и обтёсывали топором. Для изготовления ложек использовали главный инструмент – «топор тесальный», им раскалывали чурбак на «баклуши» - это маленькие чурочки - заготовки для ложки. Давайте все вместе скажем «баклуши». Прошу повторить новое слово «баклуша». В «баклуше» затем теслом вырубали выемку, а специальным кривым ножом скоблили ложку, делая ее гладкой. Вырезать настоящую деревянную ложку непросто, от мастера требовался талант. Таких знатных мастеров на Руси было много, и их называли – ложкари. Повторите. После того как ложку сделают, ее обычно раскрашивают, но правильно говорят - расписывают.
-А знаете ли вы, что деревянные ложки экологически чистые, это значит, что есть из деревянной ложки полезно для здоровья, еда в ней становится вкусней и приятней, мы не можем обжечься горячей пищей.
- В старину к ложке относились бережно – это был самый необходимый и почитаемый предмет домашней утвари. В старину русские люди носили ложки при себе в особых футлярах или за поясом. Без своей ложки в гости не ходили. После еды ложку обязательно облизывали и убирали в футляр или за пояс. Про ложку русский народ придумал много пословиц и поговорок:
- Запасливый гость без ложки не ходит;
- Дорога ложка к обеду;
- В один рот две ложки не впихнешь;
- Нечего хлебать, так дай хоть ложку облизать.
Так появилась самая первая ложка.
Спустя много лет человек научился создавать ложки из разных материалов, самой разной формы и размеров.
Каких только ложек нет!
Вставайте в круг, поиграем с клубком.
- Я буду кидать клубочек вам, и называть материал, из которого сделана ложка. А вы мне в ответ — какая она.
Ложка из дерева какая? - деревянная
Из стекла - ; из золота - ; из серебра - ; из глины - ; из железа - ; из стали - ; из фарфора - ; из пластмассы - ; из меди - ; из метала - ; из олова – ; из хрусталя - ; из алюминия - .
- Ах, какие умники, умники-разумники. Всё правильно.
Предлагаю поиграть в игру «Найди себе пару».
Игра «Противоположности».
Большая - …, грязная - …, легкая - …, горячая - …, красивая - …, яркая - …, длинная - …, узкая - …, целая - ….
- Вот сколько всего нового мы с вами сегодня узнали про ложку. А сейчас – « Раз, два повернись и в художников - мастеров превратись». Я вам предлагаю расписать ложки не красками, а пластилином. Предлагаю рассмотреть образцы и выполнить работу по образцу или придумать свой узор.
В ходе занятия провожу физ. минутку:
« Ну, что устали?
А теперь ребятки встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели вновь за дело».
В конце занятия рассматриваем работы детей и обговариваем, что нового узнали, какие новые слова запомнили.