Статья «История Ржевского района»

1
0
Материал опубликован 27 December 2015

Памятники археологии

В пределах рассматриваемого района находится (в том числе пока еще не стоящих на учете) более двухсот девяносто шести археологических объектов к которым относятся селища и городища, возведенные еще в первом тысячелетии нашей эры, также в Ржевском районе находятся стоянки каменного века и неолита, расположены многочисленные курганные группы.

Самые существенные и интересные для науки объекты, относятся к памятникам до I тыс. нашей эры, то есть данные объекты относятся уже к каменному веку. Однако для экспонирования и туристического показа ни один из данных объектов на данный момент не рассчитан.

Имеют место только два объекта расположенных по туристическому маршруту Москва-Осташков, которые вполне можно включать в туроператорские программы для посещения туристами: первый из них, это Менгир, который расположен в долине Каменки, а второй объект – это городища непосредственно расположенные в городе Ржеве.[4]

Промыслы, ремесло, промышленность

Проводимые археологические раскопки наглядно показывают, что в древние времена ржевские жители занимались различным производством. В частности множественная посуда, а также многочисленные орудия труда и украшения — все это уже тогда умели делать наши предки.

Появление разного рода мастерских в ржевском крае сводится к XVII-XVIII векам (это указано в упоминаниях). В частности в переписной книге XVI46 года в Ржеве упоминаются ремесленники и мастера целого ряда специальностей, например таких как: кузнецы и калачники, кожевники и скорняки, а также некоторые другие. Тогда же увеличивается число как самих ремесленников, так и тех специальностей, которыми они в то время владели. В двадцатых годах XVIII века мастера-производители в Ржеве насчитывали уже порядка семнадцати специальностей.

Иван Кириллович Кирилов, который и составлял в XVII27 году описание России, упомянул, что в городе Ржеве по ведомости Берг-коллегии уже существовали два железных (изготавливающих железо) завода.

Большинство купцов в то время занимались торговлей, то есть прямым своим делом, однако купцы помимо прочего вкладывали свои средства и в налаживание промышленного производства и ремесла. Данные факт, по большей части обусловил рост числа мануфактур в городе Ржеве. В данном случае определяется и специализация производства на последующие годы.

В середине XVIII столетия в городе Ржеве уже было пятнадцать пенькопрядильных заводов, три завода по производству краски, два воскобойных завода, и два кожевенных завода, а также один сальный завод. Тогда же Ржев становится крупным центром речного судостроения для всего Верхнего Поволжья. Как отметил Андрей Тимофеевич Болотов «...как прибыльно там дворянам, строящим в своих дачах барки…».

X. Д. Сорина, основываясь на ряде документов, доказывала, что промышленность города Ржева по сравнению с торговым делом была незначительной по своему масштабу. Весьма очевидно, что подобный факт трудно оспорить. Но нельзя, в, то, же время, и неправильно будет занижать роль и значение производства в городе. Здесь необходимо отметить, что соотношение торговли и промышленности, возникшее в середине XVIII века, таким оставалось вплоть до начала XX столетия.

Рассказывая о производственной стороне в жизни ржевских обитателей, нельзя не упомянуть о некоторых занятиях, которые были особенно характерными для Ржева и уезда XIX века. К тому времени ржевская земля представляла собой центр для тверского садоводства. Яблони, малина и смородина, крыжовник и вишни — эти кусты и деревья были очень распространенными в то время.

Помимо плодов и ягод в большом количестве вывозились в Тверь и другие места губернии саженцы. А из яблок и ягод в Ржеве создавали знаменитую пастилу.

В 1845 году, из одной только лишь яблочной пастилы изготовили в Ржеве порядка ста семидесяти семи пудов. Помимо прочего были известны в России также и ржевские водицы и пряники. В те времена город Ржев славился не только в самой губернии, но и за ее пределами, был известен изготовлением топоров, обжигом кирпича, созданием глиняной посуды, изготовлением валенок, а также изразцовыми плитками и прялками. Очень многое могли делать жители Ржева.

Сейчас очень грустно понимать то, что канули в лету такие исконно ржевские занятия, которые на протяжении длительного времени передавались из поколения в поколение. В самом Ржевском Поволжье известны порядка двухсот(!) археологических памятников эпохи каменного века.

Интерес местных краеведов к археологии края появился по большей части основан на собранной коллекции каменных орудий Павла Федоровича Симсона, дворянина, и директора Ржевской мужской гимназии, служащего помимо прочего действительным статским советником. Его собрания насчитывали несколько тысяч экземпляров, и до войны часть из них находилась в ржевском музее. В ведущихся записях Павел Федорович указывал точное место находки каждого из данных камней. Метод сбора материала представлял собой поиски в береговых россыпях и по бечевнику-тропе, по которой шагали люди, тянувшие на бечеве баржи вдоль берега. В 1903 году Симсон подытожил результаты в брошюре «Каменный век под городом Ржевом». В 1923-1925 годах в Ржевском уезде по инициативе местных властей осуществлялись археологические разведки. В 1923 году ученики из Шопоровской школы-коммуны, которая находилась в сосеннике бывшего имения Ермоловых расположенного на высоком левом берегу Волги обнаружили древнее городище.

Тогда и был собран интересный археологический материал различных поделок выполненных из кости и черепков, имевших разнообразный художественный узор.

Открытие Ермоловского городища дало толчок для проведения последующих исследований. В результате работы была составлена археологическая карта берегов Волги от Ржева до границы Осташковского уезда. Процесс поиска и обнаруженные археологами находки были описаны в статьях, которые затем публиковались в сборнике под названием «Ржевский край».

Также вызывала научный интерес, коллекция уникальных кремневых орудий, которая была собрана двумя инженерами из Петербурга Романченко и Кандыбой. Все ценные материалы относительно данной коллекции содержаться на данный момент в Государственном Эрмитаже. В конце послевоенных сороковых годов тогда еще ленинградский археолог Лия Крижевская обнаружила стоянку, которая представляла собой мастерскую времен каменного века, она называлась «Городищенская гора», которая располагалась у деревни Поволжье.

В 1962-1968 годах уже другой ленинградский археолог Нина Гурина обнаружила еще одну стоянку Свеклино, которая находилась неподалеку от деревни Бахмутово. Перед запланированным строительством Ржевского гидроузла с неизбежным затоплением земель с 1984 года начала свои археологические раскопки Калининская археологическая экспедиция, которой руководил Лев Кольцов. Исследование археологических памятников Ржева, которые относились к эпохе каменного века, было основано на научной базе.

Всего за пять сезонов археологических раскопок экспедицией было найдено порядка девятнадцати стоянок и мастерских древнего человека. Кремень в эпоху каменного века являлся предметом для осуществления обмена. Выходы кремня, обладающие особым коричнево-серым цветом, были обнаружены на правом берегу Волги у деревень Дорки и Денино.

В частности у деревни Петрищево были обнаружены выходы черного кремня. Однако не все тайны на данный момент раскрыты, несмотря на старания энтузиастов, и ученых-археологов наших дней.[5]

В городе сохранились православные соборы дореволюционной постройки, а именно:

·        каменная трехпрестольная церковь Рождества Иоанна Предтечи, которая была возведена в 1821 году;

·        церковь Иконы Божией Матери Казанская построенная в 1855 году;

·        церковь Иконы Божией Матери Смоленская, которая появилась в 1861 году при городском кладбище;

·        Оковецкая церковь, возведенная в XIX веке;

·        Старообрядческая церковь, построенная в начале XX века.[6]

 

Страницы истории

Самый первый народ, поселения которого были расположены у города Ржева и вместе с тем подкрепляются как обнаруженными вещественными доказательствами, так и письменными источниками, было довольно многолюдное и развитое племя славян-кривичей. Могильные насыпи-курганы, которые были обнаружены неподалеку от Ржева, и находящиеся вдоль берегов реки Волги, относятся именно к этому славянскому населению, которое проживало в VIII, XI, а также XII века нашей эры.[7]

Существует целый ряд публикаций, который связанны с историей города Ржева и Ржевского края в целом. Самой существенной в научном плане является одноименная книга автора-краеведа Николая Михайловича Вишнякова, которая так и называется — «Ржев».

Вишняков стоял у самого начала послевоенного краеведения, когда собранные в течение столетий материальные свидетельства нашей знаменитой истории оказались навсегда потерянными либо в лучшем случае были разбросаны и находились в других собраниях, и требовалось постепенно собрать утраченное. А о том, что это необходимо осуществить, говорит и то, что вплоть до настоящего момента существуют разные мнения о самой дате основания города Ржева.

Видимо, это досадный пережиток того времени, когда официальная историография крайне тенденциозно подходила к времени основания многих городов Верхней Волги. Вполне возможно, кто-то пожелал утвердить преимущество первопрестольной Москвы и в дате рождения. Самые ранние упоминания о районе в истории, занимаемом ныне Ржевским краем, есть в западноевропейских хрониках, на которые и ссылается известный историк Соловьев Сергей Михайлович. В своем многотомнике под названием «История России с древнейших времен» он говорит что: «Во II или начале III века замечается движение Скандинавско-Германских дружин под именем готов от берегов Балтийского моря к Черному морю». Соловьев Сергей Михайлович совершенно уверен, в том, что движение это совершалось по тому же водному пути, по которому впоследствии, в начале IX века спускались варяжские дружины.

Кроме того, данные хроники повествуют о том, что в IV веке готский вождь Германарих положил начало новому государству готов, и как полагает ряд историков в таких же больших размерах, в каких после были владения князей-варягов Рюриковичей. Не вызывает сомнений, что в данное образование тоже входила территория нашего края. Готское государство существовало недолго, оно было завоевано гуннами. На этом хроники обрываются, и о дальнейшей судьбе Восточной Европы нам малоизвестно.

Однако о событиях IX века начинают повествование уже русские летописи. В частности они повествуют о том, что славянские племена пришли на территорию Восточной Европы с берегов Дуная, которые были вытеснены оттуда кочевым народом. Среди этих славянских племен летопись называет племя полочан. Далее от племени полочан пошли «кривичи, которые сидят на верховьях Волги, Двиданы, Днепра».

Вот мы и дошли до своих славянских корней. Это наши предки кривичи примерно в IX веке поселились в верховьях реки Волги.

Означает ли это, что данных территориях до пришествия славянских племен не жили люди? Вовсе нет.

Удобное географическое местоположение (на водоразделе северного, восточного и южного водных бассейнов) территории, занимаемые ныне Ржевским районом, с давних времен привлекали внимание человека. И перед приходом славянских племен здесь жили финские и литовские племена.

Финские древности обнаружили при раскопках в городищах Дьяковского типа VI-VIII веков. В Ржевском районе подобные городища были обнаружены в прошлом веке у реки Лоча, у деревни Высокое, на реке Туд.

Ржевский исследователь, живший в начале прошлого века П.Н. Шульц под Ржевом в бывшем имении Ермоловых (деревня Шопорово) произвел археологические раскопки одного из подобных городищ, которое впоследствии вошло в историю края, как Ермоловское городище. Данные раскопки дали возможность заполучить серьезный исторический материал.

Широкая география найденных ныне городищ, показывает, что данные земли были заселенными достаточно плотно и поэтому расселяющиеся славянские племена просто должны были вступить в противостояние с финскими и литовскими племенами.

Ряд историков утверждает, что славянские племена при их передвижении с юга на север должны были столкнуться с финскими племенами, но о враждебных столкновениях между данными племенами не сохранилось преданий.

Археолог Спицын Александр Андреевич, проводивший в двадцатые годы прошлого века свою археологическую деятельность на территории Ржевского района, опираясь на результаты раскопок, обращает особое внимание на непрерывающуюся миграцию племен на Верхней Волге. В частности в своей статье «Ржевские древности» он написал о том что «происходили… значительные продвижения народностей между прочим литвы и финнов. Невозможным является определить и то, в каком виде сохранилось старое население края или его остатки от. Во всяком случае, здесь шло глухое местное движение».

По мнению Соловьева Сергея Михайловича, данный процесс шел неспешно, и не слишком заметно, так как здесь не имело место завоевание одного племени другим, но было мирное заселение земли, которое тогда еще никому не принадлежала. Пришествие славянских племен на территорию Ржевского края следует отнести к началу XI века. Как раз в то самое время там стали селиться племенные образования из славян, которым удалось оставить о себе материальные свидетельства.

Продвижение славянских племен, как считает Александр Андреевич Спицина, осуществлялось сюда с трех сторон: «от кривичей полоцких, от кривичей смоленских и от кривичей тверских». Материальными свидетельствами данного периода являются славянские курганы, возведенные в XI веке. В Ржевском крае они встречаются часто и уже дали при осуществлении археологических раскопок значительный исторический материал.

Как считает ряд ученых, большая часть ржевских курганов можно отнести к племенам смоленским кривичам. Данные курганы были обнаружены в восьмидесятые годы XIX века. Два кургана были у Ржева, и по четырнадцать курганов было расположено неподалеку от села Петровского, и от деревни Юрятино.

Полученные в результате раскопок материалы говорят об активном обмене племени кривичей с финскими и литовскими племенами. Одновременно с заселением территории Ржевского края славянами на ней начинает появляться христианский культ.

Возникают исторические памятники, которые выполнены из камня. Археологами обнаружены так называемые «Ржевские плиты» с изображением «креста в виде посоха и характерным рисунком в стиле деревянных изделий». Вполне возможно, одна из подобных плит храниться в краеведческом музее. Из прочих материальных свидетельств того временного периода следует акцентировать свое внимание на древних кладах.

Так, например, в городе Ржеве были обнаружены кресты, а также несколько древних печатей, а также среди них печать новоторожского наместника.

Обширность и протяженность экономических связей Ржевского края подтверждают клады с арабскими диргемами. По свидетельству Александра Андреевича Спицина кладов арабских монет на территории Тверского края падает не слишком много, но большая часть из них принадлежит городу Ржеву. В 1890 году в Тверской музей поступили диргем и гирька, обнаруженные недалеко от села Благовещенье Ржевского уезда. В 1874 году в Ржеве был обнаружен кувшин, в которым находились триста диргем. В семидесятые годы XIX века недалеко от села Семенов городок были обнаружены арабские монеты 773-974 годов.

Окрестности Ржева насыщенны древними городищами, которые относятся к XI-XIV веку. Надо отметить, что одна часть из них относятся к русским городищам, а другая относится к литовским городищам.

Подобное городище находится, в частности, у деревни Ясемово, причем ряд исследователей полагают, что данное место является первоначальным расположением города Ржева. Также является известным городок, находящийся у погоста Николы Сишки, где когда-то находилось литовское поселение.

Следует упомянуть, что погостом в те времена называли те места, где вели торговлю, то есть где собирались купцы. Здесь есть один городище, который расположен почти в городской черте, который называется Апоки. Принадлежал данный городок Тверскому княжеству, прекратив свое существование уже в XVI веке. Большой объем работы по исследованию ржевских городищ проводил Павел Николаевич Шульц, который являлся известным Ржевским краеведом начала прошлого века.

Приведенные примеры указывают, что территория Ржевского края уже довольно длительный период времени является заселенной человеком.

Ржевский край был своего рода перекрестком для водных путей того времени, а также служил границей для расселения различных племен, причем не только славянских племен, но и финно-угорских, а также литовских племен.

Следы данных границ можно обнаружить и отныне.[8]

 

Комментарии
Комментариев пока нет.