Исследовательская работа «Здесь России моей начало. История села Семеновское»

1
0
Материал опубликован 11 April 2019

Приложения.
PDF / 4.1 Мб

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение "Центр дистанционного образования детей"

 

«Край в котором мы живем»

 

Тема работы: «Здесь России моей начало» история села Семеновское»

 

 

Выполнила:

Марьина Мария Алексеевна

 

КОГОБУ ЦДОД, 8 класс

 

ФИО учителя:

Чернядьева Светлана Владимировна,

учитель географии

 

Киров, 2019

Оглавление:

Введение.

Основная часть.

1 глава – История возникновения села Семеновское.

2 глава – Строительство церкви в селе Семеновское.

3 глава – Почему село назвали Семеновское?

4 глава – Семья священника Симеона.

5 глава – Хозяйство отца Симеона.

6 глава – Развитие торговли.

7 глава – Церковно – приходская школа.

8 глава – Развитие села Семеновское в начале XXвека.

9 глава – Строительство железной дороги.

10 глава – Первое коллективное хозяйство Каменская коммуна.

11 глава – Культурная жизнь села.

12 глава – Образование.

13 глава – Статистические данные о населении села.

Заключение - Для чего нужно знать историю села Семеновское?

Список источников.

 

 

Введение.

С рождения я проживаю в селе Семеновское. Оно расположено в 18 километрах от районного центра Ленинское Шабалинского района Кировской области и в 10 километрах от станции Свеча. В селе 6 улиц. Есть администрация, школа, детский сад, здравпункт, почта, клуб, библиотека, контора колхоза, 2 магазина.

Что такое Родина? Обратимся к энциклопедии. Родина – место, страна, где человек родился. Для каждого из нас есть крохотная частичка милого сердцу уголка – наша малая родина, будь это город или тихая деревушка. Всю жизнь, где бы мы не были, с теплотой и нежностью вспоминаем те места, где прошло детство, юность, где мы впервые встретили свою любовь, свое счастье. Отношение к прошлому, «любовь к родному пепелищу» и есть один из основных показателей духовного состояния каждого. Мне захотелось узнать историю моего родного села Семеновское, почему его так назвали.

Цель работы – изучить историю и сделать вывод о будущем родного села

Задачи:

Узнать когда, где и как образовалось село Семеновское.

Выяснить происхождение названия села.

Собрать информацию о жизни наших предков.

Актуальность работы: Мои односельчане проявляют большой интерес к истории родного села, а информации недостаточно, поэтому необходимо обогатить свои знания и довести информацию до своих односельчан и широкой общественности.

Методы :

Работа в сельской библиотеке с архивными данными и литературой.

Использование плана – карты села.

Экскурсия по улицам села.

Для того, чтобы решить поставленные задачи, я нашла информацию в Интернете, побеседовала с библиотекарем, учителем краеведения. Просмотрела литературу в сельской библиотеке.

 

1 глава – История возникновения села Семеновское.

«В исторической науке принято считать датой основания села дату открытия церковного прихода. В селе Семеновское приход открыт в декабре 1860 года», о чем записано в настольной книге о церквях и духовенстве Вятской епархии. «Село образовалось из селений Юмского церковного прихода». (ГАКО, ф.237, Настольная книга о церквях и духовенстве Вятской епархии, с.317).

 

2 глава – Строительство церкви в селе Семеновское.

Как правило, деревни, а тем более церкви, строились на высоком месте, а для строительства Семеновской церкви была выбрана низина. Старожилы объясняют это тем, что при строительстве учитывалось расстояние до всех близ лежащих деревень. Она стала центром прихожан из близлежащих деревень. На средства верующих вначале была построена церковь в деревянном исполнении и названа Симеоновской, по имени попа Симеона (в миру Семен Крупин). В 1881 году возведена каменная церковь, а деревянная продана в село Шембетское. Здание было построено, как положено с двумя отделениями: зимнее – теплое и летнее – холодное. Церковь была воплощением всех идей местного населения, а ее учение – незыблемая истина для малограмотных прихожан. Верующие, приходя сюда, делились с богом всем, что у них было, даже последним. Во всякие религиозные богослужения церковная казна пополнялась и деньгами, и хлебом, и маслом, и яйцами, и мясом. Крестьяне рассказывали, что только в Ильин день в церковь приносили до 25 пудов мяса, а иногда и больше, которое делилось между священниками и их приближенными.

 

3 глава – Почему село назвали Семеновское?

Селение вокруг церкви, состоявшее из 4-х домов, в которых жили служители церкви, стали называть Семеново, а позднее просто Семеновское.

 

4 глава – Семья священника Симеона.

Священник отец Семен со слов прихожан был среднего роста, но его толщина равнялась длине, поэтому он казался круглым, как колобок. Большой живот и мясистый подбородок свидетельствовали о его упитанности. Вместе с отцом Семеном приехала и его жена, далеко невзрачная на вид женщина. В семье отца Семена были две дочери: Лидия и Софья. Они получили образование и стали учительницами церковно-приходской школы. Одна дочь батюшки вскоре вышла замуж за помещика и уехала из села, а другая продолжала учить. По рассказам прихожан, жизнь дочерей проходила без забот и печалей, сытно и радостно, о физическом труде они и представления не имели.

 

5 глава – Хозяйство отца Семена.

В хозяйстве отца Семена были пара откормленных мирским зерном лошадей, шесть коров, а так же куры, гуси и утки, которых не сосчитать и все это расходовалось на семью из 4-х человек. Но отец Семен занимался и благотворительностью. Оказывалась помощь сиротам и бездомным, в церкви они могли обогреться и поесть досыта.

Отец Семен всю свою жизнь прожил в селе Семеновском и умер в возрасте 85 лет. Старожилы говорят, что он был как лунь седой: и волосы и борода. Похоронили его у церкви, посадив рядом дерево.

 

6 глава – Развитие торговли.

Вначале кроме церкви и 4-х домов для священнослужителей, в селе ничего не было. Позднее на средства казны церкви были построены лавки (магазины), где торговали приезжие мелкие торговцы. Особенно часто сюда приезжали Ульянов Иван Терентьевич и Крупины из Патраченок. Предметами торговли были продукты, мануфактура и предметы первой необходимости.

 

7 глава – Церковно – приходская школа.

О почте и медицинском пункте крестьяне и не мечтали. Неграмотные, темные крестьянские массы довольствовались лечением знахарей и бабок-повитух. Мало кто заботился и о просвещении. «Процент грамотности среди русского населения по Вятской губернии по данным переписи 1897 года составлял 29,3% среди мужчин и 8,1% среди женщин. В глубинке этот процент был намного меньше. (Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897г, с.9). В церковно-приходской школе могли учиться только дети местной знати. На целый месяц, а то и больше они увозили своих детей в село Высокогорье или туда, где были церковно-приходские школы. С великим трудом удалось открыть в селе Семеновском 10 ноября 1884 года церковно-приходскую школу, в которой преподавали дочери батюшки. Основным предметом в этих школах был Закон Божий, хотя преподавались и предметы начального образования – арифметика, русский язык, чтение. В результате Земской реформы школа была преобразована в земскую начальную трехклассную, которая просуществовала до 1917 года. Школа давала светское образование, позволяющее продолжить обучение в училищах. Большое внимание уделялось изучению естественных и физико-математических наук. После Октябрьской революции школа отделена от церкви. Вместо церковнослужителей стали обучать народные учителя. Отменена палочная дисциплина. О прошлой школе старики рассказывали, что за непослушание их ставили в угол на горох, после чего коленки ног распухали так, что невозможно было ходить, а на лбах мальчиков часто сияли синяки и шишки от ударов длинной деревянной линейки.

С развитием образования у населения появилась тяга к чтению. В начале ХХ века в селе была построена первая изба-читальня.

 

8 глава – Развитие села Семеновское в начале XXвека.

В 1905 году «в селе Семеновское Красавской волости Котельнического уезда насчитывалось 6 дворов, проживало 8 мужчин и 10 женщин». (ГАКО, ф. 574, оп. 2, д. 617, л. 254 об.). «В книге «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка 1912 г.» указано, что село Семеновское находится в 150 верстах от города Вятки и в 75 верстах от уездного города Котельнича. Расположено в низменной болотистой местности, изрезанной небольшими ручейками с болотистыми берегами, покрытыми тощим, чахлым леском. В полуверсте от села протекает речка Сюзюм, на которой в двух верстах от села выстроена мукомольная мельница. Прихожане занимаются преимущественно землепашеством, земли крестьяне имеют достаточное количество, но она плохого качества. Почва песчаная, овес родится, а рожь очень редко. Недостаток хлеба развил промыслы: плотничество, валяние обуви, портняжничество, а строительство железной дороги способствовало развитию торговлю. Железная дорога проходит около самого села, а станция железной дороги Свеча в 10-ти верстах от села». (Вятская епархия. Историко – географическое и статистическое описание. Вятка, 1912, с. 297-298).

 

9 глава – Строительство железной дороги.

В связи с прохождением по территории Северной железной дороги численность населения стала резко расти. Железная дорога, в строительстве которой принимали активное участие жители села и окрестных деревень, сыграла огромное значение для самого села. Вот что об этом пишет краевед Д. П. Карина в книге «История Шабалинского края»:

«Строительные работы на участке Поназырево – Котельнич начались в ноябре 1902 года. Из деревень Красавской, Ключевской и других волостей потянулись сотни крестьян на строительство. Вырубали лес, вели просеку шириной 40-60 м, корчевали пни под земляную насыпь, возили землю на лошадях и тачках одноколесках. Условия работы и жизни были тяжелыми. 12-летние подростки работали наравне со взрослыми. Ручная работа требовала большой физической силы и сноровки. Рыли кюветы, насыпали землю, возвышая насыпь. К скатам насыпи большими деревянными клиньями прибивали дерн. За весь световой день получали плату 1 рубль 50 копеек. За малейший проступок – штраф. Час – на завтрак, два – на обед. Жили в шалашах. Колонны рабочих, руководимых инженерами и техниками, занимались укладкой шпал и стальных рельсов».

По данным переписи населения по Вятской губернии 1926 года село Семеновское Семеновского сельсовета Красавской волости в 16 км от ВИКа. Число хозяйств 16, из них крестьянского типа - 1, прочих – 15. в селе проживает 9 мужчин и 16 женщин. (Перепись населения 1926 года по Вятской губернии, Вятка, 1927, с.60).

 

10 глава – Первое коллективное хозяйство Каменская коммуна.

Все земли вокруг села были церковными. В 1928 году на месте церковных земель около села Семеновское было организовано первое коллективное хозяйство Каменская коммуна по названию реки Каменки, что течет поблизости за линией железной дороги. Первым председателем коммуны был Степан Иудович Садырин (фото 1).

На выбранной территории вырубили лес, расчистили участок земли, построили дома. Самый первый дом был двухэтажный. Несколько домов привезли из деревни Вороны. Позднее были построены пекарня, детские ясли и столовая.

В 1930-1932 годах, наряду с коммуной были созданы колхозы во всех деревнях Семеновского сельсовета. В 50-е годы произошло укрупнение колхозов, и село Семеновское стало центральной усадьбой колхоза им. Молотова, который затем был переименован в колхоз имени Чапаева.

В 1938 году в селе построен первый медицинский пункт. Основателем его был фельдшер Ершов Андрей Степанович. Это был мужчина высокого роста, сильный, плечистый, любящий свое дело. Среди населения окрестных деревень пользовался большим авторитетом. В марте 1945 года умер от ранений, полученных на фронте.

Из воспоминаний Вылегжаниной Елены Максимовны от 6 декабря 1998 года: «По рассказам очевидцев, в центре села была церковь, но в 50-е годы от нее уже ничего не осталось. Последним служителем божьего храма был поп Василий, который в годы преследования духовенства вместе с женой и дочерями оставил свой дом, поселился в церкви, а через некоторое время бесследно исчез.

В селе была почта, медпункт, ветпункт. Было свое сельпо с магазином, пекарней, складами, бухгалтерией и заготовительным пунктом, где Мальцев, а позднее Манин Иван Павлович заготовляли грибы, ягоды, принимали шерсть, шкуры животных, макулатуру и прочее вторсырье».

 

11 глава – Культурная жизнь села.

С объединением всех деревень сельсовета в один колхоз возникла потребность в культурных учреждениях. В 1954 году был построен колхозный клуб, а на базе избы – читальни в 1952 году в одноквартирном деревянном доме была организована сельская библиотека, которой заведовала Завалина Людмила. В библиотеке было от 200 до 250 читателей. Здесь почти не было никакого оборудования, стены были выстроганы из досок, и даже не покрашены. Постепенно фонд библиотеки увеличивался за счет бюджета и к 1959 году достиг до 5000 экземпляров.

В 1961 году в селе была построена колхозная электростанция большей мощности, а рядом с ней мельница.

Жизнь в селе круто изменилась в годы правления Предеина Александра Архиповича. Были построены новая колхозная контора с множеством кабинетов. В 1967 году на месте церкви заложили новое здание Дома культуры. При раскопке котлована под Дом культуры были обнаружены останки захороненной семьи отца Семена. Строительство Дома культуры закончили в 1969 году, и в декабре торжественно был открыт новенький очаг культуры (фото 2), где в левом крыле расположена библиотека. Для Дома культуры куплена нужная мебель и комплект музыкальных инструментов. Были построены колхозная столовая, целые улицы новых домов, машинный двор пополнился новой техникой. Большое внимание Александр Архипович уделял организации культурного отдыха людей. В его бытность в колхозе отмечалась почти каждая юбилейная дата и дни красного календаря. Учителя и сельская интеллигенция часто выступали с концертами. Например, в 1973 году было организовано народное гуляние по поводу сооружения пруда в деревне Каменская.

В 1971 году воздвигнута скульптура В. И. Чапаеву (фото 3). Особое впечатление произвел день открытия памятника погибшим воинам (фото 4). Это было 9 мая 1973 года. На открытие приехали работник райкома партии Пленкин В.П., инструктор РОНО Плотников. Они запечатлели на пленку весь процесс открытия мемориала, так появился кинофильм «Память». На митинге читал свои стихи поэт Л. Хаустов, со своими стихами выступил бывший председатель Семеновского сельсовета Г.Н. Краев. На плиты, где высечены фамилии погибших было возложено множество цветов, венков, букетов из роз. Звучала торжественная музыка, периодически сменялся почетный караул.

12 глава – Образование.

В 50-60–е годы в Семеновском проживали в основном сельская интеллигенция – учителя, служащие почты, медпункта, сельпо. В эти годы резко увечилось количество жителей села и окрестных деревень, а с ним и число детей. Всего за годы существования в школе обучалось более 2000 учеников. В 60-е годы (фото 5) были самые многочисленные классы по 25 -30 учеников (архивные данные до 1944 года не сохранились). Первым директором школы был Чистяков Архип Миронович, затем Вагин Петр Андреевич и позднее Травин Алексей Матвеевич.

Среди первых учителей много талантливых и ярких личностей. Это Кириленко Лидия Александровна (учитель русского языка, литературы и пения), Яблоков Василий Лазаревич (учитель математики), Предеин Максим Федорович (учитель физкультуры), Мильчаков Леонид Михайлович (учитель труда).

Комсомольцы школы героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны, защищая свою Родину от ненавистного врага. В боях с фашистами погибли смертью храбрых: Тарасов Александр, Шубин Василий, Шубин Федор, Елькин Иван, Кокоулин Иван и другие.

За время существования школы в стране произошло много событий, но школа неизменно делала главное - приобщала детей к знаниям, учила их мыслить, трудиться, быть гражданами своей страны.

Жизнь продолжалась. Из школы выходили юноши и девушки, и каждый из них находил свое место в жизни. Страна призывала молодежь на восстановление народного хозяйства. На призыв Родины откликнулись и наши выпускники – комсомольцы. В освоении целинных земель принимали участие Анатолий Зайцев, Мария Веснина, Александр Зайцев.

В послевоенные годы в колхозе чувствовался недостаток рабочей силы, отсутствие техники, почти все работы выполнялись вручную, а потому ежегодно на работу в колхозе привлекались ученики. Первые годы в колхозе работали почти всю первую четверть, позднее – месяц или полтора. Не было ни одного года, чтобы дети не привлекались к колхозным работам. К тому же ребята были шефами над многими животноводческими фермами. Они помогали оформлять красные уголки, выпускали стенгазеты, ставили концерты, заготовляли веточный корм.

Старое здание школы не отвечало новым требованиям жизни, и в 1964 году к школе был сделан пристрой (фото 6). 1950 год - построено деревянное одноэтажное здание интерната (фото 7). В декабре 2009 года состоялось открытие нового двухэтажного здания школы (фото 8).

В 1975 году в селе построен детский сад. В 1985-1986 годах введен в строй единственный в районе типовой фельдшерско-акушерский пункт (фото 9). В 1977 году при въезде в село было построено двухэтажное здание Дома быта (сейчас разрушено). В 1978 году была проведены телефонизация и газификация сельского совета, построен склад под газ.

 

13 глава – Статистические данные о населении.

В 1981 году в селе числилось 74 хозяйства, проживало 195 человек. В 2006 году насчитывалось 82 хозяйства с населением 241 человек. На 1 ноября 2017 года – 61 хозяйство, проживает 170 человек. Снижение численности населения связано главным образом из-за трудных условий жизни в период реформ, развалом сельского хозяйства, закрытием льнозавода в деревне Гаряевы, ростом безработицы, сокращением, не хватке мед. персонала в Центральной районной больнице. Молодежь выезжает из села. Смертность превышает рождаемость.

 

Заключение: Для чего нужно знать историю села Семеновское?

В ходе работы над темой исследования выполнены задачи — я выяснила, когда, где и как образовалось село Семеновское, происхождение названия села. Был собран уникальный материал о жизни наших предков, истории моей малой Родины. С этой работой я выступала на областной научно-практической конференции «Человек и природа» в декабре 2017 года. Мой доклад получил высокую оценку — Диплом 1 степени. Данная работа размещена в сельской библиотеке. Я представляла её своим односельчанам на различных мероприятиях в нашем селе.

Историю нужно знать для того, чтобы не повторять ошибок наших предков. Интересно узнавать исторические факты, как до нас жили, трудились, учились люди нашего села. Чего достигли, кем стали, чем прославили наше маленькое село. Все это в будущем мы – молодое поколение будем рассказывать своим детям.

Как я вижу будущее села? Для развития села, чтобы привлечь население, нужно возродить сельское хозяйство. Для этого есть все и животноводческий комплекс и наши самые плодородные во всем районе почвы. Нужен умный руководитель. Если вырастет численность населения, может и можно будет построить новый храм на новом месте, так как на месте старой церкви стоит здание сельского клуба.

Исследовательская работа по истории нашего села оказалась интересной и полезной, расширился кругозор. Чтобы ответить на все вопросы, я научилась искать информацию в разных источниках. Я люблю свое село, и буду рассказывать о нем своим одноклассникам.

 

Земля семеновская нянчила, кормила,

И оберег дала, крестя во след.

Слезинкой дождевой с ключа поила,

Чтоб вечно помнила ее завет.

Голос Родины малой особый,

Он пронизан душистым теплом.

Заплутавшего с дальней дороги

Пригласит на чаек в каждый дом.

Обросли времена новизною,

Изменился и облик села.

Там, где двор был обвитый стернею,

Вишня в майские дни расцвела.

Понастроены улицы новые

С видом окон на мокрый асфальт.

И любовь берегут в них Семеновны,

Ведь ее не купить, не продать.

Галина Головнина.

 

Список источников:

История Шабалинского края. Шабалино, 2007, стр.164.

История села Семеновское. Шабалино, 2011, стр.52.

https://rodnaya-vyatka.ru/ve1912/kotelnicheskiy-uezd-3

http://нэб.рф/catalog/000200_000018_v19_rc_1629441/viewer/?page=15

https://rodnaya-vyatka.ru/snm1926/volost/2-05

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.