Конспект урока по истории России «Россия в Первой Мировой войне» (9 класс)
Конспект урока по истории России
Класс: 9
Номер урока (№): 1
Тема: Россия в первой мировой войне
Цели:
Образовательная:
- систематизировать и обобщить знания о первой мировой войне и об участии в ней России;
- выяснить причины и цели участия России в первой мировой войне;
- определить, какой характер носила война со стороны России;
- охарактеризовать ход военных действий на Восточном фронте;
- проанализировать, как менялись настроения в русском обществе в ходе войны;
- сделать вывод о том, какую роль сыграла Россия в войне.
Развивающая:
- способствовать дальнейшему развитию умений, обобщать систематизировать (аналитических умений)
- способствовать дальнейшему развитию речи: обогащение и усложнение словарного запаса;
Воспитательная:
- способствовать формированию и развитию нравственных, патриотических качеств личности школьника;
- способствовать формированию в сознании учащихся мысли, что нет «малых войн», каждая война антигуманна и несёт угрозу человеческой цивилизации.
Оборудование: доска, учебник История России, XX – начало XXI века: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков – 9-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Просвещение, 2002. – 400 с.
Тип урока: комбинированный
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Активизация познавательной деятельности ученика |
1. Орг. момент |
Учитель приветствует учащихся. Проверяет присутствующих и отсутствующих. |
Приветствуют учителя. Говорят кто присутствует и отсутствует |
2. Опрос домашнего задания (Фронтальный письменный опрос) |
Слово учителя: На прошлом уроке мы с вами говорили о культуре, её серебряном веке. И сейчас мы проверим насколько успешно прошел наш урок и напишем небольшой тест ( Прил № 1) Учащиеся в течении 5 – 7 минут отвечают на вопросы теста |
Учащиеся слушают: Учитель раздает тест по вариантам. |
3. Переход к изучению нового материала |
Слово учителя: Дети, сейчас я прочитаю вам отрывок из стиха Городецкого «Подвиг воина», а вы попробуете догадаться о чем идет речь. Учитель читает стих: Не первый вечер пели волны В народном море, и стонал Стихийный ветер, мощи полный, И к небу гимн летел, как вал; Опять на небе пламенела Заря, невиданно ясна. Когда из вражьего предела Домчалась весть войны Предполагаемый ответ: О первой мировой войне, а значит и урок у нас будет про первую мировую войну |
Учащиеся слушают и думают над ответом. Вопрос к учащимся: Итак, теперь давайте подумаем о чем шла речь в услышанном нами отрывке и как он относиться к теме нашего сегодняшнего урока? |
4. Изучение нового материала |
Слово учителя: Правильно, ребята, как вы уже поняли она и будет являться темой нашего сегодняшнего урока «Россия в Первой мировой войне» Человечество вступило в новый, очень сложный период своего развития, в период глобальных трагедий. Первая мировая война стала прологом потрясений XX столетия. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определивших облик современного мира. На сегодняшнем уроке вам предстоит узнать: что явилось поводом к началу первой мировой войны и её причины, какие образовались блоки; Предполагаемый ответ: 1. Противоречия между европейскими державами; Германия. Положить конец господству Англии на море; захватить колонии западноевропейских стран; отвоевать у России Прибалтику, Крым, Приазовье; аннексия промышленно развитых районов северо-восточной Франции. Австро-Венгрия. Захватить Сербию; утвердить своё господство на Балканском полуострове; Отвоевать у России часть Польши, Волынь, Подолию. .Турция. Претендовала на русское Закавказье; стремилась восстановить своё влияние на Балканах. Япония. Захватить острова в Тихом океане и «арендные территории» Китая. Франция. Вернуть Эльзас и Лотарингию; присоединить левый берег Рейна и Саарский угольный бассейн. Великобритания. Сохранить колонии и господство на море; отнять у Турции богатые нефтью Месопотамию, часть Аравийского полуострова. Предполагаемый ответ: Захватнический Слово учителя: А теперь давай откроем учебник на странице 69 и прочитаем 2 пункт. Предполагаемый ответ: Убийство 15 июня 1914 г. в Сараево, столице Боснии, наследника австрийского престола. Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум, 10 июля, который почти полностью был удовлетворен Сербией. Но 15 июля Австро-Венгрия объявляет войну Сербии. Учитель вместе с учащимися выписывает на доску даты вступления стран в войну. Предполагаемый вид выписок: 10 июля Австро-Венгрия предъявила ультиматум Сербии 13 июля Сербия приняла большую часть требований 15 июля Австро-Венгрия объявляет войну Сербии 18 июля Россия объявила всеобщую мобилизацию 19 июля Германия объявила войну России 21 июля Германия объявила войну Франции 22 июля в войну вступила Англия 26 июля Австро-Венгрия объявила войну России Учитель вместе с учащимися обобщают количество втянутых в войну государств. Слово учителя: Образуются 2 основных блока: Антанта (Франц, Россия, Англия) и Тройственный союз (Германия, Турция, Австро-Венгрия) Учитель вместе с учащимися заполняют хронологическую таблицу сражений Слово учителя: а теперь давайте посмотрим к чему же привела война. На доске написано: Колоссальные потери Революции и развал Рос Обогащение США Версальско - Вашингтон |
Учащиеся открывают тетради, пишут число, классная работа и записывают тему урока Вопрос к учащимся: Как вы думаете, почему началась первая мировая война? Каковы её причины? Вопрос к учащимся: Какой характер носила эта война? Учащиеся открывают учебник на 69 странице и читают 2 пункт, а после прочтения отвечают на вопросы. Вопрос к учащимся: Так что же послужило поводом к войне? По ходу чтения пункта учащиеся вместе с учителем записывают в тетрадь даты вступления стран в войну Учащиеся обобщают вместе с учителем количество втянутых в войну государств: 38 и 1500 000 000 человек Учащиеся вместе с учителем заполняют хронологическую таблицу сражений Задание учащимся: расшифровать написанные на доске буквы Учащиеся расшифровывают и записывают себе в тетрадь. |
5. Закрепление |
Учитель предлагает учащимся заполнить нарисованную на доске схему (Приложение № 2) |
Учащиеся перерисовывают схему себе в тетрадь и заполняют её. |
6.Рефлексия (Метод незаконченного предложения) |
Учитель предлагает учащимся закончить предложение: «Сегодня на уроке я….» |
Учащиеся заканчивают предложение |
7 Домашнее задание |
Учитель дает домашнее задание: выучить параграф 9, устно ответить на вопросы после параграфа и закончить таблицу боевых действий начатую на уроке. |
Учащиеся записывают домашнее задание в дневники |