Урок истории на тему «Первая мировая война» (9–10 классы)
Пояснительная записка к презентации
Тема урока истории: Причины, повод и начало Первой мировой войны
Тема урока информатики: Компьютерная презентация. Разработка слайдовой презентации
Цель урока истории:
Охарактеризовать причины и повод Первой мировой войны, а также стратегические планы государств-участников;
Проследить процесс начала боевых действий в 1914 году;
Сформировать у учеников представление о целях и мотивах европейских государств в Первой мировой войне;
Развивать умения учеников анализировать исторические события;
Раскрыть ученикам трагизм такого процесса, как война, для населения воюющих государств.
Цель урока информатики:
Формировать высокий уровень ответственности в процессе изучения вопросов темы урока, самообразовательную компетентность учащихся;
Закрепить навыки создания и демонстрации презентаций средствами MS Power Point;
Развивать самостоятельность и творческие способности учащихся;
Воспитывать умения работать самостоятельно.
План урока истории:
Повод Первой мировой войны.
Причины Первой мировой войны.
Противоборствующие стороны.
Характер Первой мировой войны.
Постепенные союзники Тройственного союза и Антанты.
Последовательность объявления войны государствами-участниками.
Театр боевых действий.
План урока информатики:
Пользование документом Microsoft Word.
Самостоятельное создание презентации Microsoft Power Point 2007 с элементами применения дизайна и вставок.
Представление презентации созданной с помощью Microsoft Power Point 2007.
Тип урока: интегрированный, комбинированный урок-практикум.
Оснащение: учебник, мультимедийная презентация, конспект урока, компьютеры с операционной системой WINDOWS 7, Microsoft Power Point 2007, инструкции по ОБЖД.
Ход урока
Организация учебной деятельности
Проверка присутствующих, так же готовности учеников к уроку, ознакомление с целями урока.
Проверка домашнего задания
Вопросы к классу по истории:
Объясните исторические понятия и термины: «военно-политический блок», «гонка вооружения», «шовинизм».
Какие мировые кризисы имели место быть в начале 20 века?
Опишите процесс создания Тройственного союза и Антанты.
Проанализируйте свидетельство 2 на с.67. Как вы считаете, справедливо ли данное высказывание, или нет. Свой ответ-мнение аргументируйте.
Проанализируйте свидетельство 4 на с.69. Выскажите собственное отношение к этому свидетельству: согласны/не согласны с данным свидетельством.
Согласны ли Вы с тем, что гонка вооружений может удерживать страны от войны (свидетельство 4). Ответ обоснуйте.
Фронтальный опрос учеников:
Мультимедийный проект (презентация)
Программа, позволяющая создать презентацию (Power Point)
Оформление презентации (дизайн)
Команда создания нового слайда (вставка)
Способ «оживления» презентации (анимация)
Электронная страница презентации (слайд)
Демонстрация презентации (показ)
Мотивация учебной деятельности
Вопрос урока истории: Как Вы считаете, можно ли было избежать вооруженного конфликта между двумя военно-политическими блоками?
Мотивация учебной деятельности урока информатики: Созданную презентацию, посвященную теме «Начало Первой мировой войны: повод, причины, планы государств – участников» продемонстрировать ученикам средних классов в рамках проведения тематической недели истории.
Изучение нового материала
Слово учителя истории (свой рассказ учитель сопровождает демонстрацией мультимедийной презентации): Первая мировая война (1 августа 1914 г – 11 ноября 1918 г) началась в последствии обострения в начале 20 века противоречий между развитыми государствами мира. Мощь вооружения с каждым годом увеличивалась, шовинистическая пропаганда делала свое дело – развязывала национальную вражду, правящие круга все больше-больше жаждали реализации планов захвата.
Поводом для начала Первой мировой войны послужило убийство 28 июня 1914 года в боснийском городе Сараево наследника австро-венгерского престола эрц-герцога Франца-Фердинанда членом организации «Млада Босна» Гаврилом Принципом. Эрц-герцог был главнокомандующим армии Австро-Венгрии и прибыл в Сараево для участия в военных маневрах, которые должны были состояться на границе с Сербией. У сербов же 28 июня было днем национального траура. В этот день чествовали память сербов, погибших в битве с турками на Косовом поле в 1389 году. Этот визит сербские национальные круга расценили как оскорбление.
После гибели эрц-герцога немецкий император Вильгельм II предложил австро-венгерскому императору Францу-Иосифу «покончить с сербами», использовав сараевское убийство как повод для провозглашения войны. Австро-венгерское правительство дал Сербии 48 часов для выполнения ряда ультиматумов.
Работа с историческим документом (Текст ультиматума размещен в документе Microsoft Word).
Условия ультиматума Австро-Венгрии к руководству Сербии:
Запретить издания, пропагандирующие ненависть к Австро-Венгрии и нарушение её территориальной целостности
Закрыть общество «Народна Одобрена» и все другие союзы и организации, ведущие пропаганду против Австро-Венгрии
Исключить антиавстрийскую пропаганду из народного образования
Уволить с военной и государственной службы всех офицеров и чиновников, занимающихся антиавстрийской пропагандой
Сотрудничать с австрийскими властями в подавлении движения, направленного против целостности Австро-Венгрии
Провести расследование против каждого из участников сараевского убийства с участием в расследовании австрийского правительства
Арестовать майора Воислава Танкосича и Милана Цигановича, причастных к сараевскому убийству
Принять эффективные меры к предотвращению контрабанды оружия и взрывчатки в Австрию, арестовать пограничников, помогших убийцам пересечь границу
Сделать объяснения насчет враждебных к Австро-Венгрии высказываний сербских чиновников в период после убийства
Без замедления информировать австрийское правительство о мерах, принятых согласно предыдущим пунктам.
Вопросы к историческому документу:
Можно ли считать действия австро-венгерского руководства юридически принятыми?
Чего больше желала Австрия: развязать войну или установить согласия и мирно урегулировать убийство?
Нарушала ли Австро-Венгрия суверенитет Сербии? (При ответе на данный вопрос дайте определение «суверенитет»).
Слово учителя истории (свой рассказ учитель сопровождает демонстрацией мультимедийной презентации): После активных действий со стороны Австро-Венгрии государства Европы заняли выжидающие позиции, чтобы не стать обвиняемыми во вмешательстве в конфликт и поддержке одной из сторон.
За 10 минут до окончания срока ультиматума Сербия заявила, что принимает его условия, кроме одного – участия австрийской полиции в проведении следствия на территории Сербии.
Это заявление об отказе выполнения одного из пунктов стало для Австро-Венгрии поводом для разрыва дипломатических отношений с Сербией и провозглашением войны. И в ночь с 28 на 29 июля произошло артиллерийское бомбардирование Белграда. И это положило начало боевым действиям.
Первая мировая война
1 августа 1914 года – 11 ноября 1918 года
Противоборствующие стороны
в Первой мировой войне
Характер Первой мировой войны
Цели государств-участников
Германия |
Желание переразделения колониальных владений Англии, Франции, Бельгии в свою пользу Установление лидерства-господства в Европе и в мире в целом Захват больших территорий в Европе, особенно за счёт Франции и владений Российской империи (Польша, Украина, Прибалтика) Ослабление Франции и России |
Австро – Венгрия |
Установление полного господства на Балканах Подавление национально-освободительных движений словянских народов Захват Сербии, Волыни и Подолья Установление контроля над нефтяными месторождениями Румынии |
Италия |
Установление контроля над Далмацией и Албанией (побережье Адриатического моря) Возвращение Савои и Ницци, принадлежавшие Франции Захват Туниса и Восточной Африки (Сомали, Эфиопия, Кения) Присоединение Тироля |
Россия |
Ослабление Германии Установление господства на Балканах и протоках Босфор и Дарданеллы Присоединение Галичины и Восточной Пруссии |
Франция |
Ослабление и расчленение Германии на несколько независимых государств Возвращение Эльзаса и Лотарингии Захват части немецких землевладений Распределение владений Османской империи |
Англия |
Ослабление Германии Захват части немецких колониальных землевладений Распределение владений Османской империи Сохранение своего господства в море |
Стратегические планы противников
Работа с историческими терминами и понятиями (ученики записывать понятие под диктовку учителя в тетради).
Блицкриг – в переводе с немецкого – молниеносная война – план ведения быстротечной войны, согласно которому победа достигается всего лишь за несколько дней и месяцев.
Работа с учебником/самостоятельная работа учеников.
Пользуясь материалом учебника на с.76 определите стратегические планы противников в Первой мировой войне. (После 5-ти минутной работы с материалом параграфа ученики озвучивают стратегические планы противников сопровождающиеся демонстрацией мультимедийной презентацией учителя).
Германия |
Надеялась, что Англия останется в войне нейтральной Согласно плану блицкрига, генералом А.Шлиффеном и Х.Мольтке, предполагалось нанести молниеносный удар на Западе против Франции через Люксембург и Бельгию, одновременно ведя сдерживающие оборонительные бои на Востоке против России После разгрома Франции должна была наступить очередь России еще до того, как российская армия завершит мобилизацию |
Австро-Венгрия |
Планировала вести войну на два фронта: против России и на Балканах |
Франция |
Французский военный план предусматривал стремительный прорыв в направлении Рурской долины, промышленного сердца Германии, что должно было бы лишить Германию ресурсов для ведения продолжительной войны и заставить её капитулировать |
Россия |
Планировала наступать сразу на двух направлениях: северо-западном против Германии и юго-западном – против Австро-Венгрии силами в 800 тысяч штыков |
Слово учителя истории (свой рассказ учитель сопровождает демонстрацией мультимедийной презентации): Таким образом, война сначала приобрела общеевропейский, а со временем и мировой характер.
Постепенные сторонники Антанты
Постепенные сторонники Тройственного союза
Объявление войны государствами
28 июля 1914 год |
Австро-Венгрия объявила войну Сербии |
29 июля 914 год |
Россия начала частичную мобилизацию с целью совершить давление на Австро-Венгрию |
1 августа 1914 год |
Германия объявила войну России |
3 августа 1914 год |
Германия объявила войну Франции (начало реализации «Плана Шлиффена») |
4 августа 1914 год |
Англия провозгласила войну Германии |
6 августа 1914 год |
Австро-Венгрия объявила войну России, в ответ на это Англия и Франция провозгласила войну Австро-Венгрии |
15 августа 1914 год |
Япония объявила войну Германии |
Слово учителя истории (свой рассказ учитель сопровождает демонстрацией мультимедийной презентации): Начало войны вызвало невиданный размах воинственных настроений в воюющих странах, а тех, кто выступал против войны - фанатики войны убивали. Так был убит французский социалист Жан Жорес.
С самого начала Первой мировой войны были чётко установлены территории, охваченные боями, так сказать – театр боевых действий: Западный фронт (западная граница Германии), Восточный фронт (на восточной границе Германии), Север Италии, Балканы, Турция и немецкие колонии
Театры боевых действий в 1914 году
Групповая самостоятельная работа учеников.
Слово учителя истории: Получив информацию о начале, поводе, причинах и планах государств-участников Первой мировой войны Вы будете разделены на тематические группы для закрепления полученных знаний.
1-я группа – «Повод для начала Первой мировой войны»
2-я группа – «Причины Первой мировой войны»
3-я группа – «Планы государств-участников»
4-я группа – «Поочередность объявления войны»
Слово учителя информатики: На прошлом уроке Вам домой было задано подготовить список сайтов, которые содержат материал по теме «Начало Первой мировой войны: повод, причины, планы стран-участников), пользуясь эти списком подберите материал к своим мультимедийным презентациям. С помощью браузера для Microsoft Windows Internet Explorer войдите в интернет, скопируйте и сохраните этот материал на накопитель информации («Флешку») при этом создав папку под названием «Материал для создания презентации по истории). Закройте окно Internet Explorer и создайте мультимедийную презентацию с помощью Microsoft Power Point 2007, используя скачанную информацию, сохраненную на «флешке».
Требования к презентациям Microsoft Power Point (время создания 15 – 20 минут):
Использование графических картинок.
Применение различных стилей шрифта.
Применение зеленого, синего, оранжевого, желтого, черного цветов текста и фона.
Использование нумерации списков.
Общее количество слайдов – не менее 5, включая титульный слайд и содержание.
Закрепление изученного материала
Слово учителя информатики: В тематической последовательности представьте свои мультимедийные презентации Power Point объясняя последовательность выполнения работ и примененные команды.
Подведение итогов
Вопрос урока истории: Как Вы считаете, можно ли было избежать вооруженного конфликта между двумя военно-политическими блоками? – ответы 3-5 учеников с аргументированием своего мнения.
Вопросы на закрепление темы урока информатики:
Чему новому Вы сегодня научились?
Где можно использовать мультимедийные презентации?
Что понравилось на уроке информатики, а что нет?
Какие затруднения Вы испытывали при выполнении практической работы?
Слово учителя истории: В результате борьбы противоборствующих за лидерство в мире государств началась Первая мировая война. Она была захватнической по характеру для всех государств-участников, кроме Бельгии и Сербии, которые стали жертвами. Не смотря на агрессивную и уверенную настроенность Германии, план блестящей войны был сорван. И уже осенью 1914 года на всех фронтах Первой мировой войны инициатива перешла к государствам Антанты. На следующих уроках мы с Вами продолжим изучение данной теме, более детально останавливаясь на боевых действиях.
Оценивание учебных достижений учеников за домашнее задание и работу на уроке истории и информатики.
Домашнее задание
Всемирная история
Прочитать § 6, с. 74 – 81, обращая внимание на свидетельства.
Выучить понятия и термины.
Подготовить сообщение о российском генерале Александре Брусилове (готовит 1 ученик).
Информатика
Подготовить мультимедийную презентацию Power Point на самостоятельно выбранную тему.