12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Крыс Ольга Анатольевна1677
Работаю учителем русского языка. Стаж -30 лет. Люблю свою работу.
Россия, Иркутская обл., Усть-Уда
Материал размещён в группе «Контроль знаний»

Итоговая контрольная работа по литературе

Ученика(цы) 6 класса МБОУ_________________________________________

Фамилия, имя_____________________________________________________

Дорогой шестиклассник!

Предлагаем тебе выполнить следующие задания.

Успехов тебе!

Прочитай внимательно и вдумчиво текст.

В позднюю осень старик заметил, что на футляр, лежавший, как обычно,

поодаль на земле, сел воробей. Музыкант удивился, что эта птичка еще не

спит и даже в темноте вечера занята работой на свое пропитание. Правда, за

день сейчас трудно накормиться: все деревья уже уснули на зиму, насекомые

умерли, земля в городе гола и голодна, потому что лошади ходят редко и

дворники враз убирают за ними навоз. Где, на самом деле, питаться в осень

и в зиму воробью? Ведь и ветер в городе слаб и скуден меж домами, - он не

держит воробья, когда тот простирает утомленные крылья, так что воробью

приходится все время ими махать и трудиться.

Воробей, обследовав всю крышку футляра, ничего полезного на ней для

себя не нашел. Тогда он пошевелил ножками денежные монеты, взял из них

клювом самую мелкую бронзовую копейку и улетел с ней неизвестно куда.

Значит, он не даром прилетал - хоть что-нибудь, а взял! Пусть живет и

заботится, ему тоже надо существовать.

На другой вечер старый скрипач открыл футляр - на тот случай, что

если прилетит вчерашний воробей, так он может покормиться мякотью хлеба,

который лежал на дне футляра. Однако воробей не явился, наверно, он наелся

где-нибудь в другом месте, а копейка ему не годилась никуда.

Старик все же терпеливо ожидал воробья, и на четвертые сутки он опять

увидел его. Воробей без помехи сел на хлеб в футляре и по-деловому начал

клевать готовую пищу. Музыкант сошел с памятника, приблизился к футляру и

тихо рассмотрел небольшую птичку. Воробей был взлохмаченный, головастый, и

многие перья его поседели; время от времени он бдительно поглядывал по

сторонам, чтобы с точностью видеть врага и друга, и музыкант удивился его

спокойным, разумным глазам. Должно быть, этот воробей был очень стар или

несчастен, потому что он успел уже нажить себе большой ум от горя, беды и

долголетия.

Несколько дней воробей не появлялся на бульваре; тем временем выпал

чистый снег и подморозило. Старик, перед тем как идти на бульвар,

ежедневно крошил в футляр скрипки мягкий теплый хлеб. Стоя на высоте

подножия памятника, играя нежную мелодию, старик постоянно следил взором

за своим открытым футляром, за ближними дорожками и умершими кустами

цветов на летней клумбе. Музыкант ожидал воробья и тосковал по нем: где он

теперь сидит и согревается, что он ест на холодном снегу? Тихо и светло

горели фонари вокруг памятника Пушкину, красивые чистые люди, освещенные

электричеством и снегом, мягко проходили мимо памятника, удаляясь по своим

важным и счастливым делам. Старик играл дальше, скрывая в себе жалкое

чувство печали по небольшой усердной птичке, которая жила сейчас где-то и

изнемогала.

Но прошло еще пять дней, а воробей все не прилетал гостить к

памятнику Пушкину. Старый скрипач по-прежнему оставлял для него открытый

футляр с накрошенным хлебом, однако чувство музыканта уже затомилось от

ожидания, и он стал забывать воробья. Старику многое пришлось забыть в

своей жизни безвозвратно. И скрипач перестал крошить хлеб, он теперь лежал

в футляре целым куском, и только крышку музыкант оставлял открытой.

В глубине зимы, близ полуночи, началась однажды поземка. Старик играл

последней вещью "Зимнюю дорогу" Шуберта и собирался затем уходить на

покой. В тот час из середины ветра и снега появился знакомый седой

воробей. Он сел тонкими, ничтожными лапками на морозный снег; потом

походил немного вокруг футляра, задуваемый по всему телу вихрями, но

равнодушный к ним и безбоязненный, - и перелетел внутрь футляра. Там

воробей начал клевать хлеб, почти зарывшись в его теплую мякоть. Он ел

долго, наверно целых полчаса времени; уже метель почти полностью засыпала

снегом помещение футляра, а воробей все еще шевелился внутри снега,

работая над своей пищей. Значит, он умел наедаться надолго. Старик подошел

к футляру со скрипкой и смычком и долго ожидал среди вихря, когда воробей

освободит футляр. Наконец воробей выбрался наружу, почистился в маленьком

снежном сугробе, кратко проговорил что-то и убежал пешком к себе на

ночлег, не захотев лететь по холодному ветру, чтобы не тратить напрасно

свою силу.

На следующий вечер тот же воробей опять прибыл к памятнику Пушкину;

он сразу же опустился в футляр и стал клевать готовый хлеб. Старик глядел

на него с высоты подножия памятника, играл оттуда музыку на скрипке и

чувствовал добро в своем сердце. В этот вечер погода стояла тихая, словно

усталая после вчерашней едкой поземки. Наевшись, воробей высоко взлетел из

футляра и пробормотал в воздухе небольшую песню...

Утром долго не светало. Проснувшись в своей комнате,

музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. Морозный, жесткий снег

несся по переулку и застил дневной свет. На оконное стекло еще ночью, во

тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. Старик

стал любоваться этой воодушевленной игрою природы, точно природа тоже

томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.

Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придется. Сегодня поет

буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. Все же старик под вечер оделся

в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел

наружу. С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант

пошел по своему переулку к Тверскому бульвару. Безлюдно скрежетали

обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от

трущегося по нем летящего снега. Старик хотел положить хлебные комки на

ступеньку памятника, но увидел, что это бесполезно: буря тотчас же унесет

хлеб, и снег засыплет его. Все равно музыкант оставил на ступени свой хлеб

и видел, как он исчез в сумраке бури.

Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но

некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она

трогала лишь одну-единственную душу скрипача, а этого было мало, или душа

его стала бедной от старости лет. Он перестал играть. На улице шел поток

урагана, - худо, наверно, теперь воробьям. Старик подошел к окну и

послушал силу бури сквозь замороженное стекло. Неужели седой воробей и

сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из

футляра?

Озаглавь текст.

______________________________________________________________________________

Как ты думаешь, о чем размышляет А. Платонов?

______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определите жанр данного произведения. Докажите свою точку зрения.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие основные жудожественные приемы использует автор, создавая свой рассказ? Назовите их и приведите примеры.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5.Где происходят события, описанные автором произведения? Что в тексте говорит об этом?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6. Опираясь на текст, объясните, почему А.Платонов решил написать про воробья?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________7. Как пейзаж помогает понять настроение, чувства героя?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________8.Подумай и напиши, как могли развиваться события дальше в тексте?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ключи к контрольной работе по литературе

вопрос

ответ

балл

1

Воробей и музыкант. Жизнь воробья. Человек и птица.

1

2

Об отношениях человека и птицы, о любви человека к живому.

1

3

1.Рассказ

2. Небольшое по объему произведение, малое количество действующих лиц, одна сюжетная линия, события сгруппированы вокруг одного героя, повествует об отдельном событии в жизни героя.

1

1

4

Эпитеты- спокойные, разумные глаза, морозный снег.

Олицетворение- воробей проговорил, убежал пешком

2

2

5

В Москве

Памятник Пушкину, Тверской бульвар

1

1

6

Удивился его спокойным, разумным глазам. Должно быть, этот воробей был очень стар или несчастен, потому что он успел уже нажить себе большой ум от горя, беды и долголетия.

1

7

 

1

8

При оценке необходимо учитывать:

- связность текста;

-логику изложения(тезис, доказательства, вывод)

2балла, если соответствует указанным критериям, текст без орфографических ошибок:

1балл, если соответствует указанным критериям, но допущены орфографические ошибки:

0б. если не соответствует указанным критериям

Опубликовано в группе «Контроль знаний»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.