Итоговая контрольная работа по литературе
Ученика(цы) 6 класса МБОУ_________________________________________
Фамилия, имя_____________________________________________________
Дорогой шестиклассник!
Предлагаем тебе выполнить следующие задания.
Успехов тебе!
Прочитай внимательно и вдумчиво текст.
В позднюю осень старик заметил, что на футляр, лежавший, как обычно,
поодаль на земле, сел воробей. Музыкант удивился, что эта птичка еще не
спит и даже в темноте вечера занята работой на свое пропитание. Правда, за
день сейчас трудно накормиться: все деревья уже уснули на зиму, насекомые
умерли, земля в городе гола и голодна, потому что лошади ходят редко и
дворники враз убирают за ними навоз. Где, на самом деле, питаться в осень
и в зиму воробью? Ведь и ветер в городе слаб и скуден меж домами, - он не
держит воробья, когда тот простирает утомленные крылья, так что воробью
приходится все время ими махать и трудиться.
Воробей, обследовав всю крышку футляра, ничего полезного на ней для
себя не нашел. Тогда он пошевелил ножками денежные монеты, взял из них
клювом самую мелкую бронзовую копейку и улетел с ней неизвестно куда.
Значит, он не даром прилетал - хоть что-нибудь, а взял! Пусть живет и
заботится, ему тоже надо существовать.
На другой вечер старый скрипач открыл футляр - на тот случай, что
если прилетит вчерашний воробей, так он может покормиться мякотью хлеба,
который лежал на дне футляра. Однако воробей не явился, наверно, он наелся
где-нибудь в другом месте, а копейка ему не годилась никуда.
Старик все же терпеливо ожидал воробья, и на четвертые сутки он опять
увидел его. Воробей без помехи сел на хлеб в футляре и по-деловому начал
клевать готовую пищу. Музыкант сошел с памятника, приблизился к футляру и
тихо рассмотрел небольшую птичку. Воробей был взлохмаченный, головастый, и
многие перья его поседели; время от времени он бдительно поглядывал по
сторонам, чтобы с точностью видеть врага и друга, и музыкант удивился его
спокойным, разумным глазам. Должно быть, этот воробей был очень стар или
несчастен, потому что он успел уже нажить себе большой ум от горя, беды и
долголетия.
Несколько дней воробей не появлялся на бульваре; тем временем выпал
чистый снег и подморозило. Старик, перед тем как идти на бульвар,
ежедневно крошил в футляр скрипки мягкий теплый хлеб. Стоя на высоте
подножия памятника, играя нежную мелодию, старик постоянно следил взором
за своим открытым футляром, за ближними дорожками и умершими кустами
цветов на летней клумбе. Музыкант ожидал воробья и тосковал по нем: где он
теперь сидит и согревается, что он ест на холодном снегу? Тихо и светло
горели фонари вокруг памятника Пушкину, красивые чистые люди, освещенные
электричеством и снегом, мягко проходили мимо памятника, удаляясь по своим
важным и счастливым делам. Старик играл дальше, скрывая в себе жалкое
чувство печали по небольшой усердной птичке, которая жила сейчас где-то и
изнемогала.
Но прошло еще пять дней, а воробей все не прилетал гостить к
памятнику Пушкину. Старый скрипач по-прежнему оставлял для него открытый
футляр с накрошенным хлебом, однако чувство музыканта уже затомилось от
ожидания, и он стал забывать воробья. Старику многое пришлось забыть в
своей жизни безвозвратно. И скрипач перестал крошить хлеб, он теперь лежал
в футляре целым куском, и только крышку музыкант оставлял открытой.
В глубине зимы, близ полуночи, началась однажды поземка. Старик играл
последней вещью "Зимнюю дорогу" Шуберта и собирался затем уходить на
покой. В тот час из середины ветра и снега появился знакомый седой
воробей. Он сел тонкими, ничтожными лапками на морозный снег; потом
походил немного вокруг футляра, задуваемый по всему телу вихрями, но
равнодушный к ним и безбоязненный, - и перелетел внутрь футляра. Там
воробей начал клевать хлеб, почти зарывшись в его теплую мякоть. Он ел
долго, наверно целых полчаса времени; уже метель почти полностью засыпала
снегом помещение футляра, а воробей все еще шевелился внутри снега,
работая над своей пищей. Значит, он умел наедаться надолго. Старик подошел
к футляру со скрипкой и смычком и долго ожидал среди вихря, когда воробей
освободит футляр. Наконец воробей выбрался наружу, почистился в маленьком
снежном сугробе, кратко проговорил что-то и убежал пешком к себе на
ночлег, не захотев лететь по холодному ветру, чтобы не тратить напрасно
свою силу.
На следующий вечер тот же воробей опять прибыл к памятнику Пушкину;
он сразу же опустился в футляр и стал клевать готовый хлеб. Старик глядел
на него с высоты подножия памятника, играл оттуда музыку на скрипке и
чувствовал добро в своем сердце. В этот вечер погода стояла тихая, словно
усталая после вчерашней едкой поземки. Наевшись, воробей высоко взлетел из
футляра и пробормотал в воздухе небольшую песню...
Утром долго не светало. Проснувшись в своей комнате,
музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. Морозный, жесткий снег
несся по переулку и застил дневной свет. На оконное стекло еще ночью, во
тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. Старик
стал любоваться этой воодушевленной игрою природы, точно природа тоже
томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.
Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придется. Сегодня поет
буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. Все же старик под вечер оделся
в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел
наружу. С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант
пошел по своему переулку к Тверскому бульвару. Безлюдно скрежетали
обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от
трущегося по нем летящего снега. Старик хотел положить хлебные комки на
ступеньку памятника, но увидел, что это бесполезно: буря тотчас же унесет
хлеб, и снег засыплет его. Все равно музыкант оставил на ступени свой хлеб
и видел, как он исчез в сумраке бури.
Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но
некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она
трогала лишь одну-единственную душу скрипача, а этого было мало, или душа
его стала бедной от старости лет. Он перестал играть. На улице шел поток
урагана, - худо, наверно, теперь воробьям. Старик подошел к окну и
послушал силу бури сквозь замороженное стекло. Неужели седой воробей и
сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из
футляра?
Озаглавь текст.
______________________________________________________________________________
Как ты думаешь, о чем размышляет А. Платонов?
______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определите жанр данного произведения. Докажите свою точку зрения.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие основные жудожественные приемы использует автор, создавая свой рассказ? Назовите их и приведите примеры.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5.Где происходят события, описанные автором произведения? Что в тексте говорит об этом?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6. Опираясь на текст, объясните, почему А.Платонов решил написать про воробья?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________7. Как пейзаж помогает понять настроение, чувства героя?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________8.Подумай и напиши, как могли развиваться события дальше в тексте?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ключи к контрольной работе по литературе
вопрос |
ответ |
балл |
1 |
Воробей и музыкант. Жизнь воробья. Человек и птица. |
1 |
2 |
Об отношениях человека и птицы, о любви человека к живому. |
1 |
3 |
1.Рассказ 2. Небольшое по объему произведение, малое количество действующих лиц, одна сюжетная линия, события сгруппированы вокруг одного героя, повествует об отдельном событии в жизни героя. |
1 1 |
4 |
Эпитеты- спокойные, разумные глаза, морозный снег. Олицетворение- воробей проговорил, убежал пешком |
2 2 |
5 |
В Москве Памятник Пушкину, Тверской бульвар |
1 1 |
6 |
Удивился его спокойным, разумным глазам. Должно быть, этот воробей был очень стар или несчастен, потому что он успел уже нажить себе большой ум от горя, беды и долголетия. |
1 |
7 |
1 |
|
8 |
При оценке необходимо учитывать: - связность текста; -логику изложения(тезис, доказательства, вывод) |
2балла, если соответствует указанным критериям, текст без орфографических ошибок: 1балл, если соответствует указанным критериям, но допущены орфографические ошибки: 0б. если не соответствует указанным критериям |