Итоговая контрольная работа по литературе (6 класс, УМК В.Я. Коровиной)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ
- В каком произведении героями являются исторические деятели – российские императоры Александр I и Николай I?
а. «Дубровский»
б. «Железная дорога»
в. «Левша»
г. «Толстый и тонкий»
- Укажите фрагмент обрядовой песни:
а. Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором
б. Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
в. Шла кукушка мимо сети
А за нею малы дети.
Все кричали:
-Ку-ку-мак!
Убирай один кулак!
г. Сорока, сорока,
Сорока-белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Кашки не едали.
Всё своим деткам отдала.
- В каком из этих стихотворений М.Ю.Лермонтов поднимает проблему трагической гибели прекрасного (гибнет нечто прекрасное, и избежать этого нельзя)
а. «Тучи»
б. «Три пальмы»
в. «Листок»
г. «Утёс»
- С какой целью И.С.Тургенев рассказывает о крестьянских мальчишках в рассказе «Бежин луг»?
а. Автор хочет показать их необразованность, смеётся над их верой в сверхъестественные силы
б. Автор с горечью показывает крайнюю нищету крестьян
в. Автор восхищается героизмом и самоотверженностью крестьянских детей – настоящих героев, не боящихся пасти ночью лошадей
г. Автор сочувствует крестьянским мальчишкам, показывает их любознательность и впечатлительность, богатый духовный мир
- Какие черты характера не соответствуют образу Владимира Дубровского в романе А.С.Пушкина «Дубровский»?
а. Он проявил себя как человек легкомысленный и самоуверенный, не задумывающийся о последствиях своих поступков
б. Он проявил себя как гордый человек, защищающий свою честь и достоинство
в. Он показал себя человеком, способным на рискованные и отчаянные поступки
г. Он показал себя как человек великодушный, способный на милосердие и сострадание
- Какая из цитат, относящихся к героине повести А.С.Грина «Алые паруса» - Ассоль, характеризует её интерес ко всему необычному, её богатую фантазию и воображение?
а. «Одна за другой, наивные ее попытки к сближению оканчивались горьким плачем, синяками, царапинами и другими проявлениями общественного мнения; она перестала, наконец, оскорбляться, но все еще иногда спрашивала отца: — «Скажи, почему нас не любят?»
б. «Рассказывал Лонгрен также о потерпевших крушение, об одичавших и разучившихся говорить людях, о таинственных кладах, бунтах каторжников и многом другом …— «Ну, говори еще», — просила Ассоль, когда Лонгрен, задумавшись, умолкал, и засыпала на его груди с головой полной чудесных снов»
в. «Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Ее темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки»
г. «Девочка, вздрогнув, невольно взглянула из-под руки на разлив моря. Затем обернулась в сторону восклицаний; там, в двадцати шагах от нее, стояла кучка ребят; они гримасничали, высовывая языки. Вздохнув, девочка побежала домой»
- Какое символическое значение имеет образ Неизвестного цветка из одноимённой сказки-были А.П.Платонова?
а. Неизвестный цветок символизирует одинокого, никому не нужного человека
б. Неизвестный цветок символизирует человека, терпеливо переносящего жизненные трудности, обладающего жизненной силой
в. Неизвестный цветок символизирует доброго, милосердного и сострадательного человека
г. Неизвестный цветок символизирует мудрого и опытного человека, глубоко знающего жизнь
- О чём нам говорит описание комнаты Лидии Михайловны, героини рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»: «В комнате было много книг, на тумбочке у окна стоял большой красивый радиоприемник; с проигрывателем — редкое по тем временам, а для меня и вовсе невиданное чудо. Лидия Михайловна ставила пластинки, и ловкий мужской голос опять-таки учил французскому языку»?
а. Комната была обставлена очень скромно, учительница жила бедно, поэтому вызывает у героя жалость.
б. Комната была обычной, похожей на комнаты многих других людей, поэтому герой равнодушен к ней.
в. Комната очень сильно отличалась от всего, виденного героем раньше, поэтому герой вёл себя в гостях очень скованно
г. Вид книг и проигрывателя вызывает у героя досаду, потому что заниматься французским языком для него было мукой.
- Определите верное высказывание о героях басни И.А.Крылова «Листы и корни»:
а. Листья гордятся своим превосходством над корнями
б. Листья благодарны корням за их труд.
в. Корни смеются над глупостью листьев
г. И корни, и листья живут в мире и согласии, между ними царит взаимопонимание
- В каком из произведений повествование ведётся от лица рассказчика, носящего автобиографические черты самого писателя?
а. А.И.Куприн «Чудесный доктор»
б. М.М.Пришвин «Кладовая солнца»
в. Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»
г. В.М.Шукшин «Критики»
- Соотнесите данные цитаты из рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий» с элементами композиции
1. Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.
|
а. Завязка |
2. — Нет, милый мой, поднимай повыше,— сказал толстый.— Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею.
|
б. Развитие действия |
3. Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены.
|
в. Кульминация |
4. — В гимназии вместе учились! — продолжал тонкий.— Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо… Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе… А это моя жена, урожденная Ванценбах… лютеранка. |
г. Развязка |
12. Произведение А.И.Куприна «Чудесный доктор» является:
а. Рождественским (святочным) рассказом
б. Сказом
в. Сказкой-былью
г. Повестью
13. Какое средство выразительности в поэме Н.А.Некрасова «Железная дорога» выражает веру поэта в светлое будущее народа (выделено):
Вынесет всё — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе».
а. Эпитеты
б. Сравнение
в. Метафора
г. Антитеза
14. Речь героев является также средством характеристики героев. Так, в сказе Н.С.Лескова «Левша» при помощи языковых средств писатель показывает, что рассказчик из простого народа, не знающего значения многих слов и по-своему их употребляющего. Какое языковое средство использует писатель в речи рассказчика:
«Англичане сразу стали показывать разные удивления и пояснять, что к чему у них приноровлено для военных обстоятельств: буреметры морские, мерблюзьи мантоны пеших полков, а для конницы смолевые непромокабли. Государь на все это радуется, все кажется ему очень хорошо, а Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит»
а. диалектизмы
б. фразеологизмы
в. неологизмы
г. искажённые слова
15. В названии сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» заложена метафора. Поэтому название многозначно и символично. Какой смысл НЕ ЗАЛОЖЕН в названии рассказа?
а. Название характеризует богатые природные запасы
б. Название показывает, что события произведения фантастичны
в. Название одухотворяет силы природы
г. Название призывает человека разумно и бережливо обращаться с природными дарами
16. В каком из произведений действие происходит в эпоху крепостного права
а. В.М.Шукшин «Критики»
б. В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»
в. А.П.Чехов «Толстый и тонкий»
г. А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка»
Прочитайте стихотворение и выполните задания, требующие краткого ответа
Николай Рубцов
Звезда полей
Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…
Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром…
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…
17. Это стихотворение названо «Звезда полей», однако поэт подразумевает под ним свою малую родину. Какое средство выразительности использовал Н.М.Рубцов в названии? (Запишите термин)
18. Выпишите слово, которое повторяется в стихотворении и характеризует неугасимый свет звезды, его постоянство в любые времена.
19. Из третьей строфы выпишите эпитет, который характеризует доброту и ласку и заботу «звезды полей», её готовность поддержать в трудную минуту.
20. Из последней строфы выпишите слово, которое характеризует состояние лирического героя, возникающее во время размышлений о своей родине.
Спецификация контрольной работы
№ задания |
Проверяемые знания и умения |
1 |
Даты, факты исторические реалии |
2 |
Темы и проблемы |
3 |
|
4 |
Авторская позиция, оценка |
5 |
Характеры героев, средства создания образов |
6 |
|
7 |
Детали, предметные образы, символы |
8 |
|
9 |
Система образов, образ автора, рассказчика |
10 |
|
11 |
Сюжет, конфликт, композиция |
12 |
Жанровые особенности |
13 |
Лексические, синтаксические, звуковые, ритмические средства |
14 |
|
15 |
|
16 |
Традиции, новаторство, знаковые имена в мировой литературе |
17 |
Умение определять центральную мысль (образ) стихотворения |
18 |
Умение находить средства, помогающие его создать, определять настроение |
19 |
Умение определять художественные средства, использованные поэтом |
Ключ к проверке работы
№ вопроса |
Ответ |
Количество баллов |
1 |
В |
1 |
2 |
Б |
1 |
3 |
Б |
1 |
4 |
Г |
1 |
5 |
А |
1 |
6 |
Б |
1 |
7 |
Б |
1 |
8 |
В |
1 |
9 |
А |
1 |
10 |
В |
1 |
11 |
1- Г, 2 – В, 3 – А, 4 - Б |
2 |
12 |
А |
1 |
13 |
А |
1 |
14 |
Г |
1 |
15 |
Б |
1 |
16 |
Г |
1 |
17 |
метафора |
2 |
18 |
горит |
2 |
19 |
приветливым |
2 |
20 |
счастлив |
2 |
ИТОГО |
25 баллов |
Критерии оценки
Менее 12 баллов – «2»
12 – 17 баллов – «3»
18 – 22 баллов – «4»
23 – 25 баллов – «5»