Итоговая аттестация по основам безопасности жизнедеятельности за курс 7 класса в форме тестирования
Целевые установки
Итоговая аттестация по основам безопасности жизнедеятельности за курс 7 класса в форме тестирования - это система оценки качества знаний, ориентированная на проверку достижения обучающимися уровня подготовки, предусмотренного государственным образовательным стандартом основного общего образования по предмету «ОБЖ» на этапе изучения в 7 классе.
Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов:
- Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по «Основам безопасности жизнедеятельности»
- Программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных (авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский, изд-во «Дрофа», 2010);
Разработка экзаменационного материала осуществлялась с учетом следующих положений
- материалы итоговой аттестации ориентированы на проверку усвоения системы знаний, которая рассматривается в качестве содержания действующей программы по «Основам безопасности жизнедеятельности» для основной школы на этапе изучения ОБЖ. В государственном стандарте основного общего образования эта система представлена в виде требований к подготовке выпускников;
- содержание экзаменационной работы обеспечивает оценку учебных достижений обучающихся 7 класса по предмету;
- учебный материал, на базе которого строятся задания – базовый уровень;
- объем содержания данной работы соотнесен с объемом учебного времени, отводимого на изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» в основной школе, учебным планом (по 0,5 часа в неделю в 7 классе) и требованиями государственного стандарта к общеобразовательной подготовке выпускников основной школы на этапе изучения «Основ безопасности жизнедеятельности»;
Предметные результаты:
Основы безопасности жизнедеятельности:
1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
7) формирование антиэкстемистской и антитеррористической личностной позиции;
8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;
10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
11) умение оказать первую помощь пострадавшим;
12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
. Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
- работа включает в себя задания, ориентированные на проверку усвоения содержания всех ведущих блоков курса «Основ безопасности жизнедеятельности»:
-Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.
-Защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
-Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
-Основы здорового образа жизни
Характеристика и структура экзаменационной работы
- экзаменационная работа состоит из 20 заданий.
Для ответа на вопросы требуется сопоставить различные сведения или сделать выбор из нескольких возможных вариантов.
Задания с выбором ответа проверяют на базовом уровне усвоение значительного количества элементов содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основного общего образования.
Продолжительность экзамена по основам безопасности жизнедеятельности
На выполнение контрольной работы отводится 45 минут.
Система оценивания контрольной работы
Каждое задание оценивается в баллах, которые затем суммируются и переводятся в пятибалльную шкалу.
Оценка:
Оценка:
«5» - 18-20 правильных ответов;
«4» - 15-17 правильных ответов;
«3» - 10-14 правильных ответов.
«2» - менее 10. правильных ответов.
Тест по ОБЖ 7 класс
1. Какое явление в природе можно считать стихийным бедствием?
А. Массовая гибель рыбы в водоеме;
Б. Сильный град;
В. Авиакатастрофа с человеческими жертвами;
Г. Дождь.
2. Обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, это:
А. Экстремальная ситуация;
Б. Стихийное бедствие;
В. Чрезвычайная ситуация;
Г. Катастрофа.
3. Основными причинами землетрясений являются:
А. Волновые колебания в скальных породах;
Б. Строительство крупных водохранилищ в зонах тектонических разломов;
В. Сдвиг в скальных породах земной коры, разлом, вдоль которого один скальный массив с огромной силой трется о другой;
Г. Вулканические проявления в земной коре.
4. Основными причинами несчастных случаев при землетрясениях являются:
А. Неконтролируемые действия людей в результате паники;
Б. Отсутствие защитных сооружений (убежищ);
В. Затопление;
Г. Отсутствие средств индивидуальной защиты органов дыхания.
5. Признаками приближающегося землетрясения могут быть следующие явления:
А. Резкое изменение погодных условий;
Б. Голубоватое свечение внутренней поверхности домов;
В. Самовоспламенение и самовозгорание горючих веществ и материалов;
Г. Выпадение обильных осадков в виде дождя или снега.
6. Вы находитесь в школе. Идет урок. Слышен звук сирены. В класс вбежал дежурный по школе и сообщил, что по радио передано сообщение о приближающемся землетрясении. Что необходимо сделать в первую очередь:
А. Отключить электричество;
Б. Забить окна;
В. Попытаться быстро покинуть здание школы и поехать (пойти) домой;
Г. Эвакуироваться вместе с классом из здания школы.
7. Вы находитесь один дома. Вдруг задрожали окна и люстра, с полок начали падать посуда и книги. Вы срочно:
А. Займёте место в дверном проёме;
Б. Позвоните родителям на работу;
В. Закроете окна и двери и перейдёте в подвал;
Г. Вызовете лифт и попытаетесь покинуть дом.
8. Основная причина образования оползней:
А. Вулканическая деятельность;
Б. Сдвиг горных пород;
В. Вода, просочившаяся по трещинам и порам вглубь пород и ведущая там разрушительную работу;
Г. Осадки в виде дождя или снега.
9. Горный поток, состоящий из смеси воды и рыхлообломочной горной породы называется:
А. Обвалом;
Б. Селем;
В. Оползнем;
Г. Лавиной.
10. Основной причиной крупных обвалов является:
А. Таяние ледников;
Б. Землетрясения;
В. Ураганы;
Г. Наводнения.
11. Основными поражающими факторами оползней, селей, обвалов и снежных лавин являются:
А. Волновые колебания в скальных породах;
Б. Раскаленные лавовые потоки;
В. Взрывная волна;
Г. Заваливание или заливание движущимися массами горных пород определенного пространства.
12. Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с, - это:
А. Тайфун;
Б. Шторм;
В. Торнадо;
Г. Ураган.
13. Разрушительная сила урагана заключается в совместном действии:
А. Воды и атмосферного давления;
Б. Атмосферного давления и ветра;
В. Ветра и верхнего слоя земли;
Г. Ветра и воды.
14. Из предлагаемых причин возникновения ураганов назовите одну, без которой пыльная буря невозможна:
А. Проходящий циклон;
Б. Разница температур;
В. Пашня;
Г. Сильная засуха.
15. Из перечисленных ниже последствий ураганов назовите то, которое всегда вторично:
А. Разрушение жилищ, линий электропередач;
Б. Эпидемии;
В. Пожары;
Г. Аварии на производстве.
16. Цунами-это:
А. Покрытие окружающей поверхности слоем воды;
Б. Смещение масс горных пород по склону под воздействием водных потоков;
В. Гигантские океанические волны, возникающие обычно в результате подводных или островных землетрясений;
Г. Гигантские океанические волны, возникающие в результате извержения вулканов.
17. От чего зависит разрушительная сила цунами?
А. Времени суток, года и температуры воздуха;
Б. Скорости волны;
В. Направления движения волны по отношению к берегу;
Г. Контура береговой линии, рельефа берега, берегового склона и шельфа.
18. Какие известны поражающие факторы цунами?
А. Ударное воздействие волны;
Б. Размывание;
В. Наводнение;
Г. Воздушная волна в океане.
19. Проникновение воды в подвалы зданий через канализационную сеть (при сообщении канализации с рекой), по канавам и траншеям, а также из-за значительного подпора грунтовых вод, это:
А. Затопление;
Б. Затор;
В. Подтопление;
Г. Зажор.
20. Покрытие окружающей местности слоем воды, заливающей дворы, улицы населенных пунктов и нижние этажи зданий, это:
А. Половодье;
Б. Затопление;
В. Паводок;
Г. Подтопление.
Ответы:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Б |
В |
В |
А |
Б |
Г |
А |
Б |
Б |
А |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Г |
Б |
В |
А |
В |
В |
Б |
А |
В |
Б |