Итоговая контрольная по биологии 10 класс

1
0
Материал опубликован 31 March 2017 в группе

Итоговая контрольная работа по

биологии (тест) за курс 10 класса

Кодификатор составлен на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) школы (Приказ МО РФ «Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего (полного) образования» от 5 марта 2004 г. №1089)

В первом столбце таблицы указаны коды разделов и тем, на которые разбит курс основной и средней (полной) школы. Во втором столбце указаны коды содержания разделов (тем), для которых создаются проверочные задания.

 

Номер вопроса в тесте

Код контролируемогоэлемента

Элементы содержания, проверяемые заданиями проверочной работы

1.

   

Биология как наука

 

3

1.1

Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира Уровневая организация и эволюция.. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция

2.

   

Клетка

 

7

8

2.1

Развитие знаний о клетке. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и многоклеточном организме. Хромосомы и гены. Строение и функции хромосом. Значение постоянства числа хромосом в клетках Строение и свойства ДНК – носителя наследственной информации. Генетический код.

 

10

2.2

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции.

 

2, 5

2.3

Жизненный цикл клетки. Обеспечение клетки энергией. Наследственная информация и её реализация в клетке. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов.

3.

   

Организм

 

1

3.1

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека

 

11

3.2

Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности

 

4

3.3

Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь.

 

4

3.4

Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот

 

6

3.5

Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика.

 

9

3.6

Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика.

 

11

3.7

Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем скрещивани

Спецификация итогового теста по биологии для 10 класса.

1.Назначение работы: определение степени сформированности знаний, основных умений и навыков, оценить качество подготовки учащихся по всем основным темам, изучаемым в 10 классе.

2. Нормативно-правовая база. Документы, определяющие нормативно-правовую базу

Закон РФ «Об образовании»

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004г. №1089)

3. Структура работы.

Контрольная работа в двух вариантах составлена в виде тестовых заданий, соответствующих темам, изучаемым в 10 классе:

Работа состоит из 11 заданий,

Задание 1, 2, 6 - умение проводить множественный выбор;

Задание 3,4 - умение устанавливать соответствие;

Задание 5 - на определение последовательности.

Задание 7, 8 со свободным ответом,

Задание 9, 10 – определить пропущенное полнятие.

Задание 11 – решить генетическую задачу

На выполнение теста рекомендуется выделить 40 минут.

Итоговая контрольная работа по биологии- 10 класс Вариант 1

Фамилия, Имя, класс__________________________________________

1. .Выберите три верных варианта ответа. Запишите последовательность цифр в порядке возрастания. Какие процессы характерны только для мейотического деления клетки?

1.Редупликация ДНК в интерфазе

2.Конъюгация гомологичных хромосом

3.Кроссинговер

4.Расхождение хроматид к полюсам клетки

5.Расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки

6.Карио-и цитокинез.

Ответ______________________

2

Выберите три верных варианта ответа. Запишите последовательность цифр в порядке возрастания. Химический состав клетки включает микроэлементы:

1.C и N 2.Ca и P 3. Zn и Mn 4.Cu и I 5.Br и Se 6. H и O

Ответ______________

3. Установите соответствие между биологическими полимерами и их ролью в организме.

РОЛЬ В ОРГАНИЗМЕ

БИОПОЛИМЕРЫ

А. Хранение и передача наследственной информации

Б.Каталитический синтез и расщепление органических веществ

В.Доставка аминокислот к месту синтеза белка

Г.Обеспечение организма энергией

Д.Образование антител

Е.Исходное органическое вещество в цепи питания

1)Белки

2)Нуклеиновые кислоты

3) Углеводы

А

Б

В

Г

Д

Е

           

4. Установите соответствие между фазами фотосинтеза и процессами, характерными для них.

ПРОЦЕССЫ

ФАЗА ФОТОСИНТЕЗА

а)Осуществляется в строме хлоропластов

б)Осуществляется в гранах хлоропластов в)Фотолиз воды г)Восстановление переносчика НАДФ д)Фиксация углерода, образование углеводов е)Образование кислорода

1. Световая

2.Темновая

 

А

Б

В

Г

Д

Е

           

5. Установите правильную последовательность стадий эмбрионального развития.

1.Гаструла 2.Зигота 3.Нейрула 4. Бластула 5. Органогенез.

Ответ______________________

6. Выберите 3 позиции, которые ассоциируются с третьим законом Г. Менделя:

Закон независимого наследования признаков,

Закон расщепления,

Р: Аа х Аа,

Р: АаВb х АаВb,

дигибридное скрещивание,

расщепление по фенотипу в соотношении 3:1.

Ответ_______________________

7. Сколько молекул АТФ образуется в процессе энергетического обмена в клетке, если в него вступает 5 молекул глюкозы? Ответ запишите в виде числа._____________________

8.Фрагмент одной из цепей молекулы ДНК состоит из 72 нуклеотидов. Какое количество аминокислот будет синтезировано благодаря этой программе? Ответ запишите в виде числа_______.

9.Выберите из списка необходимые термины и вставьте их в таблицу.

1.Методы исследования

генетики человека

2.Предмет исследования

3.Заболевание

Генеалогический

Родословная человека

……1...

Цитогенетический

………2.

Синдром Дауна

………3.

Химический состав

крови

Фенилкетонурия

 

1 -

2-

3-

Список: а) Популяция б)Гибридологический в)Гемофилия г)Биохимический д)Синдром Клайнфельтера е)Кариотип

 

10. Рас­смот­ри­те схему. За­пи­ши­те в от­ве­те про­пу­щен­ный тер­мин в един­ствен­ном числе, име­ни­тель­ном па­де­же обо­зна­чен­ный на схеме зна­ком во­про­са. Опишите функцию этого органоида, выполняемую им в клетке.

Ответ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Решите задачу. По 1 тестовому баллу ставится за правильно записанное генотипы родителей, гаметы, генотипы гибридов, фенотипы гибридов, указан закон генетики.

Растение фасоли, гомозиготное по чёрной окраске, скрещено с белосемянным. Определите фенотип потомства второго поколения, если чёрный цвет доминирует над белым.

Итоговая контрольная работа по биологии- 10 класс Вариант 2

Фамилия, Имя, класс__________________________________________

1. Выберите три верных варианта ответа. Запишите последовательность цифр в порядке возрастания. Чем мейоз от­ли­ча­ет­ся от ми­то­за?

 1) Об­ра­зу­ют­ся че­ты­ре га­п­ло­ид­ные клет­ки.

2) Об­ра­зу­ют­ся две ди­пло­ид­ные клет­ки.

3) Про­ис­хо­дит конъ­юга­ция и крос­син­го­вер хро­мо­сом.

4) Про­ис­хо­дит спи­ра­ли­за­ция хро­мо­сом.

5) Де­ле­нию кле­ток пред­ше­ству­ет одна ин­тер­фа­за.

6) Про­ис­хо­дит два де­ле­ния.

2 . Выберите три верных варианта ответа. Запишите последовательность цифр в порядке возрастания. Какие органоиды клетки содержат молекулу ДНК?

1.Хлоропласт 2.Комплекс Гольджи 3.Ядро

4.Митохондрия 5. Рибосома 6. ЭПС

Ответ______________________

Ответ______________________

 №3. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых характерны эти особенности.

 

ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

ОРГАНИЗМЫ

1)автотрофы

2)гетеротрофы

А)использование энергии солнечного света для синтеза АТФ

Б) использование энергии, заключенной в пище для синтеза АТФ

В)использование только готовых органических веществ

Г)синтез органических веществ из неорганических

Д)выделение кислорода в процессе обмена веществ

А

Б

В

Г

Д

         

4. Установите соответствие между зародышевыми листками позвоночных и органами, которые из них развиваются.

ОРГАНЫ

ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ

а)Половые органы

б) Органы чувств

в)Легкие

г)Кожа

д)Желудок

е) Сердце

1.Эктодерма

2.Мезодерма

3.Энтодерма

А

Б

В

Г

Д

Е

           

5. Установите правильную последовательность процессов во время биосинтеза белков.

1.Выход и-РНК из ядра в цитоплазму 2. Связывание аминокислот с т-РНК

3. Связывание рибосомы с и-РНК 4. Матричный синтез РНК

5. Синтез полипептида на рибосоме

Ответ______________________

6. Выберите позиции, которые ассоциируются со вторым законом Г. Менделя – это:

Закон единообразия гибридов первого поколения,

закон расщепления,

Р: Аа х Аа,

Р: АА х аа,

расщепление по фенотипу 3:1,

расщепления по фенотипу и генотипу нет.

Ответ______________________

7. Яйцеклетка яблони имеет 17 хромосом. Сколько хромосом будут содержать клетки эпидермиса листа? Ответ запишите в виде числа. Ответ______________________

8.Фрагмент молекулы ДНК содержит 20% адениловых нуклеотидов от общего количества. Сколько процентов гуаниновых нуклеотидов в этом фрагменте? Ответ запишите в виде числа._____

9.Выберите из списка необходимые термины и вставьте их в таблицу.

1.Биополимеры

2.Мономеры

3.Примеры

Нуклеиновые кислоты

Нуклеотиды

……1.

Белки

……2…

Интерферон

……….3

Остатки глюкозы

Гликоген

Список: а) Липиды б)РНК в)Углеводы г)Глицерин д)Целлюлоза е)Аминокислоты

1 -

2-

3 -

10. Рас­смот­ри­те схему. За­пи­ши­те в от­ве­те про­пу­щен­ный тер­мин в един­ствен­ном числе, име­ни­тель­ном па­де­же обо­зна­чен­ный на схеме зна­ком во­про­са. Опишите функцию этого органоида, выполняемую им в клетке.

ОТВЕТ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Решите задачу. По 1 тестовому баллу ставится за правильно записанные, генотипы родителей, гаметы, генотипы гибридов, фенотипы гибридов , указан генетический закон . Сибирский длинношерстный кот Васька скрещивался с соседской кошкой Муркой. В результате этого скрещивания родились 4 короткошерстных и 2 длинношерстных котенка. Известно, что у кошек короткая шерсть - доминантный признак. Определить генотипы Васьки, Мурки и всех котят.

3. Оценивание 1 балл за каждый правильный ответ

задания

Кол-во баллов

1

3

2

3

3

5

4

5

5

5

6

3

7

1

8

1

9

3

10

2

11

5

всего

36

Обучающийся получает оценку «3», набрав не менее 50%- 70% баллов (16– 22 баллов);

от 71 до 89% (от 23 до 30 баллов) – «4»;

от 90 до 100% (от 31 до 56 баллов) -- «5».

Ответы

1 вариант

2 вариант

1

235

1

136

2

345

2

134

3

212313

3

12211

4

211221

4

213132

5

24135

5

41325

6

145

6

235

7

190

7

34

8

24

8

30

9

ВЕГ

9

БЕВ

10

МИТОХОНДРИЯ, СИНТЕЗ АТФ

10

РИБОСОМА, СБОРКА БЕЛКОВОЙ МОЛЕКУЛЫ

11

. АА х аа

Гаметы А, а

Ф1 – Аа

Ф2 АА, 2Аа, аа – чер, чер, бел

11

А-короткий

А-длинный

Кот аа х кошка Аа

Гам А, а

Ф1 Ао корот, аа длинн

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.