Итоговая контрольная работа по
биологии (тест) за курс 10 класса
Кодификатор составлен на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) школы (Приказ МО РФ «Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего (полного) образования» от 5 марта 2004 г. №1089)
В первом столбце таблицы указаны коды разделов и тем, на которые разбит курс основной и средней (полной) школы. Во втором столбце указаны коды содержания разделов (тем), для которых создаются проверочные задания.
Номер вопроса в тесте |
Код контролируемогоэлемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями проверочной работы |
|
1. |
Биология как наука |
||
3 |
1.1 |
Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира Уровневая организация и эволюция.. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция |
|
2. |
Клетка |
||
7 8 |
2.1 |
Развитие знаний о клетке. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и многоклеточном организме. Хромосомы и гены. Строение и функции хромосом. Значение постоянства числа хромосом в клетках Строение и свойства ДНК – носителя наследственной информации. Генетический код. |
|
10 |
2.2 |
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. |
|
2, 5 |
2.3 |
Жизненный цикл клетки. Обеспечение клетки энергией. Наследственная информация и её реализация в клетке. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. |
|
3. |
Организм |
||
1 |
3.1 |
Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека |
|
11 |
3.2 |
Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности |
|
4 |
3.3 |
Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. |
|
4 |
3.4 |
Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот |
|
6 |
3.5 |
Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. |
|
9 |
3.6 |
Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. |
|
11 |
3.7 |
Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем скрещивани |
Спецификация итогового теста по биологии для 10 класса.
1.Назначение работы: определение степени сформированности знаний, основных умений и навыков, оценить качество подготовки учащихся по всем основным темам, изучаемым в 10 классе.
2. Нормативно-правовая база. Документы, определяющие нормативно-правовую базу
Закон РФ «Об образовании»
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004г. №1089)
3. Структура работы.
Контрольная работа в двух вариантах составлена в виде тестовых заданий, соответствующих темам, изучаемым в 10 классе:
Работа состоит из 11 заданий,
Задание 1, 2, 6 - умение проводить множественный выбор;
Задание 3,4 - умение устанавливать соответствие;
Задание 5 - на определение последовательности.
Задание 7, 8 со свободным ответом,
Задание 9, 10 – определить пропущенное полнятие.
Задание 11 – решить генетическую задачу
На выполнение теста рекомендуется выделить 40 минут.
Итоговая контрольная работа по биологии- 10 класс Вариант 1
Фамилия, Имя, класс__________________________________________
№1. .Выберите три верных варианта ответа. Запишите последовательность цифр в порядке возрастания. Какие процессы характерны только для мейотического деления клетки?
1.Редупликация ДНК в интерфазе
2.Конъюгация гомологичных хромосом
3.Кроссинговер
4.Расхождение хроматид к полюсам клетки
5.Расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки
6.Карио-и цитокинез.
Ответ______________________
№2
Выберите три верных варианта ответа. Запишите последовательность цифр в порядке возрастания. Химический состав клетки включает микроэлементы:
1.C и N 2.Ca и P 3. Zn и Mn 4.Cu и I 5.Br и Se 6. H и O
Ответ______________
№3. Установите соответствие между биологическими полимерами и их ролью в организме.
РОЛЬ В ОРГАНИЗМЕ |
БИОПОЛИМЕРЫ |
|||||
А. Хранение и передача наследственной информации Б.Каталитический синтез и расщепление органических веществ В.Доставка аминокислот к месту синтеза белка Г.Обеспечение организма энергией Д.Образование антител Е.Исходное органическое вещество в цепи питания |
1)Белки 2)Нуклеиновые кислоты 3) Углеводы |
|||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
№4. Установите соответствие между фазами фотосинтеза и процессами, характерными для них.
ПРОЦЕССЫ |
ФАЗА ФОТОСИНТЕЗА |
|||||
а)Осуществляется в строме хлоропластов б)Осуществляется в гранах хлоропластов в)Фотолиз воды г)Восстановление переносчика НАДФ д)Фиксация углерода, образование углеводов е)Образование кислорода |
1. Световая 2.Темновая
|
|||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
№5. Установите правильную последовательность стадий эмбрионального развития.
1.Гаструла 2.Зигота 3.Нейрула 4. Бластула 5. Органогенез.
Ответ______________________
№6. Выберите 3 позиции, которые ассоциируются с третьим законом Г. Менделя:
Закон независимого наследования признаков,
Закон расщепления,
Р: Аа х Аа,
Р: АаВb х АаВb,
дигибридное скрещивание,
расщепление по фенотипу в соотношении 3:1.
Ответ_______________________
№7. Сколько молекул АТФ образуется в процессе энергетического обмена в клетке, если в него вступает 5 молекул глюкозы? Ответ запишите в виде числа._____________________
№8.Фрагмент одной из цепей молекулы ДНК состоит из 72 нуклеотидов. Какое количество аминокислот будет синтезировано благодаря этой программе? Ответ запишите в виде числа_______.
№9.Выберите из списка необходимые термины и вставьте их в таблицу.
1.Методы исследования генетики человека |
2.Предмет исследования |
3.Заболевание |
Генеалогический |
Родословная человека |
……1... |
Цитогенетический |
………2. |
Синдром Дауна |
………3. |
Химический состав крови |
Фенилкетонурия |
1 - |
2- |
3- |
№10. Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин в единственном числе, именительном падеже обозначенный на схеме знаком вопроса. Опишите функцию этого органоида, выполняемую им в клетке.
Ответ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Решите задачу. По 1 тестовому баллу ставится за правильно записанное генотипы родителей, гаметы, генотипы гибридов, фенотипы гибридов, указан закон генетики.
Растение фасоли, гомозиготное по чёрной окраске, скрещено с белосемянным. Определите фенотип потомства второго поколения, если чёрный цвет доминирует над белым.
Итоговая контрольная работа по биологии- 10 класс Вариант 2
Фамилия, Имя, класс__________________________________________
№1. Выберите три верных варианта ответа. Запишите последовательность цифр в порядке возрастания. Чем мейоз отличается от митоза?
1) Образуются четыре гаплоидные клетки.
2) Образуются две диплоидные клетки.
3) Происходит конъюгация и кроссинговер хромосом.
4) Происходит спирализация хромосом.
5) Делению клеток предшествует одна интерфаза.
6) Происходит два деления.
№2 . Выберите три верных варианта ответа. Запишите последовательность цифр в порядке возрастания. Какие органоиды клетки содержат молекулу ДНК?
1.Хлоропласт 2.Комплекс Гольджи 3.Ядро
4.Митохондрия 5. Рибосома 6. ЭПС
Ответ______________________
Ответ______________________
№3. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых характерны эти особенности.
ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ |
ОРГАНИЗМЫ 1)автотрофы 2)гетеротрофы |
||||||
А)использование энергии солнечного света для синтеза АТФ Б) использование энергии, заключенной в пище для синтеза АТФ В)использование только готовых органических веществ Г)синтез органических веществ из неорганических Д)выделение кислорода в процессе обмена веществ |
|||||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|||
№4. Установите соответствие между зародышевыми листками позвоночных и органами, которые из них развиваются.
ОРГАНЫ |
ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ |
|||||
а)Половые органы б) Органы чувств в)Легкие г)Кожа д)Желудок е) Сердце |
1.Эктодерма 2.Мезодерма 3.Энтодерма |
|||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
№5. Установите правильную последовательность процессов во время биосинтеза белков.
1.Выход и-РНК из ядра в цитоплазму 2. Связывание аминокислот с т-РНК
3. Связывание рибосомы с и-РНК 4. Матричный синтез РНК
5. Синтез полипептида на рибосоме
Ответ______________________
№6. Выберите позиции, которые ассоциируются со вторым законом Г. Менделя – это:
Закон единообразия гибридов первого поколения,
закон расщепления,
Р: Аа х Аа,
Р: АА х аа,
расщепление по фенотипу 3:1,
расщепления по фенотипу и генотипу нет.
Ответ______________________
№7. Яйцеклетка яблони имеет 17 хромосом. Сколько хромосом будут содержать клетки эпидермиса листа? Ответ запишите в виде числа. Ответ______________________
№8.Фрагмент молекулы ДНК содержит 20% адениловых нуклеотидов от общего количества. Сколько процентов гуаниновых нуклеотидов в этом фрагменте? Ответ запишите в виде числа._____
№9.Выберите из списка необходимые термины и вставьте их в таблицу.
1.Биополимеры |
2.Мономеры |
3.Примеры |
Нуклеиновые кислоты |
Нуклеотиды |
……1. |
Белки |
……2… |
Интерферон |
……….3 |
Остатки глюкозы |
Гликоген |
Список: а) Липиды б)РНК в)Углеводы г)Глицерин д)Целлюлоза е)Аминокислоты
1 - |
2- |
3 - |
№10. Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин в единственном числе, именительном падеже обозначенный на схеме знаком вопроса. Опишите функцию этого органоида, выполняемую им в клетке.
ОТВЕТ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Решите задачу. По 1 тестовому баллу ставится за правильно записанные, генотипы родителей, гаметы, генотипы гибридов, фенотипы гибридов , указан генетический закон . Сибирский длинношерстный кот Васька скрещивался с соседской кошкой Муркой. В результате этого скрещивания родились 4 короткошерстных и 2 длинношерстных котенка. Известно, что у кошек короткая шерсть - доминантный признак. Определить генотипы Васьки, Мурки и всех котят.
3. Оценивание 1 балл за каждый правильный ответ
№ задания |
Кол-во баллов |
1 |
3 |
2 |
3 |
3 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
6 |
3 |
7 |
1 |
8 |
1 |
9 |
3 |
10 |
2 |
11 |
5 |
всего |
36 |
Обучающийся получает оценку «3», набрав не менее 50%- 70% баллов (16– 22 баллов);
от 71 до 89% (от 23 до 30 баллов) – «4»;
от 90 до 100% (от 31 до 56 баллов) -- «5».
Ответы
1 вариант |
2 вариант |
||
1 |
235 |
1 |
136 |
2 |
345 |
2 |
134 |
3 |
212313 |
3 |
12211 |
4 |
211221 |
4 |
213132 |
5 |
24135 |
5 |
41325 |
6 |
145 |
6 |
235 |
7 |
190 |
7 |
34 |
8 |
24 |
8 |
30 |
9 |
ВЕГ |
9 |
БЕВ |
10 |
МИТОХОНДРИЯ, СИНТЕЗ АТФ |
10 |
РИБОСОМА, СБОРКА БЕЛКОВОЙ МОЛЕКУЛЫ |
11 |
. АА х аа Гаметы А, а Ф1 – Аа Ф2 АА, 2Аа, аа – чер, чер, бел |
11 |
А-короткий А-длинный Кот аа х кошка Аа Гам А, а Ф1 Ао корот, аа длинн |