12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Качаева Людмила Александровна36
Отличник народного просвещения, высшая категория, методист школы
Россия, Кемеровская обл., Междуреченск

Отработка заданий части 2 по биологии 9 класс ОГЭ

учитель биологии

Качаева Л.А.

Отработка заданий части 2.

В1. Какие функции выполняет продолговатый мозг человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) регулирует деятельность дыхательной системы

2) обеспечивает защитные рефлексы – кашель и чихание

3) отвечает за чувство голода и насыщения

4) регулирует температуру тела

5) регулирует деятельность кровеносной системы

6) обеспечивает ориентировочные зрительные и слуховые рефлексы.

Ответ:

1

2

5

В1. Какие признаки характерны для листьев растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) охлаждают растение

2) имеют устьичные клетки

3) выполняют якорную функцию

4) содержат зону проведения

5) всасывают воду и минеральные вещества

6) Осуществляют синтез органических веществ из неорганических

Ответ:

1

2

6

В1. Какие признаки отличают мхи от папоротниковидных растений. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Имеют ризоиды

Размножаются спорами

Содержат споры и коробочки

Образуют половые клетки

Имеют предросток, похожий на нить водоросли

В цикле развития имеют бесполое и половое поколения

Ответ:

1

3

5

 

В1. Какие стадии относят к эмбриональному периоду в развитии насекомых с полным превращение. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Личинка

Бластула

Зигота

Взрослая особь

Гаструла

Куколка

Ответ:

3

2

5

В2. Установите соответствие между примером и видом адаптации, к которому его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.

ПРИМЕР ВИД АДАПТАЦИИ

А) Строительство муравейника 1) морфологическая

Б) Окраска венчика у цветка 2) поведенческая

В) Роющая конечность у крота

Г) Мясистый стебель у кактуса

Д) Брачные игры у тетеревов

Е) Впадение в спячку

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

2

1

1

1

2

2

В2. Установите соответствие между характеристикой и отделом кишечника человека, для которого она свойственна. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛ КИШЕЧНИКА

А) Заканчивается переваривание 1) тонкий

белков, углеводов, липидов 2) толстый

Б) Всасываются органические

вещества в кровь и лимфу

В) Всасывается основная часть воды

Г) Расщепляется клетчатка

Д) Внутренняя поверхность имеет ворсинки

Е) Формирование каловых масс

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

1

2

2

2

1

2

В2. Установите соответствие между признаком и классом членистоногих, для которых он соответствует. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.

ПРИЗНАК КЛАСС

А) Две пары усиков 1)Паукообразные

Б) число конечностей непостоянно 2)Ракообразные

В) органы дыхания – трахеи и легкие

Г) пара сложных глаз

Д) четыре пары конечностей

Е) органы дыхания - жабры

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

2

2

1

2

1

2

В2. Установите соответствие между признаком и классом позвоночных животных, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.

КЛАСС ПРИЗНАК

А) Кожа тонкая и голая 1)Пресмыкающиеся

Б) Кожа сухая, тонкая 2) Земноводные

покрыта роговыми чешуями

и костными пластинками

В) Дыхание кожное и легочное

Г) Оплодотворение внутреннее

Д) Развитие с превращением

Е) Трехкамерное сердце с неполной перегородкой

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

2

1

2

1

2

1

В3. Установите последовательность соподчинения систематических категорий, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

Отряд Приматы

Семейство Мартышкообразные

Тип Хордовые

Царство Животные

Вид Макака-резус

Класс Млекопитающие

Ответ:

4

3

6

1

2

5

В3. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы лука и рассматриванию его под микроскопом. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

Пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с сочной чешуи лука

Осторожно расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным стеклом

Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло и положите кусочек кожицы в каплю

Рассмотрите приготовленный препарат при увеличении в 56 раз

Предметное и покровное стекла протрите салфеткой

Ответ:

5

1

3

2

4

В3. Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчета пульса до о после дозированной нагрузки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

Сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин.

Приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой руки

Освободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечья

После 5 минут отдыха в положении сидя подсчитайте пульс

Подсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянии

Слегка надавите пальцем до ощущения биения сердца

3

2

6

5

1

4

В3. Расположите в правильном порядке уровни организации животной ткани, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

Соединительная ткань

Ион железа

Эритроциты

Гемоглобин

Форменные элемента

Кровь

1

6

5

3

4

2

В4. Вставьте в текст «Внешнее строение побега пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Внешнее строение побега

Побег, состоящий из стебля, листьев и почек, называют __(А).

Почки могут располагаться на верхушке побега – верхушечная почка – и в пазухе листьев – пазушные почки, или ___(Б). Угол между листом и расположенной частью стебля называют ___(В) листа. Тот участок стебля, от которого отходит лист, называют ____(Г).

Перечень терминов:

1) генеративный

2) пазуха

3) боковая почка

4) смешанная почка

5) вегетативный

6) жилка

7) чечевичка

8) узел

Ответ:

А

Б

В

Г

5

3

2

8

В4.Вставьте в текст «Строение трубчатой кости» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Строение трубчатой кости.

Скелет человека образует множество разнообразных костей, среди которых хорошо различимы трубчатые кости, образующие в основном ______(А). Тело трубчатой кости состоит в основном из _____(Б). В головке кости оно переходит в _____(В), состоящих из перемычек, образующих ячейки, в которых находится ____(Г), выполняющий кроветворную функцию.

Перечень терминов:

Губчатое вещество

Надкостница

Компактное вещество

Желтый костный мозг

Грудная клетка

Свободная верхняя конечность

Хрящ

Красный костный мозг

Ответ:

А

Б

В

Г

6

3

1

8

В4.Вставьте в текст «Световая фаза фотосинтеза» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

«Световая фаза фотосинтеза»

В настоящее время установлено, что фотосинтез протекает в две фазы: световую и ____(А). В световую фазу благодаря солнечной энергии происходит возбуждение молекул _____(Б) и синтез молекул _____(В). Одновременно с этой реакцией под действием света разлагается вода с выделением свободного _____(Г). Этот процесс называется фотолизом.

Перечень терминов:

ДНК

Темновая

Кислород

АТФ

Сумеречная

Гемоглобин

Хлорофилл

Углекислый газ

Ответ:

А

Б

В

Г

2

7

4

3

В4.Вставьте в текст «Строение сетчатки» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

СТРОЕНИЕ СЕТЧАТКИ

Сетчатка глаза содержит два типа рецепторов. Первые _____(А) – возбуждаются слабым светом, но не воспринимают цвета. Вторые - ____(Б) – способны реагировать на цвет, но возбуждаются только при ярком освещении. Однако, на сетчатке есть участок, где зрительные рецепторы отсутствуют, это - ____(В). Также имеется участок, где сосредоточен только один тип зрительных рецепторов. Его называют ____(Г).

Перечень терминов:

Палочка

Зрачок

Роговица

Слепое пятно

Хрусталик

Желтое пятно

Стекловидное тело

Колбочка

Ответ:

А

Б

В

Г

1

8

4

6

С1. Почему человек не воспринимает цвет предметов при боковом зрении?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

За восприятие цвета отвечают колбочки, которые располагаются в центре сетчатки;

При боковом зрении изображение предмета формируется на периферии сетчатки, где колбочки отсутствуют.

С2. Прочитайте текст «Железы» и заполните в таблице «Сравнительная характеристика желез» графы, обозначенные цифрами 1,2,3.

При выполнении задания перерисовывать таблицу необязательно. Достаточно записать графы и содержание пропущенного элемента.

ЖЕЛЕЗЫ.

Железы - специальные органы, вырабатывающие биологически активные вещества. Железы внешней секреции выделяют вещества в полости тела, органов или поверхность кожи специальные протоки (слезные, потовые, слюнные, железы желудка и др.). Железы внутренней секреции выделяют вещества в протекающую через них кровь и лимфу (гипофиз, щитовидная железа, надпочечники и др.) Биологически активные вещества, выделяемые железами внутренней секреции, называются гормонами. Смешанные железы выполняют внешнесекреторную и внутрисекреторную функции.

Половые железы (семенники у мужчин и яичники у женщин) отвечают за образование сперматозоидов и яйцеклеток, а так же синтез мужских и женских половых гормонов.

Поджелудочная железа отвечает за выработку пищеварительных ферментов и вывод их по выводному протоку в двенадцатиперстную кишку, а так же синтез гормонов глюкагона и инсулина. Инсулин повышает проницаемость клеточных мембран для глюкозы, что усиливает ее расщепление в тканях, отложение гликогена и в конечном счете содержание сахара в крови.

Сравнительная характеристика желез

Характеристика

Половые железы

Поджелудочная железа

Тип железы

1

Смешанной секреции

2

половые

Глюкагон и инсулин

Внешнесекреторная функция

Сперматозоиды и яйцеклетки

3

Содержание верного ответа.

Графы таблицы должны быть заполнены следующим образом:

1 – смешанной секреции

2- внутрисекреторная (эндокринная) функция

3- пищеварительные ферменты

С3. Работа с текстом: умение соотносить сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса биологии, применять имеющиеся знания для анализа явлений и событий, высказывать и обосновывать собственное мнение.

С3. Используя содержание текста «Железы» и знание курса, назовите отличие желез внутренней секреции от желез внешней секреции.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Железы внутренней секреции выделяют биологически активные вещества в кровь и лимфу;

2) Железы внутренней секреции не имеют протоков;

3) Биологически активные вещества желез внутренней секреции называются гормонами.

С4. Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме.

С4. Изучите таблицу «Влияние основных факторов на здоровье человека». Ответьте на вопросы.

Влияние основных факторов на здоровье человека (в%).

Факторы, влияющие на здоровье человека

Влияние факторов на здоровье человека

Образ жизни человека

50%

Социальные условия

17 -20 %

Природные условия

17 – 20 %

Наследственность

17 – 20 %

Здравоохранение

8 – 9 %

От чего зависит здоровье человека? Дайте определения

понятиям «здоровый образ жизни». Как связаны здоровье

человека и его образ жизни?

Правильный ответ может содержать следующие элементы:

Здоровье человека в большей степени зависит от образа жизни;

Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на укрепление здоровья и основанное на гигиенических нормах. Здоровый образ жизни предполагает совершенствование всех сторон жизни – биологических и социальных, разумное удовлетворение материальных и духовных потребностей, знание меры своих возможностей;

Образ жизни человека оказывает непосредственное влияние на его здоровье. Образ жизни складывается из стиля жизни, труда, быта, культуры человека и подразумевает привычный для человека тип питания, труда и отдыха. Отношение к физической культуре, отсутствие болезненных пристрастий – вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем, наркомания).

 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Сидорова Зоя Григорьевна, 10.12.16 в 22:18 0Ответить Пожаловаться
Людмила Александровна!
С интересом прочитала материал "Итоговая контрольная работа по биологии 9 класс"
Даже сама попробовала ответить на вопросы. Но, больше всего обрадовалась этому материалу, потому, что у меня внук учится в 9 классе. Может и ему пригодится...
Спасибо за подробный материал, за то, что делитесь своими наработками, опытом проведения данной работы.
Всего доброго!
Голос!
Зоя.


Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.