Итоговая контрольная работа
Итоговая контрольная работа по биологии для 5 класса
Инструкция для обучающихся
Перед Вами задания по биологии. На их выполнение отводится 40минут. Внимательно читайте задания.
Вариант I
Часть I
Инструкция для обучающихся
К каждому заданию (1-10) даны варианты ответов, один из них правильный. В бланк ответов запишите только номер правильного ответа.
1. Наука, изучающая строение и функции клеток, называется:
цитология
гистология
микология
физиология
2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:
неподвижны
состоят из химических веществ
имеют клеточное строение
имеют цвет
З. Основной частью лупы и микроскопа является:
зеркало
увеличительное стекло
штатив
зрительная трубка (тубус)
4. Органоид зеленого цвета в клетках растений называется:
митохондрия
ядро
хлоропласт
цитоплазма
5. Бактерии размножаются:
делением
с помощью оплодотворения
черенкованием
половым путем
6. Организмы, клетки которых не имеют ядра,- это:
грибы
животные
растения
бактерии
7. Важнейшим признаком представителей царства Растения является способность к:
дыханию
питанию
фотосинтезу
росту и размножению
8. Торфяным мхом называют:
хвощ полевой
плаун булавовидный
кукушкин лен
сфагнум
9. Голосеменные растения, как и папоротники, не имеют:
стеблей
цветков
листьев
корней
10. Цветки характерны для
хвощей
папоротников
голосеменных
покрытосеменных
Часть II
Инструкция для обучающихся
Ответы следующих заданий запишите аккуратным разборчивым почерком в бланк ответов рядом с номером каждого задания (11-13).
11. Определите, на каком рисунке изображен плесневый гриб пеницилл. В ответ запишите цифру. Укажите способ питания плесневого гриба.
3
12. Выберите три правильных ответа. Каждая клетка животных и растений:
Дышит
Питается
Имеет хлоропласты
Растет и делится
Может участвовать в оплодотворении
Образует питательные вещества на свету
13. Выберите три правильных ответа. Наука микология изучает:
Водоросли
Мхи
Шляпочные грибы
Животных
Одноклеточные грибы
Паразитические и плесневые грибы (В ответ запишите ряд цифр.)
Часть III
Инструкция для обучающихся
Решения заданий 14-15 запишите в бланк ответов полностью, подробно отвечая на каждый вопрос.
Вариант II
Часть I
Инструкция для обучающихся
К каждому заданию (А1-А10) даны варианты ответов, один из них правильный. В бланк ответов запишите только номер правильного ответа.
А1. Наука, изучающая растения, называется:
Ботаника
Зоология
Анатомия
Микология
А2. Сходство ручной лупы и микроскопа состоит в том, что они имеют:
зрительную трубку
предметный столик
увеличительное стекло
штатив
АЗ. Каждая клетка возникает путем:
гибели материнской клетки
слияния клеток кожи
деления материнской клетки
слияния мышечных клеток
А4. Наука, изучающая строение и функции клеток:
орнитология
микология
цитология
энтомология
А5. Клетка бактерий, в отличие от клеток животных, растений и грибов, не имеет:
цитоплазмы
наружной мембраны
ядра
белков и нуклеиновой кислоты
А6. Залежи каменного угля в каменноугольном периоде образованы древними:
морскими водорослями
цветковыми растениями
мхами и лишайниками
папоротниками, хвощами и плаунами
А7. Процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа при помощи энергии солнечного света — это:
хлорофилл
фототаксис
хлоропласт
фотосинтез
А8. Покрытосеменные растения, в отличие от голосеменных, имеют:
корни
стебли и листья
цветки
семена
А9. Наука, изучающая строение и функции клеток:
орнитология
микология
цитология
энтомология
А10. Важнейший признак представителей царства Растения — это способность к:
дыханию
питанию
фотосинтезу
росту и размножению
Часть II
Инструкция для обучающихся
Ответы следующих заданий запишите аккуратным разборчивым почерком в бланк ответов рядом с номером каждого задания (В1-В3).
В1. Какой цифрой обозначен хлоропласт?
В2. Выберите три правильных ответа. Методами изучения живой природы являются:
Координация
Сложение
Измерение
Вычитание
Эксперимент
Наблюдение
В3. Выберите три правильных ответа. Зелеными водорослями не являются:
Ламинария
Фитофтора
Хламидомонада
Порфира
Хлорелла
Спирогира
Часть III
Инструкция для обучающихся
Решения заданий С1-С3 запишитев бланк ответов полностью, подробно отвечая на каждый вопрос.
С1. Значение растений в природе.
С2. Назовите основные части клетки?
С3. Какие царства живых организмов вы знаете?
Ответы к итоговой контрольной работе по биологии для 5 класса
Номер задания | Ответ | |
Вариант I | Вариант II | |
А1 | 1 | 1 |
А2 | 3 | 3 |
А3 | 2 | 3 |
А4 | 3 | 3 |
А5 | 1 | 3 |
А6 | 4 | 4 |
А7 | 3 | 4 |
А8 | 4 | 3 |
А9 | 2 | 3 |
А10 | 4 | 3 |
В1 | 4 | 3 |
В2 | 124 | 356 |
В3 | 356 | 124 |
С1 | Ботаника – это наука о растениях. | Значение растений в природе: пища животным, участие в фотосинтезе. |
С2 | Пластиды бывают – бесцветные, зелёные, красные, жёлтые. | Основные части клетки -ядро, цитоплазма, оболочка |
С3 | Среды обитания животных: водная, почвенная, наземно-воздушная, организменная. | Существует 4 царства живых организмов - бактерии, грибы, растения, животные. |
Спецификация
итоговой контрольной работы по биологии в 5 классе
(для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
Назначение итоговой работы.
Итоговая контрольная работа позволяет установить уровень освоения обучающимися в 5 классе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на конец учебного года по биологии. Предлагаемая работа предполагает включение заданий предметного, метапредметного и личностного плана, что позволяет отследить сформированность УУД у учащихся.
2.Структура диагностической работы.
Формат заданий имеет три уровня сложности : часть I – базовый уровень. На вопросы предполагаются четыре варианта ответов, из которых верным может быть один. Часть II - более сложный уровень. Задания, представляемые в этой группе, требуют от учащихся более глубоких знаний. Часть III – уровень повышенной сложности. При выполнении этого задания требуется дать развернутый ответ. Работа выполняется в 2 вариантах.
3.Распределение заданий диагностической работы по содержанию и видам деятельности.
Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «биология» представлено в таблице.
Содержательные разделы | Число заданий | Максимальный первичный балл |
Биология как наука | 4 | 4 |
Клеточное строение организмов | 1 | 1 |
Царство Бактерии | 2 | 2 |
Царство Грибы | 1 | 2 |
Царство Растения | 8 | 13 |
Итого | 16 | 22 |
4.Система оценивания итоговой работы.
За правильный ответ на задания: части I– 1 балл; части II – 1 или 2 балла (в зависимости от трудности вопроса и при наличии полного ответа); части III – 3 балла (при наличии полного ответа). Максимальное количество баллов: 22 балла.
5. Форма проведения итоговой работы.
К каждому заданию с выбором ответа даны 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении такого задания нужно указать номер правильного ответа. Если номер указан не тот, его можно зачеркнуть крестиком, а затем указать номер правильного ответа.
Ответы к заданиям 11-15 нужно указать в отведенном для этих ответов месте. В случае записи неверного ответа рекомендуется зачеркнуть его и записать рядом новый.
Выполнять задания нужно в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени можно пропускать те задания, которые не удается выполнить сразу, и перейти к следующему. Если после выполнения всей работы останется время, можно вернуться к пропущенным заданиям. Нужно постараться выполнить как можно больше заданий.
6.Шкала оценивания результатов учащихся.
Количество баллов | Отметка |
19-22 | 5 |
13-18 | 4 |
7-12 | 3 |
0-6 | 2 |
Критерии оценивания
Оценка «2» ставится, если учащийся набрал менее 33% от общего числа баллов, 6 баллов и менее.
Оценка «3» - если набрано от 33% до 56% баллов, от 7 до 12 баллов.
Оценка «4» - если ученик набрал от 57% до 85% баллов ,от 13 до 18 баллов
Оценка «5» - если ученик набрал свыше 86% баллов, от 19 до 22 баллов
7.Уровень сформированности УУД
Низкий | Базовый | Повышенный |
до 6 баллов | 7-18 | 19-22 |
8. Продолжительность контрольной работы.
На выполнение диагностической работы отводится 40 минут. Работа выполняется обучающимися на бланках ответов.
Итоговая контрольная работа по биологии
для 5 класса
Дата проведения:______________________________
Класс:_______________________________________
Фамилия, имя учащегося:_______________________
_____________________________________________
Номер задания | Ответ |
А1 | |
А2 | |
А3 | |
А4 | |
А5 | |
А6 | |
А7 | |
А8 | |
А9 | |
А10 | |
В1 | |
В2 | |
В3 | |
С1 | |
С2 | |
С3 | |
9