Итоговая контрольная работа по биологии по курсу 8 класса по УМК И.Н. Пономаревой
ОКГОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 92.
Автор-составитель:
Танюшкина И.В.
Учитель биологии, химии, географии
Пояснительная записка
контрольных измерительных материалов
итоговой контрольной работы по БИОЛОГИИ по курсу 8 класса.
Данные контрольно-измерительные материалы по биологии составлены в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся и Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основании учебника В.М. Константинова, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко «Биология. 7 класс».
При отборе материала для контрольной работы учитывались особенности речевого компонента учащихся, слухового восприятия, словарного запаса слабослышащих и уровня образовательных потребностей:
Адаптация письменных инструкций без изменения сути содержания, упрощение длинных предложений, включение в текст хорошо знакомых слов.
Психолого-педагогическая помощь учащихся на этапах принятия заданий, затруднений в выполнения.
В соответствии с ФГОС меняется оценивание выполнения учебных заданий, оценочно-отметочная шкала строится по принципу «прибавления» и «уровневого подхода»: решение учеником простой учебной задачи, части задачи оценивается как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.
Цели работы: выявить уровень
освоения по темам Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие:
освоения учащимися знаний: внутреннего и внешнего строения позвоночных животных, особенностей строения, связанных с приспособлениями к среде обитания, функции органов,
овладения умениями: характеризовать процессы жизнедеятельности животных изучаемых систематических групп: движение, питание, дыхание, транспорт веществ, выделение, регуляцию, поведение, рост, развитие, размножение; выявлять причинно-следственные связи между строением, жизнедеятельностью и средой обитания животных изучаемых систематических групп; классифицировать животных; описывать усложнение организации животных; выявлять черты приспособленности животных к среде обитания; анализировать рисунки, таблицы, тексты, схемы, определять последовательность, систематизировать знания в виде таблицы, определять органы по рисунку, соотносить понятия и их значение, части органов и их названия;
умений применять знания в практической деятельности: определять классы позвоночных по рисункам, называть органы и системы органов по рисункам.
2. Структура КИМ итоговой контрольной работы по курсу 8 класса
Контрольная работа состоит из трёх частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий. Определяющим признаком каждой части работы является форма заданий:
часть А содержит задания заполнить пропуски в предложении;
часть В содержит задания с развернутым ответом;
часть С содержит задание с несколькими развернутыми ответами.
Задания с кратким ответом части А (5 заданий) контрольной работы предназначены для определения биологических компетентностей учащихся 8 классов по темам Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие: знание особенностей строения и процессов жизнедеятельности основных систематических групп животных.
Часть В включает 7 заданий повышенного уровня сложности с ответом, в той форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания. Данная группа заданий выявляет знание особенностей внешнего строения, строения и функций органов и систем органов, особенностей строения в связи с условиями обитания, прогрессивные черты строения.
Часть С включает 2 задания высокого уровня сложности с несколькими развернутыми ответами. Данное задание выявляет знание номенклатуры классов хордовых, особенностей размножения, приспособления к условиям среды.
Таблица 1. Структура варианта КИМ
| Часть А | Часть В | Часть С |
Число заданий - 14 | 5 | 7 | 2 |
Тип заданий и форма ответа | A1–5 с заполнением пропуска | B1–B7 с развернутым ответом | С1–С2 с обоснованием выполненных действий |
Уровень сложности | Базовый | Повышенный | Высокий |
5. Содержание итоговой контрольной работы по курсу 8 класса.
Содержание и структура контрольной работы дают возможность полно проверить комплекс:
знаний
- название групп позвоночных животных
- органов и систем органов групп позвоночных
- частей тела
- покровов тела
- отделов скелета
- костей скелета
- приспособлений к средам обитания
- особенностей размножения
умений:
- анализировать рисунки, таблицы, тексты
- систематизировать знания, заполнять таблицы,
- определять органы животных,
- определять и объяснять причинно-следственные связи между функциями и приспособлениями к условиям
- соотносить части органов и их названия
умений применять знания в практической деятельности
- определять классы позвоночных,
- называть органы и системы органов.
6. Распределение заданий работы по уровню сложности
Часть А содержит 5 задания базового уровня (А1 – А5). Часть В содержит 7 заданий повышенного уровня (В1 – В7). Часть С содержит 2 задания высокого уровня сложности.
В таблице 4 представлено распределение заданий контрольной работы по уровню сложности.
Таблица 4. Распределение заданий по уровню сложности.
Уровень сложности заданий | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 57 |
Репродуктивного характера | 5 | 8 | 35% |
Конструктивного характера | 7 | 41 | 50% |
Творческого характера | 2 | 8 | 15% |
Итого: | 14 | 57 | 100% |
7. Продолжительность контрольной работы
На выполнение контрольной работы отводится 35 минут без учёта времени, отведённого на инструктаж учащихся и внесение ответов в бланки).
8. Система оценивания отдельных заданий и контрольной работы в целом
Часть | Номер задания | Количество баллов |
А (репр.) | 1 - 5 | По 1 баллу за верное заполнение каждого пропуска (всего 8 баллов). |
В (констр.) | 1. | По 1 баллу за правильное определение частей семени на рисунке (всего 5 баллов). По 1 баллу за полные ответы на вопросы (всего 2 балла) Всего 7 баллов |
2 | По 1 баллу за полные ответы на вопросы (всего 3 балла) | |
3 | По 1 баллу за каждое верное соотнесение органа и его номера (всего 4 балла) | |
4 | По 1 баллу за правильное определение частей конечностей (всего 3 балла). | |
5 | По 1 баллу за каждое верное соотнесение класса и его признака (всего 4 балла) | |
6 | По 1 баллу за верно заполненный пропуск (всего 4 балла) | |
7 | По 1 баллу за каждый верно внесенный элемент в таблицу (всего 20) | |
С (творч.) | 1 | 4 балла за верное определение причинно-следственных связей между особенностями строения и их значением. |
2 | 4 балла за верное определение причинно-следственных связей. | |
Максимальный балл за всю работу – 57 баллов |
Критерии оценивания контрольных измерительных материалов итоговой контрольной работа по курсу 8 класса
Инструкция для учителя
Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний (28 – 42 баллов - 50-74%).
Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов (43 – 48 баллов - 75-85%).
Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов (49 – 57 балла - 86-100%).
Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня (менее 28 баллов - менее 50%).
Низкий уровень достижений – недостижение базового уровня. Ученик не способен работать с тестами.
9. Поэлементный анализ контрольной работы.
Элементы | ФИ учащихся | |||
Группы позвоночных | Рыбы | |||
Земноводные | ||||
Пресмыкающиеся | ||||
Птицы | ||||
Млекопитающие | ||||
Особенности номенклатуры | ||||
Внешнее строение | Части тела | |||
Покровы тела | ||||
Приспособления к среде обитания | ||||
Среды обитания | ||||
Опорно-двигательная система | Отделы скелета | |||
Кости конечностей | ||||
Пищеварительная система | Органы пищеварения | |||
Функции желудка | ||||
Кровеносная система | Органы кровообращения | |||
Круги кровообращения | ||||
Особенности строения сердца | ||||
Функции сердца | ||||
Выделительная система | Органы выделения | |||
Дыхательная система | Органы дыхания | |||
Нервная система | Органы нервной системы | |||
Особенности строения головного мозга | ||||
Половая система | Органы размножения | |||
Особенности размножения | ||||
Метапредметные УУД | Анализ рисунков | |||
Анализ схем | ||||
Анализ текста | ||||
Анализ таблиц | ||||
Установление причинно-следственных связей |
Ответы
контрольных измерительных материалов итоговой контрольной работы по курсу 8 класса
Часть | № задания | Ответ | Часть | № задания | Ответ |
1 вариант | 2 вариант | ||||
А | 1 | У позвоночных животных в скелете выделяют следующие отделы череп, скелет туловища, скелет поясов конечностей, скелет конечностей. | А | 1 | Скелет туловища млекопитающих состоит из грудины, ребер, грудных позвонков. |
2 | Кровообращение внутренних органов, кроме легких, обеспечивает большой круг кровообращения. | 2 | Кровообращение в легких обеспечивает малый круг кровообращения. | ||
3 | Тело птиц покрыто перьями. | 3 | Тело млекопитающих покрыто шерстью. | ||
4 | Органы выделения позвоночных - почки. | 4 | Органы выделения птиц – почки. | ||
5 | Органы дыхания земноводных – легкие и кожа. | 5 | Центральная нервная система позвоночных состоит из головного и спинного мозга. | ||
В | 1 | 1 – голова 5 - уши 6 – туловище 7 – передние конечности 8 – задние конечности 1.Собака относится к классу Млекопитающих. 2.Собака обитает в наземно-воздушной среде. | В | 1 | 1 – голова 3 – крылья 4 – ноги 5 - хвост 6 – туловище 1.Голубь относится к классу Птицы. 2.Голубь обитает в наземно-воздушной среде. |
2 | 1.Пищеварительная система. 2.Желудок, переваривание пищи | 2 | 1.Кровеносная система 2.Сердце, движение крови. | ||
3 | А. сердце 4 Б. легкие3 В. почка 13 Г. желудок 6 | 3 | А. тонкий кишечник 4 Б. легкие 3 В. почка 5 Г. желудок 7 | ||
4 | 4,5,6 | 4 | 15,16,17 | ||
5 | 1Г, 2В, 3Б, 4А | 5 | 1А, 2В, 3Б, 4Г | ||
6 | 1. Б, 2Г, 3А, 4В | 6 | 1. Б, 2В, 3А, 4Г |
Задание В7. 1 вариант
Класс | Покровы тела | Органы дыхания | Кровеносная система | Наиболее развитые отделы головного мозга |
1.3 | 8 | 10 | 14 | 17 |
2.4 | 7 | 10 | 13 | 16 |
3.1 | 6 | 10 | 14 | 16 |
4.2 | 5 | 11 | 12 | 15 |
Задание В7. 2 вариант
Класс | Покровы тела | Органы дыхания | Кровеносная система | Наиболее развитые отделы головного мозга |
1.3 | 8 | 10 | 14 | 17 |
2.4 | 7 | 10 | 13 | 16 |
3.1 | 6 | 10 | 14 | 16 |
4.2 | 5 | 11 | 12 | 15 |
Часть С.
Вариант 1 | Вариант 2 |
С1. Двойное дыхание, охлаждение птиц, снижение плотности тела, защита внутренних органов от резких движений | С1. Обтекаемая форма тела, полые кости, крылья, перья, двойное дыхание |
С2. Выкармливание, обучение потомства | С2. Обитают в водной и наземно-воздушной среде, размножаются в воде |
ОКГОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 92.
Итоговая контрольная работа по курсу 8 класса
Бланк ответов
Фамилия, имя____________________________________________________________
Класс Дата Вариант
Часть А
В заданиях А1 – А5 запишите пропущенные слова.
№ задания | Ответ |
А1 | |
А2 | |
А3 | |
А4 | |
А5 |
Часть В
Ответы следующих заданий запишите аккуратным разборчивым почерком рядом с номером каждого задания (В1-В7). В бланк ответов введите только ответы без единиц измерения, как указано в задании.
№ задания | Правильный ответ | |||||||||||||||||||||||||
В1 | __ – __ – __ – __ – __ – | |||||||||||||||||||||||||
1. | ||||||||||||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||||||||||||
В2 | 1. | |||||||||||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||||||||||||
В3 | А – цифра___ Б – цифра___ В – цифра___ Г – цифра ___ | |||||||||||||||||||||||||
В4 | Номера - | |||||||||||||||||||||||||
В5 | 1._____ 2._______ 3.______ 4.______ | |||||||||||||||||||||||||
В6 | 1._____ 2._______ 3.______ 4.______ | |||||||||||||||||||||||||
В7 |
|
Часть С
Ответ на задание С запишите в бланк ответов полностью, подробно отвечая на каждый вопрос.
С1.___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
С2.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Итоговая контрольная работа по курсу 8 класса.
1 вариант
Часть А. В бланке ответов заполните пропуски в предложениях. Запишите ответы по правилам русского языка аккуратным почерком полным предложением.
А1. У позвоночных животных в скелете выделяют следующие отделы череп, ____, _____, скелет поясов конечностей, _____.
А2. Кровообращение внутренних органов, кроме легких, обеспечивает ____ круг кровообращения.
А3. Тело птиц покрыто____.
А4. Органы выделения позвоночных - _____.
А5.Органы дыхания земноводных - _____ и _____.
Часть В.
В1. Подпишите части тела собаки под номерами 1, 5, 6, 7, 8. Ответьте на вопросы полным ответом.
1.Какому классу относится собака?
2.В какой среде обитает собака?
В2. Рассмотрите рисунок. Ответьте на вопросы кратко.
1.Какая система изображена на рисунке?
2.Как называется орган под цифрой 9? Какую функцию он выполняет?
В3. Рассмотрите рисунок. Соотнесите название органов с их номерами на рисунке.
А. сердце
Б. легкие
В. почка
Г. желудок
В4. Рассмотрите рисунок. Найдите кости передних конечностей. Запишите их номера.
В5. Соотнесите название класса и его признак.
Класс | Приспособление к среде обитания |
1. Рыбы | А. голая кожа, покрытая слизью |
2. Пресмыкающиеся | Б. передние конечности превратились в крылья |
3. Птицы | В. тело покрыто плотной сухой кожей, в которой почти нет желез |
4. Земноводные | Г. обтекаемая форма тела |
В6. Заполните пропуски в тексте словами из перечня терминов.
Общая характеристика Млекопитающих.
Млекопитающие – это класс животных, которые относятся к группе 1. У самок есть 2 для кормления своих детенышей. Они включают в себя таких представителей, как кошки, собаки, слоны, дельфины, обезьяны и человек. Тело их покрыто 3, которая выполняет ряд функций, включая защиту от холода, коммуникацию и маскировку. У млекопитающие высоко развитая 4, поэтому у них сложное поведение и есть способность к обучению. Млекопитающие дышат с помощью легких и обладают развитой системой кровообращения. В ротовой полости у них есть зубы.
Перечень терминов: А) шерстью, Б) позвоночных, В) нервная система, Г) молочные железы
В7. Рассмотрите рисунки. Заполните таблицу в бланке ответов. Запишите цифры в бланк ответов.
1.
2.
3.
4.
Класс | Покровы тела | Органы дыхания | Кровеносная система | Наиболее развитые отделы головного мозга |
| | | | |
Перечень терминов: 1) млекопитающие, 2) земноводные, 3) птицы, 4) пресмыкающиеся, 5) голая кожа, 6) шерсть, 7) сухая кожа с чешуями, 8) перья, 9) жабры, 10) легкие,11) легкие и кожа, 12) трехкамерное сердце, 13) трехкамерное сердце с неполной перегородкой, 14) четырехкамерное сердце, 15) передний и средний мозг, 16) передний мозг и мозжечок, 17) передний, средний мозг и мозжечок.
Часть С. Дайте развернутые ответы.
С1. Какое значение имеют воздушные мешки у птиц?
С2. Объясните, почему у многих млекопитающих рождается небольшое количество детенышей?
Итоговая контрольная работа по курсу 8 класса.
2 вариант
Часть А. В бланке ответов заполните пропуски в предложениях. Запишите ответы по правилам русского языка аккуратным почерком.
А1. Скелет туловища млекопитающих состоит из ____, _____, ____.
А2. Кровообращение в легких обеспечивает ____ круг кровообращения.
А3. Тело млекопитающих покрыто _____.
А4. Органы выделения птиц – _____.
А5. Центральная нервная система позвоночных состоит из ______ и _____ мозга.
Часть В.
В1. Подпишите части тела голубя под номерами 1, 3, 4, 5, 6. Ответьте на вопросы полным ответом.
1.Какому классу относится голубя?
2.В какой среде обитает голубь?
В2. Рассмотрите рисунок. Ответьте на вопросы кратко.
1.Какая система изображена на рисунке?
2.Как называется орган под цифрой 1? Какую функцию он выполняет?
В3. Рассмотрите рисунок. Соотнесите название органов с их номерами на рисунке.
А. тонкий кишечник
Б. легкие
В. почка
Г. желудок
В4. Рассмотрите рисунок. Найдите кости передних конечностей. Запишите их номера.
В5. Соотнесите название класса и его признак.
Класс | Приспособление к среде обитания |
1. Рыбы | А. обтекаемая форма тела |
2. Пресмыкающиеся | Б. ноги располагаются под туловищем |
3. Млекопитающие | В. тело покрыто плотной сухой кожей, в которой почти нет желез |
4. Земноводные | Г. голая кожа, покрытая слизью |
В6. Заполните пропуски в тексте словами из перечня терминов.
Общая характеристика Рыб.
Рыбы – самая многочисленная группа 1 животных. Она включает около 30 тыс. современных видов. Рыб подразделяют на два класса – Хрящевые рыбы и Костные рыбы. У рыб тело 2 формы. Снаружи тело покрыто кожей с чешуей. Рыб имеют конечности –3. По бокам тела рыбы находится боковая линия. Органы дыхания представлены 4. В головном мозге наиболее развиты средний мозги мозжечок.
Перечень терминов: А) плавники, Б) позвоночных, В) обтекаемой, Г) жабрами
В7. Рассмотрите рисунки. Заполните таблицу в бланке ответов. Запишите цифры в бланк ответов.
1.
2.
3.
4.
Класс | Покровы тела | Органы дыхания | Кровеносная система | Наиболее развитые отделы головного мозга |
| | | | |
Перечень терминов: 1) млекопитающие, 2) земноводные, 3) птицы, 4) пресмыкающиеся, 5) голая кожа, 6) шерсть, 7) сухая кожа с чешуями, 8) перья, 9) жабры, 10) легкие,11) легкие и кожа, 12) трехкамерное сердце, 13) трехкамерное сердце с неполной перегородкой, 14) четырехкамерное сердце, 15) передний и средний мозг, 16) передний мозг и мозжечок, 17) передний, средний мозг и мозжечок.
Часть С. Дайте развернутые ответы.
С1. Какие приспособления к полету есть у птиц?
С2. Почему Земноводные получили такое название?