Итоговая контрольная работа по биологии за курс 7 класса (УМК И. Н. Пономаревой)
 	
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Предмет: Биология
Класс: 7
Тема: Итоговая контрольная работа по биологии за курс 7 класса
КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
 1
 . Как называется раздел биологии, объектом
изучения которого являются изображённые на
фотографии объекты?
1) орнитология
2) териология
3) герпетология
4) ихтиолог
 Ответ:  
 
Объясните свой ответ с использованием знаний
об объектах изучения биологии.
Ответ:__________________________________________________________________________
2. Животные, в отличие от растений,
1) имеют клеточное строение
2) при дыхании поглощают кислород, а выделяют углекислый газ
3) питаются готовыми органическими веществами
4) размножаются половым путём
 Ответ:
 
3. Рассмотрите рисунок и укажите, какой метод исследования
применяет ученый?
1) эксперимент
2) измерение
3) сравнение
4) анализ
 	
Ответ:
 	
4. Какое животное изображено на рисунке?
1) амеба обыкновенная
2) лучевик
3) зеленая эвглена
4) инфузория
  	 	
Ответ:
 	
5. Какая система органов изображена на рисунке?

1) нервная
2) дыхательная
3) кровеносная
4) пищеварительная
 	  	 	  	 	  	 	  	 	  	 	Ответ:
 	
6. Какое из представленных на рисунках животных относят к моллюскам? Запишите соответствующую букву, указанную под изображением данного животного.
 	
 	  	 	  	 	  	 	  	 	  	 	Ответ:
 	
7. Какой буквой на рисунке обозначено сердце млекопитающего?
 	
8. Установите последовательность расположения систематических групп изображённого животного, начиная с наименьшей. Используйте слова и словосочетания из предложенного перечня. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Список слов и словосочетаний:
1) Животные
2) Уж обыкновенный
3) Пресмыкающиеся
4) Уж
5) Хордовые
 	
Вид  |  			Род  |  			Класс  |  			Тип  |  			Царство  |  		
 				  |  			 				  |  			 				  |  			 				  |  			 				  |  		
9. Какой признак служит приспособлением лягушки к обитанию на суше?
1) подвижные веки
2) наличие ноздрей
3) выделение сока железами желудка
4) наличие перепонок на конечностях
 	Ответ:
 	
10. Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных терминов на места пропусков в тексте.
Особенности развитие птиц
У птиц крупные, богатые желтком ______(А) созревают неравномерно. Ко времени
откладывания яйца сверху ______(Б) формируется заметный зародышевый диск. Снаружи
яйцо защищено ______(В), в которой имеются многочисленные поры. Из яиц кур, уток,
гусей, лебедей вылупляются птенцы, покрытые пухом, с открытыми глазами. Птиц с таким
развитием называют ______(Г).
СПИСОК ТЕРМИНОВ:
1) жёлток
2) яйцеклетка
3) подскорлуповая оболочка
4) сперматозоид
5) птенцовые (гнездовые)
6) выводковые
7) известковая скорлупа
8) белок
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А  |  			Б  |  			В  |  			Г  |  		
 				  |  			 				  |  			 				  |  			 				  |  		
 	
11. Известно, что крот обыкновенный – почвенное млекопитающее, питающееся животной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Длина тела животных составляет 18–26,5 см, а масса – 170–319 г.
2) Взрослые животные неуживчивы друг с другом, нападают на попавших на их участок сородичей и могут загрызть их насмерть.
3) Потомство кротов рождается слепым, голым и беспомощным. В это время самка выкармливает его молоком.
4) Гнездовая камера расположена на глубине 1,5–2 м.
5) По долинам рек крот проникает к северу до средней тайги, а к югу – до типичных степей.
6) Крот питается дождевыми червями, поедает слизней, насекомых и их личинок.
 	Ответ:
12. Каково значение кольчатых червей в природе? Выберите три верных ответа из шести.
1) являются пищей для многих животных
2) являются паразитами многих растений
3) способствуют образованию перегноя в почве
4) являются распространителями инфекционных заболеваний
5) улучшают воздушный режим почвы
6) являются опылителями цветковых растений
 	Ответ:
 	
ИНСТРУКЦИЯ К ЗАДАНИЯМ
На выполнение работы отводится 45 минут. Работа состоит из двенадцати заданий.
 	
8 заданий (№№ 1,2,3,4,5,6,7,9) с выбором одного верного ответа. Ответы на задания в виде соответствующей цифры или буквы запишите в поля ответов в тексте работы. В задании № 1 необходимо записать пояснения к своему ответу. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
 	
Одно задание (№ 8) на установление последовательности (необходимо расставить варианты ответов в правильной последовательности);
Ответы на задания в виде соответствующей последовательности цифр запишите в поля ответов в тексте работы.
 	
Два задания (№№ 11,12) на множественный выбор (необходимо выбрать три верных ответа из шести предложенных):
Ответы на задания в виде трех цифр запишите в поля ответов в тексте работы.
 	
Одно задание (№ 10) открытого типа (необходимо вставить в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения);
В текстах заданий имеются соответствующие поля для записи цифр, соответствующих терминов. Впишите в поля цифры выбранных ответов. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
 	
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
 	
Желаем успеха!
 	
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЙ,
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
 	
№ задания  |  			Проверяемый планируемый результат  				  |  			Уровень сложности (БУ/ПУ)  |  			Максимальное количество баллов за задание  |  			Критерий достижения планируемого результата  |  			Правильный ответ  |  		
1  |  			Владение системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение  |  			БУ  |  			2 балла - Правильно указан раздел биологии, дано объяснение; 1 балл - Правильно указан раздел биологии, объяснение не дано / дано неправильно. ИЛИ Правильно указан раздел биологии, в объяснении не приведено название объекта изучения 0 баллов - Раздел биологии не указан / указан неправильно независимо от наличия объяснения. ИЛИ Ответ неправильный  |  			1 балл  |  			1 ИЛИ орнитология; орнитология – наука, изучающая птиц. ИЛИ На фотографии изображены птицы, а наука, которая изучает этих животных, называется орнитологией (возможна близкая по смыслу формулировка)  |  		
2  |  			сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения  |  			БУ  |  			1  |  			Правильный ответ  |  			3  |  		
3  |  			использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы  |  			БУ  |  			1  |  			Правильный ответ  |  			2  |  		
4  |  			различать по внешнему виду реальные биологические объекты или их изображения  |  			БУ  |  			1  |  			Правильный ответ  |  			1  |  		
5  |  			различать по схемам реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов  |  			БУ  |  			1  |  			Правильный ответ  |  			1  |  		
6  |  			различать по внешнему виду реальные биологические объекты или их изображения  |  			БУ  |  			1  |  			Правильный ответ  |  			Б  |  		
7  |  			различать по схемам реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов  |  			БУ  |  			1  |  			Правильный ответ  |  			В  |  		
8  |  			осуществлять классификацию биологических объектов (животных) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе  |  			БУ  |  			2 балла - правильный ответ; 1 балл - если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра, или не написана одна необходимая цифра, переставлены местами две цифры); 0 баллов - если допущено две или более ошибки.  |  			2 балла  				  |  			24351  |  		
9  |  			выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания  |  			БУ  |  			1  |  			Правильный ответ  |  			1  |  		
10  |  			находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую  |  			ПУ  |  			2 балла - правильный ответ; 1 балл - если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра, или не написана одна необходимая цифра); 0 баллов - если допущено две или более ошибки.  |  			2 балла  				  |  			2176  |  		
11  |  			находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, характерных для живых организмов  |  			ПУ  |  			2 балла - правильный ответ; 1 балл - если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра, или не написана одна необходимая цифра); 0 баллов - если допущено две или более ошибки.  |  			1 балл  				  |  			346  |  		
12  |  			раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека.  |  			БУ  |  			2 балла - правильный ответ; 1 балл - если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра, или не написана одна необходимая цифра); 0 баллов - если допущено две или более ошибки.  |  			1 балл  				  |  			135  |  		
Итого:  |  			17  |  			 				  |  			 				  |  		||
 	
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Количество баллов  |  			Отметка  |  		
14-17  |  			5  |  		
10-13  |  			4  |  		
6-9  |  			3  |  		
0-5  |  			2  |  		
 	
                        
Панов Егор Игоревич
Соломенцева Светлана Николаевна
Кондакова Галина Михайловна
Соломенцева Светлана Николаевна