Итоговая контрольная работа по биологии за курс 7 класса
На выполнение работы по биологии даётся 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
Итоговая контрольная работа по биологии 7 класс
1.Рассмотрите изображение животного и выполните задания:
1.1. Подпишите на рисунке органоиды амебы обыкновенной
1.2. В каком из этих органоидов происходит пищеварение, какой тип питания характерен для амебы обыкновенной?
Ответ: _________________________________________________________
1.3. В приведённом ниже списке названы животные. Все они, за исключением трех, относятся к Простейшим. Выпишите их названия (трех животных), объясните свой выбор.
Эвглена зеленая, белая планария, инфузория балантидий, малярийный плазмодий, радиолярия, аскарида конская, радиолярия, амеба дизентирийная, бычий цепень, солнечник
Ответ: ____________________________________________________________________
2.Два слоя клеток, лучевая симметрия, сетчатая нервная система, наличие стрекательных клеток, чередование поколений сидячего (полипы) и свободноплавающего (медузы). Найдите в приведённом списке и запишите название типа животных, для которого характерны данные признаки
Плоские черви, Моллюски, Саркожгутиконосцы, Кишечнополостные, Кольчатые черви, Иглокожие
Ответ:________________________________________________________________
3. Опишите насекомое по следующему плану. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
А. Отделы тела:
1) головогрудь и брюшко
2) слитное тело
3) голова, грудь, брюшко
Б. Отряд насекомых:
1) Перепончатокрылые
2) Двукрылые
3) Прямокрылые
В. Тип развития:
1) прямое развитие
2) с полным метаморфозом
3) с неполным метаморфозом
Г. Количество пар конечностей:
1)5 пар
2)4 пары
3)3 пары
А |
Б |
В |
Г |
4. Надкласс Рыбы включает: класс Хрящевые рыбы и класс Костные рыбы. Распределите предложенные виды по классам
а
|
б
|
в
|
г
|
д
|
е
|
Ответ:
А. Хрящевые рыбы: ___________________
Б. Костные рыбы: _____________________
5. Какой отдел головного мозга позвоночных животных обозначен на рисунке под цифрой 3 . Какую функцию он выполняет?
Ответ:________________________________________________________
6. Вставьте в текст «ЗЕМНОВОДНЫЕ И ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ» пропущенные слова из предложенного списка. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ЗЕМНОВОДНЫЕ И ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ
Земноводные — полуводные, полуназемные хордовые животные. Дышат легкими и (А). У них два круга кровообращения, сердце (Б). Оплодотворение (В) . В оплодотворенной икринке развивается зародыш, который вскоре превращается в — (Г) . По своему строению он похож на рыбу. По мере его развития появляются черты земноводных: хорда замещается позвонками, жабры редуцируются, появляется легочное дыхание. Появляются парные конечности. Такое развитие называется (Д)
Пресмыкающихся дышат исключительно (Е) . Они имеют два круга кровообращения и ( Ж). Тело пресмыкающихся покрыто роговыми чешуйками или щитками. Оплодотворение --------- (З).. Из яйца появляется сформировавшееся животное. Такое развитие называется -________(И).
Список слов:
трехкамерное, с неполной межжелудочковой перегородкой
личинка — головастик
влажная кожа
трехкамерное
развитие с метаморфозом
легкие
наружное
прямое развитие
внутреннее
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
И |
7.Проанализируйте данные таблицы и выполните задания:
7.1. Используя таблицу «Плодовитость и размеры тела птиц», ответьте на вопросы
Птицы |
Количество яиц в кладке, шт |
Длина тела, см |
Вес, кг |
Гага |
5 |
30 |
3,4 |
Павлин |
7 |
110 |
4 |
Сова |
4 |
35 |
2,4 |
Курица |
15 |
35 |
3,6 |
1) Какая птица обладает самой большой длиной тела
2) Какая (какие) из перечисленных птиц весит меньше 3,5 кг?
3) Какая из птиц наиболее плодовита?
7.2. Ниже приведены рисунки птиц, указанных в таблице. Подпишите под каждым рисунком название соответствующей птицы. Данные внесите в таблицу
А
|
Б
|
В
|
Г
|
А |
|
Б |
|
В |
|
Г |
7.3. Какая из птиц является сельскохозяйственным животным, какую производимую ею продукцию использует человек?
8. Известно, что австралийская ехидна — яйцекладущее млекопитающее, добывающее термитов и муравьев своим длинным языком.
Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Ехидна весит до 5 кг и имеет размеры до 50 см.
2) Ехидну впервые описали в 1792 году, ошибочно причислив к муравьедам.
3) Первую ехидну обнаружили в муравейнике, где она своим длинным липким языком, вытягивающимся на 18 см из узкой вытянутой морды, ловила муравьев.
4) Передние лапы ехидны укорочены, пальцы снабжены мощными плоскими когтями, приспособленными для разламывания стенок термитников и рытья земли.
5) Ехидна перемещает яйцо из клоаки в выводковую сумку, где имеются млечные железы без сосков, поэтому детеныши слизывают молоко с шерсти матери.
6) При опасности ехидна сворачивается в шар, пряча живот и выставляя наружу колючки.
9. Установите соответствие между животным и типом его постэмбрионального развития. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
|
|||||||||||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
10. Используя содержание текста «Приматы», ответьте на следующие вопросы.
1) Каково значение пальцев?
2) Какова особенность расположения ушных раковин у приматов?
3) Назовите один из признаков, по которому приматов относят к классу Млекопитающие?
Приматы
Отряд приматов назван так потому, что в него входят наиболее высокоорганизованные животные – обезьяны (в переводе слово «приматы» означает «первые»). Приматы – обитатели тропиков. Большинство из них живёт в густых зарослях тропических лесов. Обезьяны активны днём. Живут они стадами, во главе стада стоит сильный самец, а остальные самцы, самки и подрастающие детёныши занимают подчинённое положение.
В отличие от других древесных животных, цепляющихся за ветви острыми когтями, приматы обхватывают ветку длинными, хорошо развитыми пальцами. На передних и задних конечностях приматов первый (большой) палец может противопоставляться остальным. Это позволяет животному прочно удерживаться на ветвях, брать пальцами самые мелкие предметы. Вместо когтей на пальцах обезьян развиты плоские ногти. Подушечки пальцев служат органом осязания, так же как и оголённые ладони и подошвы стопы.
У обезьян прекрасный слух и острое зрение. Их глаза расположены не по бокам головы, как у большинства других животных, а направлены вперёд. Они видят один и тот же предмет обоими глазами одновременно, благодаря чему точно определяют расстояние до него. Такая особенность зрения имеет большое значение при прыжках с ветки на ветку. Обезьяны хорошо различают форму и цвет, уже издали они обнаруживают зрелые плоды, съедобных насекомых. Питаются они как растительной, так и животной пищей, но предпочитают всё же сочные плоды.
Крупные ушные раковины расположены по бокам головы и позволяют обезьянам безошибочно определять источник звука, воспринимать разнообразные звуки, издаваемые различными животными. Слух играет большую роль в жизни обезьян, которые с помощью разнообразных криков общаются друг с другом, предупреждая об опасности или сообщая о своём местонахождении
Пояснительная записка к итоговой контрольной работе по биологии 7 класс
1.Назначение к итоговой контрольной работы.
Назначение итоговой контрольной работы. по учебному предмету «Биология» – оценить уровень
общеобразовательной подготовки учащихся 7 классов в соответствии с требованиями ФГОС. Итоговая контрольная работа позволяет осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике.
Результаты итоговой контрольной работы могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.
2.Структура варианта итоговой контрольной работы
Вариант итоговой контрольной работы состоит из 10 заданий, которые различаются по содержанию и проверяемым требованиям.
Задания 1–5, 7–10 основаны на изображениях конкретных биологических объектов, статистических таблицах и требуют анализа текста, изображений и статистических данных, характеристики объектов по предложенному плану, классификации и/или систематизации объектов по определенному признаку, применения биологических знаний при решении практических задач.
Задание 6 предполагает заполнение пропусков в тексте биологического содержания с помощью терминов из предложенного перечня.
3.Типы заданий, сценарии выполнения заданий.
Задание 1 направлено на выявление уровня овладения умениями выделять существенные признаки биологических объектов. Первая часть задания проверяет умение обучающихся различать на рисунке основные части (органоиды) биологического объекта. Вторая часть задания требует соотнести изображённый объект с выполняемой функцией. Третья часть задания проверяет умение проводить классификацию по выделенным признакам.
Задание 2 проверяет распознавание характерных признаков определенного типа животных.
Задание 3 требует от обучающегося проявить умение использовать методы описания биологического объекта по определённому плану.
Задание 4 направлено на проверку освоения умения классификации биологических объектов по определенным признакам
Задание 5 направлено на выявление уровня овладения умением различать биологические объекты и их части, характеризовать функции
Задание 6 позволяет выявить умение использовать биологические термины в заданном контексте. Оно предполагает заполнение пропусков в тексте биологического содержания словами из предложенного перечня.
Задание 7 предполагает работу с табличным материалом. Первая часть задания проверяет умение обучающихся анализировать статистические данные. Вторая часть задания проверяет знание биологических объектов, о которых идёт речь в таблице. Третья часть задания выявляет понимание обучающимися сферы практического использования в деятельности человека биологических объектов, о которых идёт речь в таблице.
Задание 8 направлено на выявление умений обучающихся работать с текстом биологического содержания, выделения в содержании текста признаков в соответствии с поставленной задачей.
Задание 9 позволяет выявить умения классифицировать биологические объекты по определенным характеристикам
Задание 10 требует от обучающегося проявить умение смыслового чтения, анализа предложенного текста, поиска ответов на вопросы.
4.Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Правильно выполненная работа оценивается 34 баллами.
Матрица ответов |
||||||||||||||||||||
№ |
Эталон ответа |
Количество баллов |
||||||||||||||||||
№1.1 |
3.захват пищевой частицы 6.Пищеварительная вакуоль 4.Сократительная вакуоль 2.цитоплазма 1.ложноножки 5.ядро
|
За каждое верное обозначение выставляется 0,5 балла. Всего- 3 балла |
||||||||||||||||||
№1.2 |
Пищеварительная вакуоль Гетеротрофное питание |
1 балл 1 балл Всего- 2 балла |
||||||||||||||||||
№1.3 |
Белая планария – Тип Плоские черви Аскарида конская – Тип Круглые черви Бычий цепень – Тип Плоские черви |
1 балл 1 балл 1 балл Всего – 3 балла |
||||||||||||||||||
№2 |
Тип Кишечнополостные |
1 балл |
||||||||||||||||||
№3 |
|
За каждый верно указанный признак выставляется 0,5 балла. Всего – 2 балла |
||||||||||||||||||
№4 |
А.Хрящевые рыбы: а,г,е Б.Костные рыбы: б,в,д |
За каждый верно указанный объект выставляется 0,5 балла. Всего – 3 балла |
||||||||||||||||||
№5 |
Мозжечок Функция- отвечает за координацию движений и равновесие |
1 балл 1 балл Всего- 2 балла |
||||||||||||||||||
№6 |
|
За каждое верно вставленное слово выставляется 0,5 балла. Всего – 5 баллов |
||||||||||||||||||
№7.1 |
1.павлин 2.сова, гага 3.курица |
1 балл 1 балл 1 балл Всего – 3 балла |
||||||||||||||||||
№7.2 |
|
За каждый верно указанный объект выставляется 0,5 балла. Всего – 2 балла |
||||||||||||||||||
7.3 |
Курица- сельскохозяйственная птица. Производит для человека – яйцо, мясо, пух, перо |
1 балл |
||||||||||||||||||
№8 |
|
За каждое верно указанное суждение выставляется 0,5 балла. Всего – 1,5 баллов |
||||||||||||||||||
№9 |
|
За каждую верно указанную характеристику выставляется 0,5 балла. Всего – 2,5 балла |
||||||||||||||||||
№10 |
1.Пальцы позволяют приматам удерживаться на ветвях, брать мелкие предметы. Подушечки пальцев являются органами осязания 2.Крупные ушные раковины расположены по бокам головы приматов 3.Приматы относятся к классу Млекопитающие, т.к. имеют млечные железы и вскармливают свое потомство молоком |
1 балл 1 балл 1 баллл |
Рекомендации по переводу первичных баллов
в отметки по пятибалльной шкале
Всего за правильно выполненные задания, учащиеся могут набрать 34 балла
Отметка по пятибалльной шкале |
Первичные баллы |
«2» |
0-15 баллов |
«3» |
16-22 балла |
«4» |
23-29 баллов |
«5» |
30-34 балла |