Материал на проверке

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 9 класса

4
0
Материал опубликован 2 May в группе

Итоговая контрольная работа по биологии

9 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Тип ресурса

Учебно-дидактические материалы

Тема ресурса

Итоговый мониторинг по изучаемому предмету (раздел - общая биология)

Предмет

Биология

Автор

Фалина Ирина Валериевна, учитель биологии высшей категории; МБОУ «Школа №144 имени Маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова» г.о.Самара

Целевая аудитория

9 класс

УМК

Пономарева И.Н.

Цель

Определить:

уровень освоения обучающимися 9 класса предметного содержания курса «Биология»;

выявить элементы содержания, которые вызвали наибольшие затруднения в освоении базовой программы;

проанализировать динамику результативности обучения.


Проверяемые УУД

Регулятивные УУД:

понимание учебной задачи;

выполнение учебных действий в определенной последовательности;

оценивание результатов своих действий.

Познавательные УУД:

формулирование познавательной цели;

умение работать с текстом и рисунками;

установление причинно-следственных связей;

анализ процессов: выделение общего и отличий;

создание алгоритмов деятельности при решении задач.

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли в письменной речи при формулировке ответов.

Время проведения

Данная работа проводится в конце учебного года после прохождения рабочей программы по предмету

Структура

Текст итоговой работы состоит из 23 заданий:

14 заданий с выбором одного правильного ответа,

5 заданий с кратким ответом,

2 задания – решение задач,

2– на установление соответствия.


Форма деятельности обучающихся

Индивидуальная


Использованные источники информации

1.https://vpr-ege.ru/images/vpr/vpr2024-11kl-bi-var2-2.pdf

2.https://ifvallerie.ucoz.com/index/obshhaja_biologija/0-143

3.https://урок.рф/library/proverochnaya_rabota_po_teme_razmnozhenie_i_razvitie_160117.html?ysclid=ma5rbh5f54714828762

4.Учебник для 9-го класса. Биология. Авторы: И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова. Издательство: Вентана-граф, 2019



Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения итогового мониторинга в 2024-2025 учебном году

по биологии для 9 класса.


1.Назначение КИМ.

Цель: определить:

уровень освоения обучающимися 9 класса предметного содержания курса «Биология»;

выявить элементы содержания, которые вызвали наибольшие затруднения в освоении базовой программы;

проанализировать динамику результативности обучения.

2. Документы, определяющие содержание проверочной работы:

Федеральный государственный образовательный стандарт ООО, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021

Федеральная образовательная программа ООО, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023.

3. Структура проверочной работы

Текст итоговой работы состоит из 23 заданий:

14 заданий с выбором одного правильного ответа,

5 заданий с кратким ответом,

2 задания – решение задач,

2– на установление соответствия.


4. Распределение заданий по содержательным блокам учебного курса.

п/п

Темы разделов курса биологии

Число заданий


1.Биология как наука. Методы биологии

1.

Биология как наука. Свойства живых организмов

2


2.Признаки живых организмов

2.

Клетка – единица строения, жизнедеятельности и развития организмов

5

3.

Признаки организмов. Наследственность и изменчивость

свойства организмов.

3

4.

Сущность биологических процессов

6


3.Система, многообразие и эволюция живой природы

5.

Царство Грибы. Царство Растения.

1

6.

Учение об эволюции органического мира.

2


4.Взаимосвязи организмов и окружающей среды

7.

Влияние экологических факторов на организмы.

2

8.

Экосистемная организация живой природы.

2


ИТОГО: 23



5. Кодификатор итоговой контрольной работы по биологии для

обучащихся 9 классов.

задания

Уровень задания

Проверяемая тема

Проверить

1

БУ

Биология как наука

Знание определений биологических наук

2

БУ

Признаки живых

организмов

Умение работать с рисунками

3

БУ

Клетка – единица

строения,

жизнедеятельности и развития организмов

Знание строения и функций органоидов и главных частей клетки

4

БУ

Разнообразие организмов. Прокариоты и эукариоты

Знание и понимание строения и жизнедеятельности организмов

5

БУ

Клеточная теория

Знание положений клеточной теории

6

БУ

Химический состав клетки. Функции

органических веществ

Знание особенностей химического состава живых организмов

7

БУ

Основные понятия

генетики

Знание определений генетических терминов

8

БУ

Изменчивость организмов

Определение разных типов изменчивости организмов

9

БУ

Основы эволюционной теории

Знание закономерностей эволюции

10

БУ

Движущие факторы

эволюции

Знание движущих факторов эволюции

11

БУ

Жизнедеятельность организмов

Умение аргументировать процессы жизнедеятельности

12

БУ

Жизнедеятельность организмов

Умение аргументировать процессы жизнедеятельности

13

БУ

Жизнедеятельность организмов

Умение аргументировать процессы жизнедеятельности

14

БУ

Жизнедеятельность организмов

Умение аргументировать процессы жизнедеятельности

15

БУ

Жизнедеятельность организмов

Умение обобщать явления и процессы

16

БУ

Экологические факторы.

Умение классифицировать экологические факторы

17

БУ

Взаимоотношения организмов

Умение выявлять типы взаимодействия разных видов в экосистеме

18

БУ

Компоненты экосистемы

Умение выявлять типы взаимодействия разных видов в экосистеме

19

БУ

Цепи питания

Знание функциональных групп организмов в природных сообществах

20

П

Экологические пирамиды

Умение применять изученные закономерности при решении задач

21

П

Процессы жизнедеятельности клетки

Умение анализировать и сравнивать , строение, состав и процессы

22

П

Клетка, строение и состав

Умение анализировать и сравнивать , строение, состав и процессы

23

П

Наследственность организмов

Умение использовать алгоритм решения задач по генетике (моногибридное скрещивание)


6. Продолжительность итоговой работы: 40 минут (один учебный час).


7. Дополнительные материалы и оборудование.

При проведении работы дополнительных материалов и оборудования не требуется.


8.Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

Задания с 1 по 10 и с 16 по 19 оцениваются в 1 балл.

Задания с 11- по 15 и с 20 по 22 оцениваются в 2 балла

Задание 23 оценивается в 3 балла

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 33балла (100%)

Шкала пересчёта первичного балла за выполнение итоговой работы в отметку по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Процент выполнения

0-40%

41-65%

66-85%

86-100%

Общий балл


0 -13


14 -21


22-28


29- 33




Итоговая контрольная работа по биологии за курс 9-го класса

Вариант 1

1. Наука, которая изучает наследственность и изменчивость организмов:

а) биология б) генетика в) экология г) цитология

2. Какое свойство живого изображено на рисунке?

а) ритмичность б) изменчивость в) раздражимость г) размножение

t1746190454aa.jpg

3.Структуры клетки, которые отвечают за наследственную информацию:

а) хромосомы б) ядрышки в) центриоли г) вакуоли

4. Какой организм не относится к прокариотам:

а) лямблия б) холерный вибрион в) стафилококк г) туберкулезная палочка

5. «Любая клетка возникает лишь в результате деления другой клетки» - это положение сформулировал:

а) Карл Бэр б) М. Шлейден в) Р. Вирхов г) Т. Шванн

6. На каком рисунке изображена структура молекулы тРНК:



t1746190454ab.png

                                                                                             2

         1

t1746190454ac.png



       3                                                            4



а) 1 б) 2 в) 3 г) 4

7. Признак, всегда проявляющийся в F1 при скрещивании двух различных по генотипу чистых линий:

а) доминантный б) рецессивный в) преобладающий г)альтернативный

8. Изменчивость, которая передается по наследству:

а) приобретенная б) мутационная в) модификационная

г) фенотипическая

9. Процесс расхождения признаков у родственных организмов - это:

а) параллелизм б) конвергенция в) эволюция г) дивергенция

10. Направленный фактор эволюции:

а) наследственная изменчивость б) модификационная изменчивость в) естественный отбор г) комбинативная изменчивость

11. Яйцеклетка организма имеет 22 хромосомы. Сколько хромосом будет иметь зигота? Почему?

12. Клетка кожи животного содержит 56 хромосом. Сколько хромосом содержит сперматозоид данного животного? Почему?

13. В энергетический обмен вступило 260 молекул глюкозы. Сколько молекул АТФ образовалось на этапе гликолиза? Объясните, почему.

14. При биосинтезе образовался белок, содержащий 145 аминокислот.

Сколько тРНК принимало участие в процессе трансляции этого белка?

Объясните, почему.

15. Что означают в совокупности:

t1746190454ad.jpg

16. Какой из перечисленных факторов относят к биотическим?

а) соленость воды б) строительство дамбы на реке в) освещенность в лесу г) сойка запасает на зиму кедровые орехи

17. Тип биотического взаимодействия, когда одно животное питается веществами тела другого, не убивая его:

а) конкуренция б) симбиоз в) хищничество г) паразитизм

18. А. Грибы в экосистеме леса относят к редуцентам, так как они разлагают органические вещества до минеральных .

Б. Грибы, как и растения, являются автотрофными организмами.

А) верно А б) верно Б в) верны оба утверждения г) оба утверждения неверны

t1746190454ae.png

19.Составьте пищевую цепь, в которую входит дятел. В прямоугольники запишите названия выбранных с помощью рисунка организмов.

t1746190454af.png

20. Правило гласит: «только 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Рассчитайте какое количество энергии (в кДж) перейдёт на уровень дятла, если первичная годовая продукция составляет 6270000 кДж. Объясните свои расчёты.


21. Установите соответствие между признаками обмена веществ в клетке и видами обмена.
Признаки:
1.    Происходит в лизосомах, митохондриях, цитоплазме
2.    Происходит на рибосомах, цитоплазме
3.    Органические вещества расщепляются
4.    Органические вещества синтезируются
5.    Используется энергия, заключенная в молекулах АТФ
6.    Энергия освобождается и запасается в молекулах АТФ
Виды обмена:
А – энергетический обмен
В – пластический обмен
 

1

2

3

4

5

6







                   
22. Установите соответствие между признаками и органоидами.
Признаки:
1.    Синтез белков
2.    Синтез липидов
3.    Разделение клетки на отделы (компартменты)
4.    Активный транспорт молекул
5.    Формирование межклеточных контактов
6.    Фагоцитоз и пиноцитоз
Органоиды:
А – цитоплазматическая мембрана
В – эндоплазматическая сеть



1

2

3

4

5

6








23. При скрещивании черной и серой мышей в потомстве родились 4 черных и 3 серых мышонка. Определите генотипы родителей и потомства, напишите схему скрещивания. Серая окраска шерсти – доминантный признак. Каков % вероятности, что серые мышата из F1 будут гомозиготными?


Итоговая контрольная работа по биологии за курс 9-го класса

Вариант 2

1. Наука, которая изучает строение и процессы жизнедеятельности клетки организмов:

а) биология б) генетика в) экология г) цитология

2. Какое свойство живого изображено на рисунке:

а) рост б) размножение в) раздражимость г) обмен веществ

t1746190454ag.gif

3. Структуры клетки, которые принимают участие в делении клетки:

а) хромосомы б) ядрышки в) центриоли г) вакуоли

4. Какой организм не относится к эукариотам:

а) амеба б) стрептококк в) спорынья г) дрожжи

5. Открыл ядро в растительных клетках:

а) Карл Бэр б) М. Шлейден в) Р. Вирхов г) Р. Броун

6. На каком рисунке изображена структура молекулы ДНК:



t1746190454ab.png

      1                                                                      2

t1746190454ac.png



       3                                                                   4


а) 1 б) 2 в) 3 г) 4

7. Признак, не проявляющийся в F1 при скрещивании двух различных по генотипу чистых линий:

а) доминантный б) рецессивный в) преобладающий г)альтернативный

8. Изменчивость, которая является наследственной:

а) фенотипическая б) модификационная в) комбинативная

г) приобретенная

9. Процесс схождения признаков у родственных организмов - это:

а) параллелизм б) конвергенция в) эволюция г) дивергенция

10. Что не является фактором эволюции:

а) изоляция б) модификационная изменчивость в) естественный отбор г) мутации

11. Сперматозоид организма имеет 9 хромосом. Сколько хромосом будет иметь зигота? Почему?

12. Клетка корня растения содержит 32 хромосомы. Сколько хромосом содержит клетки листа данного растения? Почему?

13. В энергетический обмен вступило 200 молекул глюкозы. Сколько молекул АТФ образовалось на кислородном этапе? Объясните, почему.

14. При биосинтезе образовался белок, содержащий 200 аминокислот.

Сколько нуклеотидов содержит иРНК, которая принимала участие в процессе трансляции этого белка? Объясните, почему.

15. Что означают в совокупности:

t1746190454ah.jpg

16. Какой из перечисленных факторов относят к абиотическим?

а) соленость воды б) строительство дамбы на реке в) клещ на коже собаки г) сойка запасает на зиму кедровые орехи

17. Тип взаимовыгодного биотического взаимодействия:

а) конкуренция б) симбиоз в) хищничество г) паразитизм

18. А. Животные в экосистеме леса относят к редуцентам, так как они разлагают органические вещества до минеральных .

Б. Все бактерии, как и растения, являются автотрофными организмами.

А) верно А б) верно Б в) верны оба утверждения г) оба утверждения неверны

t1746190454ae.png

19.Составьте пищевую цепь, в которую входит мокрица. В прямоугольники запишите названия выбранных с помощью рисунка организмов .

t1746190454af.png

20. Правило гласит: «только 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Рассчитайте какое количество энергии (в кДж) перейдёт на уровень мокрицы, если на последний уровень в пищевой цепи перешло 54300 кДж. Объясните свои расчёты.


21. Установите соответствие между признаками и процессами.
Признаки:
1.    В ходе процесса синтезируются молекулы АТФ
2.    Молекулы АТФ используются для протекания процесса
3.    Исходные вещества – углекислый газ и вода
4.    Исходные вещества – аминокислоты
5.    В основе лежат реакции матричного синтеза
6.    Процесс завершается образованием углеводов
Процессы:
А – биосинтез белка
Б – фотосинтез


1

2

3

4

5

6








22. Установите соответствие между органоидами клетки и их признаками.
Признаки:
1.    Расположены на гранулярной ЭПС
2.    Состоят из двух субъединиц
3.    Фотосинтез
4.    Синтез белка
5.    Состоят из гран с тилакоидами
6.    Образуют полисому
Органоиды:
А – рибосомы
Б -  хлоропласты


1

2

3

4

5

6








23. При скрещивании двух черных собак в потомстве родились 5 щенков: 4 черных и 1 коричневый. Определите генотипы родителей и потомства, напишите схему скрещивания. Можно ли данных собак использовать для чистопородного разведения, почему?



ОТВЕТЫ К ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ, 9 КЛАСС


п/п

Кол-во баллов

Вариант 1

Вариант 2

1

1

Б

Г

2

1

Г

А

3

1

А

В

4

1

А

Б

5

1

В

Г

6

1

Б

А

7

1

А

Б

8

1

Б

В

9

1

Г

Б

10

1

В

Б

16

1

Г

А

17

1

Г

Б

18

1

А

Г

19

1



t1746190454ai.gif



t1746190454aj.gif


11

2

1(без объяснения)

44 хромосомы. Половые клетки имеют гаплоидный набор хромосом (n).

Зигота образуется при слиянии гамет и имеет диплоидный набор (2n)

18 хромосом. Половые клетки имеют гаплоидный набор хромосом (n).

Зигота образуется при слиянии гамет и имеет диплоидный набор (2n)

12

2

1(без объяснения)

28 хромосом. Сперматозоид имеет гаплоидный набор хромосом. Клетки кожи – соматические клетки имеют диплоидный набор хромосом (2n)

32 хромосомы. Клетки корня, как и клетки листа – соматические клетки. Они имеют диплоидный набор хромосом (2n)

13

2

1(без объяснения)

На этапе гликолиза образовалось 520 молекул АТФ.

Рассуждение: из 1 молекулы глюкозы на бескислородном этапе образуется 2 АТФ, а из 260 - Х

На кислородном этапе образовалось 7200 молекул АТФ.

Рассуждение: из 1 молекулы глюкозы на кислородном этапе образуется 36 АТФ, а из 200 - Х

14

2

1(без объяснения)

145 молекул тРНК.

Объяснение: 1 тРНК переносит 1 аминокислоту. Белок состоит из 145 аминокислот, следовательно в трансляции принимают участие 145 тРНК

иРНК содержит 600 нуклеотидов.

Объяснение: 1 аминокислота кодируется 3 нуклеотидами иРНК. Белок состоит из 200 аминокислот, следовательно 200х3=600

15

2

Эктодерма+энтодерма+мезодерма = ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ

Дробление+гаструляция+органогенез

= стадии (этапы) эмбрионального периода

20

2

1(при отсутствии

одного элемента ответа)

Используем пищевую цепь, составленную в №19.

Дятел находится на 3-м трофическом уровне.

Используя правило 10% и величину исходной продукции находим :

На 2-ой уровень переходит: 270 000:10 = 627 000кДж

На 3-й уровень:

627 000:10 = 62 700 кДж энергии

Используем пищевую цепь, составленную в №19.

Мокрица находится на 2-м трофическом уровне.

Используя правило 10% и величину окончательной продукции находим :

На 3-ой уровень переходит:

54 300х10 = 543 000кДж

На 2-й уровень:

543 000х10 = 5 430 000 кДж энергии

21

2

1(при одной ошибке)


1

2

3

4

5

6

А

В

А

В

В

А



1

2

3

4

5

6

Б

А

Б

А

А

Б


22

2

1(при одной ошибке)


1

2

3

4

5

6

В

В

В

А

А

А




1

2

3

4

5

6

А

А

Б

А

Б

А



23

3

1(есть дано, обозначения генов, правильно определены

генотипы и гаметы Р)

2(правильно определены генотипы F, указаны их генотипы, фенотипы и их расщепление)

3( дан ответ на вопрос в конце задачи)

Дано:

А- серая окраска

а- черная окраска

F: 4 черных : 3 серых

Найти: F-? Р-?


t1746190454ak.gif

Расщепление по генотипу 1:1

Расщепление по фенотипу 1:1

Ответ на вопрос: Вероятность того, что серые мышата будут гомозиготными, составляет 0 %


Дано:

А- черная окраска

А- коричневая окраска

F: 4 черных : 1 коричневый

Найти: F-? Р-?


t1746190454am.gif

Расщепление по генотипу 1:2:1

Расщепление по фенотипу 3:1

Ответ на вопрос: Нет нельзя. У них есть расщепление в потомстве, значит они гетерозиготные.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.