Итоговая контрольная работа по физике за курс 7 класса
Итоговая контрольная работа по физике за курс 7 класса УМК А. В. Перышкина
Вводная часть
Предмет – физика
Класс – 7
Темы –
Первоначальные сведения о строении вещества
Взаимодействие тел
Давление твердых тел, жидкостей и газов
Работа и мощность. Энергия.
Назначение данной работы – осуществить объективную индивидуальную оценку степени подготовки учащихся.
Предметом оценки является сформированность представлений о моделях физических явлений и процессов, основанных на понимании смысла и взаимосвязей описывающих их физических величин. При этом проверяется владение базовыми понятиями и умениями, на освоение которых направлено обучение в VII классе, и способность к самостоятельному анализу физических задач и поиску способов их решения.
Характеристика структуры и содержания контрольной работы
Вариант контрольной работы состоит из 15 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Работа содержит 7 заданий с выбором ответа. К каждому заданию с выбором ответа приводится четыре варианта ответа, из которых верен только один. 2 задания – это качественные задачи, 1 задание множественного выбора, 1 задание открытого типа, 2 задания на установление соответствия между некоторыми объектами физического содержания, к которому необходимо привести краткий ответ в виде набора цифр и 2 задания с развернутым ответом.
Количество заданий в контрольной работе по каждому из разделов примерно пропорционально учебному времени, отводимому на их изучение в курсе физики VII класса.
В таблице 1 приведено распределение заданий по темам курса физики VII класса.
Таблица 1. Распределение заданий по темам курса физики 7 класса
Проверяемые разделы курса физики | Число заданий |
Физика – наука о природе | 1 |
Первоначальные сведения о строении вещества | 4 |
Взаимодействие тел | 4 |
Давление твердых тел, жидкостей и газов | 4 |
Работа и мощность. Энергия | 2 |
Итого: | 15 |
Результаты выполнения контрольной работы дают возможность:
Выявить темы курса, вызывающие наибольшую и наименьшую трудность в усвоении учащимися учебного материала.
Проверить у учащихся следующие виды деятельности:
Владение основным понятийным аппаратом курса физики VII класса.
Владение основами знаний о методах научного познания.
Решение задач различного типа и уровня сложности.
В контрольной работе представлены задания базового и повышенного уровня сложности.
Задания базового уровня – это 7 заданий с выбором ответа, 1 задание множественного выбора, 1 задание открытого типа, 1 задание с кратким ответом на установление соответствия. Эти задания проверяют усвоение наиболее важных физических понятий, явлений и законы, умение решать простейшие расчетные задачи.
Задания повышенного уровня сложности – 1 задание с кратким ответом на установление соответствия, 2 задания – это качественные задачи и 2 задания с развернутым ответом – направлены на проверку умения решать расчетные задачи и готовность анализировать и систематизировать информацию, представленную в виде рисунка, а также оценивать полноту выполнения указанного в тексте задания.
В таблице 2 показано распределение заданий по уровню сложности работы.
Таблица 2. Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности | Число заданий | Максимальный балл за выполнение заданий данного уровня сложности |
Базовый | 10 | 13 |
Повышенный | 5 | 10 |
Итого: | 15 | 23 |
Продолжительность контрольной работы - на выполнение всей работы отводится 60 минут.
Система оценивания контрольной работы
Шкала перевода тестового балла
Тестовый балл | 0-7 | 8-14 | 15-20 | 21-23 |
Оценка | 2 | 3 | 4 | 5 |
Контрольно-измерительный материал
№1 Все вещества состоят из мельчайших частиц:
1) молекул 2) кристаллов 3) атомов 4) ионов
№2 Какое из приведенных ниже высказываний относится к жидкому состоянию вещества?
1) Имеет собственную форму и объем
2) Имеет собственный объем, но не имеет собственной формы
3) Не имеет ни собственного объема, ни собственной формы
4) Имеет собственную форму, но не имеет собственного объема
№3 Почему скорость диффузии с повышением температуры возрастает?
Выберите два утверждения, которые верно объясняют увеличение скорости диффузии с повышением температуры соприкасающихся веществ, и запишите номера, под которыми они указаны.
1) При нагревании вещества увеличивается расстояние между молекулами, и молекулам другого вещества проще проникнуть в эти промежутки.
2) При нагревании вещества скорость молекул уменьшается, и молекулы другого вещества легче проникают в промежутки между ними.
3) При нагревании вещества увеличивается скорость молекул, и они быстрее перемешиваются.
4) При нагревании вещества его молекулы легче соединяются с молекулами другого, и быстрее образуется смесь веществ.
5) При нагревании вещества его молекулы уменьшаются и легче проникают в промежутки между молекулами другого вещества.
№4 Объем газа, если его перекачать из баллона вместимостью 20 л в баллон вместимостью 40 л
1) Не изменится | 2) Изменится на 20 л |
3) Уменьшится в 2 раза | 4) Увеличится в 2 раза. |
№5 Сила тяжести - это сила
1) с которой тело притягивается к Земле
2) с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес
3) с которой тело действует на другое тело, вызывающее деформацию
4) возникающая при соприкосновении поверхностей двух тел и препятствующая перемещению относительно друг друга
№6 Какое время понадобится автомобилю для прохождения пути в 24 км при движении с равномерной скоростью равной 20 м/с?
1) 12 с 2) 1200 с 3) 1,2 с 4) 120 с
№7 Определите объем бака, который вмещает 320 кг нефти. Плотность нефти 800 кг/м3.
1) 0,4 м3. 2) 256000 м3. 3) 4 м3. 4) 2,5 м3.
№ 8 Как будет вести себя тело, если сила тяжести, действующая на тело равна 10Н, а сила Архимеда 30Н?
1) Утонет 2) Будет плавать внутри жидкости
3) Будет плавать на поверхности 4) Опустится на дно
№9 В таблице даны плотности некоторых твёрдых веществ. Если вырезать из этих веществ сплошные (без полостей внутри) кубики, то какие кубики смогут плавать в меде? Плотность меда — 1350 кг/м3.
Название вещества | Плотность вещества, кг/м3 |
Оргстекло | 1200 |
Сахар | 1600 |
Лёд | 900 |
Алюминий | 2700 |
Латунь | 8500 |
№10 Установите соответствие между физическими понятиями и их примерами.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ | ПРИМЕРЫ |
А) Физическое явление | 1) Яблоко |
Б) Физическое тело | 2) Медь |
В) Вещество | 3) Молния |
| 4) Скорость |
| 5) Секунда |
№11 Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ | ФОРМУЛЫ |
А) Давление жидкостей | 1) ρgh |
Б) Вес тела | 2) F • s |
В) Сила давления | 3) т • g |
| 4) F/S |
| 5) p • s |
№12 Могут ли два тела разной массы обладать одинаковой потенциальной энергией? В каком случае это возможно?
№13 Никита может с легкостью проткнуть ткань иголкой, а пальцем нет. Чем это объясняется? Какой формулой описывается?
№14 На сколько удлинится рыболовная леска жесткостью 0,5 кН/м при равномерном поднятии вертикально вверх рыбы массой 200 г?
№15 Штангист поднимает штангу массой 140 кг на высоту 80 м за 0,4 с. Какова его мощность?
Инструкцию к заданиям
Работа содержит 7 заданий с выбором ответа. К каждому заданию с выбором ответа приводится четыре варианта ответа, из которых верен только один. 2 задания – это качественные задачи, 1 задание множественного выбора, 1 задание открытого типа, 2 задания на установление соответствия между некоторыми объектами физического содержания, к которому необходимо привести краткий ответ в виде набора цифр и 2 задания с развернутым ответом.
На выполнение работы отводится 60 минут.
Контрольная работа состоит из 15 заданий базового и повышенного уровня сложности. К каждому из заданий №№ 1, 2, 4-8 приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. В задании №3 приводится 5 утверждений, из которых верны только два, определите эти два утверждения. Ответ на задание №9 записывается в виде слова или набора слов (в ответе напишите названия веществ).
Задания №№ 10–11 представляют собой задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах. Задания №№ 12–13 качественные задачи, к которым необходимо дать полное объяснение. Задания №№ 14–15 содержат расчетные задачи, к которым необходимо подробно записать ход решения.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Правильные ответы
Номер задания | Ответ |
1 | 1 |
2 | 2 |
3 | 13 |
4 | 4 |
5 | 1 |
6 | 2 |
7 | 1 |
8 | 3 |
9 | Оргстекло, лёд |
10 | 312 |
11 | 135 |
12 | 1. Да 2. Потенциальная энергия зависит не только от массы, но и от высоты подъема тела над Землей. E=mgh. Значит она может быть одинаковой у тел с различной массой, находящихся на разной высоте. Масса одного тела должна быть больше массы второго во столько раз, во сколько высота подъема этого тела над Землей меньше высоты подъема второго тела. |
13 | 1. Это объясняется мельчайшей площадью поверхности острого конца иглы. Поэтому давление, которое оказывает игла, становится очень большим по сравнению с давлением, которое оказывает палец. 2. р = F/S |
14 | 0,004 м = 4 мм |
15 | 2800 Вт |