Итоговая контрольная работа по русскому языку в 8 классе
Итоговая контрольная работа по русскому языку в 8 классе
Вариант 1
Помню яркую застигшую нас в дороге грозу. Я сидел с матерью в деревя(н,нн)ом сарае под соломе(н,нн)ой крышей. В открытых мутных от проливного дождя воротах голубыми зигзагами полыхала молния мощ(?)ный разряд светящихся искр. Торопливо кр..стилась мать крепко приж..мая меня к груди. Однако я с любопытством а не со страхом пр..слушивался к шуму дождя к тяжким раскатам грома к разд..равшему слух треску ударов к бе..покойному ш..роху мышей в овся(н,нн)ой соломе.
Поднявшись мы увид..ли в воротах алмазную сетку дождя а сквозь прозрачные капли уже сияло переливаясь лучами радостное летнее солнце.
Между тем отец запряг лоснившихся от дождя напуга(н,нн)ых грозой лошадей (не)терпеливо переступавших ногами.4 Ещё веселей показалась обсаже(н,нн)ая берёзами омытая дождём дорога. Мног..цветная радуга казалось в..села над лугом яркое солнце бл..стело на спинах бодро бежавших лошадей.
Исполне(н,нн)ый восторга сидел я рядом с отцом глядя на бл..стевшую лужами изв..вающуюся (в)переди дорогу. Смотрел на уходившую осв..щё(н,нн)ую солнцем и всё ещё грозную тучу на столб белого дыма поднимавш..гося (в)далеке над зажжё(н,нн)ым грозою сараем.
1. Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения.
2. Определите тип и стиль речи данного текста.
3. Выпишите словосочетание со связью управление из второго предложения.
4.Замените словосочетание «конфеты из шоколада», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
5. Расставьте знаки препинания. Графически объясните их постановку.
Бедность не порок.
Умение слушать собеседника это немалый талант.
Дождь тихий и теплый.
Зимний лес будто сказка.
Наша цель расширять свой словарный запас.
6. Выполните пунктуационный анализ предложения. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Кажется (1) парадоксальным (2) но в лингвистике нет общепринятого определения языка. Однако (3) при ближайшем рассмотрении такая ситуация оказывается вполне понятной. Язык — это коммуникативная система (4) следовательно (5) для того чтобы определить его, необходимо хорошо представлять другие коммуникативные системы (6) прежде всего (7) возникшие и эволюционирующие естественным путем. Например (8) сопоставляя человеческий язык с коммуникативными системами животных (9) можно выделить универсальные свойства языка.
7. Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Особенно хорош восход солнца над океаном. 2) Будучи моряком, много раз наблюдал я, как восходящее солнце меняет свой цвет. 3) И все вокруг тоже внезапно меняется. 4) Иными кажутся далекие берега, гребни набегающих волн, цвет самого неба, золотисто-голубым шатром покрывающего бескрайнее море. 5) Стоишь, бывало, на вахте на носу парохода, и несказанной радостью наполняется сердце.
1) восход хорош (предложение 1)
2) солнце меняет свой цвет (предложение 2)
3) все тоже меняется (предложение 3)
4) иными кажутся берега, гребни, цвет (предложение 4)
5) радостью наполняется сердце (предложение 5)
8. Прочитайте текст. Выпишите из него односоставные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные. Определите тип односоставных предложений.
И посреди этого ада тридцать советских моряков выставили свои автоматы и пулеметы на все четыре стороны света. В этот страшный последний час о жизни было решено не думать. Они знали, что умрут. Но, умирая, им хотелось уничтожить как можно больше врагов. В этом состояла боевая задача. И они выполнили ее до конца. Стреляли точно и аккуратно. Ни один выстрел не пропал даром. Ни одна граната не была брошена зря. Сотни немецких трупов лежали на подступах к кирхе.
9. Составьте и запишите предложения с прямой речью:
а) прямая речь стоит перед словами авторами,
б) прямая речь стоит после слов автора
10. Расскажите письменно в 4-5 предложениях о сравнительных оборотах.
Итоговая контрольная работа по русскому языку в 8 классе
Вариант 2
На опушке смеша(н,нн)ого еще (не)старого леса распол..гается (не)большой прудок. Из него бьёт разбрызг..вая переливающ..еся в солнечных лучах капли подземный ключ живительный родник драгоце(н,нн)ой воды. Этот прудок к..лыбель великой русской реки. В болотах и тр..синах родится она полноводная Волга и отсюда отправляется в далёкий путь. Волга красавица. Она проходит через места удивительно красивые и разн..образные по климату р..стительному покрову и животному миру.4 Красоты Волги прославле(н,нн)ы и народом в сказаниях и поэтами и художниками.
От Рыбинска Волга начинает поворачивать на юго(восток). (Не)высокие берега её покрыты зелёным ковром лугов и кустарником. Жив..писные уд..вляющие своим великолепием холмы чередуются с д..линами. В этих волжских п..йзажах есть (не)повторимая красота и оч..рование. За Костромой оба берега становятся гористыми, и чем дальше тем живописнее. Откос на набережной у старой кремлёвской стены в Нижнем Новгороде одно из красивейших мест верховья Волги. Своеобразна и живописна природа Жигулёвских гор. Жигули жемчужина Волги.
Волга! Это имя безусловно близко и дорого миллионам жителей нашей Родины.
1. Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения.
2. Определите тип и стиль речи данного текста.
3. Выпишите словосочетание со связью управление из второго предложения.
4.Замените словосочетание «платье из парчи», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
5. Расставьте знаки препинания. Графически объясните их постановку.
Ученик без двойки не ученик.
Умение дружить вот большое умение.
Радость негромкая и искренняя.
Твои слова будто мед.
Отсиживаться по углам удел тараканов.
6. Выполните пунктуационный анализ предложения. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Способность замечать больше деталей (1) как правило (2) ведет к увеличению словарного запаса. С другой стороны (3) знание большого количества слов позволяет более эффективно выделять слова в потоке речи. Этому же (4) способствует повышенное внимание к речевым выражениям, что помогает выявлять и обобщать грамматические правила. В свою очередь (5) именно (6) овладение грамматическими правилами позволяет еще более успешно членить поток речи на отдельные элементы, а (7) значит (8) еще интенсивнее пополнять словарь.
7. Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Прохладно и сыро в лесу. 2) Слышно, как дышит, оживает земля. 3) Пахнет весенними почками, пробудившейся тёплой землёй. 4) Вот сам собою шевельнулся на земле прошлогодний мокрый листочек, а под ним показалась из земли зелёная стрелка молодой травы. 5) Много звуков можно услышать в вечернем лесу: заливаются на деревьях певчие дрозды, на вершине высокого дуба громко воркует дикий голубь — витютень.
1) прохладно и сыро (предложение 1)
2) слышно (предложение 2)
3) пахнет почками (предложение 3)
4) сам собою шевельнулся листочек (предложение 4)
5) много звуков можно услышать (предложение 5)
8. Прочитайте текст. Выпишите из него односоставные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные. Определите тип односоставных предложений.
Еще в раннем детстве доводилось мне любоваться восходом солнца. Весенним ранним утром, в праздничный день, мать иногда будила меня, на руках подносила к окну:
- Посмотри, как солнце играет!
За стволами старых лип огромный пылающий шар поднимался над проснувшейся землею. Мне казалось, что он раздувался, сиял радостным светом, играл, улыбался. Все в моей душе ликовало. На всю жизнь запомнилось мне лицо матери, освещенное лучами восходящего солнца.
9. Составьте и запишите предложения с прямой речью:
а) прямая речь стоит перед словами авторами,
б) прямая речь стоит после слов автора
10. Расскажите письменно в 4-5 предложениях об однородных членах.
Лихина Елена Викторовна
Легоцкая Вера Сергеевна