Итоговая проверочная работа по русскому языку за курс 5 класса
Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
5 класс
Инструкция по выполнению работы
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими
тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
Вариант 1.
1.Перепиши текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
По(зд/з)ней осенью вып..дает первый сне(к/г). Пуш..стые снеж(ы/и)нки ост..рожно касаю(ть/т)ся земли и она одевае(ть/т)ся в осл..пительный наря(т/д). Поб..лели доро(ш/ж)ки и крыши домов. Загораются блестят разн..цветные искорки инея.
Как прекрасна белоствольная б..резовая рощ(я/а) Вето(чк/чьк)и покрыты хлопьями но от любого прикосновения сн..жинки осыпаются. (В)ельнике сне(к/г) так засыпал дере(ф/в)ца что ты их (не)узнаешь. Елочка становится похожей (на)прич…дливую снежную бабу.
В предзимние дни дома (не)с..дится. Люди всех в..зрастов выходят (на)п..шеходные м..ршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца сыграть (в)снежки.
2. Выполните языковые разборы:
(1) – фонетический разбор: инея
(2) – морфемный разбор: поб..лели
(3) – морфологический разбор: осенью (1 предложение)
(4) – синтаксический разбор предложения: По(зд/з)ней осенью вып..дает первый сне(к/г).
3. Поставьте знак ударения в следующих словах
Положишь, свекла, звонишь, кухонный
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
Пуш..стые снеж(ы/и)нки ост..рожно касаю(ть/т)ся земли и она одевае(ть/т)ся в осл..пительный наря(т/д).
5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) Валерка предложил ребятам убежать домой чтобы не промокнуть под дождем.
2) Валерка громко сказал что быстро убежать домой верный способ спастись от дождя.
3) Валерка настойчиво предложил ребятам бежать быстрее.
4) Валерка громко закричал Бежим ребята
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) В Африке путешественники во время дождя прятали в тыквах свою одежду.
2) В Индии используют тыкву для ловли обезьян.
3) В тыкве просверливают маленькое отверстие и насыпают в нее риса или
других семян.
4) Любопытные обезьяны бросаются к тыквам запускают в отверстие лапку.
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид.
2) Верхушки деревьев качаются и пучки сухой травы летят через дорогу.
3) Стрижи и ласточки пролетают низко над землей
4) Но вот молния освещает местность шире и бледнее.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12.
Текст 2
(1)«Морским судам быть!» (2)Эти слова принадлежат Петру Первому. (3)При нем Россия превратилась в морскую державу. (4)В то время стране пришлось вести длительную войну со Швецией. (5)Россия в ней победила и получила выход к Балтийскому морю.
(6)А начиналось все так. (7)Петра заинтересовал бот (судно), доставленный из Англии. (8)Он был отремонтирован и спущен на воду в Москве на реке Яузе. (9)Затем 16 – летний Петр перебрался на более глубокое Плещеево озеро. (10)Здесь началась постройка первых судов «потешной» флотилии.
…(11)Царь утвердился в мысли, что России необходим собственный морской флот. (12)И закипела работа. (13)Иностранцам, жившим в то время в России, быстрота, с которой строились корабли, казалась невероятной.
8. Определите и запишите основную мысль текста.
9. В результате чего Россия получила выход к Балтийскому морю? Запишите ответ.
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6 - 10 текста. Запишите ответ.
11. В предложениях 8 - 11 найдите словосочетание (прилагательное плюс существительное) со значением «государство, имеющее выход в море». Выпишите это словосочетание.
12. В предложениях 11 - 13 найдите антоним к слову «медлительность» и выпишите его.
Система оценивания проверочной работы по русскому языку
Вариант 1
Задание 1
1.Перепиши текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
По(зд/з)ней осенью вып..дает первый сне(к/г). Пуш..стые снеж(ы/и)нки ост..рожно касаю(ть/т)ся земли и она одевае(ть/т)ся в осл..пительный наря(т/д). Поб..лели доро(ш/ж)ки и крыши домов. Загораются, блестят разн..цветные искорки инея.
Как прекрасна белоствольная б..резовая рощ(я/а)! Вето(чк/чьк)и покрыты хлопьями но от любого прикосновения сн..жинки осыпаются. (В)ельнике сне(к/г) так засыпал дере(ф/в)ца, что ты их (не)узнаешь. Елочка становится похожей (на)прич…дливую снежную бабу.
В предзимние дни дома (не)с..дится. Люди всех в..зрастов выходят (на)п..шеходные м..ршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца сыграть (в)снежки.
№ |
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
Поздней осенью выпадает первый снег. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. В предзимние дни дома не сидится. Люди всех возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки. |
||
К1 |
Соблюдение орфографических норм |
|
Орфографических ошибок нет (или допущена одна ошибка). При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при записи слов с пропущенными буквами, раскрытии скобок, восстановлении слитного и раздельного написания слов |
4 |
|
Допущено не более двух ошибок |
3 |
|
Допущены три-четыре ошибки |
2 |
|
Допущено пять ошибок |
1 |
|
Допущено более пяти ошибок |
0 |
|
К2 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
Пунктуационных ошибок нет |
3 |
|
Допущена одна ошибка |
2 |
|
Допущены две ошибки |
1 |
|
Допущено более двух ошибок |
0 |
|
К3 |
Правильность списывания текста |
|
Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, слов с изменённым графическим обликом, исправлений). ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово |
2 |
|
Допущено не менее четырёх описок и ошибок, но не более семи описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово ИЛИ Допущено одно-два исправления |
1 |
|
Допущено более семи описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово ИЛИ Допущено три и более исправлений |
0 |
|
Максимальный балл |
9 |
Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) – фонетический разбор;
(2) – морфемный разбор;
(3) – морфологический разбор;
(4) – синтаксический разбор предложения.
В ответе представлены языковые разборы (модель разбора свободная). В ключах дана основная информация, необходимая для верного ответа.
Фонетический разбор
инея
и − [и] − гласный, ударный
н − [н,] − согласный, звонкий, мягкий
е - [э] − гласный, безударный
я − [й,] − согласный, звонкий, мягкий
[а] - гласный, безударный
4 буквы, 5 звуков, 3 слога
Морфемный разбор
побелели
по - – приставка
- бел - – корень
- е – суффикс
- л - суффикс
- и – окончание
Морфологический разбор
осенью
1) осенью - имя сущ., обозначает предмет: (чем?) осенью
2) Начальная форма – осень; нариц., неодуш., ж.род, 3 скл., в ед. ч., в Т.п;
3) В предложении является обстоятельством
Синтаксический разбор предложения.
По(зд/з)ней осенью вып..дает первый сне(к/г).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: Снег (подлежащее), выпадает (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (снег) первый − определение, (выпадает) осенью – обстоятельство, (осенью) поздней - определение.
Указания по оцениванию |
Баллы |
|
К1 |
Выполнение фонетического разбора |
|
Разбор выполнен верно |
3 |
|
При разборе допущена одна ошибка |
2 |
|
При разборе допущены две ошибки |
1 |
|
При разборе допущено более двух ошибок |
0 |
|
К2 |
Выполнение морфемного разбора |
|
Разбор выполнен верно |
3 |
|
При разборе допущена одна ошибка |
2 |
|
При разборе допущены две ошибки |
1 |
|
При разборе допущено более двух ошибок |
0 |
|
К3 |
Выполнение морфологического разбора |
|
Разбор выполнен верно |
3 |
|
При разборе допущена одна ошибка |
2 |
|
При разборе допущены две ошибки |
1 |
|
При разборе допущено более двух ошибок |
0 |
|
К4 |
Выполнение синтаксического разбора предложения |
|
Разбор выполнен верно |
3 |
|
При разборе допущена одна ошибка |
2 |
|
При разборе допущены две ошибки |
1 |
|
При разборе допущено более двух ошибок |
0 |
|
Максимальный балл |
12 |
Задание 3
3. Поставьте знак ударения в следующих словах
Положишь, свекла, звонишь, кухонный
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
ПолОжишь, свЁкла, звонИшь, кУхонный |
|
Верно поставлено ударение во всех словах |
2 |
Верно поставлено ударение только в трёх словах |
1 |
Верно поставлено ударение только в одном-двух словах. ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / не поставлено |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Задание 4
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
Пуш..стые снеж(ы/и)нки ост..рожно касаю(ть/т)ся земли и она одевае(ть/т)ся в осл..пительный наря(т/д).
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
Верное обозначение частей речи в предложении: пушистые – прил. снежинки – сущ. осторожно – наречие касаются – глагол земли – сущ. и – союз она - местоимение одевается – глагол в – предлог ослепительный – прилагательное наряд – сущ. 2) обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя числительное; возможно - междометие |
|
Отсутствие указания части речи над словом в записанном предложении приравнивается к ошибке |
|
Верно определены все части речи в предложении |
3 |
Допущена одна ошибка |
2 |
Допущены две ошибки |
1 |
Допущено более двух ошибок |
0 |
Указание отсутствующих частей речи |
|
Верно указаны все отсутствующие в предложении части речи. ИЛИ Верно указаны все отсутствующие в предложении самостоятельные части речи из списка обязательных для указания, при этом одна служебная часть речи из списка обязательных для указания заменена частью (частями) речи из списка необязательных для указания |
2 |
Одна из отсутствующих в предложении самостоятельных частей речи (из списка обязательных для указания) не указана. ИЛИ Верно указаны все отсутствующие в предложении самостоятельные части речи из списка обязательных для указания, при этом две служебные части речи из списка обязательных для указания заменены частями речи из списка необязательных для указания. |
1 |
Две отсутствующие в предложении самостоятельные части речи (из списка обязательных для указания) не указаны. |
0 |
Максимальный балл |
5 |
Задание 5
5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) Валерка предложил ребятам убежать домой чтобы не промокнуть под дождем.
2) Валерка громко сказал что быстро убежать домой верный способ спастись от дождя.
3) Валерка настойчиво предложил ребятам бежать быстрее.
4) Валерка громко закричал Бежим ребята
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: распознавание предложения и расстановка знаков препинания: «Валерка громко закричал: « Бежим, ребята!» 2) составление схемы предложения: А: «П!» |
|
Распознавание предложения и расстановка знаков препинания |
|
Правильно определено предложение, и верно расставлены знаки препинания |
2 |
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка |
1 |
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две (или более) ошибки. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Составление схемы предложения |
|
Схема предложения составлена верно |
2 |
Схема предложения составлена верно, в ней допущена одна пунктуационная ошибка. |
1 |
Схема предложения составлена верно, в ней допущены две и более пунктуационные ошибки. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
4 |
Задание 6
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) В Африке путешественники во время дождя прятали в тыквах свою одежду.
2) В Индии используют тыкву для ловли обезьян.
3) В тыкве просверливают маленькое отверстие и насыпают в нее риса или
других семян.
4) Любопытные обезьяны бросаются к тыквам запускают в отверстие лапку.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Любопытные обезьяны бросаются к тыквам, запускают в отверстие лапку. 2) объяснение основания выбора предложения: это предложение с однородными сказуемыми. ИЛИ Однородные. Объяснение выбора может быть сформулировано иначе |
|
Распознавание предложения и расстановка знаков препинания |
|
Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания |
2 |
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка |
1 |
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две (или более) ошибки. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Объяснение основания выбора предложения |
|
Верно объяснён выбор предложения |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Задание 7
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид.
2) Верхушки деревьев качаются и пучки сухой травы летят через дорогу.
3) Стрижи и ласточки пролетают низко над землей
4) Но вот молния освещает местность шире и бледнее.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу. 2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное предложение. ИЛИ В предложении две грамматические основы. Объяснение выбора может быть сформулировано иначе |
|
Распознавание предложения и расстановка знаков препинания |
|
Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания |
2 |
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка |
1 |
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две (или более) ошибки. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Объяснение основания выбора предложения |
|
Верно объяснён выбор предложения |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12.
Текст 2
(1)«Морским судам быть!» (2)Эти слова принадлежат Петру Первому. (3)При нем Россия превратилась в морскую державу. (4)В то время стране пришлось вести длительную войну со Швецией. (5)Россия в ней победила и получила выход к Балтийскому морю.
(6)А начиналось все так. (7)Петра заинтересовал бот (судно), доставленный из Англии. (8)Он был отремонтирован и спущен на воду в Москве на реке Яузе. (9)Затем 16 – летний Петр перебрался на более глубокое Плещеево озеро. (10)Здесь началась постройка первых судов «потешной» флотилии.
…(11)Царь утвердился в мысли, что России необходим собственный морской флот. (12)И закипела работа. (13)Иностранцам, жившим в то время в России, быстрота, с которой строились корабли, казалась невероятной.
8. Определите и запишите основную мысль текста.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Основная мысль текста: Царь утвердился в мысли, что России необходим собственный морской флот. Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке |
|
Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении |
2 |
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущены один-два речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт |
1 |
Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущены два и более речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Задание 9
9. Почему византийцы срочно запросили мира? Запишите ответ.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
Ответ может быть сформулирован так: Россия получила доступ к Балтийскому морю в результате победы в войне со Швецией. Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке |
|
Дан правильный ответ, в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка |
2 |
Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок. Всего в предложении, содержащем правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более трёх ошибок (в их числе – только один речевой недочёт) |
1 |
Дан правильный ответ, в предложении допущено более трёх ошибок. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Номер задания |
Правильный ответ |
10 |
повествование |
11 |
морская держава |
12 |
быстрота |
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Общий балл |
0–17 |
18–28 |
29–38 |
39–45 |
(Мир вокруг нас, 2 ч., А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова, М.: Просвещение, 2006г., с.97)
Лихина Елена Викторовна
Касимова Людмила Михайловна
Ильина Оксана Геннадьевна
Касимова Людмила Михайловна
Легоцкая Вера Сергеевна
Касимова Людмила Михайловна