Проверочная работа по русскому языку за курс 10 класса
Проверочная работа по русскому языку 10 класс
Вариант 1
А1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
некролОг
кровотОчащий
запертА
мусоропрОвод
А2. В каком предложении вместо слова ДРАМАТИЧЕСКИЙ нужно употребить ДРАМАТИЧНЫЙ?
Гастроли краевого ДРАМАТИЧЕСКОГО театра прошли с огромным успехом.
ДРАМАТИЧЕСКАЯ ситуация затопления деревни описана В. Распутиным в «Прощании с Матёрой».
ДРАМАТИЧЕСКОЕ действие, по мнению Аристотеля, должно делиться на три основные части.
Комедия — ДРАМАТИЧЕСКОЕ произведение, в котором характеры, положения и действия представлены в смешных формах.
A3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
ни разу не ошибился
менее сложный
детских яслей
лучшие тренеры
А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Отмечая юбилей А.П. Чехова,
мне нравятся его рассказы.
его рассказы очень лаконичны и содержательны.
нельзя не сказать об огромной популярности этого писателя во всем мире.
уроки литературы интересны.
А5. Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы).
Необходимо пересмотреть план производства автомобилей в сторону его дальнейшего увеличения.
Имея много свободного времени, девочки посвящали его чтению книг.
Выступление артиста неоднократно прерывалось слушателями аплодисментами.
По прилету в Париж мы отправились к Эйфелевой башне.
Прочитайте текст и выполните задания А6-А11.
(1)... (2)Это сказочно прекрасное зрелище наводило ужас на людей, никогда не видевших, но насмотревшихся в кино всяких «космических ужасов». (З)Ночное небо светилось пурпурно-красным, зелёным, бирюзовым светом, и жители думали о ядовитых выбросах с химических предприятий, об атаке инопланетян, о пожаре в соседней деревне и о чём угодно, кроме северного сияния. (4)В ту ночь в некоторых землях Германии не переставая звонили телефоны в полицейских участках. (б)Озабоченные и перепуганные граждане требовали срочного вмешательства или хотя бы информации от властей: они боялись, что разноцветное сияние грозит им смертельной опасностью. (б)Ночные страхи могли уйти, знай люди, что это было обычное северное сияние. (7) для Германии оно весьма необычное явление.
А6. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
Северные народы видели в атмосферном оптическом явлении выражение воли предков или воинов, павших в бою, и эти представления нашли выражение в сагах и мифах.
В средние века северное сияние воспринималось как знак Божественного провидения, не предвещавший людям ничего хорошего.
Нынешней весной в разных странах Европы наблюдали чрезвычайно редкое в этих широтах природное явление — северное сияние.
Жители Заполярья могут наблюдать северное сияние до 200 ночей в году.
А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в седьмом предложении текста?
Вследствие этого
Несмотря на это,
Итак,
Впрочем,
А8. Какое слово или сочетание слов является подлежащим в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
ужас (предложение 2)
ночь (предложение 4)
это (предложение 6)
явление (предложение 7)
А9. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.
сложное с бессоюзной и подчинительной связью между частями
сложноподчинённое
сложное бессоюзное
сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями
А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова НЕКОТОРЫХ в предложении 4.
относительное местоимение
определительное местоимение
указательное местоимение
неопределённое местоимение
Al l. Укажите значение слова СИЯНИЕ в предложении 3.
ровный яркий свет
яркое лучистое отражение, ореол вокруг чего-либо
пышный расцвет, развитие
свечение верхних разреженных слоев атмосферы
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы НН?
Звёзды были рассыпа( 1 )ы по невида(2)о чёрному небу как драго-це(3)ые камни из златокова(4)ого ларца.
2, 3, 4
2, 3
1, 2, 3
1, 2, 4
А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
вл...жение, наев...стать, ут...лщение
спл..титься, бр...сать, щ...дрота
щ..бетание, упрощённый, сотв...рить
откланиваться, в..рзила, к...рмить
А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
нед..любить, д...срочно, поз...вчера
пр...стрелка (оружия), пр...возносить, пр...манка
меж...здательский, сверх...зысканный, контр...гра
...бежать, разгореться, во...дать
А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
высп...тся, гон...мый
отутюж...шь, срубл...нный
раска...тся, выруч...т
оставивший, украш...нный
А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
A. уживч... вый
Б. надоед л., вый
B. продл...вать
Г. недоумевать
А, В, Г
А, Б
А, В
Б, В, Г
А17. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
(Не)возможно быть трусом в условиях (не)воли.
Щуря (не)привыкшие к солнцу глаза и (не)веря в освобождение, люди выходили из подвала.
(Не)сколько часов назад такое событие показалось бы (не)вероятным.
Помощи ждать было (не)(от)куда, и узники (не)верили в своё спасение.
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
(В)ТЕЧЕНИЕ многих лет физик, Дмитрий Рябушинский, выходец из купеческой семьи, служил науке, ПРИ(ЧЁМ) его труды высоко ценились во Франции.
ПРИ(ТОМ) купеческом доме была большая лавка, и дети ТАК(ЖЕ), как и взрослые, стояли за прилавком.
(НИ)ЧТО не могло заставить купца нарушить данное им слово, (ПОТОМУ)ЧТО у купечества, как и у дворянства, существовали собственные представления о чести.
В Москве купцы старались (С)МОЛОДУ сколотить своё состояние, чтобы (В)ПОСЛЕДСТВИИ перерасти в крупных промышленников.
А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Бушующая Нева вышла из берегов ( ) и Петербург затопило.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Человек (1) по-доброму относящийся к другому(2) может быть настроен на его благодарность (3) и (4) не дождавшись её (5) начать сердиться (6) и считать себя не оцененным по достоинству.
1, 2, 4, 5
1, 2, 3, 4, 5
2, 4, 5, 6
1, 2
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Это выступление (1) значит (2) для меня многое. Однако (3) по правде говоря (4) я больше переживаю за свою научную лабораторию.
1, 2, 3
3, 4
1, 2, 3, 4
1, 3, 4
А22. Укажите предложение, в котором надо поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)
Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых так и для детей.
Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина.
Кум стоял ни жив ни мертв.
А вокруг были дым и бой и смерть.
А23. Как объяснить постановку ТИРЕ в данном предложении?
1) Добро добром оплатишь — молодец, на зло добром ответишь — ты мудрец.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой.
Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чем говорится во второй части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Живя у Раевских в Крыму (1) Пушкин увлёкся произведениями Байрона (2) влияние которого на Пушкина (3) постепенно угаса ет (4) и окончательно преодолевается в «Евгении Онегине».
1, 2
2
2, 4
1, 2, 4
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? АЛ. Куинджи велел задрапировать окна в выставочном зале (1 )зная(2) что(З) (когда) картину увидят в (4) сфокусированном на ней луче электрического света (5) то эффект лунного сияния проявится в полной мере.
1) 1, 2, 3, 5
2) 2 ,4, 5
3) 1, 2, 3, 4
4) 1, 2, 5
А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
Люди, которые знали Цандера, отмечают, что любые дела и разговоры, не связанные с межпланетными путешествиями, его никак не интересовали.
Спортсмены, которые будут выступать в Сочи, сейчас упорно тренируются, мечтая о победе.
Дорога, которая привела нас в лес, постепенно превратилась во множество тропинок, убегавших в разные стороны.
Жорж Кювье, который известен как великий натуралист 19 века, не верил в эволюцию животного мира.
А27. Прочитайте текст.
Чеховская краткость на первых порах была печальной необходимостью: петербургские «Осколки» и другие журнальчики, с которыми сотрудничал Чехов, публиковали «мелочишки» в две-три страницы. Привычка писать кратко позже станет главной чертой чеховского стиля, его визитной карточкой: «Умею коротко говорить о длинных вещах». Коротко о длинных предметах позволяла сказать прежде всего чеховская деталь, заменявшая подробные, романные описания штрихом, намеком, по которому внимательный читатель мог восстановить целое.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
Чехов не мог писать длинные рассказы, так как формат журналов, в которых он публиковался, был мал.
За годы сотрудничества в петербургских журналах Чехов привык писать кратко, и эта привычка стала главной чертой его творчества.
Чеховская деталь, в которой концентрировалось многое, помогала сказать кратко о самом главном.
Чехов гордился тем, что умел о многом писать кратко. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
Чехов не мог писать длинные рассказы, так как формат журналов, в которых он публиковался, был мал.
За годы сотрудничества в петербургских журналах Чехов привык писать кратко, и эта привычка стала главной чертой его творчества.
Чеховская деталь, в которой концентрировалось многое, помогала сказать кратко о самом главном.
Чехов гордился тем, что умел о многом писать кратко.
Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8,
Какой лексикой насыщена наша речь?
(1)Вот это да! (2)Оказывается, звуки музыкальной трубы, нежные или скрипуче-грубые, зимой замерзают. (3)А когда приходит тепло — оттаивают! (4)И тогда сам воздух становится музыкой. (5)Или какофонией — это уже смотря по тому, кто играл на той самой волшебной трубе.
(6)Вы вспомнили наверняка, что это необыкновенное явление подметил писатель Распе в своей книге о приключениях барона Мюнхаузена. (7)Таким своеобразным образом он хотел, наверное, напомнить нам о том, что ничто человеческое не исчезает бесследно. (8)Даже звук. (9)А слово? (10)«Видишь воздух: анфас сонмы тех, кто губою наследил в нём до нас». (11)Уже не фантаст— поэт утверждает, что окружающая нас атмосфера ещё до нас напоена звуками речи. (12)Воздух живой, шевелится от слов.
(13)Мы, обыкновенные люди, не фантазёры и не поэты, тоже знаем, что слова, как звуки той музыкальной трубы, могут быть нежными или скрипуче-грубыми. (14)Могут заставить тебя оттаять или надолго, если не навсегда, замерзнуть. (15)Воодушевить или пригнуть к земле. (16)Пробуждать чувства добрые или взывать к самым низменным.
(17)Вот новая телевизионная реклама известного магазина. (18)Шустрый продавец подбегает к стоящему в раздумье покупателю: «Что ты паришься? Что ты паришься? Париться надо на парах!» (19)Это фамильярно-развязное «ты», это слетевшее с нар «париться» вместо «раздумывать», «переживать»... (20)А ведь давно замечено: реклама наша рекламирует не столько товар, сколько образ жизни. (21)Мама сердито тащит к подъезду упирающегося, зареванного мальчишку лет шести. (22)Он что-то канючит сквозь слёзы: то ли прервана какая-то интересная ему игра, то ли он хочет вернуться в магазин, где не ему куплена поразившая его воображение игрушка. (23)Мама, взяв себя в руки, садится перед малышом на корточки, что-то терпеливо объясняет, уговаривает, просит. (24)Но слёзы всё равно льются. (25)И женщина резко выпрямляется: «Убить тебя мало!»
(2б)Страшно. (27)Если вдуматься. (28)Но ведь мы не вдумываемся, часто так говорим! (29)По пустячному поводу. (ЗО)Как присказка «Убить мало!» (31)А что не мало, что больше-то? (32)Повесить? (ЗЗ)Четвертовать? (34)Посадить на кол? (35)А часто ли сегодня звучат слова «гуманный», «почтительный», «чувствительный», «деликатный»? (Зб)Они, будто звуки той волшебной трубы, замерзли. (37)И оттают ли? (38)Вместо «гуманный» не раз читала презрительное «гуманоиды». (39)Вместо «чувствительный» — насмешливое «чуйствительный». (40)«Деликатный», «деликатность» вообще впору заносить в словари с пометкой «вышедшие из употребления». (41)Как и само понятие «деликатность». (42)В ходу другие эпитеты: «элитарный», «культовый», «престижный», «знаковый», «звездный». (43)Да что там — просто «гениальный». (44)Особенно на эстраде — одни гении.
(45)Потеряли, зачем-то придав ему чисто идеологический смысл, такое доброе, ёмкое слово «товарищ». (46)И строки поэта, известные миллионам; «Товарищ, верь, взойдёт она, звезда пленительного счастья....» — что, уже анахронизм?
(47)Специалисты справедливо воюют со словами-паразитами в нашей речи. (48)Со старым «значит» через каждый звук. (49)Со свежим — «типа того», новейшим «как бы», употребляемым по большей части не к месту. (50)Но в нашей речи есть слова-паразиты не только с лингвистической — с социальной, нравственной, да и просто человеческой точки зрения. (51)Как бы хотелось от них избавиться. (52)А то, не ровен час, выродимся и в самом деле в неких «гуманоидов». (53)Хочется, чтобы мы все были более чуткими к слову. (54)Будем чуткими к слову, научимся быть чуткими к человеку. (55)Или не так?
(По И. Руденко)
А28. Какое утверждение соответствует содержанию текста?
В нашей речи именно с лингвистической точки зрения очень много слов-паразитов, которые вызывают агрессию в окружающих.
Слово «товарищ» перешло в разряд архаизмов из-за идеологического смысла.
Слова обладают как разрушительной, так и воскрешающей силой.
Наша речь вряд ли станет деликатнее от чуткого отношения к окружающим.
А29. Укажите вариант ответа, в котором указаны все типы речи, использованные в предложениях 21-34.
описание
повествование и описание
рассуждение
все типы речи