Итоговый тест для подготовки к ОГЭ в 9 классе по теме «Галогены»
Итоговый тест для подготовки к ОГЭ по химии в 9 классе по теме «Галогены»
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы отводится 2 часа (120 минут). Работа состоит из 2 частей, включающих 22 задания. Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 3 задания с развернутым ответом.
Ответы к заданиям 1-15 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.
Ответы к заданиям 16-19 записываются в виде последовательности цифр.
К заданиям 20-22 следует дать полный развёрнутый ответ, включающий в себя необходимые уравнения реакций и решение задачи.
При выполнении работы можно пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов и непрограммируемым калькулятором.
Часть 1
При выполнении заданий 1-15 из четырех предложенных вам вариантов ответов выберите один верный. |
1.Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме фтора
1) 2е, 4е 2) 2е, 5е 3) 2е, 6е 4) 2е, 7е
О
2. Неметаллические свойства простых веществ в ряду I-Br-Cl-F
1) не изменяются
2) ослабевают
3) усиливаются
4) изменяются периодически
О
3. Молекулярную кристаллическую решетку имеют оба вещества
1) F2 и Cl2 2) Cl2 и KCl 3) Br2 и NaBr 4) F2 и KF
О
4. В каком соединении степень окисления хлора равна +7?
1) HCl 2) Cl2O 3) KClO3 4) KClO4
Ответ:
5. Вещества, которые взаимодействуют с бромом
1) раствор хлорида натрия и вода
2) водород и алюминий
3) оксид углерода (II) и медь
4) оксид железа (III) и водород
О
6. Пара веществ, с каждый из которых взаимодействует соляная кислота
1) медь и нитрат бария
2) нитрат серебра и оксид серы (IV)
3) оксид цинка и нитрат серебра
4) карбонат калия и хлорид магния
О
7. Фтор F2 в ходе химических реакций может проявлять свойства
1) только восстановительные
2) только окислительные
3) и окислительные и восстановительные
4) не проявляет указанных свойств
О
8. Необратимое протекание реакции ионного обмена между растворами нитрата серебра и хлорида калия обусловлено взаимодействием ионов
1) K+ и NO3―
2) Ag+ и NO3―
3) Ag+ и Cl―
4) K+ и Cl―
О
9. Раствор, с помощью которого можно обнаружить бромид-ион
1) гидроксид калия
2) соляная кислота
3) нитрат серебра
4) карбонат натрия
О
10. В лаборатории хлор получают взаимодействием
1) соляной кислоты и оксида кремния
2) соляной кислоты и оксида марганца (IV)
3) хлорида натрия и оксида марганца (IV)
4) хлорида цинка и гидроксида натрия
О
11. Определите вещества X и Y, необходимые для осуществления следующих превращений
X Y
NaBr Br2 KBr
1) Cl2 и KI
2) Cl2 и KCl
3) I2 и KI
4) HCl и KNO3
О
12. Схеме превращений I0 I― соответствует уравнение химической реакции
1) Br2 + 2KI=I2 + KBr
2) H2 + I2 =2HI
3) Cl2 + 2KI=I2 + 2KCl
4) 8HI + H2SO4 = 4I + H2S + 4H2O
О
13. Верны ли суждения о свойствах галогенов?
А. Химическая активность галогенов от фтора к йоду уменьшается.
Б. Все галогены являются сильными токсическими веществами.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
О
14. Какое сокращённое ионное уравнение соответствует взаимодействию соляной кислоты с оксидом меди(ІІ)
1)Cu2++H+=CuCl2+H2O 2)CuO+2H+=Cu2++H2O 3)Cu(OH)2+2H+=Cu2++2H2O 4) CuO + H+ = Cu2+ + 2 H2O
О
15. Массовая доля хлора в соединении KClO4 равна
1) 24,2%
2) 33,6%
3) 25,6%
4) 26%
О
Часть 2
При выполнении заданий 16, 17 из предложенного перечня ответов выберите два правильных и обведите их номера. Цифры выбранных ответов запишите в указанном месте в порядке возрастания без дополнительных символов. |
16. В ряду химических элементов Br- Cl- F
1) уменьшается атомный радиус
2) возрастает высшая степень окисления
3) увеличивается значение электроотрицательности
4) увеличиваются основные свойства образуемых гидроксидов
5) уменьшается число электронов на внешнем уровне
17. При выполнении задания из предложенного перечня ответов выберите два правильных и запишите цифры, под которыми они указаны.
Для хлора верны следующие утверждения:
1) является жидкостью при н.у.
2) молекула состоит из двух атомов
3) не ядовит
4) плохо растворим в воде
5) вступает в реакцию с серебром
При выполнении заданий 18,19 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Выбранные цифры запишите в таблицу под соответствующими буквами. |
18. Установите соответствие между схемой химической реакции и изменением степени окисления окислителя
Схема реакции |
|
Изменение степени окисления |
А) Cl2 + H2O → HCl + HClO Б) Cl2 + KOH → KClO3 + KCl + H2O В) HClO → HCl + HClO3 |
|
1) Cl0 →Cl-1 2) Cl0→ Cl+1 3) Cl+5→ Cl-1 4) Cl+1 → Cl-1 5) Cl +5 → Cl0 |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
|
|
|
19. Установите соответствие между формулами кислот и соответствующих им кислотных оксидов
Формула кислоты |
Формула оксида |
A) HClO |
1) Cl2O |
Б) HClO4 |
2) Cl2O5 |
B) HClO3 |
3) Cl2O3 |
4) Cl2O7 |
Ответ:
А |
Б |
В |
Часть 2
Для ответов на задания 20-22 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (20,21, или 22), а затем развернутый ответ к нему. |
20. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой
I2 + Cl2 + H2O = HIO3 + HCl
Определите окислитель и восстановитель
21. Рассчитайте массу осадка, полученного при взаимодействии 150 г 10% раствора хлорида калия с раствором, содержащим 5г нитрата серебра.
22. Даны вещества:CuO, NaCl, KOH, MnO2, H2SO4, CaCO3
Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии хлорид меди(II). Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение реакции.
Система оценивания тестовой работы по химии
Верное выполнение каждого из заданий части 1 базового уровня сложности (1–15) оценивается 1 баллом.
Верное выполненное каждого из заданий части 1 повышенного уровня сложности (16–19) максимально оценивается 2 баллами. Задания 16 и 17 считаются верно выполненными, если в каждом из них правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ – правильно назван один из двух ответов или названы три ответа, из которых два верные, – выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются в 0 баллов.
Задания 18 и 19 считаются выполненными верно, если правильно установлены три соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трех; он оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются в 0 баллов.
Часть 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
4 |
3 |
1 |
4 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
|
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
13 |
25 |
114 |
142 |
Баллы за задания 20 -3, 21-3, 22-5
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (без реального эксперимента), - 34 балла.
Таблица 4
Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа без реального эксперимента, демоверсия 1)
-
0—8 баллов — отметка «2»
9—17 баллов — отметка «3»
18—26 баллов — отметка «4»
27—34 баллов — отметка «5»
Отметку «5» рекомендуется выставлять в том случае, если из общей суммы баллов, достаточной для получения этой отметки, выпускник набрал 5 и более баллов за выполнение заданий части 3. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.
Лариса Александровна Алексеева