Урок химии в 9 классе «Галогены в нашей жизни. Применение галогенов»
Пояснительная записка к презентации
Химия в нашей жизни.
9 класс
Применение галогенов
Урок по Технологии развитие критического мышления на уроке.
Тема: Галогены в нашей жизни.
Применение галогенов.
Химия- жизнь, а жизнь- химия!
(М.И. Бармин)
Цели: Познакомить учащихся с применением галогенов в разных сферах нашей жизни, их нахождением в природе; развивать умения размышлять, анализировать, делать выводы.
Оснащение урока: компьютер, проектор, интерактивная доска
Задача на урок
Сегодня мы поговорим о том, какое значение имеют галогены в нашей жизни?
Ход урока
Стадия вызова:
Прежде чем мы начнем изучение новой темы, предлагаю вам ответить на вопросы:
Что объединяет слова: фторопласт, фтородент, тефлон?
Что общего у хлорки, полихлорвинила, хлорида натрия?
Что объединяет водоросль, бромную воду, бромид серебра?
Что общего в содержании йодной настойки, водоросли, иодида калия?
О чем мы будем говорить на уроке?
О роли этих элементов в нашей жизни.
Мы знаем что фтор - яд, так как можно объяснить выражения: фтор это жизнь, фтор это и лед и пламя.( презентация слайд 2)
Здесь будет файл: /data/edu/files/v1455023243.ppt (Галогены)
Объясним эти противоречия, посмотрев презентацию.
По ходу урока заполняем таблицу для этого используем рисунки на слайдах, слушаем пояснения и используем текст учебника.
Таблица 1
Биологическое значение и применение галогенов
Фтор |
Хлор |
Линия сравнения |
Бром |
Йод |
В природе |
||||
В организме человека |
||||
В промышленности |
||||
В быту, гигиена, медицина |
||||
В сельском хозяйстве |
||||
Токсичность |
Слайды 3- 6 На этих слайдах представлены разновидности минерала флюорита.
Презентация. Слайд 7,8
Стадия осмысления.
Фтор в виде соединений имеет очень важное значение. Он входит в состав зубов, желез, мышечных и нервных клеток. В природе встречается в коралловых рифах, вулканических газах, устрицах. Без фтора не было бы ядерной промышленности. Широко используется пластмасса – фторопласт о существовании которой в Советском Союзе узнали во время Великой Отечественной войны. А тефлон? И покрытие для посуды и одежда.
Рассказ о важности соединений фтора в нашей жизни был бы не полным если бы мы не сказали о том что есть такое чудесное вещество, как перфторан, который может заменить кровь и в котором можно дышать. Слайд 9
Стадия рефлексии
Какое средство гигиены, содержащее фтор мы используем каждый день?
2. Возможно ли нормальное функционирование нашего организма без соединений фтора и почему?
3. Почему к характеристике фтора подходят слова и лед и пламень? (в нем горит вода и он входит в состав хладагентов).
4.В каких продуктах питания есть фтор?
5. Как фтор связан с искусством? (травление стекла)
6. Почему фтор это жизнь?
Слайд 10 Хлор.
Стадия вызова
«Что волки жадны, всякий знает». Что хлор ядовит – тоже. Однако в небольших дозах ядовитый хлор иногда может служить и противоядием. Так, пострадавшим от сероводорода дают нюхать нестойкую хлорную известь. Взаимодействуя, два яда взаимно нейтрализуются.
Какова же роль хлора в нашей жизни? Слайд 11
Стадия осмысления
Хлор мы получаем в виде иона, каждый день употребляя поваренную соль в пищу. Хлор содержится в желудочном соке в виде соляной кислоты, а из всех соединений галогенов соли хлора самые используемые.
Стадия рефлексии
Правильно ли сказать без хлора нет жизни. Почему?
Какое вещество мы каждый день употребляем в пищу и используем как консервант?
Где хлор используется как яд! (в пестицидах и отравляющих веществах
Какие содержащие хлорсодержащие предметы и вещества мы используем каждый день (сантехнические трубы, линолеум, резину, ткани, хлорированную воду)
Но утечки хлора – опасны. А использование его соединений в качестве отравляющих веществ унесло много человеческих жизней.
Слайды 12- 15 хлор как яд.
Бром
Стадия вызова
Слайд 16 «Точь-в-точь как ртуть есть единственный металл, который имеет жидкую фазу при комнатной температуре, бром есть единственный жидкий неметалл». «Единственный жидкий неметалл» – жизненно важный элемент. (Антуан Жером Балар).
Можно ли бром назвать жизненно важным элементом нашей жизни?
Слайд 17 Стадия осмысления
Бром в нашем организме регулирует процессы возбуждения и торможения нервной системы, поэтому препараты брома используют как успокоительные средства и для наркоза. Те кто занимается фотографией знакомы с названиями «Унибром», «Бромпортрет» на поверхность которых нанесен слой бромида серебра. Который разлагается под действием света:
2AgBr → 2Ag + Br2
Стадия рефлексии
1. Для нормальной работы, каких органов и систем органов необходим бром?
2. С какой целью используются препараты содержащие бром в медицине?
3. Какие отрасли промышленности являются потребителями соединений брома?
4. Бром рассеянный элемент, что это значит?
Слайд 18 Утечка брома это катастрофа.
Слайд 19 Йод
Стадия вызова
Открытие йода связывают с любимым котом Б. Куртуа, который опрокинул склянки в лаборатории хозяина вещества случайно перемешались и выделился йод в виде паров.
На слайде мы видим йод кристаллический и его фиолетовые пары.
Слайд 20 Йод в нашей жизни.
Стадия осмысления
Йод входит в состав гормона щитовидной железы, недостаток которого вызывает заболевание – эндемический зоб. Гормоны щитовидной железы регулируют обмен веществ в организме. Наиболее богаты йодом и бромом морские водоросли.
Стадия рефлексии
1. Что общего у брома и йода? (рассеянные элементы, содержатся в морских водорослях).
2. На сколько важен йод в нашей жизни и для нашей жизни?
Итог урока: Используя текст учебника проверим составление таблицы, при необходимости дополните ее.
Сегодня мы поговорили о роли только соединений группы галогенов.
Что вы можете сказать о значении химии галогенов в нашей жизни?
Примерное содержание таблицы в конце урока
Фтор |
Хлор |
Линия сравнения |
Бром |
Йод |
В раковинах устриц, морской воде, коралловых рифах, вулканические газы |
Каменная соль и другие соли. |
В природе |
Морские водоросли, горох, фасоль, морская рыба, грибы |
Морские водоросли |
Железы, мышцы, нервные клетки, зубы |
Плазма крови, желудочный сок |
В организме человека |
Регулирует возбуждение и торможение нервной системы, кровь печень, мозг |
Входит в гормон щитовидной железы( мускульное возбуждение, пищеварение, работу мозга). |
Ядерная промышленность, производство алюминия, электротехника, стекольная, нефтяная |
Отбеливание тканей, бумаги, производство каучуков, пластмасс, красителей, растворителей, Обеззараживание воды, хлорирование руд, боевое отравляющее вещество |
В промышленности |
Производство фотографии, краситель, линзы, пропитка древесины, огнетушитель |
Производство каучуков (катализатор), чистых металлов, сухая смазка, производство поляроидного стекла |
Тефлоновая посуда, фреоны – в холодильниках лекарства |
Дезинфекция, соль в пищу и консервант |
В быту, гигиена, медицина |
Успокоительное, наркоз |
Спиртовая настойка, лекарства |
Пестициды |
Пестициды |
В сельском хозяйстве |
||
Яд. Флюороз |
Яд, разрушает озоновый слой |
Токсичность |
Яд, вызывает ожоги |
Яд. |
Д/з
§ 20
Решить задачу
Задача
Какое количество монофторфосфата натрия содержится тюбике зубной пасты массой 75 г, если на упаковка указано: «Содержание активного фтора 0,15% стоматологи рекомендуют для профилактики кариеса ежегодно потреблять в виде зубной пасты примерно 1,5 г активного фтора, т.е. фторид-иона, способного вступать в реакции ионного обмена с зубной эмалью. Сколько тюбиков зубной пасты надо использовать в течение года, чтобы обеспечить эту норму?
Литература
Учебник химии 9 класс. О.С. Габриелян. Дрофа 2008 г.
Ситуационные задания по химии. Г.В. Пичугина. Вако. Москва. 2014г.
сайт: Химия и химики.