12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рукавишникова Вера Геннадьевна138
Россия, Ханты-Мансийский АО, п.Светлый
Материал размещён в группе «Учителя химии»
1

Галогены в нашей жизни. Применение галогенов



Химия в нашей жизни.

9 класс

Применение галогенов

Урок по Технологии развитие критического мышления на уроке.

Тема: Галогены в нашей жизни.

Применение галогенов.

Химия- жизнь, а жизнь- химия!

(М.И. Бармин)

Цели: Познакомить учащихся с применением галогенов в разных сферах нашей жизни, их нахождением в природе; развивать умения размышлять, анализировать, делать выводы.

Оснащение урока: компьютер, проектор, интерактивная доска

Задача на урок

Сегодня мы поговорим о том, какое значение имеют галогены в нашей жизни?

 

Ход урока

Стадия вызова:

Прежде чем мы начнем изучение новой темы, предлагаю вам ответить на вопросы:

Что объединяет слова: фторопласт, фтородент, тефлон?

Что общего у хлорки, полихлорвинила, хлорида натрия?

Что объединяет водоросль, бромную воду, бромид серебра?

Что общего в содержании йодной настойки, водоросли, иодида калия?

О чем мы будем говорить на уроке?

О роли этих элементов в нашей жизни.

Мы знаем что фтор - яд, так как можно объяснить выражения: фтор это жизнь, фтор это и лед и пламя.( презентация слайд 2)


Здесь будет файл: /data/edu/files/v1455023243.ppt (Галогены)




Объясним эти противоречия, посмотрев презентацию.

По ходу урока заполняем таблицу для этого используем рисунки на слайдах, слушаем пояснения и используем текст учебника.

Таблица 1

Биологическое значение и применение галогенов

Фтор

Хлор

Линия сравнения

Бром

Йод

   

В природе

   
   

В организме человека

   
   

В промышленности

   
   

В быту, гигиена, медицина

   
   

В сельском хозяйстве

   
   

Токсичность

   

Слайды 3- 6 На этих слайдах представлены разновидности минерала флюорита.

Презентация. Слайд 7,8

Стадия осмысления.

Фтор в виде соединений имеет очень важное значение. Он входит в состав зубов, желез, мышечных и нервных клеток. В природе встречается в коралловых рифах, вулканических газах, устрицах. Без фтора не было бы ядерной промышленности. Широко используется пластмасса – фторопласт о существовании которой в Советском Союзе узнали во время Великой Отечественной войны. А тефлон? И покрытие для посуды и одежда.

Рассказ о важности соединений фтора в нашей жизни был бы не полным если бы мы не сказали о том что есть такое чудесное вещество, как перфторан, который может заменить кровь и в котором можно дышать. Слайд 9

Стадия рефлексии

Какое средство гигиены, содержащее фтор мы используем каждый день?

2. Возможно ли нормальное функционирование нашего организма без соединений фтора и почему?

3. Почему к характеристике фтора подходят слова и лед и пламень? (в нем горит вода и он входит в состав хладагентов).

4.В каких продуктах питания есть фтор?

5. Как фтор связан с искусством? (травление стекла)

6. Почему фтор это жизнь?

Слайд 10 Хлор.

Стадия вызова

«Что волки жадны, всякий знает». Что хлор ядовит – тоже. Однако в небольших дозах ядовитый хлор иногда может служить и противоядием. Так, пострадавшим от сероводорода дают нюхать нестойкую хлорную известь. Взаимодействуя, два яда взаимно нейтрализуются.

Какова же роль хлора в нашей жизни? Слайд 11

Стадия осмысления

Хлор мы получаем в виде иона, каждый день употребляя поваренную соль в пищу. Хлор содержится в желудочном соке в виде соляной кислоты, а из всех соединений галогенов соли хлора самые используемые.

Стадия рефлексии

Правильно ли сказать без хлора нет жизни. Почему?

Какое вещество мы каждый день употребляем в пищу и используем как консервант?

Где хлор используется как яд! (в пестицидах и отравляющих веществах

Какие содержащие хлорсодержащие предметы и вещества мы используем каждый день (сантехнические трубы, линолеум, резину, ткани, хлорированную воду)

Но утечки хлора – опасны. А использование его соединений в качестве отравляющих веществ унесло много человеческих жизней.

Слайды 12- 15 хлор как яд.

Бром

Стадия вызова

Слайд 16 «Точь-в-точь как ртуть есть единственный металл, который имеет жидкую фазу при комнатной температуре, бром есть единственный жидкий неметалл». «Единственный жидкий неметалл» – жизненно важный элемент. (Антуан Жером Балар).

Можно ли бром назвать жизненно важным элементом нашей жизни?

Слайд 17 Стадия осмысления

Бром в нашем организме регулирует процессы возбуждения и торможения нервной системы, поэтому препараты брома используют как успокоительные средства и для наркоза. Те кто занимается фотографией знакомы с названиями «Унибром», «Бромпортрет» на поверхность которых нанесен слой бромида серебра. Который разлагается под действием света:

2AgBr → 2Ag + Br2

Стадия рефлексии

1. Для нормальной работы, каких органов и систем органов необходим бром?

2. С какой целью используются препараты содержащие бром в медицине?

3. Какие отрасли промышленности являются потребителями соединений брома?

4. Бром рассеянный элемент, что это значит?

Слайд 18 Утечка брома это катастрофа.

Слайд 19 Йод

Стадия вызова

Открытие йода связывают с любимым котом Б. Куртуа, который опрокинул склянки в лаборатории хозяина вещества случайно перемешались и выделился йод в виде паров.

На слайде мы видим йод кристаллический и его фиолетовые пары.

Слайд 20 Йод в нашей жизни.

Стадия осмысления

Йод входит в состав гормона щитовидной железы, недостаток которого вызывает заболевание – эндемический зоб. Гормоны щитовидной железы регулируют обмен веществ в организме. Наиболее богаты йодом и бромом морские водоросли.

Стадия рефлексии

1. Что общего у брома и йода? (рассеянные элементы, содержатся в морских водорослях).

2. На сколько важен йод в нашей жизни и для нашей жизни?

Итог урока: Используя текст учебника проверим составление таблицы, при необходимости дополните ее.

Сегодня мы поговорили о роли только соединений группы галогенов.

Что вы можете сказать о значении химии галогенов в нашей жизни?

Примерное содержание таблицы в конце урока

Фтор

Хлор

Линия сравнения

Бром

Йод

В раковинах устриц, морской воде, коралловых рифах, вулканические газы

Каменная соль и другие соли.

В природе

Морские водоросли, горох, фасоль, морская рыба, грибы

Морские водоросли

Железы, мышцы, нервные клетки, зубы

Плазма крови, желудочный сок

В организме человека

Регулирует возбуждение и торможение нервной системы, кровь печень, мозг

Входит в гормон щитовидной железы( мускульное возбуждение, пищеварение, работу мозга).

Ядерная промышленность, производство алюминия, электротехника, стекольная, нефтяная

Отбеливание тканей, бумаги, производство каучуков, пластмасс, красителей, растворителей,

Обеззараживание воды, хлорирование руд, боевое отравляющее вещество

В промышленности

Производство фотографии, краситель, линзы, пропитка древесины, огнетушитель

Производство каучуков (катализатор), чистых металлов, сухая смазка, производство поляроидного стекла

Тефлоновая посуда, фреоны – в холодильниках

лекарства

Дезинфекция, соль в пищу и консервант

В быту, гигиена, медицина

Успокоительное, наркоз

Спиртовая настойка, лекарства

Пестициды

Пестициды

В сельском хозяйстве

   

Яд.

Флюороз

Яд, разрушает озоновый слой

Токсичность

Яд, вызывает ожоги

Яд.

Д/з

§ 20

Решить задачу

Задача

Какое количество монофторфосфата натрия содержится тюбике зубной пасты массой 75 г, если на упаковка указано: «Содержание активного фтора 0,15% стоматологи рекомендуют для профилактики кариеса ежегодно потреблять в виде зубной пасты примерно 1,5 г активного фтора, т.е. фторид-иона, способного вступать в реакции ионного обмена с зубной эмалью. Сколько тюбиков зубной пасты надо использовать в течение года, чтобы обеспечить эту норму?

Литература

Учебник химии 9 класс. О.С. Габриелян. Дрофа 2008 г.

Ситуационные задания по химии. Г.В. Пичугина. Вако. Москва. 2014г.

сайт: Химия и химики.

Опубликовано в группе «Учителя химии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.