Итоговый тест по биологии за 8 класс (раздел «Человек»)

24
5
Материал опубликован 11 April 2017

Контрольно- измерительный материал

для итоговой оценки образовательных результатов учащихся

предмет: биология

класс: 8

составитель: Буньков А.В, учитель биологии

МБОУ СОШ № 15

г.Алапаевск 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 3

Инструкция учащимся по выполнению работы 6

Итоговый тест по разделу «Человек», 8 класс 7

Правильные ответы 12

Список использованных ресурсов 13

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Назначение КИМ - оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии обучающихся 8 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Содержание работы определяется на основе следующих документов:

Федеральный государственный стандарт основного общего образования по биологии;

Примерные программы основного общего образования по биологии.

Форма проведения тестирования и объём тестовой основы соответствуют и возрастным особенностям учащихся.

КИМ содержит подробную инструкцию, которая учит рационально распределять учебное время, формирует навыки адекватной самооценки.

Распределение заданий работы по ее частям дается в таб­лице 1.

Таблица 1. Распределение заданий по частям работы

Общее число заданий

Максимальный первичный балл

Число заданий с записью ответа в виде одной цифры

Число заданий с записью ответа в виде набора цифр

Число заданий с развернутым ответом

10

16

5

4

1

Работа включают 5 заданий с записью ответа в виде од­ной цифры, соответствующей номеру правильного ответа, 4 задания с кратким ответом в виде набора цифр и 1 задание с развернутым ответом.

Каждое из заданий 1-9 считается невыполненным в следующих случаях:

а) записан номер неправильного ответа;

б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа;

в) номер ответа не записан.

На выполнение работы отводится 45 минут.

Каждое правильно выполненное задание 1-5 оценивается 1 баллом, зада­ние 6-9 - 2 баллами (если допущена одна ошибка - 1 балл, две и более ошибок - 0 баллов), задание 10- 3 балла.

таблица 2.Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале

отметка по пятибалльной шкале

2

3

4

5

первичный балл

0-5

6-9

10-12

13-16

Задания работы разнообразны по типологии, имеют различный уровень сложности.

Материал тестирования и форма его проведения способствуют развитию мыслительной деятельности учащихся

В работе предусмотрена проверка усвоения конкретных знаний и умений на трех уровнях: воспроизведение знаний, применение знаний и умений в знако­мой ситуации, применение знаний и умений в измененной ситуации.

Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими учебны­ми умениями: узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления; да­вать определения основных биологических понятий; пользоваться биологически­ми терминами и понятиями.

Применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более сложны­ми умениями: объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распозна­вать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления.

Применение знаний в измененной ситуации предусматривает оперирование учащимися такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов.

Таблица 3. Распределение заданий по уровням усвоения содержания

Уровни усвоения содержания

Число заданий

1. Воспроизведение знаний

4

2. Применение знаний и умений в знакомой ситуации

5

3. Применение знаний и умений в измененной ситуации

1

Итого:

10

 В таблице приведено распределение заданий КИМ по элементам содер­жания темы.

Таблица 4. Распределение заданий по элементам содержания

Темы разделов курса биологии

Число заданий

Общие сведения об организме человека

1

Нервная система

1

Эндокринная система

1

Поведение и психика

1

Органы чувств

1

Кровеносная и лимфатическая системы

1

Дыхание

1

Питание

1

Обмен веществ. Выделение. Покровы.

1

Итого:

10

 Задания работы разнообразны по типологии, имеют различный уровень сложности, имеют тесную связь с практикой и актуальными для учащихся знаниями.

Задания теста не только проверяют конкретные знания и умения, они направлены на развитие научного кругозора детей, осознание необходимости сохранения и укрепления здоровья, формирование культуры учебного труда школьника.

Задание 1 обеспечивает понимание роли биологии в повседневной жизни через значимость метода электрокардиографии для здоровья, учит работать с рисунками.

Задание 2 учит определять принадлежность органа к определенной системе, развивает мышление по аналогии.

Задание 3 развивает критичность мышления через оценку правильности биологического суждения.

Задание 4 совершенствует навыки работы с графиками.

Задание 5 разъясняет роль постоянства внутренней среды организма и способность пониманию роли результатов клинических анализов.

Задание 6 способствует пониманию роли оптической системы глаза для нормального зрения.

Задание 7 формирует представление о роли рефлексов в жизни человека, учит классифицировать их по заданным признакам.

Задание 8 объясняет сущность нормального пищеварения и значение процесса всасывания веществ в тонком кишечнике, учит объяснять последовательность биологических процессов.

Задание 9 позволяет учащемуся проверить знание взаимосвязи структурных частей организма и происходящем в нем процессе дыхания, учит логике мышления.

Задание 10 обеспечивает представление о важности взаимосвязи нервной системы с другими внутренних органов и процессов, происходящих в организме человека, а также развитие речевой и коммуникативной компетентности ученика.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

На выполнение работы отводится 45 минут.

Работа состоит из двух частей, включающих в себя 10 заданий.

Каждое из заданий 1-9 считается невыполненным в следующих случаях:

а) записан номер неправильного ответа;

б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа;

в) номер ответа не записан.

Часть 1содержит 5 заданий с выбором ответа (1-5), верный ответ

на каждое задание из этих заданий оценивается одним баллом, рекомендуемое время на выполнение этих заданий по 1 минуте.

Ответы к этим заданиям записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.

Часть 2 содержит 4 задания с кратким ответом (6-9), верный ответ за каждое из этих заданий оценивается двумя баллами, если нет ошибок, если допущена одна ошибка – одним баллом, если ошибок две и более – ноль баллов, рекомендуемое время на выполнение этих заданий по 4 минуты. Ответы на эти задания занесите в таблицы, расположенные под формулировками заданий.

В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Работа содержит 1 задание - 10, на которое следует дать полный, правильный и развёрнутый ответ, максимальный балл – три, рекомендуемое время на выполнение 20 минут.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком.

Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.

При выполнении заданий советуем вам внимательно читать каждое задание и хорошо обдумывать его решение.

После выполнения всех заданий выделите 3-4 минуты за самопроверку своей работы.

Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале

отметка по пятибалльной шкале

2

3

4

5

первичный балл

0-5

6-9

10-12

13-16

Желаем успеха!

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО РАЗДЕЛУ «ЧЕЛОВЕК», 8 класс.

Часть 1

1.Знания в области какой биологической науки позволят расшифровать изображённый фрагмент электрокардиограммы человека?

1) анатомия

2) физиология

3) психология

4) гигиена

ответ:

 

2. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь. 

Целое

Часть

Эндокринная система

Плод

Семя

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) слезная железа

2) грудина

3) печень

4)гипофиз

ответ:

 

3. Верны ли следующие суждения о системе опоры и движения:

А.Холод при ушибе снижает отечность.

Б.Гибкость костям придают минеральные вещества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) неверны оба суждения

ответ:

ответ:

 

4. .Изучите график зависимости частоты сердечных сокращений от интенсивности физической работы (по оси х отложена интенсивность физической работы человека (в кг/мин.), а по оси у частота сердечных сокращений (в уд/мин.)

Какую по интенсивности работу совершает человек при частоте пульса
в 160 уд/мин.?

1) 900 кг/мин

2) 800 кг/мин

3) 700 кг/мин

4) 600 кг/мин

ответ:

ответ:

 

5.Что из перечисленного не входит в состав вторичной мочи здорового человека?

1) минеральные соли

2) вода

3) мочевина

4) глюкоза

ответ:

 

Часть 2.

Ответы на эти задания занесите в таблицы , расположенные под формулировками заданий.

6.Выберите три верных ответа из шести

К оптической системе относятся

1) сетчатка
2) белочная оболочка
3) зрачок
4) роговица

5) хрусталик

6) стекловидное тело

ответ:

     

7.Установите соответствие между примерами рефлексов и их видами.

Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из

второго столбца.

ПРИМЕРЫ РЕФЛЕКСОВ ВИДЫ

A) индивидуальные реакции организма 1) условный

Б) не требуют специальных условий для их 2) безусловный возникновения

B) жизненно важны, обеспечивают существование организмов

Г) обеспечивают приспособление организма к быстро меняющимся условиям среды

Д) врождённые видовые реакции организма

Е) формируются в процессе индивидуального развития

ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

           

8.Установите правильную последовательность продвижения по организму питательных веществ, входящих в состав банана. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) желудок

2) ротовая полость

3) кровеносные сосуды

4) клетки и ткани организма

5) тонкий кишечник

ответ:

         

9.Вставьте в текст «Дыхание» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту.

ДЫХАНИЕ

Дыхание — это совокупность процессов, обеспечивающих потребление организмом кислорода с образованием энергии и выделение углекислого газа. В процессе дыхания различают три этапа: _____________ (А) дыхание, заключающееся в обмене газов в лёгких между организмом и средой, _____________ (Б) газов кровью, __________(В) дыхание, состоящее из газообмена в тканях и окисления в ________(Г) клеток.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ

1) запасание

2) внешнее

3) тканевое

4) транспорт

5) цитоплазма

6) митохондрия

7) начальное

8) растворение

ответ:

       

10.Прочитайте текст и выполните задание

ОСОБЕННОСТИ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Вегетативная нервная система, являясь частью единой нервной системы, регулирует кровообращение, дыхание, пищеварение, обмен веществ, а также согласует деятельность всех внутренних органов, приспосабливая их к общим нуждам организма. В ней выделяют симпатический и парасимпатический отделы, а в каждом из них  центральную и периферическую части.

Центральные симпатические нейроны компактно расположены
в боковых рогах грудного сегмента спинного мозга. Отходящие от них короткие нервные волокна заканчиваются за его пределами в симпатических узлах, расположенных по обе стороны позвоночника. От узлов берут начало длинные нервные волокна, подходящие ко всем внутренним органам организма человека.

Симпатический отдел включается в работу тогда, когда организм нуждается в активной деятельности. Под его влиянием учащаются сокращения сердца, повышается кровяное давление, увеличивается содержание сахара в крови, сужаются кожные сосуды, расширяются зрачки. В то же время тормозится деятельность пищеварительной системы.

Центры парасимпатической нервной системы представлены ядрами, находящимися в разных отделах головного и спинного мозга. От них отходят длинные парные нервы, волокна которых ответвляются к органам грудной, брюшной, тазовой полостей.

В отличие от симпатического отдела, нервные узлы парасимпатической системы располагаются непосредственно в органах или возле них. От каждого узла отходят короткие и ветвящиеся нервы, заканчивающиеся
в различных частях внутренних органов.

Парасимпатическая система возвращает нормальный ритм деятельности сердца, уменьшает давление крови, снижает интенсивность обмена веществ и содержание сахара в крови. Под её влиянием дыхание становится более редким, одновременно повышается активность пищеварительной системы.

Используя содержание текста «Особенности вегетативной нервной системы», дайте полные, правильные и развернутые ответы на вопросы:

1) Где расположены нейроны центрального отдела симпатической нервной системы?

2) Где расположены нервные узлы парасимпатической нервной системы?

3) Какое влияние оказывает нерв, отходящий от грудного отдела спинного мозга, на уровень артериального давления?

ответ:

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

1.ответы к заданиям 1-9

задания

ответы

1

2

2

4

3

1

4

3

5

4

6

456

7

122121

8

21354

9

2436

 

2.критерии оценивания задания № 10

содержание верного ответа и указания по оцениванию

баллы

правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) центральные симпатические нейроны компактно расположены
в боковых рогах грудного сегмента спинного мозга

2) нервные узлы парасимпатической системы располагаются непосредственно в органах или возле них

3) импульсы, идущие по этому нерву, замедляют работу сердца, расширяют кровеносные сосуды, усиливают секрецию пищеварительных желез и т.д.

3

ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок

2

ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок

или ответ включает два из названных выше элементов , но содержит биологические ошибки

1

ответ неправильный

0

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ

1.Воронина Г.А, Калинова Г.С, Иванова Т.В."Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 класс. ФГОС"-

М, «Просвещение»,2017

2.Рохлов В.С, Бобряшова И.А, Галас Т.А."ОГЭ 2017. Биология. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов" –

М, «Национальное образование», 2017

3.Открытый банк заданий ОГЭ по биологии, блок «Человек и его здоровье».-

http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересная работа!

5 February 2019

Спасибо, коллега!

5 February 2019

Работу можно использовать также при подготовке к ОГЭ по биологии.

17 March 2019

Большое спасибо!

18 March 2019

Спасибо, Андрей! Работа - образец для подражания!!!!

12 June 2021