Итоговый урок-игра по русскому языку в 6 классе за 1 четверть «Наша игра»
Учитель русского языка и литературы ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении» Христолюбова Юлия Андреевна, 1 к.к.
«Наша игра»
Открытый итоговый урок за I четверть по русскому языку.
6 класс.
Цель: Проверить сформированность знаний по изученным правилам русского языка за I четверть: лексика, словообразование, орфография.
Задачи:
Познавательные:
Обобщить и закрепить знания по основным правилам русского языка из разделов: лексика, словообразование и орфография.
Совершенствовать навык применения правил русского языка к конкретным примерам.
Развивающие:
Развивать способность действовать в команде.
Развивать искусство речи и способность свободно высказывать свое мнение.
Развивать навык использования различных видов диалога.
Развивать способность предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Развивать способность создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (участие в беседе, споре).
Развивать способность обсуждать и четко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы.
Развивать способность соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Воспитательные:
Воспитывать умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
Воспитывать способность работать в коллективе, команде.
Оборудование урока: заранее подготовленные задания на доске, карточки с письменным заданием для команд, призы победителям и участникам игры.
Форма урока: командная игра по русскому языку.
Приемы: упражнения - игра с языковым материалом (в том числе проблемного характера, рассчитанные на проведение лингвистического эксперимента).
Ход урока:
I этап.
В качестве организационного момента учитель объясняет собравшемся, что им сегодня предстоит увидеть.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Я очень рада всех Вас сегодня видеть! Как Вы уже знаете, сегодня нам предстоит проверить - насколько ученики 6 класса хорошо знают свой «любимый предмет» - русский язык! Какие правила русского языка они усвоили, и что наиболее важно, научились применять на практике, а какие нет – и по итогам нашей сегодняшней игры гостям мероприятия предлагается определить команду победительницу, а также лучшего игрока! Так, что будьте Все очень внимательны!
I этап
Учитель: А сейчас ребята – участники, попрошу Вас поделиться на две команды (Предлагается деление на команды поровну, так чтобы в одной команде оказались разные ребята, с разным уровнем знаний, с разным уровнем лидерства в классе и т.п., что поможет укрепить командный дух всех ребят, а не только лидеров класса. А также, сможет изменить отношение ребят друг другу, выявить скрытые способности, черты характера и т.п.).
После того, как ребята поделились на команды, им предлагается придумать команде название и выбрать лидера/капитана команды.
Далее учитель объясняет правила игры.
На доске заранее написаны четыре блока/раздела по русскому языку, по которым будут заданы вопросы игры:
Общая и специальная лексика
Основные способы образования слов в русском языке
Ы и И после приставок, правописание приставок пре- и при-
Соединительные гласные О и Е, сложносокращенные слова
Правописание чередующихся корней
В каждом блоке пять вопросов: на 10, 15, 20, 25 и 30 баллов. Увеличение количества баллов равноценно увеличению сложности вопроса. (Вопросы из разделов см. в Приложении №1).
Учитель: Итак, ребята! Теперь у нас есть две команды: «….» и «…..» и мы можем начать «Нашу игру»! Чтобы определить, какая команда будет отвечать первой, предлагаю нулевой вопрос. Чья команда ответит первой, та и будет выбирать раздел и количество баллов. Если команда не ответит или ответит неправильно, то право выбора раздела переходит к команде-сопернице. Ответить должен каждый участник игры, хотя бы, один раз. Если правильный ответ не дает ни одна из команд, возможна помощь наших гостей. На обсуждение одного вопроса команде отводится не более 30 секунд. Вопросы 10, 15, 20 баллов – 15 секунд, 20, 25 баллов – 30 секунд.
II этап – Ход игры
Учитель: Вот вопрос на определение права первого хода: Как называется словарный запас человека?
(ответ: лексикон)
После того, как определилась команда, которая выбирает первой, мы переходим непосредственно к самой игре. Ребята выбирают разделы и вопросы, советуются, выбирают, кто отвечает на вопрос, и дают ответ. На соседней доске ведется счет, записываются все заработанные командой баллы. (Вопросы и правильные ответы см. в Приложении №1).
III этап – Подведение итогов
Учитель: Итак, ребята! Вот «Наша игра» и подошла к концу. Это было, по-настоящему, здорово! Всем большое спасибо! А сейчас давайте подсчитаем, сколько заработала баллов каждая команда.
Победителем объявляется команда – «…….»! Все ли согласны? Мои поздравления! Ребята Вы молодцы! А теперь, уважаемые гости, Вам предоставляется право - выбрать лучшего игрока!
После обсуждения называется победитель игры!
IV этап – рефлексия.
Учитель: Ну что ребята, понравилась ли Вам сегодняшняя игра?
Что нового Вы узнали о правилах русского языка, а может быть и друг о друге?
Хотите в будущем еще играть в эту игру?
V этап
Учитель: Спасибо всем за отличную и увлекательную игру. А теперь - вручение наград (грамоты, дипломы, символические призы, самодельные медали, сладкие призы и т.п.)
Приложение №1
Раздел №1: Общая и специальная лексика.
Вопросы:
10 баллов – Объясните, что такое общеупотребительные слова в русском языке. Приведите примеры.
15 баллов – Объясните, что такое слова профессионализмы. Приведите примеры.
20 баллов – Объясните, что такое слова жаргонизмы. Приведите примеры.
25 баллов – Объясните, что такое устаревшие слова и слова неологизмы. Приведите примеры.
30 баллов – Объясните, что такое слова диалектизмы. Приведите примеры.
Ответы:
10 баллов - Слова русского языка, которые известны всему народу.
15 баллов – Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.
20 баллов – Слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой.
25 баллов – Слова, вышедшие из активного повседневного употребления устаревшие. Новые слова, возникшие в языке – неологизмы.
30 баллов – Слова, употребляемые только жителями той или иной местности.
Раздел №2: Основные способы образования слов в русском языке
Вопросы:
10 баллов – Объясните, что такое приставочный способ образования новых слов в русском языке. Приведите примеры.
15 баллов – Объясните, что такое суффиксальный способ образования новых слов в русском языке. Приведите примеры.
20 баллов – Объясните, что такое приставочно-суффиксальный способ образования новых слов в русском языке. Приведите примеры.
25 баллов – Объясните, что такое бессуффиксный способ образования новых слов в русском языке. Приведите примеры.
30 баллов – Объясните такой способ образования новых слов в русском языке, как сложение основ. Приведите примеры.
Ответы:
10 баллов – С помощью приставок. Например, потемнеть от темнеть.
15 баллов – С помощью суффиксов. Например, автозаводской от автозавод.
20 баллов – С помощью одновременного прибавления приставки и суффикса. Например, соединять от единый.
25 баллов – Например, выход от выходить.
30 баллов – С помощью соединительных гласных, например, ледокол от лед и колоть, или без них, например, Ивангород.
Раздел №3: Ы и И после приставок, правописание приставок пре- и при-.
Вопросы:
10 баллов – Назовите четыре условия написания приставки ПРИ-. Приведите примеры.
15 баллов – Назовите два условия написания приставки ПРЕ-. Приведите примеры.
20 баллов – Назовите несколько слов с приставкой ПРИ-, которые необходимо запомнить, так как их значение определить очень сложно. 3-4 слова.
25 баллов – Назовите несколько слов с приставкой ПРЕ-, которые необходимо запомнить, так как их значение определить очень сложно. 3-4 слова.
30 баллов – Сформулируйте правило правописания Ы и И после приставок на согласные. Назовите исключения. Приведите примеры на это правило.
Ответы:
10 баллов – присоединение, приближение, близость, неполное действие.
15 баллов – сходно со значением слова Очень, сходно со значением приставки пере-.
20 баллов – приказать, пригласить, присутствовать, примерять, примерять, привет, пример, природа, прилежный, причина, приключение, приятный, приготовить, приспособить. Приобрести, пригодиться, привыкать, присмотреться.
25 баллов – прекратить, преобразовать, превратить, преодолеть.
30 баллов – После приставок на согласные пишется Ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука [И]. Исключения: после приставок сверх и меж пишется буква И.
Раздел №4: Соединительные гласные О и Е в сложных словах, сложносокращенные слова.
Вопросы:
10 баллов – Какие слова называются сложными? Приведите пример.
15 баллов – Какая гласная пишется в сложных словах после твердых согласных? Приведите пример.
20 баллов – А какая гласная пишется после мягких согласных, шипящих и Ц? Приведите пример.
25 баллов - Какое слово называется сложносокращенным? Приведите пример.
30 баллов – Назовите три вида образования сложносокращенных слов. Приведите примеры.
Ответы:
10 баллов – Слова, состоящие из двух (реже трех) корней. Например, пар, возить – паровоз.
15 баллов – О, например, зверолов, самолет.
20 баллов – Е, например, путепровод, пешеход, птицефабрика.
25 баллов – Слово, состоящее из сокращенных основ слова. Например, Завуч, Завхоз.
30 баллов –
1. Части, состоящие из нескольких звуков: рыбоводное хозяйство - рыбхоз.
2. Начальные буквы: Московский Государственный Университет – МГУ.
3. начальные звуки: строительное монтажное управление – СМУ.
Раздел №5: Правописание чередующихся корней.
Вопросы:
10 баллов – От чего зависит написание гласной в корнях –КАС-, -КОС-? Приведите пример.
15 баллов – От чего зависит написание гласной в корнях –ГАР-, -ГОР-? Приведите пример.
20 баллов – От чего зависит написание гласной в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ-? Приведите пример.
25 баллов – От чего зависит написание гласной в корнях –РАСТ-, -РОС-? Приведите пример.
30 баллов – Назовите 6 слов исключений в чередующихся корнях –РАСТ-, -РОС-.
Ответы:
10 баллов – Если после корня есть суффикс – А, то к корне пишется –а, если суффикса нет, то в корне пишется – о.
15 баллов – Если ударение падает на корень – в корне пишется – а, если не на корень, то - о.
20 баллов – Если после корня есть суффикс – А, то к корне пишется –а, если суффикса нет, то в корне пишется – о.
25 баллов – Если в корне есть сочетание СТ, Щ, то в корне пишется – а, если сочетания СТ, Щ – нет, то в корне пишется – о.
30 баллов – Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, вырост, отрасль.
Условия «Нашей игры»
Название раздела |
баллы |
баллы |
баллы |
баллы |
баллы |
Общая и специальная лексика |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
Основные способы образования слов в русском языке |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
Ы и И после приставок, правописание приставок пре- и при- |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
Соединительные гласные О и Е в сложных словах, сложносокращенные слова |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
Правописание чередующихся корней |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
В каждом блоке пять вопросов: на 10, 15, 20, 25 и 30 баллов. Увеличение количества баллов равноценно увеличению сложности вопроса.
Чтобы определить, какая команда будет отвечать первой, предлагается нулевой вопрос. Чья команда ответит первой, та и будет выбирать раздел и количество баллов.
Если команда не ответит или ответит неправильно, то право выбора раздела переходит к команде-сопернице.
Ответить должен каждый участник игры, хотя бы, один раз.
Если правильный ответ не дает ни одна из команд, возможна помощь гостей.
На обсуждение одного вопроса команде отводится не более 30 секунд. Вопросы 10, 15, 20 баллов – 15 секунд, 20, 25 баллов – 30 секунд.