Итоговая контрольная работа по русскому языку за 6 класс
Итоговая контрольная работа по русскому языку за 6 класс.
ЧАСТЬ I.
Задание1:
Подберите по два синонима и антонима к слову ВЕЛИКАН.
Ответ: ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
В каком из выделенных слов правописание окончания зависит от склонения имени существительного? Выпишите это слово.
(по) ДАЛЬНИМ (дорогам)
ТЕЧЁТ (река)
(они) БОРЮТСЯ
(встретили на) ПРИСТАНИ
(рядом с) КРАСАВИЦЕЙ
Ответ:_______________________________________________________________________
Задание3.
Письменно проспрягайте данный глагол, выделите личные окончания.
Глагол |
Число |
1 лицо |
2 лицо |
3 лицо |
Расстелить |
Ед. ч. |
|
|
|
|
Мн. ч. |
|
|
|
Задание 4.
Вставьте пропущенные буквы. Замените словосочетания со связью управление словосочетаниями со связью согласование. Объясните выбор н или нн в прилагательных.
Образец. Ложка из олова – оловянная (искл.) ложка.
В_рен_е из клюквы – _________________________________________,
клёк_т орла – ____________________, поток воды – ____________________,
с_лфе_ки для кухн_ – ______________________________________________,
укус мур_в_я – ___________________, поле рж_ – _____________________.
Задание 5.
Запишите слова без использования цифр. Найдите лишнее слово в ряду других, объясните, почему оно лишнее.
40-летний мужчина__________________________________________________________
260-летний юбилей __________________________________________________________
345-квартирный дом _________________________________________________________
33-градусный мороз _________________________________________________________
500-миллионный город._______________________________________________________
Задание 6.
В каких предложениях употреблено притяжательное местоимение? Подчеркните его как член предложения.
1) Расскажите ему об этой операции.
2) Мы убедили их говорить правду, но кое-кто был против.
3) Благодарите только себя, а не сестру.
4) Его глаза ничего не выражали.
5) Их дети играют во дворе, на детской площадке.
Ответ:_______________________________________________________________________
Задание 7.
Докажите, что в приведённых словосочетаниях относительные и притяжательные имена прилагательные использованы в значении качественных. Для этого подберите и запишите синонимы – качественные имена прилагательные.
Образец. Волчий аппетит – сильный.
Золотые руки – _____________________.
Золотой песок – ____________________.
Золотое время – ____________________.
Суровые нитки – ___________________.
Мёртвая тишина – __________________.
Задание 8.
На уроке русского языка Лена составила предложение: Скрипя сердцем я взялась за выполнение домашней работы. Оно вызвало смех у её одноклассников. Почему? Исправьте предложение Лены.
Ответ:_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание 9.
Распределите данные ниже существительные по родам. У какого существительного нельзя однозначно указать род? Устно объясните, почему.
Путь, мозоль, тюль, шампунь, рояль, домище, староста, умница, врач, невежда, лодырь, пони, секретарь, Баку, гостиная, жюри, Сочи, Миссисипи, интервью.
Женский род:_________________________________________________________________
Мужской род:_________________________________________________________________
Средний род:__________________________________________________________________
Общий род:___________________________________________________________________
Задание 10.
Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово. Запишите подобранные вами слова.
покр..снела (от стыда) – _______________________________________
обог..тить (словарь) – _________________________________________
(костюм) уст..рел – ___________________________________________
упр..стить (формулу) – _________________________________________
сокр..тить (изложение) – ______________________________________
Задание 11.
Прочитайте текст.
(1)Человечество давно уже умеет измерять все: длину, температуру, скорость, пульс... (2)Но вот что до сих пор не поддавалось точным измерениям – так это боль которую испытывает человек. (3) Недавно учёные Тулузы и Лиона представили на суд своих коллег-медиков изобретенный ими прибор который они назвали аглометр. (4)Это первый в истории человечества аппарат который может измерять степень боли испытываемой пациентом, в частности, при тяжелых хронических заболеваниях. (5)Точкой отсчета в аглометре, как бы цифрой «0» на шкале, является уровень боли заставляющий любого человека рефлекторно отдернуть руку при соприкосновении с раскаленной поверхностью металла. (6)Учёные считают что в медицинской практике подобное изобретение может оказать неоценимую помощь. (Из газет)
Выпишите 5 примеров слов с разными приставками, правописание которых определяется правилом «Приставки в русском языке пишутся одинаково, независимо от произношения».
Ответ:_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание 12.
По началу текста определите тип речи и укажите его.
Я увидел дятла. Он летел, насадив себе на клюв еловую шишку. Подлетев к берёзе, дятел пробежал вверх по стволу с шишкой в клюве до знакомого места…
Ответ:_______________________________________________________________________
Задание 13.
На месте пропусков запишите имена существительные, образованные от данных слов указанным способом словообразования.
Рассадить → _____________________ (бессуффиксный).
Посадить → _____________________ (суффиксальный).
Сад → __________________________ (суффиксальный).
Задание 14.
1. Прочитайте два фрагмента текста и сравните их. Определите, одной или разным темам посвящены тексты.
2. Аргументируйте ответ, указав сходства (если есть) и различия (если есть).
1) У природы нет плохой погоды,
Каждая погода — благодать!
Дождь ли, снег — любое время года
Надо благодарно принимать. (Э. Рязанов)
2) Прогноз погоды:
Завтра в Москве холодно, снежно, морозно. Днём облачно с прояснениями, сухо. К вечеру похолодает. Беззвёздно. Ветрено, местами гололедица. Следует соблюдать осторожность во дворах, на тротуарах, ступенях магазинов, метро.
Ответ:_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ЧАСТЬ II.
(1)Красив лес в снегу! (2)Жалкий кустик обычно похож на растрёпанный веник, а теперь напоминает вырвавшийся из-под земли взрыв. (3)Куча хвороста на поляне похожа на кружево, которое сплёл великан. (4)Пень выглядывает из-под тучной снежной шапки. (5)Еловые лапы строят тебе немые снежные рожицы.
(6)Всё необычно в заснеженном лесу! (7)Где-то высоко вверху шумит ветер, а здесь не дрогнет ни одна веточка, не шелохнутся в своих объёмистых снеговых рукавицах еловые лапы. (8)Ни движения, ни звука.
(По В.Ф. Тендрякову)
1. Прочитайте текст и перепишите его без ошибок.
2. Из предложений 1–6 выпишите слово, которое передаёт тишину и безмолвие зимнего леса.
Ответ:_______________________________________________________________________
3. Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение. Укажите номер этого сложного предложения.
Ответ:_______________________________________________________________________
4. Из предложения 4 выпишите грамматическую основу.
Ответ:_______________________________________________________________________
5. Опираясь на главную мысль текста, продолжите предложение. Выпишите слово, которое должно стоять на месте пропуска.
Автор описывает, как красиво и необычно выглядит лес благодаря _______________
6. Из предложения 5 выпишите имя существительное, в составе которого есть суффикс.
Ответ:_______________________________________________________________________
7. Укажите стиль речи, в котором написан текст.
Ответ:_______________________________________________________________________
8. Из предложений 4–5 выпишите синоним к слову «толстый».
Ответ:_______________________________________________________________________
ОТВЕТЫ.
Часть 1.
Задание 1.
Ответ:
Синонимы: гигант, исполин, колосс, титан
Антонимы: карлик, гном, лилипут, малыш, пигмей
Оценивание
За каждый верно подобранный синоним и антоним - по 1 баллу.
Итого 4 балла
Задание 2.
Ответ: Пристани (1 балл)
Задание 3.
Ответ:
Глагол |
Число |
1 лицо |
2 лицо |
3 лицо |
Расстелить |
Ед. ч. |
расстелю |
расстелешь |
расстелет |
|
Мн. ч. |
расстелем |
расстелете |
расстелют |
Оценивание
1 балл – задание сделано в полном объёме, ошибок нет.
0 баллов – задание сделано не полностью или задание сделано в полном объёме, но допущена(ы) ошибка(и).
Задание 4.
Ответ: Варенье из клюквы – клюквенное варенье, клёкот орла – орлиный клёкот, поток воды – водяной поток, салфетки для кухни – кухонные салфетки, укус муравья – муравьиный укус, поле ржи – ржаное поле.
Оценивание
2 балла – имена прилагательные образованы правильно, орфографических ошибок нет.
1 балл – имена прилагательные образованы правильно, но допущена одна орфографическая ошибка.
0 баллов – имена прилагательные образованы правильно, но допущено более одной орфографической ошибки.
Задание 5.
Ответ:
Сорокалетний мужчина, двухсотшестидесятилетний юбилей, трехсотсорокапятиквартирный дом, тридцатитрехградусный мороз, пят
Лишнее слово - пятисотмиллионный, так как это порядковое числительное. Первая часть числительного сохраняет форму родительного падежа.
Остальные слова – имена прилагательные.
Оценивание
За выбор слова «пятисотмиллионный» – 1 балл.
За объяснение- 1 балл.
За правильное написание всех слов – 1 балл
Итого 3 балла
Задание 6.
Ответ: 4, 5.
(Чьи?) Его глаза ничего не выражали.
(Чьи?) Их дети играют во дворе, на детской площадке.
Оценивание
1балл – задание выполнено верно
0 баллов – задание выполнено неверно или не выполнено
Задание 7.
Ответ: Золотые руки – умелые, золотой песок – жёлтый, золотое время – счастливые, суровые нитки – прочные, мёртвая тишина – абсолютная.
Оценивание
2 балла – все имена прилагательные подобраны правильно, ошибок не допущено.
1 балл – правильно подобрано не менее четырёх имён прилагательных.
0 баллов – правильно подобрано менее четырёх имён прилагательных.
Задание 8.
Ответ:
Разрушение фразеологизма скрепя сердце
Оценивание
За правильное объяснение – 1 балл.
За исправленное предложение – 1 балл.
Итого 2 балла
Задание 9.
Ответ
Женский род: мозоль, гостиная, Миссисипи (река)
Мужской род: путь, тюль, шампунь, рояль, домище, врач, лодырь, секретарь, Баку, Сочи
Средний род: жюри, интервью
Общий род: староста, умница, невежда
Нельзя однозначно определить род существительного пони, так как оно может обозначать особь как мужского, так и женского пола.
Оценивание
За правильное распределение по родам – 19 баллов. За объяснение родовой принадлежности слова пони – 1 балл. Итого 20 баллов
Задание 10.
покраснела – красный, обогатить – богатый, устарел – старый, упростить – просто, сократить – краткий*
Оценивание:
Верно вставлены пропущенные буквы, и верно указаны проверочные слова – 1 балл
Допущены орфографические ошибки (1 и более) в словах,
и/или неверно указаны проверочные слова (1 и более) – 0 баллов.
Задание 11.
Ответ: дан ответ, соответствующий заданию (например: представили, заболеваниях, отдёрнуть, соприкосновении, оказать).
Оценивание:
За верный ответ - 1 балл
За неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов
Задание 12.
Ответ: повествование (1 балл)
Задание 13
Ответ: Рассадить → рассада (бессуффиксный).
Посадить → посадка (суффиксальный).
Сад → садик (суффиксальный).
Оценивание:
За верный ответ - 1 балл
За неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов
Задание 14.
Ответ:
Оба текста содержат элементы описания погоды, состояния окружающей среды (дождь, снег, осадки…). Однако в первом текста есть размышления лирического героя о погоде, во втором тексте дана метеорологическая информация. Поэтому нельзя сказать, что оба текста посвящены одной теме.
Оценивание:
1. Указание на сходство текстов
Указан 1 критерий сходства (элемент описания, лексические совпадения) – 1 балл
Сходство не обнаружено - 0
2. Указание на различия текстов
Указано 1 основное различие (дополнительная микротема в 1 тексте) – 1 балл
Различия не обнаружены или указаны формальные признаки - 0
3. Наличие вывода
Сделан вывод о том, что тематическое единство отсутствует – 1 балл
Максимальное количество баллов за высказывание по критериям – 3 балла
Часть 2.
1. Орфографических и пунктуационных ошибок нет – 2 балла
Орфографических ошибок нет, но допущены пунктуационные ошибки (1 и более),
или
пунктуационных ошибок нет, но допущены орфографические ошибки (1 и более) – 1 балл
Допущены орфографические ошибки (1 и более),
и
допущены пунктуационные ошибки (1 и более) – 0 баллов
2. Ответ: немые (1 балл)
3. Ответ: 3 (1 балл)
4. Ответ: пень выглядывает (1 балл)
5. Ответ: снегу (1 балл)
6. Ответ: рожицы(1 балл)
7. Ответ: художественный (1 балл)
8. Ответ: тучной (1 балл)
МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ: 51 балл
Оценивание итоговой работы
Отметка |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Кол-во баллов |
0 - 25 |
26 - 39 |
40 - 47 |
48 - 51 |
Федяева Татьяна Геннадьевна
Касимова Людмила Михайловна
Валентина
Тимофей