12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валентина11155
Гришина Валентина Иосифовна. Педагогический стаж - 34 года. Руководитель школьного методического объединения учителей русского языка и литературы
Россия, Мурманская обл., Апатиты

Итоговая контрольная работа по русскому языку за 6 класс.

ЧАСТЬ I.

Задание1:

Подберите по два синонима и антонима к слову ВЕЛИКАН.

Ответ: ______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

В каком из выделенных слов правописание окончания зависит от склонения имени существительного? Выпишите это слово.

 

(по) ДАЛЬНИМ (дорогам)

ТЕЧЁТ (река)

(они) БОРЮТСЯ

(встретили на) ПРИСТАНИ

(рядом с) КРАСАВИЦЕЙ

Ответ:_______________________________________________________________________

Задание3.

Письменно проспрягайте данный глагол, выделите личные окончания.

 

Глагол

Число

1 лицо

2 лицо

3 лицо

Расстелить

Ед. ч.

 

 

 

 

Мн. ч.

 

 

 

Задание 4.

Вставьте пропущенные буквы. Замените словосочетания со связью управление словосочетаниями со связью согласование. Объясните выбор н или нн в прилагательных.

Образец. Ложка из олова – оловянная (искл.) ложка.

В_рен_е из клюквы – _________________________________________,

клёк_т орла – ____________________, поток воды – ____________________,

с_лфе_ки для кухн_ – ______________________________________________,

укус мур_в_я – ___________________, поле рж_ – _____________________.

Задание 5.

Запишите слова без использования цифр. Найдите лишнее слово в ряду других, объясните, почему оно лишнее.

40-летний мужчина__________________________________________________________

260-летний юбилей __________________________________________________________

345-квартирный дом _________________________________________________________

33-градусный мороз _________________________________________________________

500-миллионный город._______________________________________________________

Задание 6.

В каких предложениях употреблено притяжательное местоимение? Подчерк­ните его как член предложения.

1) Расскажите ему об этой операции.

2) Мы убедили их говорить правду, но кое-кто был против.

3) Благодарите только себя, а не сестру.

4) Его глаза ничего не выражали.

5) Их дети играют во дворе, на детской площадке.

Ответ:_______________________________________________________________________

Задание 7.

Докажите, что в приведённых словосочетаниях относительные и притяжательные имена прилагательные использованы в значении качественных. Для этого подберите и запишите синонимы – качественные имена прилагательные.

Образец. Волчий аппетит – сильный.

 

Золотые руки – _____________________.

Золотой песок – ____________________.

Золотое время – ____________________.

Суровые нитки – ___________________.

Мёртвая тишина – __________________.

Задание 8.

На уроке русского языка Лена составила предложение: Скрипя сердцем я взялась за выполнение домашней работы. Оно вызвало смех у её одноклассников. Почему? Исправьте предложение Лены.

Ответ:_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 9.

Распределите данные ниже существительные по родам. У какого существительного нельзя однозначно указать род? Устно объясните, почему.

Путь, мозоль, тюль, шампунь, рояль, домище, староста, умница, врач, невежда, лодырь, пони, секретарь, Баку, гостиная, жюри, Сочи, Миссисипи, интервью.

 

Женский род:_________________________________________________________________

Мужской род:_________________________________________________________________

Средний род:__________________________________________________________________

Общий род:___________________________________________________________________

Задание 10.

Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово. Запишите подобранные вами слова.

покр..снела (от стыда) – _______________________________________

обог..тить (словарь) – _________________________________________

(костюм) уст..рел – ___________________________________________

упр..стить (формулу) – _________________________________________

сокр..тить (изложение) – ______________________________________

Задание 11.

Прочитайте текст.

 

(1)Человечество давно уже умеет измерять все: длину, температуру, скорость, пульс... (2)Но вот что до сих пор не поддавалось точным измере­ниям – так это боль которую испытывает человек. (3) Недавно учёные Тулузы и Лиона представили на суд своих коллег-медиков изобретенный ими прибор который они назвали аглометр. (4)Это первый в истории чело­вечества аппарат который может измерять степень боли испытываемой пациентом, в частности, при тяжелых хронических заболеваниях. (5)Точкой отсчета в аглометре, как бы цифрой «0» на шкале, является уровень боли заставляющий любого человека рефлекторно отдернуть руку при соприкосновении с раскаленной поверхностью металла. (6)Учёные считают что в медицинской практике подобное изобретение может оказать неоценимую помощь. (Из газет)

 

Выпишите 5 примеров слов с разными приставками, правописание которых определяется правилом «Приставки в русском языке пишутся одинаково, независимо от произношения».

Ответ:_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 12.

По началу текста определите тип речи и укажите его.

Я увидел дятла. Он летел, насадив себе на клюв еловую шишку. Подлетев к берёзе, дятел пробежал вверх по стволу с шишкой в клюве до знакомого места…

Ответ:_______________________________________________________________________

Задание 13.

На месте пропусков запишите имена существительные, образованные от данных слов указанным способом словообразования.

Рассадить → _____________________ (бессуффиксный).

Посадить → _____________________ (суффиксальный).

Сад → __________________________ (суффиксальный).

Задание 14.

1. Прочитайте два фрагмента текста и сравните их. Определите, одной или разным темам посвящены тексты.

2. Аргументируйте ответ, указав сходства (если есть) и различия (если есть).

1) У природы нет плохой погоды,

Каждая погода — благодать!

Дождь ли, снег — любое время года

Надо благодарно принимать. (Э. Рязанов)

2) Прогноз погоды:

Завтра в Москве холодно, снежно, морозно. Днём облачно с прояснениями, сухо. К вечеру похолодает. Беззвёздно. Ветрено, местами гололедица. Следует соблюдать осторожность во дворах, на тротуарах, ступенях магазинов, метро.

Ответ:_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ЧАСТЬ II.

(1)Красив лес в снегу! (2)Жалкий кустик обычно похож на растрёпанный веник, а теперь напоминает вырвавшийся из-под земли взрыв. (3)Куча хвороста на поляне похожа на кружево, которое сплёл великан. (4)Пень выглядывает из-под тучной снежной шапки. (5)Еловые лапы строят тебе немые снежные рожицы.

(6)Всё необычно в заснеженном лесу! (7)Где-то высоко вверху шумит ветер, а здесь не дрогнет ни одна веточка, не шелохнутся в своих объёмистых снеговых рукавицах еловые лапы. (8)Ни движения, ни звука.

(По В.Ф. Тендрякову)

1. Прочитайте текст и перепишите его без ошибок.

2. Из предложений 1–6 выпишите слово, которое передаёт тишину и безмолвие зимнего леса.

Ответ:_______________________________________________________________________

3. Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение. Укажите номер этого сложного предложения.

Ответ:_______________________________________________________________________

4. Из предложения 4 выпишите грамматическую основу.

Ответ:_______________________________________________________________________

5. Опираясь на главную мысль текста, продолжите предложение. Выпишите слово, которое должно стоять на месте пропуска.

Автор описывает, как красиво и необычно выглядит лес благодаря _______________

6. Из предложения 5 выпишите имя существительное, в составе которого есть суффикс.

Ответ:_______________________________________________________________________

7. Укажите стиль речи, в котором написан текст.

Ответ:_______________________________________________________________________

8. Из предложений 4–5 выпишите синоним к слову «толстый».

Ответ:_______________________________________________________________________

ОТВЕТЫ.

Часть 1.

Задание 1.

Ответ:

Синонимы: гигант, исполин, колосс, титан

Антонимы: карлик, гном, лилипут, малыш, пигмей

Оценивание

За каждый верно подобранный синоним и антоним - по 1 баллу.

Итого 4 балла

Задание 2.

Ответ: Пристани (1 балл)

Задание 3.

Ответ:

Глагол

Число

1 лицо

2 лицо

3 лицо

Расстелить

Ед. ч.

расстелю

расстелешь

расстелет

 

Мн. ч.

расстелем

расстелете

расстелют

Оценивание

1 балл – задание сделано в полном объёме, ошибок нет.

0 баллов – задание сделано не полностью или задание сделано в полном объёме, но допущена(ы) ошибка(и).

Задание 4.

Ответ: Варенье из клюквы – клюквенное варенье, клёкот орла – орлиный клёкот, поток воды – водяной поток, салфетки для кухни – кухонные салфетки, укус муравья – муравьиный укус, поле ржи – ржаное поле.

Оценивание

2 балла – имена прилагательные образованы правильно, орфографических ошибок нет.

1 балл – имена прилагательные образованы правильно, но допущена одна орфографическая ошибка.

0 баллов – имена прилагательные образованы правильно, но допущено более одной орфографической ошибки.

Задание 5.

Ответ:

Сорокалетний мужчина, двухсотшестидесятилетний юбилей, трехсотсорокапятиквартирный дом, тридцатитрехградусный мороз, пят

Лишнее слово - пятисотмиллионный, так как это порядковое числительное. Первая часть числительного сохраняет форму родительного падежа.

Остальные слова – имена прилагательные.

Оценивание

За выбор слова «пятисотмиллионный» – 1 балл.

За объяснение- 1 балл.

За правильное написание всех слов – 1 балл

Итого 3 балла

Задание 6.

Ответ: 4, 5.

(Чьи?) Его глаза ничего не выражали.

(Чьи?) Их дети играют во дворе, на детской площадке.

Оценивание

1балл – задание выполнено верно

0 баллов – задание выполнено неверно или не выполнено

Задание 7.

Ответ: Золотые руки – умелые, золотой песок – жёлтый, золотое время – счастливые, суровые нитки – прочные, мёртвая тишина – абсолютная.

Оценивание

2 балла – все имена прилагательные подобраны правильно, ошибок не допущено.

1 балл – правильно подобрано не менее четырёх имён прилагательных.

0 баллов – правильно подобрано менее четырёх имён прилагательных.

Задание 8.

Ответ:

Разрушение фразеологизма скрепя сердце

Оценивание

За правильное объяснение – 1 балл.

За исправленное предложение – 1 балл.

Итого 2 балла

Задание 9.

Ответ

Женский род: мозоль, гостиная, Миссисипи (река)

Мужской род: путь, тюль, шампунь, рояль, домище, врач, лодырь, секретарь, Баку, Сочи

Средний род: жюри, интервью

Общий род: староста, умница, невежда

Нельзя однозначно определить род существительного пони, так как оно может обозначать особь как мужского, так и женского пола.

Оценивание

За правильное распределение по родам – 19 баллов. За объяснение родовой принадлежности слова пони – 1 балл. Итого 20 баллов

Задание 10.

покраснела – красный, обогатить – богатый, устарел – старый, упростить – просто, сократить – краткий*

Оценивание:

Верно вставлены пропущенные буквы, и верно указаны проверочные слова – 1 балл

Допущены орфографические ошибки (1 и более) в словах,

и/или неверно указаны проверочные слова (1 и более) – 0 баллов.

Задание 11.

Ответ: дан ответ, соответствующий заданию (например: представили, заболеваниях, отдёрнуть, соприкосновении, оказать).

Оценивание:

За верный ответ - 1 балл

За неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов

Задание 12.

Ответ: повествование (1 балл)

Задание 13

Ответ: Рассадить → рассада (бессуффиксный).

Посадить → посадка (суффиксальный).

Сад → садик (суффиксальный).

Оценивание:

За верный ответ - 1 балл

За неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов

Задание 14.

Ответ:

Оба текста содержат элементы описания погоды, состояния окружающей среды (дождь, снег, осадки…). Однако в первом текста есть размышления лирического героя о погоде, во втором тексте дана метеорологическая информация. Поэтому нельзя сказать, что оба текста посвящены одной теме.

 

Оценивание:

1. Указание на сходство текстов

Указан 1 критерий сходства (элемент описания, лексические совпадения) – 1 балл

Сходство не обнаружено - 0

2. Указание на различия текстов

Указано 1 основное различие (дополнительная микротема в 1 тексте) – 1 балл

Различия не обнаружены или указаны формальные признаки - 0

3. Наличие вывода

Сделан вывод о том, что тематическое единство отсутствует – 1 балл

Максимальное количество баллов за высказывание по критериям – 3 балла

Часть 2.

1. Орфографических и пунктуационных ошибок нет – 2 балла

Орфографических ошибок нет, но допущены пунктуационные ошибки (1 и более),

или

пунктуационных ошибок нет, но допущены орфографические ошибки (1 и более) – 1 балл

Допущены орфографические ошибки (1 и более),

и

допущены пунктуационные ошибки (1 и более) – 0 баллов

2. Ответ: немые (1 балл)

3. Ответ: 3 (1 балл)

4. Ответ: пень выглядывает (1 балл)

5. Ответ: снегу (1 балл)

6. Ответ: рожицы(1 балл)

7. Ответ: художественный (1 балл)

8. Ответ: тучной (1 балл)

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ: 51 балл

Оценивание итоговой работы

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Кол-во баллов

0 - 25

26 - 39

40 - 47

48 - 51

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Федяева Татьяна Геннадьевна, 20.08.17 в 06:26 0Ответить Пожаловаться
Валентина Иосифовна! Примите мои поздравления!

Касимова Людмила Михайловна, 20.08.17 в 06:31 0Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой в конкурсе!
Валентина, 20.08.17 в 08:59 0Ответить Пожаловаться
Спасибо огромное!
Тимофей, 19.05.21 в 20:11 0Ответить Пожаловаться
Извините есть ли у вас 2 вариант
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.