Итоговое тестирование по теме «Членистоногие» |
Объяснительная записка к работе с тестами
Данный тест предназначен для учащихся 9-11 классов для проверки знаний и умений по теме «Членистоногие» при подготовке к итоговой аттестации. Его можно использовать при подготове к ВПР в 7-8 классах. Можно предложить этот тест для мотивированных учеников, готовящихся к олимпиаде. Задания разнообразные: с включением вопросов с одним и несколькими ответами, на соотнесения, последовательность процессов, на проверку знаний по классификации. Есть задание на выявление ошибок.При возникновении затруднений можно обратиться к опорным листам по соответствующей темы, перейдя на ним по ссылкам в приложении. Количество правильных ответов на вопрос не регламентируется, учащиеся решают это сами
Тестовые задания
1.Выделите три науки, изучающие членистоногих: а)карцинология б) ихтиология в)орнитология г) энтомология д) арахнология е) териология
2.Самый многочисленный отряд насекомых : а)перепончатокрылые, б)чешуекрылые в) прямокрылые г) термиты д) жесткокрылые е) блохи
3.Органы дыхания членистоногих : а) только жабры б) только трахеи в) только поверхность тела д) нет правильного ответа
4.У этого отряда насекомых имаго питаются только жидкой пищей: а) стрекозы б)прямокрылые в)двукрылые г) перепончато крылые
5.Большинство перепончатокрылых являются общественными насекомыми, но среди них встречаются и одиночные. Назовите эти исключения: а) пчёлы и шмели б) осы и шмели в) муравьи и осы г) осы и пчёлы
6.Среди домашних насекомых есть те, которые могут в определённый период улетать от человека. Для их отлова на елях устанавливают ловушки, куда залетают беглецы: а) тутовый шелкопряд б) дубовый шелкопряб в) пчёлы г) сверчки
7.Если у животного только простые глазки, то у него и: а)зелёные железы б) пищеварение может быть внекишечным в) 4 пары ног г) одна- две пары крыльев д) органы дыхания – трахеи и лёгкие е) две пары усиков
8.Распределите таксономические названия по порядку с наименьшего: а) животные б) комар-пискун в) насекомые г) комары д) двукрылые е) членистоногие
9.Выберите признаки, по которым бабочек, пчёл, кузнечиков объединили в один класс: а) сходный тип ротового аппарата б) кровь не переносит газов в) одна пара усиков г) замкнутая кровеносная система д) три пары конечностей е) развитие с полным превращением
10.Все признаки, кроме двух, можно использовать при описании ракообразных а) есть брюшные ножки б) глаза сложные в) органы выделения – мальпигиевы сосуды г) твёрдый хитиновый покров мешает росту д) диффузно- узловой тип нервной системы е) мелкие организмы не имеют жабр
11.Паутина необходима паукам для: а)постройки кокона для яиц б) плетения ловчей сети в) постройки подводного колокола г) выстилки стенок норок д) расселения молодых паучков е) все варианты верны
12.Одомашненные насекомые – это: а)тараканы б) пчёлы в)сверчки г) тутовый шелкопряд д) комнатные мухи е) дубовый шелкопряд
13.Некоторые клопы и жуки перешли к водному образу жизни.Распределите предложенных водных жителей по отрядам: а) водомерка б) водолюб в) вертячка г) гребляк д) плавунец е) гладыш
14.Посмотрите на фото этого членистоногого и выберите признаки класса, к которому оно относится: а) 4 пары ног б) органы дыхания жабры в) есть брюшные ножки г) есть усики д)глаза простые е)есть трахеи и лёгкие
15.Запишите правильный порядок звеньев данной пищевой цепи: а) зелёное растение б) гусеницы в) ястреб г)зелёный дятел д)муравьи
16.Установите соответствие между видами насекомых и их ротовым аппаратом (1- грызущий, 2 – колюще-сосущий) : а) малярийный комар б) гусеница бабочки в) саранча г) блоха д) жук-носорог е) клоп
17.Все признаки, кроме двух, можно использовать при описании паукообразных: а) есть педипальпы и хелицеры б) простые и сложные глазки б) внекишечное пищеварение в) кровь, как и у раков,голубая г) все паукообразные –хищники д) органы дыханий – трахеи и лёгкие е) брюшные ножки превратились в паутинные железы
18.Из предложенного списка выделите ракообразных и впишите в ответ соответствующую букву : а) морские уточки б) дафнии в) щитни г) морские жёлуди д) мокрицы е) все перечисленные
19.Установите соответствие между типом развития ( с полным превращением – 1, с неполным -2) и видом насекомых: а)бабочки б) стрекозы в) саранча г) клопы д) мухи е) колорадский жук
20.Большинство насекомых имеют крылья, но среди них есть и утратившие способность к полёту. Выделите их из предложенного списка: а) жужелицы б) блохи в) вши г) самки жуков-светляков д) плавунцы е) муравьи-самцы
21.У некоторых видов насекомых взрослые формы – имаго не питаются,живя за счёт питательных веществ, накопленных личинкой. Выделите такие виды: а) бабочки-белянки б) комары-звонцы в) слепни г) моли д) оводы е) самки муравьёв
22.Выделите насекомых, у которых разные экологические ниши (питание, условия жизни) у имаго и личинок: а) майский жук б) бабочка-капустница в) зелёный кузнечик г) стрекоза коромысло д) жук-водолюб
23.Наружные паразиты, эктопаразиты, есть среди: а) жуков б) двукрылых в) полужесткокрылых г) блох д) чешуекрылых е) прямокрылых
24.Из неоплодотворённых яиц (путём партеногенеза) могут развиваться: а) тли б) жуки-навозники в) оводы г) дафнии д) трутни е) саранча
25.Прочитайте текст, запишите номера предложений, в которых допущены ошибки
1.Ракообразные – первичноводные животные. 2.Среди них нет наземных видов. 3.Тело их имеет хитиновый покров, который может легко растягиваться. 4. У речного рака первая пара конечностей из четырёх видоизменена в клешни.5.Органы выделения у них зелёные железы, а кровеносная система замкнутая. 6.Почти у всех ракообразных органы дыхания жабры. 7.Кровь может быть бесцветной, красной или синей в зависимости от дыхательного белка, содержащего железо или медь.
Ответы
1.А,г,д
2.Д
3.Д
4.В
5.Г
6.В
7.Б,в,д
8.Б,г,д,в,е,а
9.Б,в,д
10.Б,в
11.Е
12.Б,г,е
13.Пауки- а,г,е. Жуки – б,в,д
14.Б,в,г
15.А,б,д,г,в
16.Грызущий(1) – б,в,д. Колюще-сосущий(2) – а,г,е
17.Б,г
18.Е
19.С полным превращением(1) – а,д,е. С неполным(2) – б,в,г
20.А,б,в,г,е
21.Б,г,д
22.Б,г
23.Б,в,г
24.А,г,д
25. 2предложение-есть и наземные виды, 3- хитиновый покров не расстягивается, 4 – 5 конечностей, 5 – кровеносная система незамкнутая
Приложения:
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/didakticheskij_material_k_urokam_po_teme_chleniston_194808.html
Использованная литература
1.Школьная энциклопедия. Биология. М.Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» 2004
2.Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1994
3..Биология.Современный курс под редакцией А.Ф.Никитина.- СПб.:СпецЛит,2008
4. Сергеев Б.Ф. Мир лесных дебрей.-М.:Дрофа, 2003
Трефилова Раиса Поликарповна
Евгений Алексеевич
Людмила Викторовна
Евгений Алексеевич
Галина Александровна
Евгений Алексеевич