Дидактический материал к урокам по теме «Членистоногие» (7–8 классы)
Дидактический материал к урокам по теме «Членистоногие»
Каждый учитель стремится к тому, чтобы его ученики любили и хорошо знали данный предмет, чтобы на занятиях им было интересно и комфортно. В арсенале учителя есть своя методическая копилка, в которой видное место занимает дидактический материал. Это особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: таблицы, карты, наборы карточек с ценной для урока информацией, опорные схемы,памятки-шпаргалки для решения задач и т.д.
Готовя данный материал, я познакомился со статьями о дидактических материалах, вспомнил их виды, значение, принципы.Из всех принципов я выделил бы принцип индивидуальной направленности и воспринимал бы его более широко. Обычно этот принцип применяют к ученику. Но создаёт материал и применяет его учитель. В дидактических материалах прослеживается его индивидуальность. Те материалы, которые я использовал на уроках, это МОИ материалы ( а не взятые с просторов интернета), разработанные МНОЙ для МОЕЙ системы работы с МОИМИ учениками. Одинаковыми для всех учеников были опорные схемы,тестовые задания для итоговой проверки знаний по теме. Индивидуальными были кроссворды для расширения знаний по пройденному и для их закрепления. Для мотивированных учеников разрабатывал познавательные задачи и материалы для подготовки к олимпиадам. Теперь эти материалы пригодились для репетиторства.
С опорными схемами я работаю давно. Прочитав книги Шаталова, решил попробовать составить такие схемы сам. Составил, провел уроки, получил хорошие результаты. Об этом я рассказал в своей работе на Грант правительства Москвы и получил диплом победителя и грант. До этого мои опорные схемы получили высокую оценку на конкурсе «Учитель года России – 97», где я вошёл в число 15 лауреатов.Сейчас я не работаю в школе, но продолжаю разрабатывать новые опорные схемы, поскольку пока полный комплект есть только по курсу «Растения». В прошлом году появились схемы по теме «Членистоногие». Их пять - Общая характеристика типа.Класс ракообразные.Класс паукообразные. Класс насекомые. Многообразие и значение насекомых. Изучение темы идёт от общего к частному. Сначала разбираем общую характеристику членистоногих, а затем закрепляем тему при изучении классов данного типа.
/data/files/r1637308087.jpg (1700x2338)
/data/files/s1635879025.jpg (0x0)/data/files/b1635879200.jpg (0x0)
/data/files/r1637308200.jpg (0x0)
Первая схема на опорном листе рассказывает об усложнениях членистоногих по сравнению с другими беспозвоночными. Далее всё идёт по обычному плану. Сначала схема по внешнему строению, а потом рассматриваются основные системы органов и размножение. Каждая схема выполняется в своём цвете. Правда, ученики получают чёрно-белый печатный вариант, но в электронном виде цвет сохраняется.После урока на листе учеников появляются пометки, а к следующему уроку у многих листы становятся разноцветными.
Изучения нового материала всегда начиналось с беглого объяснения всего материала учителем, этим же заканчивался урок.После такого объяснения начинается изучение систем органов.Вариантов работы много, главное, чтоб они не повторялись.Работать можно в группах, в парах, можно дать индивидуальные задания для отдельных учеников.На опорных листах по ракообразным, паукоообразным и насекомым появляются схемы по многообразию и значению. Поскольку мир насекомых велик и разнообразен, то по вопросу многообразия и значения насекомых я разработал отдельную схему.Лист выполнен в форме таблицы. Вертикальными цветными столбцами выделены названия отрядов,признаки отрядов –ротовой аппапрат и крылья, а далее многообразие и значение насекомых отрядов.Горизонтально лист разделён на два блока: верхний – насекомые с неполным превращением (яйцо – личинка –имаго). Для изучения выбрал 5 отрядов. Нижний блок рассказывает о насекомых с полным превращением, стадии их развития представлены перед отрядом жесткокрылых. На листе много информации по отрядам. В 7 классе можно брать не все. Но этими схемами можно будет пользоваться потом при подготовке к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Лист удобен для закрепления и расширения знаний, он может быть использован и для самоконтроля при выполнении тестовых заданий, при работе с кроссвордами.
В комплект дидактических материалов входят кроссворды. Их 14 и все они разной степени сложности. Поэтому их можно использовать для закрепления нового материала, проверки знаний (кроссворд «Паукообразные»). Мотивированным ученикам можно давать как задание для подготовки к олимпиадам (кроссворд «Разные бабочки одного вида»).При наличии времени на уроке можно работать в группах, разрешимо использование интернета как источника нужной информации.
В систему моей работы удачно вписались интеллектуальные игры по всему курсу «Биология».Игры всегда проводил на уроке обобщения и повторения. При одном часе в неделю сделать это трудно, а при двух часах при правильном планировании возможно. Для учеников это был не урок, а игра. Играя, они вспоминали изученное, учились применять знания в новых ситуациях, узнавали и много нового. А для меня это был урок, где я пожинал плоды своего труда, а при подготовке игры пополнял свои знания, совершенствовал методику их проведения. Материалы этих игр составили основу для издания трёх книг. Интересно, что я сообщал ученикам об игре накануне, но никогда не давал домашнего задания, потому что знал, что они будут готовиться. И чем старше были классы, тем азартней становились игры, тем больше готовились. Хотелось не только выиграть, но и получить хоршие результаты тестовой работы на последующем уроке.
Тестовые задания включали 25 вопросов на первом и втором вариантах. Перед уроком ученики получали свой лист –шаблон, куда заносили ответы. На листе были критерии оценки. Каждый получал файл с вложенным печатным листом. После выполнения работы каждый в тетерадь копировал свои ответы и по ним проверял себя. Делалось это всё быстро, каждый уходил с известной оценкой. Было ещё одно важное правило. Отличную оценку получал ученик за самую лучшую работу, с наибольшим количеством правильных ответов. Для тех, кто сдавал ОГЭ или ЕГЭ, были другие тесты, а вспомнить материал помогали опорные листы.
С каждым годом усложняются материалы для проверки знаний на ЕГЭ. Но старадают ученики не только от заумных заданий институтского уровня. Зная материал, они не могут использовать свои знания для правильного ответа. Наитруднейшим кажется вопрос о том, почему же рыбаки ведро с водой, где пойманная рыба, в солнечный жаркий день убирают в тень. (С повышением температуры растворимость газов в воде уменьшается). Для развития умения применять знания в новых ситуациях использую так называемые вопросы для размышления. Показываю рисунок камчатского краба, не говоря его название. Прошу назвать класс, к которому относится это животное. Ученики могут отнести его к паукообразным , потому что видны 4 пары ходильных ног. Потом говорю, что это камчатский краб. Возможно ли, что художник допустил ошибку, потому что в школе плохо учил биологию. Нет тут ошибки, видны усики, которых нет у пауков, а последнюю пару ног и брюшко краб подгибает под панцирь головогрудног щита . Есть и второй вариант развития необходимых умений. Просто предлагается информация, а по ней надо составить вопрос для размышления и ответить на него. Вот образец информации для размышления .Два тяжелораненых солдата немецкой армии были найдены лишь через неделю после сражения. Раны каждого из них кишели личинками падальных мух. Раны промыли и обнаружили, что они находятся в очень хорошем состоянии. Сначала учимся составлять вопрос, потом анализируем данные и ,используя имеющие знания, отвечаем на него. Надо вспомнить, что личинки мух безголовые и безногие.Пищеварение у них внекишечное, кишечный сок выделяется из тела личинки и разжижает пищу, в данном случае воспалённые повреждённые ткани.Информацию для составления вопросов для размышления беру в книгах. Это «Школьная энциклопедия. Биология. М.Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»,2004. Много материала по межпредметным связям можно взять в книгах Б.Ф.Сергеева. Есть книга по занимательной физиологии, из неё я брал информацию по дыханию и кровообращению. Другая его книга, «Мир лесных дебрей», -кладезь мудрости для интегрированных уроков, а не только для вопросов размышления.
В процессе работы постепенно складывается комплекс дидактических материалов, при их разработке реализуется ещё один принцип обучения – системность, системность в оформлении, в применении, в возможности использования. Складывается определённая система, работающая на конечный результат
Приложения
1.Тест по теме «Членистоногие» https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/itogovij__test_po_teme_chlenistonogie_153433.html
2.Интеллектуальная игра «Соседи по планете-3» https://xn--jКahfl.xn--p1ai/library/intellektualnaya_igra_sosedi_po_planete3_po_tem_155549.html
3.Презентация к игре «Соседи по планете-3» https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/prezentatciya_sosedi_po_planete3_po_teme_chlenist_163508.html
4.Кроссворд «Разные бабочки одного вида» https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/krossvord_raznie_babochki_odnogo_vida_172704.html
5.Кроссворд по теме «Паукообразные» https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/fragment_uroka_po_teme_paukoobraznie_214057.html
Литература
1.Школьная энциклопедия. Биология. М.Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» 2004
2.Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1994
3..Биология.Современный курс под редакцией А.Ф.Никитина.- СПб.:СпецЛит,2008
4. Сергеев Б.Ф. Мир лесных дебрей.-М.:Дрофа, 2003
Ильина Оксана Геннадьевна
Евгений Алексеевич
Потамошнева Наталья Алексеевна
Евгений Алексеевич
Трефилова Раиса Поликарповна
Евгений Алексеевич
Трефилова Раиса Поликарповна
Трефилова Раиса Поликарповна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Евгений Алексеевич
Вышинская Нина Ивановна
Евгений Алексеевич
Людмила Викторовна