12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Олифирова Ольга Владимировна2077
В школе работаю девятнадцатый год. Преподаю химию и биологию. Увлекаюсь комнатными растениями. Нравится осваивать различные творческие технологии и обучать данными технологиями детей. Сейчас осваиваем модульное оригами.
Россия, Забайкальский край, Чита

Тест по теме «Членистоногие».

Тест по биологии оценивает достижение планируемых результатов по теме «Членистоногие» у обучающихся 7 класса и включает задания базового и повышенного уровней сложности.

Структура тестовой работы.

Работа состоит из двух вариантов, включающих по 15 заданий каждый. Из них 10 заданий базового уровня – заданий с выбором одного правильного ответа, 5 заданий –повышенного уровня ( задания с выбором трех верных ответов из шести, задание на включение пропущенных в тексте терминов и понятий, задание на соотношение морфологических и анатомических признаков организма или его отдельных органов с предложенными моделями, по заданному алгоритму, задание по работе с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать), которое предполагает умение обучающегося извлекать необходимую информацию из предложенной, отвечая на поставленные вопросы).

Продолжительность работы.

На выполнение итоговой работы отводится 1 учебный час (45 минут).

Планируемые результаты.

Предметные.

Учащиеся должны знать:

систематику животного мира;
особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни,
биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека;

Учащиеся должны уметь:

правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;

раскрывать значение животных в природе и в жизни человека;

распознавать изученных животных;
определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической
группе;

работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и
микропрепаратами, чучелами и др.);
объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды
обитания животных;

Метапредметные

Учащиеся должны уметь:
сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой;
использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных;
абстрагировать органы и их системы из целостного организма при их изучении и организмы из
среды их обитания;
обобщать и делать выводы по изученному материалу

Содержание работы.

При выполнении заданий 1-10 укажите только одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

1. Членистоногих на Земле насчитывается

1) 5 млн. видов

2) 1-1,5 млн. видов

3) более 3 млн. видов

4) 100 тысяч видов

2. Больше всего ног у

1) кузнечика

2) капустной белянки

3) паука - серебрянки

4) муравья

3. Хитиновый покров НЕ выполняет функцию

1) защиты

2) опоры

3) наружного скелета

4) внутреннего скелета

4. Усики насекомых выполняют

1) функции осязания

2) обоняния

3) обе функции

4) ни одной из указанных функций

5. Назовите участок тела речного рака, от которого отходят ходильные ноги.

1) голова

2) грудь

3) брюшко

4) головогрудь

6. Кровеносная система у насекомых:

1) замкнутая

2) незамкнутая

3) промежуточного типа

4) отсутствует

7. Из перечисленных ракообразных наземный образ жизни ведут

1) мокрицы

2) дафнии

3) циклопы

4) лангусты

8. В каком случае перечислены только представители класса паукообразных?

1) пауки, клещи, клопы

2) пауки, клещи, скорпионы

3) пауки, клещи, тараканы

4) пауки, стрекозы, клопы

9. Строительство ульев у пчел – это

1) условный рефлекс

2) простой безусловный рефлекс

3) инстинкт

4) сознательное поведение

10. К биологическим методам борьбы с вредными насекомыми относится

1) расселение муравейников

2) уничтожение сорняков

3) уничтожение насекомых хлоркой

4) ловля вредителей специальными приспособлениями

11. Известно, что майский жук – представитель отряда Жуки. Используя эти сведения, выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) имеет две пары крыльев: передние жесткие надкрылья и задние летательные перепончатые крылья.

2) ротовой аппарат грызущий

3) сосут нектар цветков

4) личинки развиваются в почве

5) личинки называются гусеницами

6) личинки производят шелковую нить

Ответ:

     

12. Известно, что насекомые и паукообразные выделены в два различных класса, которые относятся к одному типу животных – Членистоногие. У них есть некоторые сходства в строении, но отличий намного больше. Выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к отличиям паукообразных от насекомых. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) имеет внешний хитиновый скелет, который служит каркасом всему телу

2) четыре пары простых глаз

3) незамкнутая кровеносная система

4) имеются мальпигиевы сосуды

5) четыре пары ходильных ног

6) тело состоит из брюшка и головогруди, соединенных очень тонкой перемычкой

Ответ:

     

13. Вставьте в текст «Паукообразные» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Паукообразные.

Паукообразные в основном сухопутные членистоногие. Тело паукообразных состоит из _______ (А) и ___________ (Б). Усики отсутствуют, глаза ___________ (В). Ходильных ног ___________ (Г) пары. Паукообразные ткут ловчие сети из паутины. Способность выделять паутину обеспечила паукам высокую выживаемость в природе: ловят добычу, делают коконы, защищающие яйца от неблагоприятных воздействий.

Перечень терминов:

1)Голова                                            5) Простые

2) Головогрудь                                   6) Четыре

3) Грудь                                             7) Сложные

4) Брюшко                                          8) Три

Ответ:

А

Б

В

Г

 

     

14. Рассмотрите рисунок представителя типа Членистоногие – речного рака. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: количество усиков; отделы тела; количество ходильных ног; органы выделения; строение желудка.

А. Количество усиков

1) 2 пары

2) 1 пары

3) усики отсутствуют

Б. Отделы тела

1) голова, грудь, брюшко

2) головогрудь, брюшко

3) голова, туловище, хвост

В. Количество ходильных ног

1) 5 пар

2) 4 пары

3) 3 пары

Г. Органы выделения

1) мальпигиевы сосуды

2) жировое тело

3) зеленые железы

4) почки

Д. Строение желудка

1) жевательный

2) цедильный

3) сосательный

4) мышечный

5) жевательный и цедильный

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

         

15. Прочитайте текст и выполните задание.

Типы развития насекомых.

Развитие насекомых может быть с полным (метаморфозом) или неполным превращением. В первом случае (бабочки, жуки, пчелы, мухи и др.) из яйца выходит личинка, значительно отличающаяся по строению и образу жизни от взрослой особи. Она интенсивно питается и растет, а после нескольких линек превращается в неподвижную куколку. Куколка – неподвижная, непитающаяся стадия, внутри которой происходит замена личиночных органов органами взрослого насекомого. Под покровом куколки происходит перестройка органов и тканей личинки, заканчивающаяся выходом взрослого половозрелого насекомого – имаго. При неполном превращении (саранча, кузнечики, тараканы и др.) личинка по строению в основном похожа на взрослое насекомое, но отличается от него малыми размерами, недоразвитием крыльев и половой системы. Личинка растет, периодически линяет и превращается во взрослое насекомое.

Используя содержание текста «Типы развития насекомых», ответьте на следующие вопросы.

1) При каком типе развития насекомых присутствует стадия имаго?

2) При каком типе развития насекомых присутствует стадия личинки?

3) В чем заключается биологический смысл, когда личинка значительно отличается по строению и образу жизни от взрослой особи?

2 вариант.

При выполнении заданий 1-10 укажите только одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

1. Главным систематическим признаком типа членистоногих является

1) трахейное дыхание

2) развитие с полным превращением

3) сегментация тела и конечностей

4) незамкнутая кровеносная система

2. Органами осязания у пауков являются

1) ногощупальца

2) усики

3) гребенчатые коготки

4) ходильные ноги

3. Сколько отделов в теле насекомого?

1) три

2) два

3) один

4) четыре

4. Какая из систем органов рака- отшельника существенно отличается от ее строения у майского жука?

1) нервная

2) кровеносная

3) дыхательная

4) пищеварительная

5. Ротовой аппарат грызущего типа у

1) мухи

2) стрекозы

3) бабочки

4) комара

6. Таежный клещ является переносчиком возбудителя

1) чесотки

2) тифа

3) энцефалита

4) чумы

7.  К насекомым с неполным превращением относятся

1) мухи, комары, стрекозы

2) кузнечики, бабочки, жуки

3) муравьи, осы, пчелы

4) кузнечики, клопы, тараканы

8. Какую функцию у насекомых выполняют мальпигиевы сосуды?

1) выделение

2) транспорт

3) газообмен

4) защита

9. Четыре пары ходильных ног имеет

1) бабочка репейника

2) мучной клещ

3) рыжий таракан

4) ягодный клоп

10. Ученики получили задание пронаблюдать за поведением пчел во время цветения плодовых деревьев в саду и обосновать роль этих насекомых в жизни. Учащиеся пришли к разным утверждениям. Какой цифрой обозначено верное утверждение? Пчелы

1) распространяют семена растений

2) опыляют цветки плодовых растений

3) участвуют в переносе спор растений

4) уничтожают насекомых – вредителей сада

11. Какие признаки характерны для представителей отряда Жуки? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Передние крылья видоизменены в надкрылья

2) Самая многочисленная группа среди насекомых

3) Имеют две пары одинаковых крыльев

4) Развитие протекает с полным превращением

5) Колюще – сосущий ротовой аппарат

6) Развитие с неполным превращением

Ответ:

     

12. Какие организмы относятся к отряду Прямокрылые? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) пчелы

2) кузнечики

3) муравьи

4) саранча

5) наездники

6) медведки

Ответ:

     

13. Вставьте в текст «Размножение и развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Размножение и развитие насекомых.

Все насекомые раздельнополые. Выражен половой диморфизм. У самки – 2 яичника, 2 – яйцевода, ___________ (А). У самца – 2 семенника, __________ (Б) семяизвергательный канал, копулятивный орган. Размножение __________ (В). Оплодотворение внутреннее. Встречается живорождение и _____________ (Г).

Перечень терминов:

1) половое                                          5) клоака

2)партеногенез                                   6) семяпровод

3) семяприемник                                  7) яйцеклетка

4)фрагментация                                   8) бесполое

Ответ:

А

Б

В

Г

 

     

14. Рассмотрите рисунок пчелы. Выберите характеристики, соответствующие ее   

строению, по следующему плану: тело, усики, количество ходильных ног, крылья,

ротовой аппарат.

А. Тело

1) не разделено на отделы

2) два отдела: головогрудь, брюшко

3) 3 отдела: голова, грудь, брюшко

Б. Усики

1) есть

2) нет

В. Количество ходильных ног

1) 1 пара

2) 2 пары

3) 3 пары

4) 4 пары

5) 5 пар

Г. Крылья

1) нет

2) 1 пара

3) 2 пары

Д. Ротовой аппарат

1) грызущий

2) лижущий

3) сосущий

4) колюще – сосущий

5) лижуще-грызущий

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

         

15. Прочитайте текст и выполните задание.

Тип Членистоногие. Общая характеристика.

Название типа дано за характерную членистость ног у его представителей. Тип членистоногие – самый многочисленный в мире животных. насчитывающий более 1млн видов. Представители типа освоили все среды жизни биосферы: водную, почвенную, наземную, воздушную. Членистоногие – это двустороннесимметричные животные, то есть если провести вертикальную линию посередине их тела, то левая часть будет идентична правой. Наружный покров членистоногих пропитан особым органическим веществом – хитином. После отвердевания хитин не позволяет животному расти, и рост его осуществляется только в период линек, когда тело лишено защитного покрова. Из-за этого свойства хитиновый покров называют наружным скелетом. Число линек за время развития особи различно: от 3 у мух до 25-30 у поденок. У членистоногих хорошо развиты органы зрения, обоняния, равновесия, осязания, у некоторых – слуха. Представителями членистоногих животных являются раки, пауки, клещи, насекомые и другие.

Используя содержание текста «Тип Членистоногие. Общая характеристика », ответьте на следующие вопросы.

1) Укажите среды обитания членистоногих.

2) Дайте определение понятию «хитин».

3) Как происходит рост членистоногих.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом.

Верное выполнения каждого задания базового уровня (1 – 10) оцениваются одним баллом.

За выполнения каждого задания повышенного уровня:

11-12 – задания с выбором и записью трех верных ответов из шести оцениваются 2 баллами, если сделано 3 верных выбора; 1 балл ставится, если сделано 2 верных выбора, во всех остальных случаях ставится 0 баллов.

13 задание – задание на включение пропущенных в тексте терминов и понятий оценивается 2 баллами, если дан полный правильный ответ, 1 балл ставится, если верно установлено три правильных любых термина, во всех остальных случаях ставится 0 баллов.

14 задание – задание на соотнесение морфологических или анатомических признаков организмов или его отдельных органов с предложенными моделями, по заданному алгоритму оценивается 3 баллами за полный верный ответ; выставляется 2 балла, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа; выставляется 1 балл, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.

15 задание – задание по работе с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать), которое предлагает умение обучающегося извлекать необходимую информацию из предложенной, отвечая на поставленные вопросы оценивается 3 баллами, если ответ включает в себя три элемента, не содержит биологических ошибок; если ответ включает два из названных элементов ставится 1 балл; если ответ включает из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок 1 балл; если ответ неверный0 баллов.

Итого за работу – 22 балла.

Оценка «5» ставится за 22-18

Оценка «4» ставится за 17-13

Оценка «3» ставится за 12-9

Оценка «2» ставится за 8-0

Правильные ответы.

Вариант 1

Вариант 2

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

1

2

1

3

2

3

2

1

3

4

3

1

4

3

4

3

5

4

5

2

6

2

6

3

7

1

7

4

8

2

8

1

9

3

9

2

10

1

10

2

11

124

11

124

12

256

12

246

13

2456

13

3612

14

12135

14

31335

15

1.Развитие с полным превращением метаморфозом.

2. И при развитии с полным превращением (метаморфозом), и при развитии с неполным превращением.

3. личинки и взрослые особи в меньшей степени конкурируют или совсем не конкурируют за пищевые и иные ресурсы.

15

1. Представители типа освоили все среды жизни биосферы: водную, почвенную, наземную, воздушную.

2.Хитин – это особое органическое вещество, хитиновый покров выполняет функцию наружного скелета.

3. Рост членистоногих происходит во время сбрасывания хитинового покрова.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.