Урок чтения в 4 классе: Иван Захарович Суриков «Весна»
Иван Захарович Суриков «Весна».
1. Работа по картине Левитана "Март"
На экране картина русского художника Исаака Ильича Левитана.
- На какую тему написана эта картина?
- Скажите, а соответствует ли название картины тому, что на ней изображено?
- Почему вы так думаете?
Как показал художник, что весна идёт? (потемневший, подтаявший снег под яркими лучами мартовского солнца, кто-то настежь распахнул дверь, кто-то повесил скворечник).
- Какими красками нарисована картина?
- Ребята, а как вы думаете, мы весну можем только видеть или и слышать?
- Какие звуки мы можем услышать? (пение птиц, шум воды)
- Ребята, а вы любите весну? А за что вы любите весну?
Приметы весны рождают у человека много разных настроений, которые хочется выразить в стихах, песнях, прозе, картинах, музыке.
2. Сообщение темы урока И. Суриков "Весна"
- Сегодня мы с вами совершим путешествие в это прекрасное время года - время пробуждения природы. И поможет нам в этом стихотворение И. З. Сурикова "Весна".
3. Биография поэта
Но прежде, чем начать работу над стихотворением, давайте узнаем о жизни поэта.
Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии. Отец служил в Москве, где у него была небольшая лавка. Когда мальчику было 8 лет, умерла мама. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. После знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил талант Сурикова, Суриков издает свои сборники стихов.
Стихи его отличаются мелодичностью, удивительной яркостью образов и простотой. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. На слова Сурикова музыку писал сам П. И. Чайковский. Умер в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.
4. Знакомство со стихотворением (запись)
Яков Михайлович Смоленский – советский актер, театральный педагог. («Как научиться читать стихи»)
- Какое настроение, по-вашему, было у поэта в момент написания этого стихотворения? А какое настроение сложилось у вас? (ответы детей)
5. Словарная работа
Прочитайте стихотворение, подчеркивая простым карандашом слова, которые вам непонятны.
Бурливый – бурный, шумный.
Воркуют – издают свойственные им звуки.
Оковы – то, что сковывает, давит, обременяет своей массой.
Брединник – заросли ивы.
Зорька — уменьшительно-ласкательное название зари или раннего утра.
- На какие признаки весны указывает поэт в своём стихотворении? Найдите и прочитайте.
- Как дети относятся к приходу весны? Какие слова текста подтверждают, что они рады? Найдите и докажите.
6. Подготовка к выразительному чтению.
-Возьмите карандаши и, читая в парах стихотворение, разделите его на части. Сколько частей у вас получилось?
А) Словесное рисование.
Каждое четверостишье посвящено какому-то элементу пейзажа или определенному изменению в природе. Некоторые строки относительно завершенные по смыслу, другие же продолжают предыдущие. Условно стихотворение можно поделить на две смысловые части: весенний пейзаж и рассказ о детях.
«Весна» – пейзажная зарисовка, поэтому главную роль в ней играют картины природы. За изменениями, принесенными зеленым временем года, наблюдает лирический герой. Характеристику этому образу дать трудно, ведь он практически не проявляет себя, но можно с уверенностью сказать, что его сердце наполнено весенней радостью и теплом.
Система образов с каждой строфой дополняется все новыми «героями». Преобладают в ней образы природы: воздух, речка, тучка и т.д.
Сначала лирический герой замечает, как весна заботливо окутывает землю теплым воздухом, разливает вокруг свет. Солнце уже не прячется за угрюмыми тучами, а ласково смотрит с высоты. Весна щедро одаривает природу: «вот и верба нарядилась в белые сережки». Кажется, что больше всех весенней свободе рады дети. Оны высыпались из «душных хат» на забавы.
Весна пробудила и речку. Она зашумела, забурлила и смело сбросила с себя «зимы оковы». Весенняя песнь реки разливается по всей округе. Даже тучка теперь не хмурится. Она щедро делится дождиком с полем. Солнце и дождик будят почки на деревьях. Новому зеленому наряду радуется лес. Лирический герой с упоением вслушивается в птичьи трели, любуется пестрыми цветами.
В последнем четверостишье появляется образ весны. Ее И. Суриков представляет царицей в цветном плаще.
Инструментом для создания пейзажной зарисовки являются средства выразительности.
Б) Работа в группах.
Главную роль играют олицетворения, позволяющие представить природу, как живое существо: «воздух дышит», «верба нарядилась», «лес оделся», «речка сбрасывает», «речка роет», «глядят листочки», «тучка набежала» и метафоры: «белые сережки», «зимы оковы», «головки цветов», «цветным плащом», «весна-царица». Выразительности картинам природы придают эпитеты: «душная хата», «вода бурливая», «берега крутые». Сравнение в тексте всего одно: «глядят, как золотые, светлые листочки».
Задание 3 с. 55
Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.
Автор не пишет «луга похожи на цветной плащ», а просто из называет цветным плащом, а читатель догадывается, что цветной плащ весны – это весенние луга, пестреющие цветами.
7. Выразительное чтение стихотворения
- А сейчас попробуйте выразительно прочитать стихотворение, передавая весеннее настроение.
8. Итог урока.
- Сегодня мы наблюдали, как великие художники, поэты
изображали пробуждение природы в своих творениях и призывали
любить родную землю.
- А сейчас я хочу, чтобы и вы сказали своё слово о весне.
- Попробуем составить синквейн.
9. Подведение итогов, рефлексия
-Что каждый из вас открыл нового для себя на этом уроке?
-Что больше всего запомнилось и почему?
10. Домашнее задание: подготовиться к выразительному чтению.