Урок литературного чтения в 1 классе «С. Маршака "Весна"»
Пояснительная записка к презентации
Предмет: литературное чтение
Класс: 1Б
Учитель: Миронова Юлия Леонидовна
Тема: С.Маршак «Апрель».
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Цель: познакомить с произведениями русских поэтов о весне; учить выразительно читать стихотворения
Планируемые результаты:
предметные: работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать тексты целыми словами с элементами слогового чтения, называть автора и название произведения;
метапредметные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; находить в тексте ответы на вопросы, определять основную мысль текста; отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
личностные: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, любовь к природе, бережное отношение к природе, эстетические потребности, ценности и чувства.
Оборудование: мультимедийная презентация, книжная выставка, цветы – подснежники; запись композиции “Времена года”
П. И. Чайковского «Апрель».
Сценарий урока
Технология проведения (этап урока, цель) |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Самоопределение, мотивация к учебной деятельности |
- Я приглашаю вас в концертный зал ( Дети входят в класс. При входе получают билетики, на которых раскраска подснежник. Садятся на свои места) Слайд (занавес) |
Самоорганизация, оценивают свою готовность и настрой на работу. |
Личностные: создание позитивного настроения; |
Психологический настрой с применением мотивирующего приёма «Яркое пятно» Цель: создание положительного эмоционального фона |
- Поднимите руки, кто был в концертном зале? - Что вы слушали? - Как нужно вести себя в концертном зале? (на столе правила) - Сегодня я предлагаю вам прослушать произведение известного русского композитора П.И. Чайковского «Времена года» Слайд (портрет Чайковского) - Какое настроение передал композитор в музыке? |
|
Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе |
Актуализация знаний (подводящий диалог) Цель: актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний |
Беседа по прослушанному произведению - Картины какого времени года представили? - Что увидели? - Какие краски на ваших картинах? - Вы прослушали произведение П.И. Чайковского «Времена года. Апрель». Отшумели вьюги. Все ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо вокруг! В лесу появились первые цветы. Снег начинает таять. Воздух чистый и прозрачный. Музыка апреля похожа на вальс. - Посмотрите на доску. - Какие из картин соответствуют прослушанному произведению. - Вспомните строки из стихотворений А. Майкова и А. Плещеева, которыми можно озвучить данные картины. (Дети зачитывают наизусть строки из стихотворений) |
Формулирование ответов на вопросы самостоятельно, с помощью одноклассников и с дозированной помощью учителя |
Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Личностные: интерес к учебному материалу |
Целеполагание. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит постановка проблемы. |
- Сегодня продолжаем работу в мастерской русского поэта С. Маршака. - Как вы думаете, чему будет посвящено его произведение? (весне) -Какие задачи поставите? |
Дети высказывают предположения, объясняя ход своих мыслей. Постановка учебной задачи 1.Познакомиться… 2.Учиться…. 3.Почувствовать…. |
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем Личностные: интерес к учебному материалу |
Осознанное выполнение действий для решения обозначенных задач Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
Знакомство с правилами чтения стихотворений - Познакомимся с правилами работы над выразительным чтением стихотворений. - Изучите их, работая в парах. - Прочитаем. Слайд 1. Правильно ставь ударения.. 2. Соблюдай паузы: короткие паузы - в конце строки, длинные- при окончании мысли. 3. Выбери силу голоса.(Тихо, громко) 4. Определи темп (Быстро, медленно) 5. Читай эмоционально. 6. Покажи интонацией своё отношение к произведению. Знакомство с произведением С. Маршака А) С. Маршак «Апрель» - Откройте учебник на с. 67 - Найдите произведение С. Маршака «Апрель» - Послушайте. - О чем стихотворение? - Какое настроение передаёт это стихотворение? (радостное, восторженное) - Кто рад весне? (Вся природа) Б) Чтение стихотворения - Прочитайте стихотворение шепотом. - Читаем вслух. В) Словарная работа - Замените словосочетания словами из текста: (слова- подсказка на слайде) капли тающего снега (капель) зимний холод (стужа) медленно и тяжело идёт (пробирается). деревья, упавшие на землю (валежник) Г) Работа над выразительным чтением стихотворения - Обратимся к памятке по работе над стихотворением. - Выберите силу голоса. - Определите темп чтения. - Прочитаем выразительно (по столбцам) Д) Анализ произведения. - Как поэт рассказал о пробуждении природы. - О каких признаках весны говорит автор? (Капель звенит. Ручьи бегут.) - Когда о неодушевленных предметах говорят как о живых, такой прием в литературе называют олицетворением. - Какие звуки услышал Маршак? (звуки капели, ручья) - Чьи голоса услышал Самуил Яковлевич? (голоса птиц) - Что еще произошло с наступлением весны? (расцвел подснежник) Физкультминутка Наши первые цветочки распускают лепесточки. Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши первые цветочки закрывают лепестки. Тихо засыпают, головой качают. |
Работа в парах |
Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя; Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности; Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Умение сравнивать, делать выводы. Подтверждение своего открытия, положительная мотивация. |
Первичное закрепление нового материала Цель: организация и осуществление совместной учебно-познавательной деятельности. |
1.Конкурс чтецов. - Подготовьте к выразительному чтению стихотворения, работая в паре. - Кто желает прочитать? (При чтении включаю музыку П. Чайковского «Апрель») - Какое настроение создается у вас при чтении стихотворения? 2. Составление книжной выставки. - Составьте книжную выставку к нашему уроку. |
Фронтальная работа
Обучающиеся самостоятельно выбирают книги по теме урока. |
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности; |
Включение нового знания в систему знаний и повторение Цель: осуществление первоначального контроля своего участия в доступных видах познавательной деятельности |
Художественное творчество - У вас на входных билетиках рисунок . - Соответствует ли его содержание стихотворению С. Маршака? - Раскрасьте его. - Подберите строки из стихотворения Маршака, которыми можно озвучит вашу картинку. |
За правильный ответ группа получает звезду.
Демонстрация оценки учебной деятельности групп |
Регулятивные: осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя |
Итог работы. Рефлексия. Цель: зафиксировать новые умения, полученные на уроке; организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности. |
- Какие краски преобладали в ваших работах? - Эти цвета яркие, теплые, создающие хорошие настроение, ожидание чего-то нового доброго. - Я предлагаю вам подарить свои работы нашим гостям и пожелать теплого весеннего настроения. |
Выполняют задание по предложенному алгоритму, организовывая рефлексию собственной деятельности. |
Регулятивные: осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания |
Приложение 1
Правила поведения в концертном зале.
Внешний вид: нарядная одежда, чистая обувь.
Нельзя опаздывать.
Проходить к месту лицом к сидящему человеку
Нельзя: есть, шуршать фантиками, разговаривать, входить и выходить, хлопать во время звучания музыки.
Аплодировать можно только по окончании всего произведения
Картинка для раскрашивания
С. Маршак Апрель
PPTX / 1.19 Мб