12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Стародубцева Светлана Федоровна5 |
Из опыта работы по подготовке к экзамену по русскому языку в 9 классе
Из опыта работы по подготовке к экзамену по русскому языку в 9 классе.
Новая форма аттестации по русскому языку за курс основной школы становится преобладающей и, по всей видимости, станет единственной. Переход на новую форму экзамена неизбежно связан с дополнительными сложностями для учителя. Учителя, уже начиная с 5 класса, задумываются над тем, как построить уроки, чтобы в перспективе выйти на экзамен и ожидающие виды работы для ребят не оказались открытием.
Конечно, необходимо находить новые методические решения, делать акценты на том, что раньше могло казаться необязательным. Непосредственно рабочая программа по русскому языку в 9 классе предполагает свой материал к изучению, и на подготовку к написанию изложения и сочинения отводится всего несколько часов, хотя эти виды работы являются одними из основных при сдаче экзамена.
Экзамен состоит из трех видов заданий: изложение, тесты, сочинение. Чтобы подготовить ребят к написанию сочинения-рассуждения почву готовлю, начиная с 5-го класса. Использую различные виды работы по развитию речи. Конечно, фактически учащимся не хватает жизненного опыта, и нет ещё житейской мудрости, чтобы написать сочинение, но в таком случае они могут написать со слов учителя. Самое главное в данном случае не бояться высказывать свои мысли в письменном виде.
Вторую четверть я посвящаю работе над тестами. Прежде необходимо обратиться к демонстрационному варианту, так как не было года без каких-либо изменений. В 2015 году убрали полностью разделы «Фонетика», «Чередующиеся гласные», поменяли всю систему нахождения верных ответов. В 2016 году в 9 классе та же система, что и в 11 классе: найти и выписать языковое явление из предложения или сформулировать его самостоятельно. Эти задания в русском языке относятся к категории повышенной сложности. Что касается упражнений в учебнике, то нет там ни одного, которое хоть отдалённо напоминало бы экзаменационное. Есть темы, но нет системы экзаменационных упражнений. Приходится самим составлять целую подборку заданий. Подобные тестовые задания начинаем решать уже в 8 классе. После каждой темы раздаю карточки с подобными вариантами тестов. Вторая четверть самая маленькая, сочинение готовить ещё не успеваем, лишь только пытаемся. Так в 1 полугодии писать пробный экзамен ещё рано, так как сочинение ещё не отработано.
Третья четверть – самая продуктивная, учим и новый материал и пишем сочинения. В это году тоже есть изменения в темах сочинений, они приближены к темам 11 класса. Единственное, что привлекает в этой сложной работе – это содержание текстов: они очень человечны и трогательны. Размышление над текстами приносит удовольствие, и думающие дети пишут с удовольствием.
Так в течение года, от урока к уроку мы подходим к итоговой аттестации, и ребята, которые следуют требованиям на уроке, никогда не боятся сдавать русский язык.