Выступление «Из опыта работы по подготовке к экзамену по русскому языку в 9 классе»

2
0
Материал опубликован 7 September 2022

Из опыта работы по подготовке к экзамену по русскому языку в 9 классе.

Новая форма аттестации по русскому языку за курс основной школы становится преобладающей и, по всей видимости, станет единственной. Переход на новую форму экзамена неизбежно связан с дополнительными сложностями для учителя. Учителя, уже начиная с 5 класса, задумываются над тем, как построить уроки, чтобы в перспективе выйти на экзамен и ожидающие виды работы для ребят не оказались открытием.

Конечно, необходимо находить новые методические решения, делать акценты на том, что раньше могло казаться необязательным. Непосредственно рабочая программа по русскому языку в 9 классе предполагает свой материал к изучению, и на подготовку к написанию изложения и сочинения отводится всего несколько часов, хотя эти виды работы являются одними из основных при сдаче экзамена.

Экзамен состоит из трех видов заданий: изложение, тесты, сочинение. Чтобы подготовить ребят к написанию сочинения-рассуждения почву готовлю, начиная с 5-го класса. Использую различные виды работы по развитию речи. Конечно, фактически учащимся не хватает жизненного опыта, и нет ещё житейской мудрости, чтобы написать сочинение, но в таком случае они могут написать со слов учителя. Самое главное в данном случае не бояться высказывать свои мысли в письменном виде.

Также большую сложность на экзамене представляет изложение. Если раньше изложение было спасательным кругом, то теперь – это проблема №1. Во-первых, текст даётся для прослушивания на диске, скорость чтения такова, что не все дети успевают записать его. Во-вторых, тип текста – рассуждение. Содержание не содержит сюжета, это философские рассуждения о жизни. Поэтому необходимо записать хоть какие-то куски, обрывки фраз и из всего сложить связный текст. На первом прослушивании ребята сидят, открыв рот и округлив глаза, потому что сразу охватывает паника. Приходится потратить немало времени, чтобы хоть как-то успокоить и настроить на рабочий лад. Со временем, с каждым прослушиванием скорость написания конспекта улучшается. Я объясняю, что необходимо писать сокращённо, отступая строки, чтобы потом, при повторном прослушивании дописать. Всегда нужно иметь в виду, что слов не должно быть более ста и не менее семидесяти. Тоже сложный момент, так как каждый раз надо вести ещё и подсчёт слов. На каждое такое изложение требуется три листа бумаги: 1 вариант - черновой, 2 вариант – отработанный, 3 вариант – итоговый. А если в классе 24 человека, то материальная сторона вопроса представляет большую сложность. Писать изложение учимся в 1 четверти, так как по плану, должны написать два контрольных. Чтобы подготовиться основательно времени не хватает, поэтому провожу дополнительные занятия. Таким образом, к концу первой четверти основную работу по написанию изложения мы завершаем.

Вторую четверть я посвящаю работе над тестами. Прежде необходимо обратиться к демонстрационному варианту, так как не было года без каких-либо изменений. В 2015 году убрали полностью разделы «Фонетика», «Чередующиеся гласные», поменяли всю систему нахождения верных ответов. В 2016 году в 9 классе та же система, что и в 11 классе: найти и выписать языковое явление из предложения или сформулировать его самостоятельно. Эти задания в русском языке относятся к категории повышенной сложности. Что касается упражнений в учебнике, то нет там ни одного, которое хоть отдалённо напоминало бы экзаменационное. Есть темы, но нет системы экзаменационных упражнений. Приходится самим составлять целую подборку заданий. Подобные тестовые задания начинаем решать уже в 8 классе. После каждой темы раздаю карточки с подобными вариантами тестов. Вторая четверть самая маленькая, сочинение готовить ещё не успеваем, лишь только пытаемся. Так в 1 полугодии писать пробный экзамен ещё рано, так как сочинение ещё не отработано.

Третья четверть – самая продуктивная, учим и новый материал и пишем сочинения. В это году тоже есть изменения в темах сочинений, они приближены к темам 11 класса. Единственное, что привлекает в этой сложной работе – это содержание текстов: они очень человечны и трогательны. Размышление над текстами приносит удовольствие, и думающие дети пишут с удовольствием.

Так в течение года, от урока к уроку мы подходим к итоговой аттестации, и ребята, которые следуют требованиям на уроке, никогда не боятся сдавать русский язык.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.