Выступление «Из опыта работы»
Из опыта работы
В настоящее время стало очевидным, что приоритетным направлением в процессе образования и воспитания стал нравственный аспект. Моральное формирование ребенка начинается задолго до школы. Но только в школе он встречается с такой четкой и развернутой системой моральных требований, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Именно школа сегодня в силу необходимости является одним из главных центров нравственного развития и воспитания детей.
Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Нельзя забывать, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. А помогать ему надо, прежде всего, в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, и тогда ребенок будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. Л. Н. Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра. Одна из задач нравственного воспитания школы – правильно организовать деятельность ребёнка. Поэтому важно изучить способы организации нравственного воспитания (формы, методы и приемы).
В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним.
Организация учебного процесса, формы оценки знаний, оценочные суждения, характеризующие отношения школьников к учению и своим товарищам, у учителя направлены на то, чтобы сильные стороны каждого ученика были осознаны им самим и его товарищами. Это создает благоприятное эмоциональное состояние школьника в коллективе, что является одним из условий его успешного нравственного развития.
Важно в процессе нравственного воспитания использовать различные формы работы:
· игровые формы на уроках с элементами художественного рассказывания;
· театрализованные уроки;
· уроки-путешествия;
· рисование под музыку;
· работу с пословицами и стихами.
Проводить этические беседы, устные размышления на нравственные темы, разыгрывать жизненные ситуации.
Одним из важнейших способов нравственного образования, наряду с традиционными, является тренинг.
Тренинг – это практическая игровая ситуация, в которой учащиеся могут попробовать реализовать себя в разных ролях, дать оценку происходящему. Жан Жак Руссо говорил: «Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях», поэтому тренинг и является упражнением, позволяющим тренировать душевные качества: доброту, отзывчивость.
Так, применяя упражнение "Ситуация", дети анализируют и решают проблемы, используя литературные источники (например: Что должны сделать герои сказок – Маша и три медведя; Красная Шапочка и Серый Волк; Волк и три поросёнка – чтобы всегда жить дружно?) или жизненные ситуации (например: ученик из параллельного класса толкнул твоего товарища. Твои действия?).
На практике ученик не только должен усвоить нравственные нормы, но и осознать их ценность через свой практический опыт.
Одним из эффективных типов уроков является урок-практикум с использованием репродукций картин мировой живописи, которые позволяют затронуть чувства, переживания и сформировать оценочные суждения учащихся.
На уроке ученики получают разные варианты заданий с использованием репродукций картин художников разных эпох.
Нравственные ценности формируем во время экскурсий в Музей Эрьзи, Музей боевой славы, Краеведческий музей. Проводим экскурсии в природу.
Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию – природе.
Для нравственного воспитания важно организовать урочную и внеурочную деятельность как коллективную, пронизанную высоконравственными отношениями. Деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится перед детьми как общая, для ее решения нужен коллективный поиск.
Широко используются такие формы работы, как:
· тематические классные часы по нравственной тематике;
· читательские конференции;
· организация циклов бесед "Уроки нравственности";
· праздники, сюрпризы, конкурсы;
· театральные представления по нравственной тематике;
· экскурсии, поездки, походы, связанные с нравственной тематикой;
· изучение нравственного наследия своей Республики;
· игры- викторины;
· утренники;
· участие в Международном форуме «Одарённые дети»;
· проектно-исследовательская деятельность;
· публикация рассказов, стихотворений в газетах «Колокольчик», «Диагональ»;
· создание книжек-малышек на различную тематику: «Родина», «Семья», «Добрые дела» и т. д.
Творческая деятельность способствует разрушению стены равнодушия, вызывая у учащихся положительные эмоции и стимулируя увлеченность школьника.
В результате комплексной работы по формированию нравственного поведения получены высокие результаты. Самое важное то, что работа по нравственному образованию находит отклик в сердцах детей, о чём свидетельствуют работы учащихся. Это и поделки, за которые дети получали призовые места. Это участие и победы (1 и 2 места) в Международном форуме «Одарённые дети», где ребята выступали в номинациях: Литературный салон «Глаголом жечь сердца людей», «Союз юных экологов». Результатом специально организованной, целенаправленной работы с одаренными детьми становится, как правило, участие и победа ребенка в том или ином конкурсе, олимпиаде и т.п. Однако очевидно, что уже и сам процесс подготовки учащегося к какому-либо мероприятию является своего рода победой, поскольку ребенок приобретает дополнительные возможности раскрытия и развития своей индивидуальности, нравственных суждений, своих способностей.
Примером могут служить выдержки из текстов мини-резюме, созданных для участия в номинациях Литературный салон «Глаголом жечь сердца людей» и «Союз юных экологов».
Текст №1. «Мое имя Михаил происходит от древнееврейского имени Михаэль – «равный, подобный Богу»). Я уверен, что и в моей личности немало божественного, то есть светлого, доброго, ответственного за судьбы окружающих меня людей, родителей, детей, друзей.
Текст №2. «Где ты доктор для природы?».
Как много больных людей, как много тех, кому нужна помощь!
Но совсем недавно я понял, что лечить нужно не только людей, вся наша планета больна. Планета Земля сегодня экстренно нуждается в помощи!!! Кто же, какой же доктор, сможет вылечить самый главный организм человечества – всю природу? Какое же лекарство нужно сегодня для нашей планеты?
Это сложные вопросы… Даже мои родители не знают ответов на них. А я знаю!!!
Я точно знаю, что есть один единственный доктор, он же лекарь, он же целитель, он же Спаситель – это Человек!!! (Да, да это мы с вами!!!)
И лекарство я придумал универсальное – от всего. Вот способ его применения: излечите себя внутри, свою душу – научитесь радоваться тому, что вас окружает (пока еще окружает), не злитесь, не совершайте плохие поступки, не произносите страшные слова. Уважайте то, что вас окружает (пока еще окружает). И вы увидите, что природа сможет ожить. Я уверен!!! Каждый из нас – доктор для природы!».
Наш опыт показал необходимость дальнейшей работы по нравственному воспитанию со школьниками. Она может способствовать повышению уровня воспитательной подготовки учащихся в школе, обеспечивая развитие нравственных качеств личности в учебной и внеучебной деятельности.
Не стоит забывать всем педагогам, что наш ученик будет далек от того образа, в соответствии с которым мы его воспитывали; его формирование будет зависеть от той обстановки, которую мы создадим для него, и от того, насколько мы сумеем обеспечить ему возможность самостоятельно принимать свои решения и действовать на их основе.