Методический материал «Особый ребёнок — подготовленный педагог. Музыкальное развитие девочки с заболеванием ДЦП»
Особый ребёнок – подготовленный педагог
Музыкальное развитие девочки с заболеванием ДЦП.
(из опыта работы Пластининой Е. В.)
Работая по образовательной программе «Вокальная студия «Кантилена», занимаюсь с детьми, чьи природные музыкальные способности можно оценить как высокие или выше среднего уровня. Результаты моей работы с детьми – это песенные сольные и ансамблевые номера в торжественных и концертных мероприятиях дворца и города, результативные выступления на конкурсах различного уровня.
Три года назад прослушать ребёнка меня попросила мама девочки – инвалида, больной ДЦП, учащейся школы с ОВЗ. Женщина в разговоре со мной сразу откровенно сообщила о болезни дочери, а также об увлечённости девочки пением, и я решила познакомиться с ребёнком.
На тот момент Динаре было 10 лет. При первом нашем знакомстве я заметила, что девочка передвигается достаточно быстро. Смущаясь, она пропела мне знакомую песню, и я поняла, что природа одарила ребёнка относительно чистой вокальной интонацией. Я решила взять девочку в свою студию на сольные занятия с целью развития её речи, наполнив её досуг любимым видом творчества.
Первые занятия выявили у ребёнка уровень музыкальных способностей выше среднего. Однако я быстро поняла, что будет нелегко. В исполнении вокальных упражнений слышалась интонационная и ритмическая чуткость, но отсутствовала кантилена, не было навыков певческого дыхания, подачи звука, артикуляции. Речь Динары затруднена, слегка медленна, были слышны небольшие дефекты произнесения шипящих звуков. Ребёнок общался с педагогом, чувствуя смущение, девочка не смотрела в лицо педагогу, отводила взгляд, наблюдалась зажатость в шейно-грудном отделе позвоночника. Зажим был во всём корпусе ребёнка: девочка стояла напряженно, не могла прямо держать голову, опустить (расслабить) челюсть, а ведь это очень важно при пении! Я почувствовала напряжение голосовых связок: пение крикливое, ломаное. Но радовала память Динары и её желание работать! Девочка позитивно была настроена на занятие, в её поведении чувствовался интерес к вокальному творчеству.
Мною был составлен индивидуальный образовательный маршрут, установлен режим занятий: один - два раза в неделю (один раз в неделю по чёткому расписанию, второй раз – в зависимости от временных возможностей педагога), то есть приблизительно шесть раз в месяц.
Откровенно говоря, я работала с девочкой интуитивно, применяя к ней индивидуальный подход, как и ко всем солистам.
Я поняла, что нужно её расслаблять. На наших занятиях прочно поселился юмор. Я общалась с Динарой искренне и доброжелательно, часто шутила, и Динара всегда незамедлительно реагировала. Мы много разговаривали, я интересовалась её учебой, она с удовольствием рассказывала. Я поняла, что девочка психологически устойчивая, «открытая», и это нам поможет в работе!
Я обратилась к Интернет-источникам, раскрывающим тему «ДЦП и музыкотерапия (вокалотерапия)». Я узнала, что подавляющее большинство детей с ограниченными возможностями имеют речевые нарушения в форме дизартрии, для которой характерно сочетание нарушений звукопроизношения с нарушениями дыхания, голосообразования и, так называемой просодической стороны речи. (Просодика – это система фонетических средств: акценты, мелизы, тембр, мелодика, ритмика, интонация, громкость, тональность и т.д.) Нарушения в просодике делают речь больного ДЦП ребёнка нечёткой, зачастую малопонятной для окружающих. Пение не только способствует углублению дыхания, укреплению голосового аппарата, нормализации просодики, но и, вызывая положительные эмоции, активизирует речевую деятельность, нормализует мышечный тонус.
Я поняла, что заниматься вокалом Динаре полезно. Конкретных методических рекомендаций для педагога–вокалиста по работе с особыми детьми я не обнаружила.
В статье автора Назарук Н. Ю. «Роль занятий пением в успешной социализации детей с детским церебральным параличом» я прочитала: «Обучение пению детей с ДЦП может проходить так же, как и обучение обычных детей, но с поправкой на их физиологические и психологические особенности. Обучая пению необходимо следовать принципам: учета индивидуальных особенностей учащихся, постепенности и последовательности, систематичности, связи с практикой, единства художественного и технического развития».
Получив полезную информацию, я убедилась, что в работе с Динарой нахожусь на верном пути.
Структура наших занятий такая же, как и у всех солистов студии: артикуляционные, мимические, вокальные упражнения, распевания, работа над песней (мелодией и текстом), при необходимости - работа с аппаратурой в зале.
Содержание занятий индивидуально.
В распевании приоритетными упражнениями у нас являются упражнения на «легато», хотя и чистоговорки мы не забываем.
Поподробнее хочется рассказать о содержании песен, то есть о содержании репертуара. Для педагога выбор песни для ребёнка - всегда очень сложная задача. Подбирая репертуар для Динары, я с усиленным вниманием отслеживаю, чтобы текст и мелодика песни соответствовали возможностям девочки, находили у неё эмоциональный отклик. Песня должна понравиться ребёнку, ведь при её исполнении каждая мысль, эмоция должны быть искренними.
Выученные песни Динара исполняет со сцены (часто в школе), а поэтому её репертуар должен показывать хороший уровень вокального развития.
Особенностью моей работы с девочкой в условиях учреждения дополнительного образования является неспешное разучивание песенного материала, скрупулёзная работа над каждой фразой, над отдельным словом и интонацией.
Свою задачу педагога я вижу в качественном, а не в количественном разучивании песен с ребёнком. Считаю, что сжатые сроки разучивания песни нервируют и здоровых детей, а больную девочку «выпускать» на сцену с «сырой» песней категорически нельзя, чтобы не травмировать её психику.
За два учебных года на наших занятиях мы подготовили шесть песен для выступления. К тому же Динара поёт в школьном ансамбле.
Безусловно, вокальные занятия во Дворце детского (юношеского) творчества играют огромную роль в социализации ребёнка. Девочка чувствует себя частью нашего большого (40 детей) творческого коллектива, ведь она встречается с детьми на репетициях к концертам, участвует в наших ежегодных отчётных концертах, чувствует атмосферу подготовки к совместному результату, атмосферу общего праздника, а главное, она выступает на сцене не одна!
На отчётных концертах студии Динара также принимала участие.
В 2017 году песню «Маленькая страна» исполнили Динара и средний ансамбль студии, в 2018 году песню «Маленький принц» - Динара и квартет солисток студии. Когда девочка на сцене находится в компании детей, ей легче справляться с волнением, хотя, конечно, она всё равно переживает, потому что чувствует ответственность за исполнение.
Для моих воспитанников – обычных здоровых детей познакомиться с Динарой, разделить с ней переживания перед выступлением, радость от удачи, и, вообще, принять её такой, какая она есть – это, я считаю, момент воспитания чуткости и толерантности, познания разных сторон человеческой жизни.
С большим удовольствием посещала Динара наш летний оздоровительный лагерь дневного пребывания «Салют». Наш отряд состоял из юных вокалистов разных возрастов 7 – 16 лет. Наблюдая за поведением 12-летней Динары, я поняла, что девочка психологически адаптирована к жизни среди здоровых людей, она не замыкается в себе, с удовольствием общаясь с теми детьми, кто идёт с ней не контакт. Очень радует тот факт, что она не стесняется своего нездоровья, старается изо всех сил не отставать от других детей. По окончании нашей смены я почувствовала особую симпатию девочки к некоторым детям и к себе, как педагогу. Динара была благодарна за то, что её приняли в коллектив!
Недавно Динара успешно выступила на конкурсе детей с ОВЗ. Исполнив песню «Маленький принц», разученную во дворце, девочка стала Лауреатом 1 степени.