Методическая разработка «Музыкальная среда как средство развития креативности ребёнка»
Гармоничное развитие подрастающего поколения является важной задачей для педагогов, залогом будущей успешной умственной деятельности. Всестороннее воспитание подразумевает синтез эмоционального и рационального начал, когда внутренний мир наполняется истинными ценностями, а ребёнок умеет отличать их от мнимых. В этом направлении важно эстетическое направление, развитие творческого потенциала.
Творчество имеет в жизни ребёнка, особенно в дошкольном возрасте, огромное значение. Благодаря занятиям творческой направленности у детей развивается фантазия, воображение, пространственное мышление. Одним из ведущих показателей творческой личности является креативность – способность придумывать неизбитые, свежие идеи и воплощать их в жизнь неординарным образом.
Креативность подразумевает наличие нескольких составляющих, среди которых выделяются:
- интеллектуальный уровень
- знания в выбранной области
- выбор вида деятельности
- активная мотивация.
Формированию духовного потенциала детей способствуют разные направления занятий, и музыку можно назвать среди них ведущей. Исследования вербальной фантазии, проводимые среди школьников, доказывают, что уровень творческого мышления у ребят, занимающихся музыкой, выше, чем у их сверстников, не посещавших музыкальные занятия. И здесь чрезвычайно важна роль педагога.
Правильный подход к организации занятия позволяет не только заинтересовать ребёнка, но и поддерживать эту активность длительное время. Воспитанник получает результаты своего труда и начинает верить в свои силы. Музыкальный руководитель должен быть увлечённым человеком, а также уметь вдохновлять детей. Создание и наполнение благоприятной для развития ребёнка среды – одна из важнейших задач дошкольного учреждения.
Продуктивность музыкальных занятий можно обеспечить при помощи таких средств:
- актуальный репертуар, соответствующий возрасту детей;
- детские инструменты для привития начальных практических навыков;
- программы записи музыкальных композиций, выступлений, репетиций.
Для дошкольного учреждения характерны близкие, доверительные отношения между воспитателем и детьми. Значимые в жизни ребёнка взрослые способны оказать значительное влияние на стремления, увлечения и развитие в целом. Педагогическая роль воспитателя заключается в сотрудничестве с музыкальным руководителем и следовании выбранной линии поведения, организации музыкальных занятий и подходящей среды.
Также педагоги детского сада оказывают поддержку родителям во взаимодействии с ребятами вне стен детского сада и привлекают семьи воспитанников к совместной работе. Открытые занятия, конкурсы и проекты, созданные в сотрудничестве, помогают донести до старшего поколения значимость занятий музыкального характера для общего развития детей. Для достижения этой цели воспитатель должен владеть информацией о семьях воспитанников, их уровне культуры и музыкального развития.
Креативное, нестандартное мышление не относится к числу врождённых навыков. Как и многие другие качества личности, например, целеустремлённость, выносливость, высокий интеллект, развитие оригинального образа мыслей требует регулярных и целенаправленных упражнений. Ребёнок учится управлять полётом собственной фантазии и направлять в необходимое для достижения результата русло, использовать возможности собственного мозга и тем самым раскрывать потенциал.
Младенцы способны слышать музыку задолго до рождения и реагировать на приятные и неприятные звуки. Чем раньше вводятся музыкальные занятия в обучение детей, тем больше вероятность достижения успеха в будущем, даже в не связанных с музыкой областях. Детский сад и начальная школа – наиболее благоприятный возраст, когда ребёнок открыт новому, стремится развиваться и имеет для этого достаточно времени.
Современному обществу требуются люди, умеющие не только чётко и грамотно выполнять поставленные перед ними вышестоящим лицом задачи. Необходимы специалисты, умеющие генерировать идеи, способные непрерывно развиваться и стремящиеся преобразовывать окружающую их реальность. Занятия музыкой, литературой, живописью и другими видами искусства смогут заложить творческий потенциал, который даст плоды в будущем.