Статья «Роль игры в развитии ребёнка с особыми образовательными потребностями»
Интересная игра повышает умственную активность ребёнка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра-это только один из методов, и она даёт хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.
Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и этического воспитания. Любому ребёнку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы социальные потребности.
Играя, дети учатся применить свои знания умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра-это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общении со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к её достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребёнка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями в повседневной жизни. Дети учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора.
У детей с ОВЗ в младшем школьном возрасте игра является основным методом обучения.
Детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результатов их обучения и воспитания педагоги ждут достаточно долго, с детьми очень сложно установить «обратную связь», как с их нормально развивающимися сверстниками. Основным условием и фактором развития детей с особыми образовательными потребностями является их собственная деятельность и сотрудничество со взрослым. При этом особая роль принадлежит игровой деятельности, т.к. в развитии личности любого ребёнка наиболее важное место занимает игра.
От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие психических процессов (в частности мышления, воображения и речи). В процессе игры происходит становление функции замещения, с которой ребёнок в последующем будет сталкиваться постоянно. В игре он учится планировать и регулировать свои действия и действия своих партнеров.
В норме дети овладевают вершиной игровой деятельности – сюжетно-ролевой игрой – в конце раннего детства, к третьему году жизни, и с этого момента, вплоть до поступления в школу, игра становится ведущим видом деятельности ребёнка, т.е определяет его развитие. Дети с выраженным нарушением интеллекта и к концу дошкольного периода зачастую остаются на уровне предметно-манипулятивной деятельности. В их играх наблюдается стереотипность, формальность действий, отсутствие замысла и даже элементарного сюжета.
Дети с особыми образовательными потребностями не используют предметы-заместители, предпочитают действия с реальными предметами. Кроме того, они не могут замещать действия с реальными предметами изображением действий или речью. Функция замещения в игре у этих детей к концу дошкольного периода не возникает, равно как и функция речи.
К моменту, когда игровая деятельность должна окончательно сформироваться и перестать быть ведущей, уступив свои позиции учебной деятельности, она у этих детей остаётся на крайне низком уровне. Для меня, как учителя-дефектолога коррекционной школы, становится очевидным, что ребёнок ,мало играющий, а тем более не играющий (у нас есть и такие дети), теряет в своём личностном развитии.
Прежде всего на своих коррекционных занятиях, я опираюсь на игру, т.к.благодаря игре развивается эмоционально-волевая сфера, таким образом можно успешно подготовить плацдарм для овладения детьми с тяжелой интеллектуальной недостаточностью учебной и трудовой деятельности. Сочетание игровой и учебной деятельности способствует успешному усвоению программного материала занятий.