Избранные задачи по информатике в 9 классе

2
0
Материал опубликован 18 April 2022










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


внеурочной деятельности по информатике

9 классы


«Избранные задачи по информатике»
















Пояснительная записка

Программа курса «Избранные задачи по информатике» предназначен для учащихся 9-х классов. Программа ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.

Экзаменационная работа охватывает основное содержание курса информатики, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики и входящие в федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Содержание курса представляет самостоятельный модуль, изучаемый в режиме интенсива. Планирование рассчитано на аудиторные занятия в интенсивном режиме, при этом тренинговые занятия учащиеся проводят в режиме индивидуальных консультаций с преподавателем, и после каждого занятия предполагается самостоятельная отработка учащимися материалов по каждой теме курса в объеме временных рамок изучения темы. При необходимости возможны индивидуальные консультации с преподавателем в дистанционном режиме.

  Цель курса

Систематизация знаний и умений по курсу информатики и ИКТ и подготовка к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.

 Задачи курса:

выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по информатике;

сформировать: представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, практическое задание);

сформировать умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;

развить интерес и положительную мотивацию изучения информатики.

Структура курса представляет собой набор логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую направленность знаний и умений учащихся. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать задания для учащихся различной степени подготовки. Занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.
Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при самостоятельной работе возможны оперативные консультации учителя. Для текущего контроля учащимся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем, а основная часть заданий выполняется учащимся самостоятельно

Элективный курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением заданий в формате ОГЭ.

Обучение по курсу сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного материала с тестовыми заданиями в формате ОГЭ в бумажном и электронном виде.

Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в формате ОГЭ. Продолжительность занятия 1 часа. Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория по определенной теме и важные комментарии о том, на что в первую очередь надо обратить внимание, предлагается наиболее эффективный способ решения. В качестве домашнего задания учащимся предлагается самостоятельное решение задач по мере освоения тем курса.

Промежуточный контроль знаний осуществляется в форме выполнения контрольных работ, тестов в бумажном варианте и через Интернет в системе Конструктора сайтов.

В качестве итогового контроля учащимся предлагается выполнить одну из демонстрационных версий ОГЭ прошлых лет (части А и В) через Конструктов сайтов.

Основными методами обучения в данном элективном курсе являются практические методы выполнении заданий практикума. Практическая деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся, а также отработать основные умения. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.

Для реализации содержания обучения по данной программе все теоретические положения дополняются и закрепляются практическими заданиями, чтобы учащиеся на практике могли отработать навык выполнения действий по решению поставленной задачи.

Для обучения учеников по данной программе применяются следующие методы обучения:

демонстрационные (презентации, обучающие программные средства);

словесные (лекции, семинары, консультации);

практические (практические работы, направленные на организацию рабочего места, подбор необходимого оборудования; выбор программного обеспечения для выполнения своей работы).


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике»

1.1. Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ОГЭ по информатике.

ОГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 9 класса. Особенности проведения ОГЭ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ОГЭ.

Раздел 2 «Тематические блоки и тренинг по заданиям и вариантам»

2.1 «Информационные процессы»

Передачи информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества информации. Процесс передачи информации, сигнал, скорость передачи информации. Кодирование и декодирование информации.

Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.

2.2 «Обработка информации»

Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Основные компоненты компьютера и их функции. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения.

Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.

2.3 «Основные устройства ИКТ»

Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ. Файлы и файловая система. Оценка количественных параметров информационных объектов. Объем памяти, необходимый для хранения объектов. Оценка количественных параметров информационных процессов. Скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.

Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.

2.4 «Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах, создание и обработка информационных объектов»

Запись изображений, звука и текстовой информации с использованием различных устройств. Запись таблиц результатов измерений и опросов с использованием различных устройств. Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.

Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.


2.5 «Проектирование и моделирование»

Чертежи. Двумерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов. Простейшие управляемые компьютерные модели.

Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.

2.6 «Математические инструменты, электронные таблицы»

Таблица как средство моделирования. Математические формулы и вычисления по ним. Представление формульной зависимости в графическом виде.

Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест

2.7 «Организация информационной среды, поиск информации»

Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение информационных объектов из компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из Интернета). Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест

2.8. Тематический блок «Алгоритмизация и программирование»

Основные понятия, связанные с использованием основ­ных алгоритмических конструкций. Решение задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке или на языках про­граммирования. Повторение методов решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева игры.

2.9.Тематический блок «Телекоммуникационные технологии»

Технология адресации и поиска информации в Интернете.

3. Итоговый контроль

Осуществляется через систему конструктор сайтов, в которую заложены демонстрационные версии ОГЭ по информатике частей А и В.


















ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:


В результате изучения данного курса обучающиеся должны

знать

цели проведения ОГЭ;

особенности проведения ОГЭ по информатике;

структуру и содержание КИМов ОГЭ по информатике.

уметь

эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;

оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией;

оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке;

применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике.

Курс рассчитан на 34 часа лекционно-практических занятий и проводится в течение учебного года по 1 часу в неделю.
















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Перечень тем


Всего

часов

В том числе

План.

сроки

Коррекция сроков

Лекции

Практ.

занятия

1.

Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике

1

1



1 неделя


2.

Тематические блоки и тренинг по заданиям и вариантам:






2.1.

«Представление и передача информации»

3

1

2

2-4 недели


2.2.

«Обработка информации»

3

1

2

5-7 недели


2.3.

«Основные устройства ИКТ»

2

1

1

8-9 недели


2.4.

«Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах, создание и обработка информационных объектов»

2

1

1



10-11 недели


2.5.

«Проектирование и моделирование»

4

1

3


12-15 недели


2.6

«Математические инструменты, электронные таблицы»

3

1

2


16-18 недели


2.7

«Организация информационной среды, поиск информации»

2

1

1


19-20 недели


2.8

«Алгоритмизация и программирование»

8

3

5


21-28 недели


2.9

«Телекоммуникационные технологии»

4

2

2


29-32 недели


3.

Итоговый контроль

2

-

2

33-34 недели



Итого:

34

13

21











СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ


Лещиннер В.Р., Путимцева В.С.. «Я сдам ОГЭ! Информатика ОГЭ 2018». Практикум и диагностика: М., Изд. Просвещение, 2018

Крылов С.С., Чуркина Т.Е. «ОГЭ 2018. Информатика и ИКТ. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов»: М., Изд. «Национальное образование», 2018

Крылов С.С., Чуркина Т.Е. «ОГЭ 2017 Информатика и ИКТ 10 типовых экзаменационных вариантов»: М., Изд. «Национальное образование», 2017

Ушаков Д.М. «ОГЭ 2018. Информатика. Типовые тестовые задания. 10 вариантов заданий»: М., Изд. «Экзамен», 2018

Ушаков Д.М. «ОГЭ 2017. Информатика. Типовые тестовые задания. 10 вариантов заданий»: М., Изд. «Экзамен», 2017

Учебно-тренировочные тесты для подготовки к ОГЭ 2014 / под ред. Лысенко Ф.Ф., Евич Л.Н.: Ростов-на-Дону, "Легион-М", 2014

Гущин Д. «Решу ОГЭ» информатика. Обучающая система Дмитрия Гущина. https://inf-oge.sdamgia.ru/

Поляков К.Ю. «Подготовка к ОГЭ по информатике» http://kpolyakov.spb.ru/school/oge.htm
























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.