12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Улитина Лариса Евгеньевна1110
Педагог дополнительного образования, МБУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества" г. Каменск-Шахтинский, Ростовская область
Россия, Ростовская обл., Каменск-Шахтинский
4

Открытое мероприятие с родителями «Изготовление куклы «Берегиня»



Презентация к занятию
PPTX / 891.67 Кб

/data/files/h1556014159.jpg (1920x1440)

/data/files/a1556014185.jpg (1920x1440)

/data/files/o1556014212.jpg (1920x1440)

/data/files/y1556014244.jpg (1920x1440)

/data/files/w1556014289.jpg (1920x1440)

/data/files/x1556014326.jpg (1920x1440)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Велижский Дом детского творчества

Изготовление куклы «Берегиня»

Открытое мероприятие с родителями

(конспект занятия по работе с глиной для обучающихся I года обучения творческого объединения «Криничка»)

 

Выполнила:

Улитина Лариса Евгеньевна,

педагог дополнительного образования

Велиж

2019

Тема занятия «Изготовление куклы Берегиня»

Цель: Формировать активную педагогическую позицию родителей: вызвать интерес к занятию ребенка, привлечение родителей к участию в жизни творческого объединения.

Задачи:

1. Обучающие:

Познакомить со славянской игрушкой-оберегом

Учить создавать монолитную фигурку из глины пластическим способом

Закрепить знания и умения лепки женской фигуры в народном костюме, умению работы с глиной, плотно примазывая все детали

Дать знания о технике декорирования сырого изделия: тиснение с помощью штампиков, сграффито – процарапывание по влажной глине.

2. Развивающие:

Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

3. Воспитательные:

Воспитывать коммуникабельность, чувство коллектива, взаимопомощь и поддержку.

Материалы и оборудование:

Глина, стеки, штампики для тиснения, зубочистки для сграффито.

Методическое обеспечение:

презентация «Берегиня», работы из методического фонда.

План занятия.

1. Организационный момент.

2. Теоретическая часть.

- Рассказ о народных куклах-оберегах.

- Показ презентации, образцов игрушки и иллюстраций.

3. Практическая часть.

- Объяснение задания и последовательности выполнения работы.

- Лепка игрушки из глины.

4. Выполнение мини-упражнения для отработки техник декорирования сырого изделия: тиснение с помощью штампиков, сграффито – процарапывание по влажной глине.

5. Подведение итогов.

 

Ход занятия:

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята и взрослые. У нас необычное занятие, занятие с участием наших замечательных мам.

-Как хорошо, когда есть мама,
Её улыбка — так чудесна,
Когда она со мною рядом,

Работать мне легко.

Друзья, ведь это так прелестно!

Тема нашего занятия «Изготовление куклы Берегиня».

И сегодня у вас будет возможность создать в результате совместной работы куклу БЕРЕГИНЮ – хранительницу вашего дома.

2. Теоретическая часть.

Слайд 2

В наш век куклы - это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. В древности славяне к ним относились вполне серьезно. Куклы различались по материалу. Первые делались из золы, позже — изо льна или соломы. Для изготовления подходили глина, ткань, дерево и даже тесто.

Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности».

Слайд 3

  Кукла-оберег Мама изображала  радость материнства. Обязательный атрибут — двое младенцев на руках. Куклу дарили на свадьбу либо беременным.

Слайд 4

Пеленашка чтобы сбить злых духов с толку, спелёнутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие незащищённому крестом чаду. 

Слайд 5

Куватка -оберег колыбели Обереги для детей порой бывают весьма необходимы. Дети, особенно маленькие, очень чувствительны к воздействию чужого биополя. Поэтому с ними часто происходит то, что мы называем сглазом.

Слайд 6

Крупеничка символизировала сытость и благополучие. По ней можно было судить, богата семья или нет, так как при нехватке зерна его брали из Крупенички. Зернышки из Крупенички шли в посев, а с нового урожая их засыпали обратно. Если год выдался особенно удачным, в куколку клали монетку. Каждая зерновая культура имела свое значение. Гречка (традиционная крупа) — сытость и благоденствие; рис (редкий, дорогой) — праздник в доме; овес — сила и здоровье.

Слайд 7

Желанница считалась женским оберегом и тщательно скрывалась от мужского взора. Лучшим временем для создания считался август. Чаще их делали в детстве, бережно храня всю жизнь. Желанницу просили о самом заветном. Для этого ей привязывали новую ленточку либо бусинку, подносили к зеркальцу и говорили: Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни, пожалуйста.

Слайд 8

Десятиручка делали в подарок на свадьбу, хотя иногда сама невеста принималась за создание оберега-помощника. Предназначение — помогать молодой хозяюшке управляться с домашними заботами. Для этого — десять рук, каждая из которых наговаривалась на определенное дело. Тело перевязывалось красными нитками, а на низ сарафана пришивалось 9 бантиков такого же цвета.

Слайд 9

Берегиня — хранительница семейного очага. Ещё издревле считалось, что она помогают вести хозяйство, ухаживать за скотиной, следить за домом, беречь очаг, следить за детьми. В старину считалось, что если вылепить из глины женский образ, нанести обережный орнамент, то эта куколка будет оберегать твой дом от всего плохого. Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, выше головы людей, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом, охраняла семью от темных сил, ссор, болезней.

На голове у Берегини надета красная шапка - символ солнца, а в руках она держит птичек, которые просят солнышко дать побольше света и тепла.

Слайд 10

Расписывают игрушки простыми узорами. Круг обозначает в росписи солнце, треугольник — землю, елочки и ростки — символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Никаких глазок, кнопок-носиков и губок бантиком. Кукла с лицом, по мнению славян, обретала душу и могла быть использована для колдовства и наведения порчи. 

3. Практическая часть.

- Много лет назад мастера игрушечники, придумали способ. Способ этот подсказала им сама глина пластичная, жирная, послушная. Из одного комочка, можно слепить любую игрушку, но последовательность работы, конечно, будет разной.

Сейчас я расскажу вам и покажу, как лепится «Берегиня» (показ педагога, поэтапная лепка)

- сделать заготовку - конус.

- примерно посередине обозначить линию талии. Большим пальцем проникнуть вглубь глины, отмять юбку. Она должна быть похожа на колокольчик.

- Отделить часть глины для головы.

- Руки вытянуть из основной массы.

- Опоясать голову жгутом.

- Жгут примазать по направлению макушке. Сделать птичек и прилепить их к рукам.

4. Самостоятельная работа.

-Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивление,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

- Изготовление куклы было делом сугубо женским, поэтому я предлагаю мамам вылепить куклу, а детям птичек.

5. После основной работы, ставится задача – освоить технику декорирования сырых изделий: «тиснение» - с помощью штампиков, «сграффито» - процарапывание стекой по мокрой глине.

6. Обобщение (ответы на вопросы)

- Какие куклы Берегини вам запомнились?

- Как лепят игрушку?

- Какие символы и образы используют при создании игрушки?

Молодцы. Вы сегодня очень хорошо занимались, у всех получились забавные игрушки, которые на следующем занятии нам предстоит расписать.

Опубликовано


Комментарии (1)

Кипурова Наталья Петровна, 30.04.19 в 16:53 0Ответить Пожаловаться
Интересный урок! Куклы замечательные! Молодцы!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.