Урок Изобразительного искусства в 1 классе «Знакомимся с предметами для ИЗО»

1
0
Материал опубликован 4 April 2016 в группе

1 класс

Уроки ИЗО №1.

Тема: Знакомимся с предметами для ИЗО.

Цели:

  • обучающая: познакомить учащихся с материала­ми и оборудованием для занятии изобразительной дея­тельностью
  • развивающая: развивать внимание, расширить знания учащихся об основных художест­венных материалах.
  • воспитывающая: воспитывать бережное отношение к окружающим предметам, аккуратность.

Тип: урок овладения новыми знаниями.

Вид: урок-практикум.

Прогнозируемый результат: умение определять виды бумаг, карандашей, красок.

Оборудование: мольберт, бума­га, клей, ножницы, перо.

Ход урока.

Организационный момент.

Изучение нового материала.

1.Вводная беседа.

Учитель зна­комит детей с особенностями урока изобразительного искусства, говорит о целях и задачах предмета.

-Без этого урока вы не сможете открыть для себя мир во всей его красоте.

2.Работа с учебником с.4-7

- Рассмотрите рисунки учебника и опишите изображенное на них.

1). Виды мольбертов. Подготовка небольших планшетов к работе.

2). Виды бумаги и требования к альбому для рисования.

3). Карандаши (Т—твердый, М — мягкий), ластик, пе­ро, тушь.

4). Виды красок: акварель, гуашь; цветные карандаши, фломастеры.

5). Материалы для лепки: пластилин, глина; проволока, слитки, подставка.

6). Материалы для аппликации и конструирования: цветная бумага, ножницы, клей, природные материалы (лис­тья, ветки, корни, цветы, плоды).

Необходимые сведения. Бумага бывает разных видов: тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, глянцевая, цветная. Для рисования используют специальные альбомы или лист ватмана.

Древние египтяне и индусы использовали для письма и рисования пальмовые листья. Персы применяли для этих целей шкуры животных, китайцы выполняли рисун­ки и иероглифы па ткани.

В России в 1564 году и городе Москве была построена первая бумажная фабрика, которая изготовляла бумагу из древесины.

Карандаши. Карандаши подразделяются па два вида: твердые и мягкие. Твердый грифель отмечают печатной буквой Т, а мягкий отмечают печатной буквой М. На им­портных карандашах знак Н соответствует показателю Т, а знак В показателю М.

Профессиональные художники пользуются каранда­шами итальянского производства, т. к. эти карандаши имеют толстый и мягкий грифели, поэтому удобны для работы.

Виды красок. В начальной школе используются аква­рель, гуашь, тушь. «Акварель»— в переводе с латинского языка обозначает «растворимая в воде». Акварельные краски хорошо растворяются в воде и ровно ложатся на бумагу. В 16—17 веках художники изготовляли краски из корней растений.

Гуашь — краска, растертая на воде с клеем и приме­сью белил, дает непрозрачный слой.

Акварелью можно работать по сухой и сырой бумаге. При этом не следует смешивать большое количество цве­тов, т. к. это приводит к получению грязных цветов. Хра­нят краски в сухом, прохладном месте.

Черная насыщенная краска называется тушью. Япон­ские художники создали тушь, в состав которой входят клей, сажа. Тушь быстро высыхает и не расплывается. Работа тушью осуществляется при помощи ручки с пе­ром. С их помощью легко выполнять разнообразные ли­нии.

Виды кисточек. При работе с красками важная роль принадлежит кисточкам. Для рисования акварелью не­обходимы кисточки, изготовленные из шерсти белки, сур­ка, колонка. Кисточки бывают круглые и плоские. После работы их промывают и просушивают.

Резинка применяется для стирания ненужных линий. Она должна быть мягкой.

Мольберт специальное приспособление для рисова­ния.

Пластилин — это материал, предназначенный для леп­ки. Он мягкий и очень пластичный. Для лепки необходи­ма подставка и каркас.

Выводы.

Закрепление.

Практическая работа.

а) определение вида бумаги, карандаша, красок подготовленных детьми.

б) рассматривание иллюстраций и картин выполненных карандашом, акварельными красками, гуашью, масляными красками.

Выводы.

Подведение итога.

Домашнее задание: подготовить альбом, краски.

1 класс

Уроки ИЗО № 2-3.

Тема: Виды линий. Изображаем вещи и предметы.

Цели:

  • обучающая: дать понятие о видах линий: верти­кальных, длинных и коротких, горизонтальных и
  • наклонных, ломаных, волнистых, дугообразных; познакомить с цветом и тенью,
  • научить рисовать несложные предметы различной формы.;
  • развивающая: развивать умение выполнять линии разных видов, творчество;
  • воспитывающая: воспитывать аккуратность в работе.

Тип: урок овладения новыми знаниями.

Вид: урок-практикум.

Прогнозируемый результат: умение выполнять линии.

Оборудование: репродукции картин, карточки с изображением видов линий.

Ход урока.

Организационный момент.

Изучение нового материала.

1.Вводная беседа:

- Необходимые сведения. Народное искусство — источ­ник народной мудрости. Казахское народное декоратив­ное искусство — это произведения, созданные руками на­родных мастеров. Произведения декоративного искусства изготовляются кустарным и промышленным способами.

Неотъемлемой частью казахского народного декора­тивного искусства является орнамент. Его можно назвать языком, визитной карточкой казахского народа. (показ орнамента)

- Чтобы научиться так красиво изображать предметы, надо научиться правильно делать линии т. к. основой любого изображения является линия. Линия передает движение в различных направлениях. Линии бывают прямые, на­клонные, волнистые, дугообразные, пунктирные, лома­ные.

Умение изображать линии по­могут вам свободно и легко рисовать.

2.Работа с учебником

а) знакомство с видами линий с.10

Выводы.

3. Показ образцов и детских работ.

4. Игра «Кто выполнит это задание быстрее и правильнее?»

Организация игры необходима для поднятия эмоцио­нального настроя и упражнения в изображении линий.

После окончания игры необходимо посмотреть работы учеников и выяснить, как сформированы необходимые знания и умения.

Выводы.

Закрепление.

Практическая работа. Изображение предмета.

С.11 учебника - Ка­кую геометрическую фигуру они напоминают?

Этапы обучения.

Учим выполнять вертикальные и на­клонные линии.

Штрихом называются линии, которые передают фор­мы предметов. После передачи формы учим штриховать.

Осуществляется знакомство с понятиями «свет», «тень».

Светом называется поток лучей, которые падают на предмет. Неосвещенная часть предмета называется тенью. Рассматривая выполненные работы учеников, исправляем допущенные ошибки.

Следующим этапом является обучение рисованию го­ловного убора саукеле. Располагая рисунок па листе, сле­дует учесть, какой формы выбранный вами для изображе­ния предмет. Вначале намечаем высоту, ширину, форму предмета.

Выводы.

Подведение итога.

Выставка работ. Выставление оценок.

Домашнее задание: цветная бумага, клей, альбом, карандаш, кисть.

1 класс

Уроки ИЗО № 4-5.

Тема: Путешествие в мир красок.

Цели:

  • обучающая: дать понятие о световом спектре; учить различать и называть цвета, правильно пользовать­ся красками.
  • развивающая: развивать умение смешивать краски;
  • воспитывающая: воспитывать аккуратность в работе.

Тип: урок овладения новыми знаниями.

Вид: урок-практикум.

Прогнозируемый результат: умение пользоваться акварельными красками.

Оборудование: пособия, знакомящие с цветовой гаммой. Виды красок. Разноцветные карандаши, альбом для рисования.

Ход урока.

Организационный момент.

Изучение нового материала.

1.Вводная беседа:

Окружающий мир богат разнообразными цветовыми сочетаниями. Осенняя листва поражает нас богатством цветов и оттенков. Посмотрите в окно и обратите внима­ние на осенний наряд деревьев. (Выслушиваются ответы первоклассников).

После того, как комбайн сожнет пшеницу, поле ста­новится желтого цвета. Зимнее небо кажется светло-голу­бым. Многообразие цветов часто используется в загадках.

2.Игра «Думай и решай»

Учащимся предлагается отгадать загадки.

Зимой и летом одним цветом.(Елка)

Река подо льдом, все бело кругом, Метелица вьется... Как время зовется?(Зима)

Висит — зеленеет, лежит — пожелтеет, Падает — почернеет.(Груша)

3. Объяснение учителя.

Все цвета подразделяются па теплые и холодные. К теплым относятся красный, жел­тый, оранжевый, а к холодным — голубой, фиолетовый, серый. Сочетания теплых и холодных цветов дают возмож­ность передать форму, объем, красоту предметов или ве­щей.

Главная особенность живописи заключается в разно­образных сочетаниях цветовых оттенков. Поэтому уча­щиеся начальных классов должны хорошо усвоить осо­бенности и названия цветов.

Теперь нарисуем радугу, в которой все цвета расстав­лены по порядку. После этого из основных цветов путем смешивания получаем произвольные цвета.

Красный+желтый = оранжевый

Красный + голубой = фиолетовый

Желтый+голубой = зеленый

Человек знакомится с различными цветами двумя путями:

1) научным путем;

2) в практической деятельности.

У казахского народа каждый цвет несет символ. Так белый символизирует честность, правдивость; красный— огонь, солнце; зеленый — весну и молодость; желтый — разум, достаток, черный — землю; голубой — небо и т. д. В процессе изготовления предметов быта казахи знакоми­лись с цветом, формой, учились изготовлять растительные краски.

Выводы: произвольные цвета получаются путем смешивания основных цветов.

Закрепление.

Работа по учебнику с.12-15 учебника

Практическая работа.

а) Рисование радуги. В радуге все цвета расставлены по порядку.

б) Рисование овощей и фруктов.

Работа с акварелью сос­тоит из двух этапов. Вначале необходимо предмет по­крыть бледным цветом, а затем рисовать более темными цветами.

Выводы: произвольные цвета получаются путем смешивания основных цветов.

Подведение итога.

Выставка работ. Выставление оценок.

Домашнее задание: альбом, краски, кисть, фрукт или овощ.

1 класс

Уроки ИЗО № 6.

Тема: Учимся компоновать.

Цели:

  • обучающая: учить компоновать предметы па бу­маге; дать понятие о композиции и упражнять в
  • состав­лении композиции.
  • развивающая: развивать умение смешивать краски;
  • воспитывающая: воспитывать аккуратность в работе.

Тип: урок овладения новыми знаниями.

Вид: урок-практикум.

Прогнозируемый результат: умение составлять композиции.

Оборудование: репродукции произ­ведений художников, дидактические и наглядные мате­риалы,

карточки, таблицы.

Ход урока.

Организационный момент.

Изучение нового материала.

1.Вводная беседа:

Художники, создавая свои прекрасные произведения, прежде всего продумывали на­иболее удачные варианты расположения предметов, чтобы они все сочетались между собой. На языке художников слово «компоновка» означает составление плана располо­жения всех предметов на плоскости листа или холста.

Слово «композиция» означает построение рисунка, со­гласование всех его частей. Художник стремится изобра­зить гармоничное сочетание человека и природы.

2.Игра «Верно-неверно»

С.17 – определить верную компоновку рисунка.

3. Объяснение учителя.

- Чтобы правильно выполнить рисунок, нужно:

а) уметь видеть;

б) уметь правильно компоновать;

в) уметь передавать замысел рисунка.

Определив основную форму пред­мета и легкими линиями наметить предмет на листе. Уточ­нив особенности изображаемого предмета, прорисовать все его части и мелкие детали. Размер рисунка должен соответствовать размеру листа, т. е. вверху и внизу необ­ходимо оставить свободное место. Используемую натуру не следует передвигать и поворачивать, она всегда долж­на быть в определенном положении.

В процессе работы учащиеся знакомятся с такими понятиями, как далеко — близко, высоко — низко, ма­ленький — большой, что составляет основу композиции.

От поставленной на листе точки делаем легкие линии и с их помощью передаем форму предмета. Выполняем упражнение по таблице. Выполняем рисунок, состоящий нз трех различных предметов.

Это является первым специальным знакомством с по­нятием композиции.

Выводы: необходимо правильно компоновать предметы на листе.

Закрепление.

Работа по учебнику с.17-19 учебника

Практическая работа.

а) Рисование композиции из 2-3 предметов ( на усмотрение учителя)

Работа с акварелью сос­тоит из двух этапов. Вначале необходимо предмет по­крыть бледным цветом, а затем рисовать более темными цветами.

Выводы: произвольные цвета получаются путем смешивания основных цветов.

Подведение итога.

Выставка работ. Выставление оценок.

Домашнее задание: альбом, краски, кисть, фрукт или овощ.

1 класс

Уроки ИЗО № 7.

Тема: Виды растительных орнаментов.

Цели:

  • обучающая: познакомить учащихся с произведе­ниями народных умельцев декоративного искусства; дать понятие об орнаментах, учить выполнять эскизы орна­мента из растительных элементов,
  • развивающая: развивать умение смешивать краски;
  • воспитывающая: воспитывать аккуратность в работе, вызвать интерес к де­коративному искусству.

Тип: урок овладения новыми знаниями.

Вид: урок-практикум.

Прогнозируемый результат: умение выполнять растительные орнаменты.

Оборудование: произведе­ния народных умельцев декоративного искусства, дидактические и наглядные мате­риалы.

Ход урока.

Организационный момент.

Изучение нового материала.

1.Вводная беседа:

Сегодня мы в гостях у народных мастеров. Своеобраз­ный мир народного искусства раскрывается при изучении росписи. Роспись из крупных цветов и листьев вперемеш­ку с гроздьями ягод смородины, винограда и яблок.

На обширной территории среднеазиатских республик с древнейших времен народные мастера передают из поко­ления в поколение замечательные традиции декоративно-прикладного искусства, связанные с обработкой, изготов­лением и орнаментированием изделий. Элементы казах­ского орнамента находят широкое применение в узорном оформлении и убранстве многих предметов.

В каждом случае мастера народного искусства проду­мывают, какие взять цвета, чтобы орнамент получился яр­ким и нарядным. Кроме того, красота орнамента связана с повторением одного и того же элемента в узоре, в соче­тании с другими цветами. Для народного орнамента ха­рактерно чрезвычайное разнообразие растительных моти­вов, в которых природные формы тюльпанов, гвоздик, мальвы, различных листьев получают яркую декоратив­ную трактовку.

2. Объяснение учителя.

- Чтобы правильно выполнить рисунок, нужно:

а) уметь видеть;

б) уметь правильно компоновать;

в) уметь передавать замысел рисунка.

Рисование орнаментов — это хорошая школа для раз­вития художественного вкуса, воображения, глазомера, развития мелкой мускулатуры пальцев и координации движения.

Орнаментом украшаются не только игрушки, по и на­циональная одежда, архитектурные строения, посуда, му­зыкальные инструменты и т. д.

Орнамент может состоять из растительных, геометри­ческих, животных элементов. Так при росписи изделия мастер изображает листья, цветы, а искусная вышиваль­щица украшает полотенце петухами и сказочными птица­ми. При украшении доспехов и одежды богатыря изо­бражают животных, птиц и т. д.

Выводы: необходимо правильно компоновать предметы на листе.

Закрепление.

Работа по учебнику с.20-21 учебника

Практическая работа.

а) Учитель изображает на доске некоторые элементы рас­тительного орнамента

б) учащиеся без прорисовки каран­дашом сразу их выполняют красками.

Работа с акварелью сос­тоит из двух этапов. Вначале необходимо предмет по­крыть бледным цветом, а затем рисовать более темными цветами.

Выводы: произвольные цвета получаются путем смешивания основных цветов.

Подведение итога.

Выставка работ. Выставление оценок.

Домашнее задание: альбом, краски, кисть.

1 класс

Уроки ИЗО № 8-9.

Тема: Виды растительных орнаментов. Ветка клена.

Цели:

  • обучающая: формирование знаний о видах орнаментов, учить выполнять эскизы орна­мента из растительных элементов,
  • развивающая: развивать умение смешивать краски;
  • воспитывающая: воспитывать аккуратность в работе, вызвать интерес к де­коративному искусству.

Тип: урок овладения новыми знаниями.

Вид: урок-практикум.

Прогнозируемый результат: умение выполнять растительные орнаменты.

Оборудование: произведе­ния народных умельцев декоративного искусства, дидактические и наглядные мате­риалы.

Ход урока.

Организационный момент.

Изучение нового материала.

1.Вводная беседа:

Сегодня мы в гостях у народных мастеров. Своеобраз­ный мир народного искусства раскрывается при изучении росписи. Роспись из крупных цветов и листьев вперемеш­ку с гроздьями ягод смородины, винограда и яблок.

На обширной территории среднеазиатских республик с древнейших времен народные мастера передают из поко­ления в поколение замечательные традиции декоративно-прикладного искусства, связанные с обработкой, изготов­лением и орнаментированием изделий. Элементы казах­ского орнамента находят широкое применение в узорном оформлении и убранстве многих предметов.

В каждом случае мастера народного искусства проду­мывают, какие взять цвета, чтобы орнамент получился яр­ким и нарядным. Кроме того, красота орнамента связана с повторением одного и того же элемента в узоре, в соче­тании с другими цветами. Для народного орнамента ха­рактерно чрезвычайное разнообразие растительных моти­вов, в которых природные формы тюльпанов, гвоздик, мальвы, различных листьев получают яркую декоратив­ную трактовку.

2. Объяснение учителя.

- Чтобы правильно выполнить рисунок, нужно:

а) уметь видеть;

б) уметь правильно компоновать;

в) уметь передавать замысел рисунка.

Рисование орнаментов — это хорошая школа для раз­вития художественного вкуса, воображения, глазомера, развития мелкой мускулатуры пальцев и координации движения.

Орнаментом украшаются не только игрушки, по и на­циональная одежда, архитектурные строения, посуда, му­зыкальные инструменты и т. д.

Орнамент может состоять из растительных, геометри­ческих, животных элементов. Так при росписи изделия мастер изображает листья, цветы, а искусная вышиваль­щица украшает полотенце петухами и сказочными птица­ми. При украшении доспехов и одежды богатыря изо­бражают животных, птиц и т. д.

Выводы: необходимо правильно компоновать предметы на листе.

Закрепление.

Работа по учебнику с.22 - 23

а) Знакомство с последовательностью изображения ветки клена.

б) рассматривание орнаментов из растений.

Практическая работа.

а) Учитель изображает на доске ветку клена / цветы.

б) Составление орнаментов

Работа с акварелью сос­тоит из двух этапов. Вначале необходимо предмет по­крыть бледным цветом, а затем рисовать более темными цветами.

в) Самостоятельная работа.

Выводы: произвольные цвета получаются путем смешивания основных цветов.

Подведение итога.

Выставка работ. Выставление оценок.

Домашнее задание: альбом, краски, кисть.

1 класс

Уроки ИЗО №10.

Тема: Виды изобразительного искусства.

Цели:

  • обучающая: формирование знаний о видах изобразительного искусства, учить составлять рассказ по картине;
  • развивающая: развивать речь учащихся
  • воспитывающая: воспитывать интерес к изобразительному искусству.

Тип: урок овладения новыми знаниями.

Вид: стандартный.

Прогнозируемый результат: умение составлять рассказ по картине, называть виды изобразительного искусства.

Оборудование:открытки, иллюстрации и наглядные мате­риалы.

Ход урока.

Организационный момент.

Изучение нового материала.

1.Вводная беседа:

Виды изобразительного искусства — живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Этим видам изобразительного искусства соот­ветствуют определенные разновидности художественной деятельности. Живопись, графика, скульптура составляют особую группу изобразительных искусств. картины.

2. Объяснение учителя.

Графика (греч. пишу, черчу, рисую)—вид изобрази­тельного искусства, и котором задачи образного отраже­ния и познания явлений и предметов объективной дейст­вительности решаются с помощью рисунка.

Живопись — один из важнейших видов изобразитель­ного искусства, в котором задачи образного отражения, истолкования и познаний явлений и предметов объектив­ной действительности решаются цветом, неразрывно свя­занным с рисунком.

Скульптура придает художественному образу изобра­зительность и целостность через объемность формы. Глав­ная особенность скульптуры — объемно-пластическая, трехмерная форма.

Декоративно-прикладное искусство — изготовление бы­товых предметов, обладающих художественными, эстети­ческими качествами и предназначенных не только для употребления в быту, но и для украшения жилищ, архи­тектурных сооружений, парков и т. д.

Выводы: графика, живопись, скульптура . декоративно-прикладное искусство- виды ИЗО.

Закрепление.

Работа по учебнику с.24-27.

Знакомство с произведениями изоискусства

Практическая работа.

Составление рассказа по картине.

Выводы: графика, живопись, скульптура . декоративно-прикладное искусство- виды ИЗО.

Подведение итога.

-Назови виды изобразительного искусства.

-Каких художников вы знаете?

Выставка работ. Выставление оценок.

Домашнее задание:с. 24-27 составить рассказ.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.