Урок Изобразительного искусства в 1 классе «Знакомимся с предметами для ИЗО»
1 класс
Уроки ИЗО №1.
Тема: Знакомимся с предметами для ИЗО.
Цели:
- обучающая: познакомить учащихся с материалами и оборудованием для занятии изобразительной деятельностью
- развивающая: развивать внимание, расширить знания учащихся об основных художественных материалах.
- воспитывающая: воспитывать бережное отношение к окружающим предметам, аккуратность.
Тип: урок овладения новыми знаниями.
Вид: урок-практикум.
Прогнозируемый результат: умение определять виды бумаг, карандашей, красок.
Оборудование: мольберт, бумага, клей, ножницы, перо.
Ход урока.
Организационный момент.
Изучение нового материала.
1.Вводная беседа.
Учитель знакомит детей с особенностями урока изобразительного искусства, говорит о целях и задачах предмета.
-Без этого урока вы не сможете открыть для себя мир во всей его красоте.
2.Работа с учебником с.4-7
- Рассмотрите рисунки учебника и опишите изображенное на них.
1). Виды мольбертов. Подготовка небольших планшетов к работе.
2). Виды бумаги и требования к альбому для рисования.
3). Карандаши (Т—твердый, М — мягкий), ластик, перо, тушь.
4). Виды красок: акварель, гуашь; цветные карандаши, фломастеры.
5). Материалы для лепки: пластилин, глина; проволока, слитки, подставка.
6). Материалы для аппликации и конструирования: цветная бумага, ножницы, клей, природные материалы (листья, ветки, корни, цветы, плоды).
Необходимые сведения. Бумага бывает разных видов: тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, глянцевая, цветная. Для рисования используют специальные альбомы или лист ватмана.
Древние египтяне и индусы использовали для письма и рисования пальмовые листья. Персы применяли для этих целей шкуры животных, китайцы выполняли рисунки и иероглифы па ткани.
В России в 1564 году и городе Москве была построена первая бумажная фабрика, которая изготовляла бумагу из древесины.
Карандаши. Карандаши подразделяются па два вида: твердые и мягкие. Твердый грифель отмечают печатной буквой Т, а мягкий отмечают печатной буквой М. На импортных карандашах знак Н соответствует показателю Т, а знак В показателю М.
Профессиональные художники пользуются карандашами итальянского производства, т. к. эти карандаши имеют толстый и мягкий грифели, поэтому удобны для работы.
Виды красок. В начальной школе используются акварель, гуашь, тушь. «Акварель»— в переводе с латинского языка обозначает «растворимая в воде». Акварельные краски хорошо растворяются в воде и ровно ложатся на бумагу. В 16—17 веках художники изготовляли краски из корней растений.
Гуашь — краска, растертая на воде с клеем и примесью белил, дает непрозрачный слой.
Акварелью можно работать по сухой и сырой бумаге. При этом не следует смешивать большое количество цветов, т. к. это приводит к получению грязных цветов. Хранят краски в сухом, прохладном месте.
Черная насыщенная краска называется тушью. Японские художники создали тушь, в состав которой входят клей, сажа. Тушь быстро высыхает и не расплывается. Работа тушью осуществляется при помощи ручки с пером. С их помощью легко выполнять разнообразные линии.
Виды кисточек. При работе с красками важная роль принадлежит кисточкам. Для рисования акварелью необходимы кисточки, изготовленные из шерсти белки, сурка, колонка. Кисточки бывают круглые и плоские. После работы их промывают и просушивают.
Резинка применяется для стирания ненужных линий. Она должна быть мягкой.
Мольберт специальное приспособление для рисования.
Пластилин — это материал, предназначенный для лепки. Он мягкий и очень пластичный. Для лепки необходима подставка и каркас.
Выводы.
Закрепление.
Практическая работа.
а) определение вида бумаги, карандаша, красок подготовленных детьми.
б) рассматривание иллюстраций и картин выполненных карандашом, акварельными красками, гуашью, масляными красками.
Выводы.
Подведение итога.
Домашнее задание: подготовить альбом, краски.
1 класс
Уроки ИЗО № 2-3.
Тема: Виды линий. Изображаем вещи и предметы.
Цели:
- обучающая: дать понятие о видах линий: вертикальных, длинных и коротких, горизонтальных и
- наклонных, ломаных, волнистых, дугообразных; познакомить с цветом и тенью,
- научить рисовать несложные предметы различной формы.;
- развивающая: развивать умение выполнять линии разных видов, творчество;
- воспитывающая: воспитывать аккуратность в работе.
Тип: урок овладения новыми знаниями.
Вид: урок-практикум.
Прогнозируемый результат: умение выполнять линии.
Оборудование: репродукции картин, карточки с изображением видов линий.
Ход урока.
Организационный момент.
Изучение нового материала.
1.Вводная беседа:
- Необходимые сведения. Народное искусство — источник народной мудрости. Казахское народное декоративное искусство — это произведения, созданные руками народных мастеров. Произведения декоративного искусства изготовляются кустарным и промышленным способами.
Неотъемлемой частью казахского народного декоративного искусства является орнамент. Его можно назвать языком, визитной карточкой казахского народа. (показ орнамента)
- Чтобы научиться так красиво изображать предметы, надо научиться правильно делать линии т. к. основой любого изображения является линия. Линия передает движение в различных направлениях. Линии бывают прямые, наклонные, волнистые, дугообразные, пунктирные, ломаные.
Умение изображать линии помогут вам свободно и легко рисовать.
2.Работа с учебником
а) знакомство с видами линий с.10
Выводы.
3. Показ образцов и детских работ.
4. Игра «Кто выполнит это задание быстрее и правильнее?»
Организация игры необходима для поднятия эмоционального настроя и упражнения в изображении линий.
После окончания игры необходимо посмотреть работы учеников и выяснить, как сформированы необходимые знания и умения.
Выводы.
Закрепление.
Практическая работа. Изображение предмета.
С.11 учебника - Какую геометрическую фигуру они напоминают?
Этапы обучения.
Учим выполнять вертикальные и наклонные линии.
Штрихом называются линии, которые передают формы предметов. После передачи формы учим штриховать.
Осуществляется знакомство с понятиями «свет», «тень».
Светом называется поток лучей, которые падают на предмет. Неосвещенная часть предмета называется тенью. Рассматривая выполненные работы учеников, исправляем допущенные ошибки.
Следующим этапом является обучение рисованию головного убора саукеле. Располагая рисунок па листе, следует учесть, какой формы выбранный вами для изображения предмет. Вначале намечаем высоту, ширину, форму предмета.
Выводы.
Подведение итога.
Выставка работ. Выставление оценок.
Домашнее задание: цветная бумага, клей, альбом, карандаш, кисть.
1 класс
Уроки ИЗО № 4-5.
Тема: Путешествие в мир красок.
Цели:
- обучающая: дать понятие о световом спектре; учить различать и называть цвета, правильно пользоваться красками.
- развивающая: развивать умение смешивать краски;
- воспитывающая: воспитывать аккуратность в работе.
Тип: урок овладения новыми знаниями.
Вид: урок-практикум.
Прогнозируемый результат: умение пользоваться акварельными красками.
Оборудование: пособия, знакомящие с цветовой гаммой. Виды красок. Разноцветные карандаши, альбом для рисования.
Ход урока.
Организационный момент.
Изучение нового материала.
1.Вводная беседа:
Окружающий мир богат разнообразными цветовыми сочетаниями. Осенняя листва поражает нас богатством цветов и оттенков. Посмотрите в окно и обратите внимание на осенний наряд деревьев. (Выслушиваются ответы первоклассников).
После того, как комбайн сожнет пшеницу, поле становится желтого цвета. Зимнее небо кажется светло-голубым. Многообразие цветов часто используется в загадках.
2.Игра «Думай и решай»
Учащимся предлагается отгадать загадки.
Зимой и летом одним цветом.(Елка)
Река подо льдом, все бело кругом, Метелица вьется... Как время зовется?(Зима)
Висит — зеленеет, лежит — пожелтеет, Падает — почернеет.(Груша)
3. Объяснение учителя.
Все цвета подразделяются па теплые и холодные. К теплым относятся красный, желтый, оранжевый, а к холодным — голубой, фиолетовый, серый. Сочетания теплых и холодных цветов дают возможность передать форму, объем, красоту предметов или вещей.
Главная особенность живописи заключается в разнообразных сочетаниях цветовых оттенков. Поэтому учащиеся начальных классов должны хорошо усвоить особенности и названия цветов.
Теперь нарисуем радугу, в которой все цвета расставлены по порядку. После этого из основных цветов путем смешивания получаем произвольные цвета.
Красный+желтый = оранжевый
Красный + голубой = фиолетовый
Желтый+голубой = зеленый
Человек знакомится с различными цветами двумя путями:
1) научным путем;
2) в практической деятельности.
У казахского народа каждый цвет несет символ. Так белый символизирует честность, правдивость; красный— огонь, солнце; зеленый — весну и молодость; желтый — разум, достаток, черный — землю; голубой — небо и т. д. В процессе изготовления предметов быта казахи знакомились с цветом, формой, учились изготовлять растительные краски.
Выводы: произвольные цвета получаются путем смешивания основных цветов.
Закрепление.
Работа по учебнику с.12-15 учебника
Практическая работа.
а) Рисование радуги. В радуге все цвета расставлены по порядку.
б) Рисование овощей и фруктов.
Работа с акварелью состоит из двух этапов. Вначале необходимо предмет покрыть бледным цветом, а затем рисовать более темными цветами.
Выводы: произвольные цвета получаются путем смешивания основных цветов.
Подведение итога.
Выставка работ. Выставление оценок.
Домашнее задание: альбом, краски, кисть, фрукт или овощ.
1 класс
Уроки ИЗО № 6.
Тема: Учимся компоновать.
Цели:
- обучающая: учить компоновать предметы па бумаге; дать понятие о композиции и упражнять в
- составлении композиции.
- развивающая: развивать умение смешивать краски;
- воспитывающая: воспитывать аккуратность в работе.
Тип: урок овладения новыми знаниями.
Вид: урок-практикум.
Прогнозируемый результат: умение составлять композиции.
Оборудование: репродукции произведений художников, дидактические и наглядные материалы,
карточки, таблицы.
Ход урока.
Организационный момент.
Изучение нового материала.
1.Вводная беседа:
Художники, создавая свои прекрасные произведения, прежде всего продумывали наиболее удачные варианты расположения предметов, чтобы они все сочетались между собой. На языке художников слово «компоновка» означает составление плана расположения всех предметов на плоскости листа или холста.
Слово «композиция» означает построение рисунка, согласование всех его частей. Художник стремится изобразить гармоничное сочетание человека и природы.
2.Игра «Верно-неверно»
С.17 – определить верную компоновку рисунка.
3. Объяснение учителя.
- Чтобы правильно выполнить рисунок, нужно:
а) уметь видеть;
б) уметь правильно компоновать;
в) уметь передавать замысел рисунка.
Определив основную форму предмета и легкими линиями наметить предмет на листе. Уточнив особенности изображаемого предмета, прорисовать все его части и мелкие детали. Размер рисунка должен соответствовать размеру листа, т. е. вверху и внизу необходимо оставить свободное место. Используемую натуру не следует передвигать и поворачивать, она всегда должна быть в определенном положении.
В процессе работы учащиеся знакомятся с такими понятиями, как далеко — близко, высоко — низко, маленький — большой, что составляет основу композиции.
От поставленной на листе точки делаем легкие линии и с их помощью передаем форму предмета. Выполняем упражнение по таблице. Выполняем рисунок, состоящий нз трех различных предметов.
Это является первым специальным знакомством с понятием композиции.
Выводы: необходимо правильно компоновать предметы на листе.
Закрепление.
Работа по учебнику с.17-19 учебника
Практическая работа.
а) Рисование композиции из 2-3 предметов ( на усмотрение учителя)
Работа с акварелью состоит из двух этапов. Вначале необходимо предмет покрыть бледным цветом, а затем рисовать более темными цветами.
Выводы: произвольные цвета получаются путем смешивания основных цветов.
Подведение итога.
Выставка работ. Выставление оценок.
Домашнее задание: альбом, краски, кисть, фрукт или овощ.
1 класс
Уроки ИЗО № 7.
Тема: Виды растительных орнаментов.
Цели:
- обучающая: познакомить учащихся с произведениями народных умельцев декоративного искусства; дать понятие об орнаментах, учить выполнять эскизы орнамента из растительных элементов,
- развивающая: развивать умение смешивать краски;
- воспитывающая: воспитывать аккуратность в работе, вызвать интерес к декоративному искусству.
Тип: урок овладения новыми знаниями.
Вид: урок-практикум.
Прогнозируемый результат: умение выполнять растительные орнаменты.
Оборудование: произведения народных умельцев декоративного искусства, дидактические и наглядные материалы.
Ход урока.
Организационный момент.
Изучение нового материала.
1.Вводная беседа:
Сегодня мы в гостях у народных мастеров. Своеобразный мир народного искусства раскрывается при изучении росписи. Роспись из крупных цветов и листьев вперемешку с гроздьями ягод смородины, винограда и яблок.
На обширной территории среднеазиатских республик с древнейших времен народные мастера передают из поколения в поколение замечательные традиции декоративно-прикладного искусства, связанные с обработкой, изготовлением и орнаментированием изделий. Элементы казахского орнамента находят широкое применение в узорном оформлении и убранстве многих предметов.
В каждом случае мастера народного искусства продумывают, какие взять цвета, чтобы орнамент получился ярким и нарядным. Кроме того, красота орнамента связана с повторением одного и того же элемента в узоре, в сочетании с другими цветами. Для народного орнамента характерно чрезвычайное разнообразие растительных мотивов, в которых природные формы тюльпанов, гвоздик, мальвы, различных листьев получают яркую декоративную трактовку.
2. Объяснение учителя.
- Чтобы правильно выполнить рисунок, нужно:
а) уметь видеть;
б) уметь правильно компоновать;
в) уметь передавать замысел рисунка.
Рисование орнаментов — это хорошая школа для развития художественного вкуса, воображения, глазомера, развития мелкой мускулатуры пальцев и координации движения.
Орнаментом украшаются не только игрушки, по и национальная одежда, архитектурные строения, посуда, музыкальные инструменты и т. д.
Орнамент может состоять из растительных, геометрических, животных элементов. Так при росписи изделия мастер изображает листья, цветы, а искусная вышивальщица украшает полотенце петухами и сказочными птицами. При украшении доспехов и одежды богатыря изображают животных, птиц и т. д.
Выводы: необходимо правильно компоновать предметы на листе.
Закрепление.
Работа по учебнику с.20-21 учебника
Практическая работа.
а) Учитель изображает на доске некоторые элементы растительного орнамента
б) учащиеся без прорисовки карандашом сразу их выполняют красками.
Работа с акварелью состоит из двух этапов. Вначале необходимо предмет покрыть бледным цветом, а затем рисовать более темными цветами.
Выводы: произвольные цвета получаются путем смешивания основных цветов.
Подведение итога.
Выставка работ. Выставление оценок.
Домашнее задание: альбом, краски, кисть.
1 класс
Уроки ИЗО № 8-9.
Тема: Виды растительных орнаментов. Ветка клена.
Цели:
- обучающая: формирование знаний о видах орнаментов, учить выполнять эскизы орнамента из растительных элементов,
- развивающая: развивать умение смешивать краски;
- воспитывающая: воспитывать аккуратность в работе, вызвать интерес к декоративному искусству.
Тип: урок овладения новыми знаниями.
Вид: урок-практикум.
Прогнозируемый результат: умение выполнять растительные орнаменты.
Оборудование: произведения народных умельцев декоративного искусства, дидактические и наглядные материалы.
Ход урока.
Организационный момент.
Изучение нового материала.
1.Вводная беседа:
Сегодня мы в гостях у народных мастеров. Своеобразный мир народного искусства раскрывается при изучении росписи. Роспись из крупных цветов и листьев вперемешку с гроздьями ягод смородины, винограда и яблок.
На обширной территории среднеазиатских республик с древнейших времен народные мастера передают из поколения в поколение замечательные традиции декоративно-прикладного искусства, связанные с обработкой, изготовлением и орнаментированием изделий. Элементы казахского орнамента находят широкое применение в узорном оформлении и убранстве многих предметов.
В каждом случае мастера народного искусства продумывают, какие взять цвета, чтобы орнамент получился ярким и нарядным. Кроме того, красота орнамента связана с повторением одного и того же элемента в узоре, в сочетании с другими цветами. Для народного орнамента характерно чрезвычайное разнообразие растительных мотивов, в которых природные формы тюльпанов, гвоздик, мальвы, различных листьев получают яркую декоративную трактовку.
2. Объяснение учителя.
- Чтобы правильно выполнить рисунок, нужно:
а) уметь видеть;
б) уметь правильно компоновать;
в) уметь передавать замысел рисунка.
Рисование орнаментов — это хорошая школа для развития художественного вкуса, воображения, глазомера, развития мелкой мускулатуры пальцев и координации движения.
Орнаментом украшаются не только игрушки, по и национальная одежда, архитектурные строения, посуда, музыкальные инструменты и т. д.
Орнамент может состоять из растительных, геометрических, животных элементов. Так при росписи изделия мастер изображает листья, цветы, а искусная вышивальщица украшает полотенце петухами и сказочными птицами. При украшении доспехов и одежды богатыря изображают животных, птиц и т. д.
Выводы: необходимо правильно компоновать предметы на листе.
Закрепление.
Работа по учебнику с.22 - 23
а) Знакомство с последовательностью изображения ветки клена.
б) рассматривание орнаментов из растений.
Практическая работа.
а) Учитель изображает на доске ветку клена / цветы.
б) Составление орнаментов
Работа с акварелью состоит из двух этапов. Вначале необходимо предмет покрыть бледным цветом, а затем рисовать более темными цветами.
в) Самостоятельная работа.
Выводы: произвольные цвета получаются путем смешивания основных цветов.
Подведение итога.
Выставка работ. Выставление оценок.
Домашнее задание: альбом, краски, кисть.
1 класс
Уроки ИЗО №10.
Тема: Виды изобразительного искусства.
Цели:
- обучающая: формирование знаний о видах изобразительного искусства, учить составлять рассказ по картине;
- развивающая: развивать речь учащихся
- воспитывающая: воспитывать интерес к изобразительному искусству.
Тип: урок овладения новыми знаниями.
Вид: стандартный.
Прогнозируемый результат: умение составлять рассказ по картине, называть виды изобразительного искусства.
Оборудование:открытки, иллюстрации и наглядные материалы.
Ход урока.
Организационный момент.
Изучение нового материала.
1.Вводная беседа:
Виды изобразительного искусства — живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Этим видам изобразительного искусства соответствуют определенные разновидности художественной деятельности. Живопись, графика, скульптура составляют особую группу изобразительных искусств. картины.
2. Объяснение учителя.
Графика (греч. пишу, черчу, рисую)—вид изобразительного искусства, и котором задачи образного отражения и познания явлений и предметов объективной действительности решаются с помощью рисунка.
Живопись — один из важнейших видов изобразительного искусства, в котором задачи образного отражения, истолкования и познаний явлений и предметов объективной действительности решаются цветом, неразрывно связанным с рисунком.
Скульптура придает художественному образу изобразительность и целостность через объемность формы. Главная особенность скульптуры — объемно-пластическая, трехмерная форма.
Декоративно-прикладное искусство — изготовление бытовых предметов, обладающих художественными, эстетическими качествами и предназначенных не только для употребления в быту, но и для украшения жилищ, архитектурных сооружений, парков и т. д.
Выводы: графика, живопись, скульптура . декоративно-прикладное искусство- виды ИЗО.
Закрепление.
Работа по учебнику с.24-27.
Знакомство с произведениями изоискусства
Практическая работа.
Составление рассказа по картине.
Выводы: графика, живопись, скульптура . декоративно-прикладное искусство- виды ИЗО.
Подведение итога.
-Назови виды изобразительного искусства.
-Каких художников вы знаете?
Выставка работ. Выставление оценок.
Домашнее задание:с. 24-27 составить рассказ.