Урок изобразительного искусства в 3 классе
Методическая разработка
урока изобразительного искусства
в 3 классе
УМК «Школа России» программа Б.М. Неменского, учебник Е. И. Коротеевой «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс»», 2015 г.
Автор разработки учитель МБОУ «Чайкинская школа» Симферопольского района Республики Крым Игнатенко Елена Юрьевна.
Тема раздела: «Искусство в твоём доме»
Тема урока: Мамин платок
Форма проведения: урок - конкурс на лучший подарок для мамы.
Цель урока: создание росписи платка для мамы с использованием орнамента.
Тип урока: постановка и решение учебной задачи
Планируемые результаты:
Предметные:
- обучающиеся познакомятся с работой художника по тканям – художника декоративно-прикладного искусства, с принципами росписи платков (симметричная, асимметричная), видами орнаментов, геометрическом и растительном орнаментах;
- научатся отличать платок от ткани, создавать орнамент для росписи платка; составлять простейший орнамент при выполнении эскиза платка;
- узнают понятия и термины: платок, ручная набойка, композиция, кант, симметрия. учиться развивать эстетическое восприятие и радостные переживания от произведений народных умельцев.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
познавательные – научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать за особенностями орнаментов и их связью с природой, анализировать, выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
регулятивные – научатся удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); формировать умение самостоятельно выбирать приемы рисования для творческой работы;
коммуникативные – научатся участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.
Личностные:
Воспитание любви и заботы о маме.
Формирование положительного отношения к учению.
Развитие чувства прекрасного, эмоционального отклика на произведения различных видов искусства.
Оборудование, художественные материалы:
наглядно-демонстрационный материал: мультимедийная презентация по теме, методические таблицы, платки, образцы детских работ по этой теме; педагогический рисунок, павловские платки, учебник, записи песен «Подарок для мамы», «Оренбургский платок», гуашь, кисти, цветная бумага.
Эпиграф урока:
Память о маме – пуховый платок,
Словно завязан в душе узелок.
Наша любовь пролетит сквозь года,
Я не забуду тебя никогда
ХОД УРОКА
I. ВСТУПЛЕНИЕ (создание эмоционального тона урока): звучит песня «Подарок для мамы».
II. ЭКСПОЗИЦИЯ (формулировка темы, постановка проблемы)
- Ребята, вам понравилась песня, которую вы сейчас прослушали?
- Какая проблема возникла в этой семье? (Не знали что подарить маме).
- Как бы вы помогли? Что бы посоветовали?
- А если бы у вас возникла такая задача, что бы вы подарили?
- Сейчас прозвучало много разных вариантов, но самый лучший и ценный подарок – это
подарок сделанный своими руками!
III. РАЗРАБОТКА (взаимосвязь материала урока, развитие действия, кульминация)
- Послушайте эти строки и подумайте о чём они.
Как русские великие просторы, |
- О чём говорится в этих строках?
- Как вы думаете, что мы будем сегодня рисовать?
- Для кого будет этот платок?
- Сформулируйте тему урока.
- Тема нашего урока: «Мамин платок».
- Какова цель урока?
- Сегодня я объявляю конкурс на лучший подарок-платок для мамы!
1. Изучение нового материала
- Платок ещё совсем недавно был самым желанным и дорогим подарком для женщины в России.
- Как вы думаете, ребята, а давно ли платок появился на свет? История появления платка в России такова.. (презентация)
- Как можно отличить просто ткань от платка? Рассмотрите иллюстрации в учебнике, прочитайте текст на с.30. Найдите его отличительные особенности. Обсудите это с товарищем.
- Платок - это замкнутая композиция в квадрате, по краям платок ограничен каймой или кантом или линейным орнаментом.
Работа с словарем ( на доске) Кайма (кант) это - край, кромка; полоса по краю чего-либо.
Демонстрация платков
- Посмотрите на выставку наших платков.
- Как расположен узор на ткани?
- Сравните кайму платка и его центр. Кайма может быть широкой или узкой. Если кайма широкая, то середина платка заполнена мелким рисунком. Каймы может и не быть.
- У каждого платка есть не только свой орнамент, но и ритм (чередование каких-либо элементов в определённой последовательности).
- Если разделить его на равные части, то что мы заметим? (Складывание платка).
- Правильно, все части платка одинаковые. Этот принцип называется – симметрией. Узор на платке располагается симметрично.
- Не кажется ли вам, ребята, что мы попали в какой-то волшебный мир? Какие удивительные по цвету платки, какое многообразие узоров, цветов. Как вы думаете, все ли равно вашей бабушке, маме, сестре, какой надеть платок? Найдите в тексте на с. 31 описание, какой платок подходит для бабушки, какой для мамы, а какой для юной девушки. Какой платок из этой коллекции выбрали бы ваши бабушка, мама, вы сами и почему?
Вывод: платок – это настроение. Платок может подчеркнуть красоту женщины, а может и не соответствовать ей. Например, если на голове старушки яркий, броский платок, то он еще сильнее подчеркнет возраст, старость, усилит бледность лица, обострит морщинки. А темный платок приглушит молодость и красоту молодой девушки или женщины.
Есть платки праздничные, будничные и скорбные.
- Какой платок можно назвать праздничным? (Красивый, яркий, броский и др.). Какой платок можно носить в будни? (простой, с незатейливым узором, более приглушенный, сдержанный). Какой платок ближе женщине, когда у нее горе? (Темный, черный.)
- Какие платки на нашей выставке (праздничные)
Вот мы и выяснили, что платки есть на все случаи жизни, на любой возраст.
2. Творческая практическая деятельность
– Сегодня мы будем расписывать платок для ваших мам. Художник, прежде чем начнет изображать листья и травы, веточки и цветы, придумывает композицию, а потом эту схему заполняет конкретными природными элементами. Точно так же надо поступить вам вами.
– Как мы будем работать над созданием платка? Кто сегодня из Братьев-Мастеров ведущий и будет нам помогать? (Мастер Украшения.)
-Мастер Постройки поможет выбрать расположение узора на платке – на углах, в середине или на всём поле.
Мастер Изображения поможет выбрать изображение на платке – птиц, цветы, бабочек или что-либо другое.
Мастер Украшения поможет превратить изображение в узор – выбрать цвет и ритм узора.
- Для того чтобы нарисовать платок для мамы, бабушки или девочки нам нужно вспомнить, какие бывают орнаменты? (ответы детей - замкнутые, ленточные, сетчатые.)
- А какие виды орнаментов вы еще знаете? (ответы детей - растительные, геометрические)
Повесить орнаменты и схемы
- Определитесь, какой платок вы будете расписывать, праздничный или повседневный. Выберите подходящий цвет листка, которые лежат перед вами и в соответствии с этим какой на нем будет узор. При выполнении работы вам нужно придерживаться композиционного ритма.
- Подумайте, где можно расставить акценты – или в центре платка или по углам. Используйте свою фантазию, заполняйте платок изображениями трав, цветов, листьев, веточек, птичек, бабочек и др. в соответствующей замыслу цветовой гамме. В текстиле такой рисунок будет хорош, когда сочетаются три размера элементов украшения: крупный, средний и мелкий.
- Давайте придумаем узор для платка вместе на доске.
(Рисую квадрат).
- Какую часть платка начнем украшать? (Центр).
- Как найти центр?
- Что можно нарисовать? (Цветы, ягоды, листья, геометрические фигуры, линии).
- Кто хочет нарисовать узор в центре платка?
(Ученик рисует на доске).
- Что будем украшать теперь? (Углы платка).
- Кто хочет нарисовать узор в углах платка?
(Ученик рисует на доске).
- Как можно украсить стороны платка между углами? Кто попробует?
(Ученик рисует на доске).
- Мы сделали эскиз на доске, теперь каждый создаст свой эскиз.
- Сделайте эскиз карандашом. Прорисовываем легким нажатием карандаша! Не забываем, что узор должен быть симметричным! После того как эта работа будет сделана, можно, подключив свою фантазию, начинать роспись платка. Подумайте, в какой цветовой гамме будет ваш платок (слайд Цветовой круг.) Цвета противоположные на цветовом круге (контрастные) выглядят энергично и живо. Цвета расположенные рядом друг с другом – спокойные, приглушённые.
- Какую кисточку будете использовать? Только не забывайте, для кого вы его будете создавать – для бабушки, для мамы или для сестры.
- Разомнёмся перед работой!
Физминутка:
Держим кисточку вот так: Это трудно? Нет, пустяк! Вправо-влево, вверх и вниз Побежала наша кисть. А потом, а потом, Кисточка бежит кругом. Закрутилась, как волчок. За тычком идёт тычок!
|
- Приступайте к работе! (Звучит песня «Оренбургский платок»)
- Ребята, я вижу, что вы вложили всю свою любовь к маме в ваш подарок!
- Какие чувства у вас возникали во время работы?
КУЛЬМИНАЦИЯ
Обращение к эпиграфу.
Выставка и презентация работ.
- Работа окончена. Осталось выбрать победителей!
- Сегодня жюри будете вы сами. Ваши аплодисменты помогут выбрать тройку лучших работ.
IV. РЕПРИЗА (рефлексия)
- Что нового вы узнали на уроке?
- Оцени свою работу на уроке?
- Все ли вам удалось в этом задании?
- Что не удалось? Почему?
- Какое настроение у вас сейчас?
Игнатенко Елена Юрьевна