Урок изобразительного искусства в 3 классе

2
1
Материал опубликован 28 January 2021

Методическая разработка

урока изобразительного искусства

 в 3 классе

 

УМК «Школа России» программа Б.М. Неменского, учебник Е. И. Коротеевой «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс»», 2015 г.

Автор разработки учитель МБОУ «Чайкинская школа» Симферопольского района Республики Крым Игнатенко Елена Юрьевна.

 

Тема раздела: «Искусство в твоём доме»

Тема урока: Мамин платок

Форма проведения: урок - конкурс на лучший подарок для мамы.

Цель урока: создание росписи платка для мамы с использованием орнамента.

Тип урока: постановка и решение учебной задачи

Планируемые результаты:

Предметные:

- обучающиеся познакомятся с работой художника по тканям – художника декоративно-прикладного искусства, с принципами росписи платков (симметричная, асимметричная), видами орнаментов, геометрическом и растительном орнаментах;

научатся отличать платок от ткани, создавать орнамент для росписи платка; составлять простейший орнамент при выполнении эскиза платка;

- узнают понятия и термины: платок, ручная набойка, композиция, кант, симметрия. учиться развивать эстетическое восприятие и радостные переживания от произведений народных умельцев.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

познавательные – научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать за особенностями орнаментов и их связью с природой, анализировать, выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

регулятивные – научатся удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); формировать умение самостоятельно выбирать приемы рисования для творческой работы;

коммуникативные – научатся участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.

Личностные:

Воспитание любви и заботы о маме.

Формирование положительного отношения к учению.

Развитие чувства прекрасного, эмоционального отклика на произведения различных видов искусства.

Оборудование, художественные материалы:

наглядно-демонстрационный материал: мультимедийная презентация по теме, методические таблицы, платки, образцы детских работ по этой теме; педагогический рисунок, павловские платки, учебник, записи песен «Подарок для мамы», «Оренбургский платок», гуашь, кисти, цветная бумага.

 

 

 

 

Эпиграф урока:

Память о маме – пуховый платок,

Словно завязан в душе узелок.

Наша любовь пролетит сквозь года,

Я не забуду тебя никогда

ХОД УРОКА

I. ВСТУПЛЕНИЕ (создание эмоционального тона урока): звучит песня «Подарок для мамы».

II. ЭКСПОЗИЦИЯ (формулировка темы, постановка проблемы)

- Ребята, вам понравилась песня, которую вы сейчас прослушали?

- Какая проблема возникла в этой семье? (Не знали что подарить маме).

- Как бы вы помогли? Что бы посоветовали?

- А если бы у вас возникла такая задача, что бы вы подарили?

- Сейчас прозвучало много разных вариантов, но самый лучший и ценный подарок – это

подарок сделанный своими руками!

III. РАЗРАБОТКА (взаимосвязь материала урока, развитие действия, кульминация)

- Послушайте эти строки и подумайте о чём они.

 

Как русские великие просторы,
Необозрим по красоте своей платок,
На нём начертаны родной земли узоры,
Её живительный и благодатный ток.
На плечи русской женщины накинут,
Как крылья у богини за спиной,
С ним все напасти и печали сгинут,
С ним станешь, как и прежде, озорной.


 

- О чём говорится в этих строках?

- Как вы думаете, что мы будем сегодня рисовать?

- Для кого будет этот платок?

- Сформулируйте тему урока.

- Тема нашего урока: «Мамин платок».

- Какова цель урока?

- Сегодня я объявляю конкурс на лучший подарок-платок для мамы!

1. Изучение нового материала

- Платок ещё совсем недавно был самым желанным и дорогим подарком для женщины в России.

- Как вы думаете, ребята, а давно ли платок появился   на свет? История появления платка в России такова.. (презентация)

- Как можно отличить просто ткань от платка? Рассмотрите иллюстрации в учебнике, прочитайте текст на с.30. Найдите его отличительные особенности. Обсудите это с товарищем.

- Платок - это замкнутая композиция в квадрате, по краям платок ограничен каймой или кантом или линейным орнаментом.

Работа с словарем ( на доске) Кайма (кант) это - край, кромка; полоса по краю чего-либо.

Демонстрация платков

- Посмотрите на выставку наших платков.

- Как расположен узор на ткани?

- Сравните кайму платка и его центр. Кайма может быть широкой или узкой. Если кайма широкая, то середина платка заполнена мелким рисунком. Каймы может и не быть.

- У каждого платка есть не только свой орнамент, но и ритм (чередование каких-либо элементов в определённой последовательности).

- Если разделить его на равные части, то что мы заметим? (Складывание платка).

- Правильно, все части платка одинаковые. Этот принцип называется – симметрией. Узор на платке располагается симметрично.

 

- Не кажется ли вам, ребята, что мы попали в какой-то волшебный мир? Какие удивительные по цвету платки, какое многообразие узоров, цветов. Как вы думаете, все ли равно вашей бабушке, маме, сестре, какой надеть платок? Найдите в тексте на с. 31 описание, какой платок подходит для бабушки, какой для мамы, а какой для юной девушки. Какой платок из этой коллекции выбрали бы ваши бабушка, мама, вы сами и почему?

 

Вывод: платок – это настроение. Платок может подчеркнуть красоту женщины, а может и не соответствовать ей. Например, если на голове старушки яркий, броский платок, то он еще сильнее подчеркнет возраст, старость, усилит бледность лица, обострит морщинки. А темный платок приглушит молодость и красоту молодой девушки или женщины.

Есть платки праздничные, будничные и скорбные.

- Какой платок можно назвать праздничным? (Красивый, яркий, броский и др.). Какой платок можно носить в будни? (простой, с незатейливым узором, более приглушенный, сдержанный). Какой платок ближе женщине, когда у нее горе? (Темный, черный.)

- Какие платки на нашей выставке (праздничные)

Вот мы и выяснили, что платки есть на все случаи жизни, на любой возраст.

 

2. Творческая практическая деятельность

Сегодня мы будем расписывать платок для ваших мам. Художник, прежде чем начнет изображать листья и травы, веточки и цветы, придумывает композицию, а потом эту схему заполняет конкретными природными элементами. Точно так же надо поступить вам вами.

Как мы будем работать над созданием платка? Кто сегодня из Братьев-Мастеров ведущий и будет нам помогать? (Мастер Украшения.)

-Мастер Постройки поможет выбрать расположение узора на платке – на углах, в середине или на всём поле.

Мастер Изображения поможет выбрать изображение на платке – птиц, цветы, бабочек или что-либо другое.

 Мастер Украшения поможет превратить изображение в узор – выбрать цвет и ритм узора.

- Для того чтобы нарисовать платок для мамы, бабушки или девочки нам нужно вспомнить, какие бывают орнаменты? (ответы детей - замкнутые, ленточные, сетчатые.)

- А какие виды орнаментов вы еще знаете? (ответы детей - растительные, геометрические)

Повесить орнаменты и схемы

- Определитесь, какой платок вы будете расписывать, праздничный или повседневный. Выберите подходящий цвет листка, которые лежат перед вами и в соответствии с этим какой на нем будет узор. При выполнении работы вам нужно придерживаться композиционного ритма.

- Подумайте, где можно расставить акценты – или в центре платка или по углам. Используйте свою фантазию, заполняйте платок изображениями трав, цветов, листьев, веточек, птичек, бабочек и др. в соответствующей замыслу цветовой гамме. В текстиле такой рисунок будет хорош, когда сочетаются три размера элементов украшения: крупный, средний и мелкий.

- Давайте придумаем узор для платка вместе на доске.

(Рисую квадрат).

- Какую часть платка начнем украшать? (Центр).

- Как найти центр?

- Что можно нарисовать? (Цветы, ягоды, листья, геометрические фигуры, линии).

- Кто хочет нарисовать узор в центре платка?

(Ученик рисует на доске).

- Что будем украшать теперь? (Углы платка).

- Кто хочет нарисовать узор в углах платка?

(Ученик рисует на доске).

- Как можно украсить стороны платка между углами? Кто попробует?

(Ученик рисует на доске).

- Мы сделали эскиз на доске, теперь каждый создаст свой эскиз.

- Сделайте эскиз карандашом. Прорисовываем легким нажатием карандаша! Не забываем, что узор должен быть симметричным! После того как эта работа будет сделана, можно, подключив свою фантазию, начинать роспись платка. Подумайте, в какой цветовой гамме будет ваш платок (слайд Цветовой круг.) Цвета противоположные на цветовом круге (контрастные) выглядят энергично и живо. Цвета расположенные рядом друг с другом – спокойные, приглушённые.

- Какую кисточку будете использовать? Только не забывайте, для кого вы его будете создавать – для бабушки, для мамы или для сестры.

- Разомнёмся перед работой!

Физминутка:

Держим кисточку вот так:       

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо-влево, вверх и вниз

Побежала наша кисть.

А потом, а потом,

Кисточка бежит кругом.

Закрутилась, как волчок.

За тычком идёт тычок!

 

- Приступайте к работе! (Звучит песня «Оренбургский платок»)

- Ребята, я вижу, что вы вложили всю свою любовь к маме в ваш подарок!

- Какие чувства у вас возникали во время работы?

КУЛЬМИНАЦИЯ

Обращение к эпиграфу.

Выставка и презентация работ.

- Работа окончена. Осталось выбрать победителей!

- Сегодня жюри будете вы сами. Ваши аплодисменты помогут выбрать тройку лучших работ.

 

IV. РЕПРИЗА (рефлексия)

Что нового вы узнали на уроке?

- Оцени свою работу на уроке?

- Все ли вам удалось в этом задании?

- Что не удалось? Почему?

- Какое настроение у вас сейчас?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Вам понадобятся записи песен "Подарок для мамы" и "Оренбургский платок"

28 January 2021

Похожие публикации