Статья «Изображение повседневной жизни в произведениях А.П. Чехова»

4
0
Материал опубликован 4 July

Изображение повседневной жизни в произведениях А. П. Чехова.

Все произведения Чехова направлены на описание повседневной жизни людей. Писатель рассказывает нам не о конкретных героях, а о всех вместе, показывая их обыденные проблемы, скучное существование.

Антон Павлович в своих трилогиях и пьесах высмеивает пошлость людей и мещанство как социальную болезнь.

В рассказе «Ионыч» автор показывает нам деятельного человека, доктора Старцева, который приехал в губернский городок, чтобы работать. Но, с его привыканием к рутинной повседневной жизни, он деградирует как личность. Сначала Старцеву нравилось ходить в дом Туркиных, самой образованной семье города, где и Вера Иосифовна рассказывает «о том, что никогда не бывает в жизни», и Котик с «талантом» пианистки, и Иван Петрович с его «не государственно" и, «здравствуйте, пожалуйста»– все это привлекало и нравилось Старцеву по началу. Спустя какое-то время он влюбляется в Котика, но получает отказ. Старцев быстро успокоился и именно тогда встал на путь полного духовного падения. У него появляются мысли о большом приданом, и мысли вроде: «А к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам?..» В общем Старцев все больше и больше погружался в пошлую, однообразную жизнь губернского городка. Чтобы ярче показать падение героя, Чехов изображает Старцева через четыре года, акцентируя внимание на внешности: «Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой». К тому времени героя уже не интересовали окружающие, он снисходил до них только для того, чтобы поиграть в карты. Его любимым занятием стало перебирание денег, полученных за день. Даже в городе заметили, что Старцев изменился не в лучшую сторону. Можно сделать вывод, что существование в такой теплой среде, может затянуть любого умного, деятельного человека, сделать из него обыкновенное, духовно опустошенное существо, а именно таким стал герой рассказа «Ионыч».

Другое, не менее привлекательное и правдивое произведение – «Вишневый сад», в котором автор показывает обывательскую жизнь людей. В пьесе сочетаются хороший юмор и трагедия. Чехов говорит о вымирании дворянства, изображая Раневскую, которая бросается деньгами, и ее брата Гаева, который все свое состояние проел на леденцах. Но, вообще, Чехов большое внимание уделяет в пьесе времени, она является центральной в комедии. Самое интересное, что автор как бы делит героев на живущих только прошлым, настоящим и будущим. Писатель также показывает и мелочные интересы героев. Раневская, Гаев, Фирс – все они живут воспоминаниями о былых временах, о том, как было хорошо им тогда. Привыкшие к ничегонеделанью, они даже не могут принять правильное предложение Лопахина, касающееся их имения, а именно от них зависит дальнейшая судьба вишневого сада. В этой пьесе Чехов также очень ярко показывает деградацию отдельных героев, говоря о том, что прошел их век, и наступило время для нового поколения, с прогрессивными мыслями, умных и деятельных людей. Особенностью А.П. Чехова является то, что он один из немногих умел так точно, ярко изобразить повседневное существование людей своей современности. За свою жизнь писатель написал множество прекрасных произведений, которые внесли огромный вклад в русскую литературу.

Произведения Чехова давно привлекают внимание литературоведов, литературных критиков, ученых и читателей. Среди научно-критических работ отличаются студии О. Чудакова, который немало сделал для исследования нарративных форм в прозе наследии художника. Так, в монографии «Поэтика Чехова» (1971) ученый проанализировал средства выражения авторской позиции и формы нарративной структуры, субъективную и объективную манеры повествования в ранних рассказах художника «Толстый и Тонкий», «Хамелеон», «Смерть чиновника», а также обращается к поздним повестей Чехова «Скучная история», «Огни», «Рассказ неизвестного человека», «Моя жизнь», «Степь» и др. В другой монографии «Мир Чехова» (1986). О. Чудаков прослеживает художественный мир произведений писателя, внутренний и внешний сюжет его рассказов и повестей. Г. Бердников в работе «А. П. Чехов. Идейные и творческие искания» (1984) сравнил повести «Скучная история» (1889) Чехова и «Смерть Ивана Ильича» (1886) Толстого, проследил идею и проблематику произведений, охарактеризовал моральные позиции героев. Вместе с тем повесть «Скучная история», как и другие произведения Чехова, не нашла должного научного освещения в литературоведении. О. Чудаков и Г. Бердников лишь вскользь рассматривали это произведение в контексте более ранних произведений писателя. В связи с этим исследование нарративной структуры повести «Скучная история», как и чеховских повестей, в целом, является достаточно актуальным.

Повесть «Скучная история» (1889) показала новый, зрелый этап творчества Чехова – переход от ранних рассказов до более широкого социально-психологического анализа действительности и состояния человека. Писатель подает в повести два плана: с одной стороны, здесь изображается обыденность жизни обычного человека, а с другой, – бытийный план, который позволяет художнику нарушить глубинные проблемы существования человека: жизни и смерти, духовной реализации личности, нравственного оскудения общества, отношение к семье, искусству, социуму и др.

Сюжет повести «Скучная история» острый и напряженный, но не в плане внешних событий, а основные события произведения разворачиваются в глубине человеческого сознания, подчеркивает нарративная организация повести. Сюжетной основой произведения является печальный рассказ профессора Николая Степановича, который прожил 62 года, так и не осознав смысла жизни. Характерно, что фамилия рассказчика он не назвал. Профессор сам себя именует «такой-то, тайный советник и кавалер», что способствует обобщению образа главного героя-рассказчика, восстановлению типичного характера «лишнего человека», распространенного в русской литературе XIX в.

Свободный поток мыслей, переживаний, воспоминаний профессора, которые сочетаются с бытовыми сценами, способствуют раскрытию сложной судьбы человека и его жизненной драмы. Повесть А. Чехова отразила не только драму безысходности отдельного человека, но и процесс сложного самопознания думающих людей, острое чувство неудовлетворенности идейным призванию своего поколения. Нельзя сказать, что герой не нашел своего места в обществе, поскольку он был ученым, читал лекции в университете, руководил аспирантами и докторантами, был успешным среди коллег, имел жену, дочь и воспитанницу Катю – своего лучшего друга. Но, несмотря на видимое благополучие, Николай Степанович постоянно испытывает внутреннюю боль и тревогу, мотивы, которых ему самому еще не совсем понятны. Течение повести герой через свою внутреннюю рассказ проходит трудный путь самоосознания, познания и самого себя, и окружающего мира.

Сквозной проблемой в повести «Скучная история» является проблема отчуждения, герой постоянно чувствует себя нужным обществу и родным. Профессор чувствует себя одиноким даже в кругу близких людей. Погруженный в науку, думая, что помогает людям и творит добро, он не видел настоящей жизни, своей семьи, пропустил рост единственной дочери, не знал духовной жизни и покоя в душе. Напряжение сюжета предоставляет ситуация «порога», поскольку герой постоянно находится между жизнью и смертью, между настоящим и прошедшим временем, между тем, что хочется и хотелось осуществить, между прожитой жизнью и жизнью на склоне лет.

Уже в начале повести «Скучная история» разворачивается традиционный для русской литературы XIX века (начиная с петербургских повестей Гоголя) мотив замены человека образом. Этот мотив проявляется не только в сюжете, но и в композиции произведения, и в нарративной структуре повести. Герой говорит о себе как о постороннем человеке, т.е. отстраняется от самого себя. Отношения между «я внутренним» и «я внешним» определяют главный конфликт произведения. «Я внешнее» – ему нужен только чин, место в обществе: «Есть в России заслуженный профессор Николай Степанович такой-то, тайный советник и кавалер, у него так много русских и иностранных орденов, что когда ему приходится надевать, студенты величают его иконостасом <...> все это и многое, что еще можно было бы сказать, составляет то, что называется моим именем ». «Я внутреннее» Николая Степановича совсем другое – уязвимое, страдальческое, встревоженное. В глубине души профессор понимает, что в течение жизни он так и не узнал главного – смысла бытия. Звание и орден не могли дать внутреннего удовлетворения способной мыслить человеку, поэтому он осознает отчуждения себя от чина. В отличие от Гоголя, который показал процесс перехода от «я» к «чина», Чехов раскрыл обратный процесс от «чина» к «я», к самопознанию и самоидентификации героя.

Одним из ведущих мотивов повести «Скучная история» также мотив «болезни», который проявляется не столько в физической немощи, а в духовном, нравственном страдании профессора. Раскрытию мотива «болезни» служат такие нарративные конструкции и модели: герой быстро переключается с одного предмета на другой, постоянно срывается криком и плачем на родных и близких, не дослушивает до конца собеседников, впадает в отчаяние, говорит отрывисто и непоследовательно. Физическая болезнь также присутствует в повести, поскольку персонаж постоянно жалуется на бессонницу, он даже называет эти страдания своим образом жизни: «... что касается моего теперешнего образа жизни, то прежде всего я должен отметить бессонницу ...». Жизнь в ситуации «порога» (на грани жизни и смерти) акцентированное автором и в мотиве «болезни» - бессонница, т.е. существование на грани реального и ирреального мира, света и тьмы.

Кульминационным моментом повести момент прозрения, осознания героем-рассказчиком своих дел и праздной жизни, осознание своих желаний и стремлений: «Я хочу, чтоб наши жены, друзья, дети, ученики любили в нас не имя, а не фирму и не ярлык, а обыкновенных людей ...». Перед профессором возникают онтологические и экзистенциальные вопросы, но он не может дать ответ на них.

Неспособный помочь самому себе, профессор не может дать совет и своем ближайшему другу– Кате. Он может сказать ей всего одно слово и тем самым помочь ей. Слово, которое изменило жизнь, но профессор молчит. Несказанное слово - ключевой этап повести, оно раскрывает всю обесцененную сущность существования профессора.

Развязкой произведения является будничные слова, фразы, сказанные профессором и его воспитанницей, однако за ними прослеживается трагизм, холодность человеческих отношений и бытия в целом. В последнем эпизоде ​​произведения персонажи говорят об обычных и общепринятых фактах, но каждый из них осознает трагизм жизни и неизбежности смерти, ненужность самому себе и обществу: «... ведь душа этой бедняжки не знала, и не будет знать приюта всю жизнь, всю жизнь!»

В финале повести «Скучная история» используется риторическая форма прощания. Прощание с Екатериной становится для Николая Степановича прощанием с жизнью и с дорогим для него в мире другом. Герой переосмысливает всю свою прошлую жизнь, он осознает, что духовное прозрение не наступит никогда. Писатель сочувствует герою, не осуждает его, становясь как бы его двойником.

В нарративной структуре повести точка зрения автора и героя сближены, иногда они даже совпадают между собой. Художник изображает жизнь персонажа, высказывает суждения о науке, обществе, становясь на позицию профессора. Впрочем, полного тождества точек зрения и героя не происходит. Основной конфликт произведения затруднено двумя коллизиями: «я» и «не-я» профессора, «я» автора и «я» героя-рассказчика. Таким образом, Чехов воспроизводит сложный диалог, который происходит в душе человека по онтологическим вопросам.

Большую роль в формировании нарративной структуры произведения играют всесюжетные элементы, которые якобы не влияют на движение основной событийной линии, но вместе с тем образуют полифонизм голоса героя-рассказчика и голоса автора. Среди внесюжетных элементов можно отметить вставные эпизоды: письма Кати к профессору Николаю Степановичу, притчевой рассказ профессора о Гнеккере, а также разнообразные интексты (пословицы и поговорки, изречения из известных литературных произведений Шекспира, Пушкина). Внесюжетных элементов помогают раскрыть внутреннее состояние персонажей на фоне обыденной жизни. Можно проследить эволюцию духовного состояния Кати в письмах Николаю Степановичу: первые письма были длинные, захватывающие, Катя хотела быстрее поделиться своим успехом, но со временем они становились короче, профессор начал замечать в них признаки уныния, разочарования. Нарративная форма листьев лучше воспроизводит психологические изменения, которые произошли в душе героини под влиянием обстоятельств.

Пословицы и поговорки, которые повторяет герой, помогают ему понять сущность жизни, побуждают к рефлексии. Так, например, древнюю формулу «Познай самого себя» Николай Степанович переосмысливает в условиях бездуховного бытия, невозможности внутренней реализации: древние, по его мнению, должны указать способ, как пользоваться этим советом.

Внутренний мир человека в изображении Чехова тесно связан с внешним. Через всю повесть проходит явно выраженный контраст между внешним и внутренним миром персонажа. Этот контраст ощутим уже в экспозиции и становится сквозным мотивом произведения: «Насколько блестяще и красиво мое имя, насколько тускло и безобразен я сам». Контрастность помогает выявить оценочно-композиционный ряд, способствует развитию сюжета, раскрывает сущность жизни профессора и его взаимоотношения с близкими людьми.

Чехов значительно обновил тип повествования от первого особы, к которой обращались и другие писатели-классики (Гоголь, Ф. Достоевский, Л. Толстой и др.), за счет синтеза различных нарративных структур. Основу произведения составляет внутренний монолог героя, но в повести использованы диалоги других персонажей, поданные через восприятие и интерпретации профессора, что он все это пережил недавно. В произведении сочетаются точки зрения разных людей - жены, дочери, друзей, Кати и других. Повествовательная структура повести различными оценками помогает глубокому раскрытию психологических состояний человека переходного периода в ее связях с обществом и самим собой. Вместе с тем формы на-рации выполняют различные функции: сюжетно-композиционную, мотивную, жанрово-стилевую.

В повести Чехова соединяются объективный и субъективный типы повествования. Субъективный рассказ характерен тем, что события излагает рассказчик, который является главным персонажем произведения и реальным человеком. Профессор является рассказчиком произведения, существует в том мире, который его окружает сейчас. Объективный рассказ повести оказывается на уровне нейтральной речи автора (который пытается скрыть свою позицию), а также в высказываниях других персонажей, которые являются фоном для раскрытия характера главного героя.

В нарративной структуре заложены оппозиции времени «прошлое – настоящее»: «Никакой спорт, никакие развлечения и игры никогда не доставляли мне такого наслаждения, как чтение лекций <...> это было прежде. Теперь же на лекциях я испытываю одно только мучение ...». Оппозиция времени направлена на раскрытие изменения в эмоциональном состоянии рассказчика и глубже - в его мироощущении. Время в повести играет удивительно важную роль, поскольку оно является ключевым моментом в показе духовной эволюции профессора в предчувствии близкой смерти.

Параметры времени являются определяющими и для раскрытия восприятия героем любезной жены, Кати, дочери, докторанта, Михаила Федоровича. В разговоре с женой Николай Степанович чувствует себя жалким, никому не нужным в этом мире: «Я смотрю на свою жену и удивляюсь, как ребенок. В недоумении я спрашиваю себя: неужели эта старая, очень полная, Неуклюжая женщина <...> была той самой тоненькой Варей, которую я страстно полюбил...». Профессору со своей женой не о чем говорить, на все ее замечания он просто молчит и тихо соглашается с ней. Отсутствие нарративной формы в разговоре с женой (молчание) обнаруживает скудность повседневной жизни персонажа.

Разговор с докторантом построен на формах отрицания и непонимания, профессор все время говорит, что не понимает смысла прихода докторанта, он срывается в диалоге с ним даже на крик, а тот все молчит. Разговор с Катей похожа на диалог, где профессор и воспитанница обмениваются мыслями и переживаниями, но ключевым моментом все же выступает прием молчания. Итак, форма молчания в нарративной структуре повести «Скучная история» акцентирует не только внутреннее беспокойство и моральную неуравновешенность человека, но и разрыв духовных связей между людьми. Образ Николая Степановича воплощает духовную атмосферу эпохи, ее сущностные проблемы и особенности.

Следует отметить особую свободу нарративной позиции чеховского повествователя, обеспечивающих свободный поток мыслей, независимость от стереотипов и идеологических догм, рефлексии и медитации, которые включают в себя элементы философских суждений. Философские сентенции в повести различны по тематике и остротой суждений, они касаются общества, науки, искусства, смысла жизни, «общей идеи». В течение жизни профессор пришел к выводу, что у него нет «общей идеи». Осознав противоречия в своих взглядах прошлого и нынешнего, профессор почувствовал «паралич души», «преждевременную смерть». Именно поэтому он по-новому, как будто впервые, видит свою жену, самого себя, воспитанницу Катю. Однако у него не осталось физического времени, чтобы принять новые суждения. В этом заключается трагизм образа главного героя-рассказчика. Чехов раскрыл жизненную драму самопознания и самосознания человека, почувствовал бесполезность прошлого существования и духовное одиночество накануне смерти.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.