Изобразительная деятельность в обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Изобразительная деятельность в обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Введение
Изобразительная деятельность занимает значимое место в обучении и реабилитации детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Она способствует развитию творческих способностей, формированию личности, улучшению моторики и коммуникативных навыков. Этот доклад рассматривает основные аспекты изобразительной деятельности, ее историческое развитие, текущее состояние, а также проблемы и вызовы, связанные с использованием изобразительного искусства в обучении этой категории детей.
Историческое развитие
Исторически, использование изобразительной деятельности в образовании детей с различными нарушениями восходит к началу XX века. Первоначально акцент делался на реабилитацию через художественные методы как способ самовыражения. С течением времени, в конце XX - начале XXI века, внимание к художественному образованию увеличилось, а исследования в этой области стали более систематичными.
Согласно работам таких исследователей, как Г. А. Лионтев и В. В. Давыдов, изобразительная деятельность имеет важное значение для формирования когнитивных и эмоциональных функций у детей с особыми потребностями. В конце XX века в России начали распространяться специализированные программы, включающие элементы искусства в обучении.
Текущее состояние
На современном этапе изобразительная деятельность активно используется в образовательных учреждениях для детей с ТМНР. Основными целями этой деятельности являются:
1.Развитие моторных навыков: Использование различных материалов (краски, карандаши, глина) улучшает двигательные навыки, а также координацию рук и глаз.
2. Эмоциональное развитие: Через творчество дети могут выражать свои чувства и переживания, что особенно важно для детей с ограниченной способностью к вербальному общению.
3.Социализация: Совместные художественные проекты способствуют взаимодействию детей между собой и с педагогами, что помогает в формировании социальных навыков.
4. Когнитивное развитие: Изображение объектов и использование разных техник помогают развивать внимание, память и восприятие.
В образовательных учреждениях используются различные методы и подходы к интеграции изобразительной деятельности в учебный процесс. Некоторые специалисты применяют арт-терапию, которая сочетает в себе элементы психотерапии и искусства, что помогает детям преодолевать внутренние барьеры.
Проблемы и вызовы
Несмотря на положительные аспекты, существует ряд проблем и вызовов, связанных с изобразительной деятельностью для детей с ТМНР:
1. Недостаток квалифицированных специалистов: Существующий дефицит педагогов, обученных работе с детьми с особыми потребностями, затрудняет реализацию программ, направленных на изобразительное обучение.
2.Отсутствие адаптированных методик: Не все существующие художественные методы подходят для детей с ТМНР, что требует разработки новых адаптированных подходов.
3.Проблемы с ресурсами: Ограниченное количество материалов и оборудования также может негативно сказаться на проводимых занятиях.
4.Непонимание со стороны родителей: Некоторые родители могут не понимать важность изобразительной деятельности и не поддерживают ее использование в обучении.
Будущие направления развития
Возможные направления для будущего развития изобразительной деятельности в обучении детей с ТМНР могут включать:
1.Разработка специализированных программ и методик: Необходима работа над новыми образовательными программами, которые учитывали бы индивидуальные особенности детей с ТМНР.
2.Повышение квалификации педагогов: Подготовка специалистов, знающих основы психологии и нейропсихологии, а также методов арт-терапии, поможет повысить эффективность изобразительного обучения.
3.Создание мультисенсорных пространств: Установка специализированных арт-студий, где дети смогут видеть, трогать и взаимодействовать с различными материалами, что будет способствовать эмоциональному и когнитивному развитию.
4.Интеграция технологий: Использование цифровых технологий и платформ может помочь расширить доступ к изобразительному обучению и сделать его более интерактивным и интересным.
Заключение
Изобразительная деятельность имеет важное значение в обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Она открывает новые горизонты для коммуникации и самовыражения, способствует социальному и эмоциональному развитию. Однако существующие проблемы требуют внимания и комплексного подхода. Будущее отправление данной области предоставляет широкие возможности для улучшения качества жизни детей с особыми потребностями, а также для их полноценной интеграции в общество.