Альтернативная коммуникация в работе с детьми с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития
Панкратова Елена Владимировна, учитель МБОУ СОШИ г. Кизел
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ.
Я работаю с детьми с ГУО и ТМНР. Говоря о трудностях, которые приходится преодолевать в процессе обучения наших детей, в первую очередь, нужно отметить отсутствие вербальной речи, что является значительным препятствием для всего образовательного процесса. Дети развиваются в общении, и поэтому перед коллективом педагогов остро встала проблема освоения альтернативных средств коммуникации, которые бы способствовали более успешному взаимодействию с неговорящими детьми и позитивно влияли на развитие познавательной, эмоциональной, двигательной сферы ребенка. В 2017 я прошла курс обучения русскому жестовому языку, а в 2018 наш педагогический коллектив стал работать по программе «Макатон».
Главные преимущества этой программы в том, что в русской версии многие жесты были заимствованы из русского жестового языка, что, несомненно, является плюсом, так как делает ее достаточно универсальной.
Второе преимущество заключается в использовании разных каналов передачи и восприятия информации, когда одному понятию соответствуют сразу жест и символ (упрощенная картинка). Символы довольно просты и доступны пониманию умственно отсталого ребенка. Вместе с жестами всегда используется грамматически правильная речь педагога.
Использование жестов делает коммуникацию возможной для детей, у которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. При помощи символов могут общаться те, кто не может жестикулировать в силу разных причин (например, дети с ДЦП). Методику обучения жестам мы разработали самостоятельно, совместно с нашими логопедами.
Кратко о методике обучения новому жесту:
Сначала обследуется натуральный объект, отмечаются его существенные признаки, потом постепенно вводится предметная картинка, чтобы ребенок мог соотносить ее с натуральным объектом, далее следует символ и показ слова. Педагог каждый раз произносит название объекта, упражняет ребенка в узнавании и различении объекта, изображения, и в конечном итоге отрабатывает показ жеста и упражняет в запоминании символа. На обучение новому жесту и символу отводится минимум 2 урока, впоследствии он повторяется, в том числе и в процессе осуществления межпредметных связей: рисуем мячик – повторяем жест и символ «Мяч»; на уроке по предмету «Человек» - повторяем «Мыть руки», «Кран»; «Окружающий природный мир» - «Дерево», жесты, обозначающие животных.
Развивающие и обучающие задания, проводимые в игровой форме, позволяют создавать благоприятную атмосферу и поддерживать интерес детей к процессу общения. Вот некоторые упражнения, которые мы применяем на уроках предмета «Речь и альтернативная коммуникация»:
- работа с силуэтными и контурными картинками – облегчает процесс соотнесения объемного предмета и плоскостного изображения;
- выкладывание символа из геометрических фигур и счетных палочек улучшает процесс запоминания символа;
- дидактические игры по принципу «Лото», где детям предлагается разложить символы на соответствующие предметные картинки (или наоборот);
- упражнение по такому же принципу, может браться сюжетная картинка с несколькими объектами (например, с персонажами сказки);
- выкладывание коротких предложений или словосочетаний из символов с опорой на сюжетную картинку «девочка ест», «девочка смотрит»;
- показать жестом объект (ребенок показывает «Дедушка», «Бабушка»);
- выбрать показанный жестом предмет из группы предметов;
- инсценировка сказки или фрагмента сказки, когда дети показывают своих персонажей жестами и «озвучивают» их при помощи жестов (с подсказкой педагога)
- в процессе реализации межпредметных связей: рисуем корову, дети повторяют жест «Корова»
Важно соблюдать основные правила общения с детьми:
1. Прежде чем сказать что-то, убедитесь, что ребенок готов вас услышать.
2. Убедитесь, что ребенок видит ваши глаза и лицо в целом.
3. Постарайтесь говорить мало и не быстро.
4. После своих реплик оставляйте паузы для ответа.
5. Если ребенок ответил вам «нет», не делайте с ним того, от чего он отказался.
6. Не забывайте обращаться к ребенку по имени!
Многочисленные учебные и бытовые ситуации дают возможность активно использовать данные жесты, а, следовательно, и закреплять. Благодаря внедрению и использованию жестов и символов в учебно-воспитательном процессе у обучающихся с ГУО и ТМНР появляется возможность лучше понимать происходящее вокруг.
Альтернативная коммуникация в работе с детьми с ГУО и ТМНР
PPT / 4.19 Мб
Спицына Любовь Ивановна
Бурых Елена Владимировна